Влияние семейных взаимоотношений на развитие ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 17:24, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность межличностных отношений в семье и их влияние на формирование личности и поведения детей заключается в следующем: очень важный фактор эмоциональной уравновешенности и психического здоровья ребенка - это стабильность семейной среды. Большое значение имеет «качество» семьи, её воспитательная способность. Семья, неспособная воспитывать, приводит к серьезным нарушениям в процессе социализации ребенка.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Семейные отношения как показатель развития тревожности в младшем школьном возрасте
1.1.Понятие семейных отношений 6
1.2.Типы семейных отношений 15
1.3.Причины возникновения тревожности в семьях, имеющих детей младшего школьного возраста 22
Глава 2.Опытно экспериментальная работа
2.1 Организация и проведение исследование 31
2.2.Результаты и анализ экспериментальной работы……………...35
Заключение 40
Литература 43
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Влияние семейных взаимоотношений на развитие ребенка.docx

— 68.05 Кб (Скачать файл)

- средний уровень детско-родительских  отношений (12 детей)

- низкий уровень детско-родительских  отношений ( 2 детей)

2.2.Результаты и анализ экспериментальной работы

По результатам тестирования мы можем судить, что далеко не во всех семьях царит атмосфера положительных  детско-родительских отношений. В основном они носят переменный характер.

К высокому уровню детско-родительских отношений относятся рисунки  Курижевой Фатимы, Сиюховой Насти, Купиной Гали, Малявиной Яны, Рубанова Ивана, Аутлева Аскера, Кбатова Даниила. На этих рисунках ребенку комфортно в семье. На рисунке присутствую все члены семьи: в центре сам ребенок, в окружении - родители. Дети изображают себя и родителей нарядными; тщательно прорисовывает каждую линию: на лицах взрослых и ребенка улыбка, в позах прослеживается спокойствие. К среднему уровню детско-родительских отношений отнесены рисунки Бибаковой Люды, Снахо Артема, Орловой Марии, Трепет Алисы, Дрягиной Валерии, Емцева Даниила, Берстнева Никиты, Шиковой Заремы, Ивановой Светы, Хаджуова Арсена, Мерзаканова Махмуда. На этих рисунках видно, что ребенку в семье не очень комфортно, на некоторых рисунках отсутствует кто-либо из членов семьи. Видно наличие беспокойства, т.к. ребенок рисует себя грустным, вдали от родителей. К низкому уровню детско-родительских отношений можно отнести рисунки Тугуз Вячеслава, Розанова Игоря. На этих рисунках видно, что. запуганное выражение лица ребенка, ощущение эмоционального напряжения, через использование в рисунке темных красок.

На наш взгляд, причинами, повлекшими за собой возрастание  тревожности у детей, является то, что:

у родителей не сформировано полное представление о воспитании ребенка;

ребенок не ощущает себя уютно  и комфортно в семье (он не удовлетворен своим положением в семье);

дети растут в условиях дефицита добра, ласки, любви; боятся наказания;

в семье - неблагоприятная  обстановка; чрезмерная опека.

Так Хаджуов Арсен мечтает с папой поиграть , значит ему не хватает внимания со стороны отца.

Шикова Зарема боится наказания- видна чрезмерная строгость;

Береснев Никита хочет почаще с родителями гулять, значит ему не хватает родительской ласки и заботы;

Мерзаканов Махмуд мечтает, чтобы мама не плакала, значит в семье несколько напряженная обстановка;

Емцев Даниил говорит о  том, что его часто ругают - присутствие  чрезмерной строгости;

Иванова Света думает о  том, чтобы было можно поиграть с  подругами - прослеживается чрезмерная опека и ребенку не хватает  свободы;

Трепет Алиса жалуется, что ее не отпускают погулять с  бабушкой - налицо конфликтная ситуация в семье, от чего ребенок испытывает тревожность;

Купина Галя говорит о  том, она с папой и мамой  часто ездят отдыхать- в семье доброжелательные отношения;

Малявина Яна с гордостью  сообщает, что мама с ней часто  играет и ей с мамой очень интересно - видно, что в семье дружелюбные  отношения

Аутлев Аскер мечтает заботится о маме- в семье проявляется заботливость к членам семьи.

Разапов Игорь мечтает о том, чтобы мама с папой не ссорились- в семье прослеживается несколько напряженная обстановка, ребенок испытывает тревожность.

Итак, нами было выявлено 2 детей, которые не удовлетворены своим  положением в семье. Они часто  испытывают дискомфорт. Это видно  по рисунку, где они изображают себя вдалеке от взрослых, а также с  грустным выражением лица.

И наоборот, 7детей в семье  имеет положительные детско - родительские отношения. На их рисунках семья изображена в полном составе, где ребенок  помещен в центре, а также преобладание светлых тонов.В этих семьях царит благоприятная обстановка, забота.

И 10 детей, где дети в семье  не всегда чувствуют себя комфортно  и уютно

На наш взгляд, это происходит, потому что присутствует чрезмерная опека или чрезмерная строгость, что вызывает повышенную тревожность  в поведении детей.

Следовательно, 12 детей имеют  тревожность.:

- страх наказания;

- боязнь сделать что-то  не так, за что потом его  не будут любить;

Для преодоления тревожности  у детей, вызванной нарушениями  в детско-родительских отношениях, нами была составлена программа, направленная на их коррекцию.

Цель коррекционной программы:

создание психолого-педагогических условий для преодоления тревожности  у детей через коррекцию детско-родительских отношений;

апробирование эффективных  форм работы с родителями, направленных на повышение педагогической грамотности.

Задачи:

Формирование знаний о  психолого-педагогических особенностях ребенка Формирование позитивных взаимоотношений  между родителями и детьми.

Коррекция тревожности у  детей в системе детско-родительских отношений. Коррекционная программа  была направлена на работу с родителями и детьми. Содержание работы реализовывалось  через ряд этапов: пропедевтический; вводный; развивающий; контрольно-оценочный.

На формирующем этапе  в исследовании приняло участие 20 родителей и 20 детей

В результате предшествующей диагностики мы предположили, что  этих детей не устраивают взаимоотношения  с родителями.

Для преодоления тревожности у детей, вызванной нарушениями в детско-родительских отношениях, составляется программа, направленная на их коррекцию.

ЭТАПЫ

1.Пропедевтический этап.

Цель:

- снятие тревожности и напряженности в отношениях между родителями и детьми;

повышение уверенности в собственных  силах;

устранение отрицательных эмоций.

(одно занятие).

1. Вводный этап.

Цель: повысить психолого-педагогическую грамотность родителей; развивать умения, направленные на общение детей с родителями.

(три занятия).

ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

РОДИТЕЛИ и ДЕТИ

Совместные детско-родительские занятия

1. Знакомство с родителями и  детьми в круге:

Все участники встают в круг и  берутся за руки.

Ведущий предлагает каждому назвать  себя и рассказать о себе то, что  считает важным, чтобы знали о  нём другие (кем работает, чем  любит заниматься и т.д.).

2. Психологические игры и упражнения, направленные на релаксацию.

(«Комплименты», «Волшебный клубок»).

.Изучение психолого-педагогической  литературы

1.Проведение этических бесед  на темы:

(Мухина «Шестилетний ребёнок»)

«Семейные праздники», «Как быть вежливым».

.Просмотр видеофильма: «Шестилетка,  каков ты?» .Рисунки детей, отражающие семью и каждого родителя в отдельности.

.Родительское собрание на тему«Мы и наши родители. Семейные

линии».

.Составление рассказов о семье.

Резюмируя вышесказанное, можно  сделать некоторые выводы о закономерностях формирования ответственности в младшем школьном возрасте и о влиянии на сформированность этого свойства личности стратегий воспитания родителей:

Наибольшее количество детей  младшего школьного возраста проявляет  средний уровень сформированности ответственности

Преобладание среднего уровня может свидетельствовать о том, что в этом возрасте ответственность  находится на определённом этапе  формирования.

На высокий уровень  сформированности ответственности влияют эмоционально теплые, доверительные отношения между ребенком и родителями, принятие ребенка, с признанием его прав и достоинств, наличие сотрудничества, равенства в отношениях с родителями.

Негативно на формировании ответственности  ребенка отражается наличие строгих  и завышенных требований со стороны  родителей, повышенная тревожность  за ребенка, строгость в отношении  к нему и сверхконтроль, а так же ограничение автономности и независимости ребенка.

Ход коррекционной работы:

Первый этап, направленный на установление доброжелательных отношений  с родителями и детьми, начался  со знакомства. Ведущий назвал свое имя и рассказал о себе и  предложил сделать то же самое  остальным. Во время проведения игр  не все родители и дети были раскованны.

Общее впечатление от занятия  у родителей и детей положительное.

На втором этапе родители были более активны, с интересом  прослушали лекцию о психологических  особенностях детей шестилетнего возраста. Они отметили актуальность этой темы. Просмотр фильма вызвал эмоциональный  отклик, многие родители посмотрели на детей другими глазами.

Проведенное родительское собрание помогло понять многим родителям, что  они воспитывают своих детей  так же, как воспитывали когда-то их самих, осознали свои ошибки в воспитании.

Дети также принимали  активное участие в беседах. Все  с удовольствием рассказывали о  праздниках, которые они отмечают семьей.

На третьем этапе все  родители принимали активное участие  в дискуссии. Велось активное обсуждение при разрешении педагогических ситуаций. Большинству родителей не составило  труда охарактеризовать своего ребенка.

Для выявления детских  страхов, для развития умения говорить о своих негативных переживаниях открыто с детьми провели упражнение “Расскажи свои страхи”. Сначала  дети не решались говорить, чего они  боятся, но после рассказа ведущего о своих детских страхах дети включились в разговор и рассказали свои страхи. Только Руслан М. сказал: “Я не знаю, чего я боюсь!”. В рисовании  своих страхов дети с удовольствием  принимали участие.

На совместном детско-родительском занятии было изготовлено много  интересных поделок. Было видно, что  детям очень нравится совместная работа с родителями. Очень красивую птицу сделали Вадим К. вместе со своим папой. После изготовления поделок была организованна выставка.

В играх также участвовали  все с удовольствием. Только маме Игоря Р. показалось, что упражнения, которые выполняет ее сын, слишком  сложные, и она отказалась от них, что вызвало негативную реакцию  у ребенка.

В основном занятия на этом этапе проходили в теплой и  дружеской обстановке.

На четвертом этапе  родители делились впечатлениями о  проведенных занятиях. Они пришли к общему мнению, что стали по-другому  смотреть на своих детей, пересмотрели свои отношения с ними, стали обращать внимание на своего ребенка как на личность.

Папа Вадима К. сказал: “Мне так понравились ваши занятия, я  открыл много нового для себя, понял, в чём мы допускали ошибки при  воспитании своего сына. Теперь у нас  дома благоприятная атмосфера и  нашу семью можно назвать счастливой”.

Дети с большой любовью  делали подарки в виде рисунков для  своих родителей.

В результате мы провели спортивный праздник для детей и родителей, который прошел в очень веселой  обстановке.

Все закончилось чаепитием. Родители и дети делились своими положительными эмоциями.

Таким образом, коррекционные  занятия позволили установить более  теплый эмоциональный контакт между  родителями и детьми, способствовали закреплению доброжелательности и  понимания в их взаимоотношениях.

На наш взгляд, наиболее эффективными формами работы были дискуссии, так как каждый высказывал свое мнение и всей группой находили наиболее оптимальное решение проблемы: проигрывание педагогических ситуаций, потому что  со стороны можно лучше увидеть  и осознать ошибки, которые ты сам  допускаешь; совместные занятия с  детьми - они сближают родителей  и детей, помогают лучше понять друг друга.

Литература:

Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов  вузов.- М.: Академический Проект, 2001.

Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или Как  научиться понимать своего ребенка. - М., АСТ-ПРЕСС, 1999.

Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребенок идет в школу. - М., 1989.

Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. - М., 1988.

Вайзман Н. Реабилитационная педагогика - М., 1996.

Гордон Л. А., Клопов Э. В. Что это было? - М., 1989.

Детская психология: типы семейных отношений [Электронный ресурс] - режим  доступа: http://azps.ru

Захаров А.И. Дневные и  ночные страхи у детей. - С-П., 2000.

Захаров А.И. Авторский пакет  методик «Клинико-психологическое  консультирование при неврозах у  детей и подростков».- М., 1997.

Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении детей. - М., 1993.

Зинченко, Мещериков // Психологический словарь. -М., 1999.

Земска М. Семья и личность: Пер. с польск. Васильева Л.В.: Из-во «Прогресс», 1986.

Нартова-Бочавер С. Психология личности и межличностных отношений. - М.: Из-во ЭКСМО-Пресс, 2001.

Немов Р.С. Основы психологического консультирования: Учебн. для студ. педвузов. - М.: Гуматит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999.

Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учебн. заведений: В 3 кн. - М.:Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. - Кн. 1: Общие основы психологии.

Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учебн. заведений: В 3 кн. - М.:Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. - Кн. 2: Психология образования.

Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учебн. заведений: В 3 кн. - М.:Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. - Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики.

Макарова Е.Ч. Преодолеть страх или искусство терапия. - М., «Школа-Пресс», 1996.

Овчарова Р.В. Практическая психология - М.,Т.Ц. «Сфера», 1996.

Ольшанский Д. Страх. // Диалог 1991 - №5

Основы психологии: Практикум / Ред.-сост. Столяренко Л.Д. - Ростов н/Д: «Феникс», 2001.

Панфилова М.А. Игратерапия общения - М., 2000.

Пиаже Ж. Избранные психологические  труды - М., 1969.

Прихожан А.М. Тревожность  у детей и подростков: Психологическая  природа и возрастная динамика - Москва-Воронеж., 2000.

Психология младших школьников / Под ред. В.В. Давыдова. - М., 1990.

Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Academa, 1998.

Психология личности: Словарь-справочник / Под редакцией П.П. Горностая и Т.М. Титаренко. - К.: Рута, 2001.

Популярная психология для  родителей / Под ред. Спиваковской А.С. -

СПб.: СОЮЗ, 1997.

Рогов Е.И. Настольная книга  практического психолога в образовании: Учебное пособие. - М.: ВЛАДОС, 1996.

Словарь психолога-практика / Сост. Головин С.Ю. - Мн.: Харвест, 2001.

Риман Ф. Основные формы страха. - М., 1998.

Информация о работе Влияние семейных взаимоотношений на развитие ребенка