Влияние сюжетно-ролевых игр на социализацию детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 11:37, дипломная работа

Краткое описание

В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками, это, как правило, выражается в неумении находить подход к партнеру по общению, поддерживать и развивать установленный контакт, согласовывать свои действия в процессе любой деятельности, адекватно реагировать и выражать свою симпатию к конкретному ребенку, отмечаются сложности в умении сопереживать в печали и радоваться успеху другого человека – всё это приводит к различного рода конфликтам и непониманию собеседников друг друга. Умение общаться, строить и поддерживать дружеские взаимоотношения и взаимодействовать, сотрудничать и сосуществовать с людьми, в целом, это необходимые составляющие полноценно развитой и самореализованной личности, это залог успешного психического здоровья человека.

Вложенные файлы: 1 файл

дипломная.docx

— 153.03 Кб (Скачать файл)

Так, в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является (от 3–6,7 лет) игровая.

Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра – есть, своего рода, средством познания ребенком действительности. В сюжетно-ролевой игре ребенок учиться подчинять свое поведение правилам игры, познает правила общения с людьми, развивает свои умственные способности и познавательные интересы, которые особенно важны для успешного обучения в школе. Игра для ребенка – это серьезное занятие.

Специфика сюжетно-ролевой игры такова, что позволяет использовать её как одно из эффективных средств социально-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста.

Таким образом,

Цель исследования: установить на практике работы с детьми степень влияния сюжетно-ролевых игр на развитие их коммуникативных способностей детей, которые предполагают навыки построение адекватных взаимоотношений, умение взаимодействовать с окружающей действительностью, следовать социальным нормам и правилам поведения.

Задачи исследования:

Определение качественных и количественных показателей сформированности игрового взаимодействия дошкольников (старшей, подготовительной группы)

Осуществление работы по развитию формированию взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста посредством использования сюжетно-ролевых игр.

Выявления степени эффективности применения ролевых игр как средства социально-нравственного развития

Предмет исследования: влияние сюжетно-ролевых игр на социально-нравственное развитие дошкольников.

Субъект исследования: дети старшего дошкольного возраста:

2002–03 уч. год – старшая группа – 18 человек

2003–04 уч. год – подготовительная группа – 1 человек

Гипотеза: предполагаю, что в ходе систематической, целенаправленной и планомерной работы произойдут качественные и количественные изменения показателей уровня игровой деятельности (сформированность навыков игрового взаимодействия и усвоения социальных норм и правил) у выделенной группы дошкольников посредством использования системы работы, качественной реализации принципов развития сюжетных игр у старших дошкольников как одного из средств социально-нравственного воспитания детей.

Методы:

диагностика игровой деятельности (уровневая дифференциация): констатация факта, контрольный срез.

анализ полученных результатов

осуществление работы по развитию формированию взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста посредством использования сюжетно-ролевых игр

выводы по цели исследования

2. Практическая  часть

 

Пояснительная записка

В экспериментальном исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста.

Данное исследования я начала проводить в 2002–03 уч. году, когда начала работала с детьми старшей группы. В течение первого года работы с это группой детей я осуществляла подборку сюжетно-ролевых игр, которые, на мой взгляд, подходили к работе с этим контингентом детей (исходя из их индивидуально-психологических особенностей) и реализовывали в полной мере требования программы «Развитие».

На протяжении ряда лет я осуществляла систематизацию, разрабатывала перспективное планирование по использованию ролевых игр для развития коммуникативных способностей, дружеских взаимоотношений детей.

Но прежде, чем работать над развитием и формированием взаимоотношений детей в игре, необходимо выявить было уровень игровой деятельности, (который является синтезом двух составляющих: 1) уровень игрового взаимодействия и 2) показатель усвоения социальных норм и правил) каждого ребенка, чтобы увидеть их «слабые» места, которые необходимо развивать и «сильные», на которые можно опереться в работе, и тоже их развивать.

Использование диагностики, считаю, важным делом, т. к. для того, чтобы использовать игру как средство воспитания и формирования личности ребенка необходимо знать каждого ребенка: определить степень развития его чувств, эмоций, представлений и знаний, умений и навыков игрового взаимодействия, следование его социальным правилам и нормам в повседневной жизни, а также его умений применять их в своей деятельности. Всё это необходимо для более эффективной и направленной работы

Диагностическая и формирующая работа проводилась со всей группой

2002–03 учебный год –  старшая группа – 18 человек

2003–04 учебный год –  подготовительная группа – те  же 1 человек

 

2.1 Констатирующий  эксперимент

 

Программа «Развитие» /автор Л.А. Венгер/ направлена на развитие умственных и творческих способностей ребенка-дошкольника.

Исходя из положения, что детская игра носит творческий и самодеятельный характер, авторы программы делают акцент при определении уровня развития игровой деятельности на изучение сюжетной игры и игры с правилами, так как они являются основными видами игровой деятельности дошкольников.

Для определения уровня игровой деятельности невозможно задать жесткие критерии, но есть ряд признаков, в совокупности позволяющих примерно отнести игру ребенка к одному из трех уровней – высокому, среднему, низкому, – в соответствии с возможностями данной возрастной категории; эти признаки – показатели уровня игры – представлены в таблице.

 

Низкий уровень

Сюжеты игры однообразны по содержанию и стереотипны, создают впечатление бесконечного движения по кругу в рамках привычных ролевых действий и взаимодействий.

Не только не продуцируют новые сюжетные идеи, но и не подхватывают идеи других; очень затруднено соединение разных смысловых полей (комбинирование в сюжете событий из разных смысловых сфер).

В игре-придумывании со взрослыми и сверстниками малоактивен, в основном, повторяет фрагменты повествования, предложенные партнерами.

Средний уровень

Развертывает, в основном, привычные сюжеты (небольшой круг тематики), часто весьма изощренно, с детализацией ролевых действий и отношений, активно использует ролевую речь – с партнерами и куклами. Откликается на инновации других, может встроиться в игру сверстников, найти место в общем смысловом поле, двигаться вслед за более активным партнером, но сам инициативно не стремится прорвать привычный «круговой» сюжет

В игре-придумывании со взрослым, вслед за ним может вносить инновации и развертывать новую последовательность событий, но часто приходит в тупик при необходимости согласовывать свои предложения с предложениями участников-сверстников

Склонен к отторжению замысла другого, нежели к его ассимиляции из-за трудностей комбинирования разных событий в единую новую сюжетную линию

Высокий уровень

Развертывает разнообразные сюжеты (индивидуально и со сверстниками), свободно комбинируя события и персонажей из разных смысловых сфер;

С одинаковой легкостью развертывает сюжет через роли (ролевые взаимодействия)

Может быть инициатором игры-фантазирования со сверстниками. Легко находит смысловое место в игре сверстников, подхватывает и развивает их замыслы, подключается к их форме игры.

Часто бывает инициатором игры с 3–4 сверстниками, умеет внятно изложить им замысел, предложить всем подходящие роли.

С легкостью участвует в игре-придумывании со взрослыми и сверстниками, внимателен к идеям партнеров, умеет их учесть и предложить свои, чувствителен в рассогласованиям в общем сюжете, преодолевает их посредством предвосхищающего планирования событий.


 

 

Примерные показатели для оценки уровня игры подобраны авторами программы «Развитие» в соответствии с пониманием закономерностей развития игровой деятельности и стратегии ее формирования, заложенными в программе «Развитие» и методических рекомендациях к ней.

Оценка уровня игры выносилась на основе обобщения результатов постоянных наблюдений за свободной самостоятельной игрой детей. Существенным подкреплением оценки уровня сюжетной игры ребенка служило его поведение в совместной со взрослым игре-придумывании.

Оценку уровня игры осуществляла 3 раза в год:

в ОКТЯБРЕ, где оценивался уровень игры, руководствуясь выделенными показателями, и, в зависимости от оценки, для каждой группы детей (с низким, средним, высоким уровнем) подбирала соответствующие приемы, способствующие дальнейшему продвижению и активизации самостоятельной игры детей (т.е. осуществление дифференцированного подхода к детям);

в ФЕВРАЛЕ, когда очередная оценка позволила определить успешность продвижения детей, скорректировать свою тактику, определить, кто из детей в большей мере нуждается во внимании;

в МАЕ осуществлялась итоговая оценка, которая является как характеристикой общего продвижения детей, так и свидетельством эффективности работы.

Прежде, чем проводить диагностику уровня игровой деятельности, было необходимо на основе наблюдений за самостоятельной деятельностью детей установить степень развития детских знаний и игровых умений, влияющих на создание определенного климата коллективных взаимоотношений в игре, чтобы четко знать ЧТО и КАК формировать у конкретного ребенка, т.е. наметить задачи по формированию личности ребенка и задачи по развитию его игровых навыков, в частности.

Так, по степени развития детских знаний и игровых умений, необходимых для поддержания дружеских взаимоотношений в игре, я условно выделила четыре подгруппы детей.

 

 

 

Количество детей

%

Первая подгруппа

6

33%

Вторая подгруппа

5

28%

Третья подгруппа

3

17%

Четвертая подгруппа

4

22%


 

 

Из графика видно, что возрастная группа, состоит на 33% (6 чел.) из детей активных, общительных, дисциплинированных, с достаточным запасом знаний и умений, из этих детей есть ребята, которые не всегда изъявляли желание выполнять второстепенные роли и по этому поводу спорили, но к замечаниями взрослого прислушивались; 28% (5 чел.) – дети молчаливые, немного замкнутые, почти не играющие с другими детьми и имеющими недостаточные изобразительные умения; 17% (3 чел.) – дети неуравновешенные, легко возбудимые, они постоянно конфликтовали с товарищами, не считались с их мнением; 22% (4 чел.) – это несколько пассивные ребята, имеющие недостаточно развитые навыки самоорганизации, частично умеют использовать в игре имеющийся у них запас знаний: эти дети не нарушали дисциплину.

Итак, далее результаты констатирующей диагностики по определению уровня игровой деятельности.

Дата диагностики:

ОКТЯБРЬ, ФЕВРАЛЬ, МАЙ – старшая группа – 18 человек (2002–03 уч. год)

 

 

 

Анализ полученных результатов диагностики в ОКТЯБРЕ 2002–03 уч. года позволяет говорить, что все дети, в основном, испытывали сложности различной степени при построении взаимоотношений, возникающие конфликты часто происходили из-за непонимания и нежелания слушать партнера по игре, при распределении ролей с трудом могли договориться друг с другом, пытались перекричать своего собеседника, доказывая своё мнение; эмоциональное состояние партнеров не брали во внимание, нередки случаи некорректного и неадекватного отношения друг к другу (отсутствие чувства сопереживания другому и умения радоваться за успех играющих).

Так, сравнительные (количественные и качественные показатели) диаграммы представляют возможным сказать, что наметилась положительная динамика с ОКТЯБРЯ по МАЙ 2002–03 уч. года (увеличивается количество детей с высоким уровнем, идет снижение с низким уровнем, хотя показатели среднего уровня остаются неизменными 67% (12 человек), происходят изменения в высоком и низком уровнях за счет того, что «плавает» количество из низкого средний высокий) в плане развития сюжетно-ролевой игры, игровых взаимоотношений и показателей усвоения социально-приемлемых форм поведения.

Если сравнить количественные и качественные результаты за МАЙ 2002–03 и ОКТЯБРЬ 2003–04 уч. годов, то можно увидеть, что динамики не отмечается.

 

 

МАЙ, 2002–03 уч. год

Старшая группа

ОКТЯБРЬ, 2003–04 уч. год

Подготовительная группа

Высокий уровень

22%

22%

Средний уровень

67%

67%

Низкий уровень

11%

11%


 

 

Данный факт можно обосновать тем, что срез проводился в МАЕ месяце почти перед самым отпуском детей и еще фактор, повлиявший на это – в летние месяцы акцент определяется на оздоровление дошкольников. Целенаправленная и планомерная работа продолжилась с СЕНТЯБРЯ, а уже в начале ОКТЯБРЯ проводилась диагностика, именно по этому, думаю, динамики за выделенный период не наметилось.

 

2.2 Формирующий  эксперимент

 

Исходя из результатов констатирующей части исследования, когда были выделены и условно определены четыре подгруппы детей, основание для объединения в которые послужили степень развития детских знаний и игровых умений, влияющих на создание определенного климата коллективных взаимоотношений в игре, были обозначены и подобраны наиболее эффективные педагогические приемы (при руководстве ролевыми играми этих групп детей), способствующие воспитанию у всех ребят устойчивых моральных чувств, формированию представлений о коллективе, умений и навыков коллективной жизни, которые постепенно превратятся в последствии в привычные и осознанные отношения доброжелательности, взаимопомощи.

Информация о работе Влияние сюжетно-ролевых игр на социализацию детей старшего дошкольного возраста