Влияние русских народных сказок на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 12:13, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: выявление влияния русских народных сказок на развитие связной речи старших дошкольников.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста будет осуществлять эффективнее, если: - планомерно, целенаправленно использовать разнообразные виды русских народных сказок в воспитательно-образовательном процессе ДОУ; - учитывать специфику влияния русских народных сказок на развитие связной речи дошкольников; - определить систему воспитательных мероприятий на основе использования русских народных сказок в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.

Содержание

Введение
Глава 1. Психолого - педагогически основы развития связной речи детей дошкольного возраста
1.1 Понятие связной речи детей дошкольного возрастаи ее значение для развития личности ребенка
1.2 Проблема развития связной речи в трудах педагогов
1.3 Особенности связной речи детей старшего дошкольного возраста
1.4 Диагностика развития связной речи дошкольников
Выводы по первой главе
Глава 2. Русские народные сказки как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста
2.1 Виды сказок и их влияние на развитие связной речи дошкольников
2.2 Особенности восприятия и понимания русских народных сказок детьми старшего дошкольного возраста
2.3 Методы приемы художественного чтения и рассказывания русских народных сказок детям старшего дошкольного возраста
2.4 Анализ программы воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста «Планета сказок»
Выводы по второй главе
Глава 3. Экспериментальное изучение влияния русских народных сказок на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста
3.1 Анализ развития связной речи детей старшего дошкольного возраста
3.2 Развитие связной речи старших дошкольников при помощи системы мероприятий на основе использования русских народных сказок
3.3 Динамика развития связной речи детей старшего дошкольного возраста
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Влияние русских народных сказок на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста.doc

— 611.00 Кб (Скачать файл)

 

Приложение  Ж

 

Рисунок - График обследования по специально организованной беседе «Русские народные сказки»

 

Приложение  К

 

Рисунок - Общая диаграмма  развития связной речи у детей  старшего дошкольного возраста

 

Приложение Л

 

До эксперимента После  эксперимента

Рисунок - Общая диаграмма  развития связной речи у детей  старшего дошкольного возраста

 

Приложение  М

 

Пьеса-сказка для детей  старшего возраста

Колобок – Ледяной  бок

Действующие лица:

Первый рассказчик

Второй рассказчик

Третий рассказчик

Елочки

Колобок – Ледяной  бок

Заяц

Медведь

Волк

Лиса

Девочка Маша

Пролог

Первый рассказчик: Жил  на свете Колобок, Колобок – круглый бок. Только был он не простой.

Все: А какой?

Второй рассказчик: С  морковкой гладкой?

Третий рассказчик: С  малинкой сладкой?

Второй рассказчик: Может, мясной?

Третий рассказчик: Или  с рыбкой какой?

Первый рассказчик: Говорю ж вам: не простой!

Второй рассказчик: Неужто золотой?

Первый рассказчик: Золотым  было яйцо, его курица снесла на крыльцо!

Третий рассказчик: Про  курицу мы знаем!

Первый рассказчик: Да мы не в эту сказку играем! У нас  будет сказка другая.

Все: Какая?

Первый рассказчик: «Колобок – Ледяной бок».

Все: А-а-а, мы так и  знали…

Первый рассказчик: Вы что, уже эту сказку играли?

Второй рассказчик: про  Колобка, который студился?

Третий рассказчик: Студился, студился и покатился?

Второй рассказчик: Сначала  к двери, потом – за порог,

Третий рассказчик: Припустил за порог со всех ног!

Первый рассказчик: Это  же неинтересно! Сказка-то вам известна!

Все: Какая?

Первый рассказчик: «Колобок – Ледяной бок».

Все: Нет, эту сказку мы не знаем!

Первый рассказчик: Так  давайте ее сыграем!

Картина первая

Выходят Елочки, танцуют, остаются на сцене. Появляется Колобок – Ледяной бок. Он катится по лесу, поет свою песенку и танцует.

Колобок (поет): У леса на опушке

Живу в своей избушке,

Я мал и крутобок,

Я снежный Колобок.

На завтрак съем сосульку,

А на обед – снежок,

Я бело-белоснежный

Чудесный Колобок.

Никого, никого не боюсь  я,

Захочу, захочу – покачусь я,

Да с горы, да с горы ледяной,

Никому не угнаться за мной.

Картина вторая

На поляне появляется Заяц.

Заяц: Эй, дружок, ты кто  такой?

Колобок: Колобок я, ледяной.

Заяц: Ледяной?

А разве бывает такой?

Разыграть решил зайчишку?

Ты – капуста с  кочерыжкой.

Колобок: Хоть и белый  я, но все же…

Заяц: На капусту ты похожий! Обмануть себя не дам! (Подбегает к  Колобку.) Откушу кусочек! Ам! Ай-ай-ай! Ой-ой-ой! (Отбегает от Колобка.)

Колобок: Заяц, заяц, что  с тобой?

Заяц: Ты капуста не простая,

Ты капуста… ледяная,

Хоть и вкусная на вид! (Хриплым голосом)

Ой, как горлышко болит…

Колобок: Колобок я  ледяной, весь из снега…

Заяц (испуганно): Ой-ой-ой,

Не могу я говорить,

Горло все сильней болит… (уходит)

Колобок (елочкам): Заяц, глупенький такой,

Говорю ж, я – ле-дя-ной!

Елочки: Не хотел тебя он слушать,

А хотел лишь взять  и скушать!

Картина третья

Звучит песенка Колобка. Колобок снова катится по поляне, навстречу ему Медведь.

Медведь: Эй, дружок, ты кто  такой?

Колобок: Колобок я, ледяной.

Медведь: Ледяной?

А разве бывает такой?

Обмануть решился мишку?

Ты – медовая коврижка.

Пообедаю тобой… (Приближается к Колобку.)

Колобок: Говорю ж: я ле-дя-ной!

Медведь: Мягонький да сдобный…

Колобок (вырываясь): Нет, я не съедобный!

Горло застудишь –

Болеть будешь!

Медведь: Ам!… Невкусный-то какой!

Ты и вправду (хрипло)…  ледяной…

У меня не голос – хрип…

Простудился я, осип… (Уходит)

Колобок (елочкам): Ну и  мишка! Он хрипит,

У него не важный вид…

Заболел он. Ясно.

Елочки: Винишь себя? Напрасно.

Картина четвертая

Вновь звучит мелодия  Колобка. Колобок катится по поляне. Навстречу ему Волк.

Волк: Эй, дружок, ты кто  такой?

Колобок: Колобок я, ледяной.

Волк (обнюхивая Колобка): Я не понял! Ле-дя-ной?

Что бывает и такой?

Колобок (отходя от Волка): Бывает, бывает

Кто съест кусочек  – болеть начинает.

Волк: Колобки я ел и буду! (Хватает Колобка)

Колобок (сопротивляясь): Отпусти – схватишь простуду!

Волк: Колобок, да ты наглеешь!

Съем тебя!

Колобок: Ты пожалеешь!

Волк: Ам!…

Лишь кусочек откусил  –

В горле жжет, терпеть  нет сил…

Мое горло льдом сковало…(хрипло)

Ох, такого не бывало…

Ты мне, льдышка навредил!

Чтоб ко мне не подходил! (уходит)

Колобок (елочкам): Вот! Опять  беда случилась…

Как все это получилось?

Елочки: Кто не умеет  слушать,

А хочет только кушать,

Пусть на себя пеняет

Других не обвиняет.

Картина пятая

Грустный Колобок медленно катится по поляне, навстречу ему  Лиса.

Лиса: Эй, дружок, ты кто  такой?

Колобок (устало): Колобок  я, ледяной.

Лиса: Колобок, какой, какой?

Колобок: Ле-дя-ной.

Лиса: Разве бывает такой?

Колобок (многозначительно): Еще как бывает!

Лиса (вкрадчиво): Слушай, милый Колобок,

Сядь ко мне на язычок.

Колобок (с укором): На язычок?

Лиса (невинно): На язычок.

Колобок: Ай-ай-ай!

Будто Лисонька не знает,

Что бывает, Когда на язычок

Лед попадает?

Лиса (заподозрив неладное): А что, что тогда бывает?

Колобок: Горло лисье  простывает,

Сильно голова болит,

Начинается бронхит.(Кашляет  на Лису)

А потом ангина,

Свинка, скарлатина,(Наступает  на Лису)

Тонзиллит и дифтерит.

И хронический гастрит

И ветрянка,

И волчанка, (Лиса в испуге катится от Колобка)

И краснуха, и понос,

Преждевременный склероз, (Лиса бежит от Колобка)

А потом еще отит. (Лиса в испуге убегает со сцены, Колобок  кричит вдогонку Лисе):

Лихорадка, птичий грипп!

Колобок устало садится, ему грустно и обидно. Вокруг него кружатся в танце Елочки.

Картина шестая

Появляется девочка  Маша.

Маша: Здравствуй, Колобок  – Ледяной бок!

Колобок: Как? Ты меня знаешь?

Маша: Конечно, знаю.

Колобок: И что –  не хочешь меня съесть?

Маша (смеется): Конечно, нет! Ты же Колобок белоснежный. Снаружи  – ледяной, внутри – снежный.

Колобок (удивленно): Верно, а откуда ты это знаешь?

Маша: Я сама тебя слепила

И на горке положила,

Только вдруг ты покатился

И назад не воротился.

Колобок: И теперь я  на опушке

В ледяной живу избушке.

Маша: Ну, а что ты здесь  сидишь?

И, мне кажется, грустишь?

Колобок: В лесу такое  творится!

Заяц меня боится,

Медведь меня опасается,

Волк угрожать пытается,

А лисица, а лисица

На меня ужасно злится.

Я – несчастный Колобок,

Я ужасно одинок.

Не могу так больше жить!

Маша: Так давай с  тобой дружить!

Что плохое вспоминать?

Лучше будем мы играть!

Будем с горки кататься!

Колобок: И в снегу  кувыркаться!

Маша: Снежки лепить.

Все вместе: Хороводы водить!

Выходят все участники  сказки и исполняют песенку Колобка (на мотив песни Э.Каца «Зима»).

У леса на опушке

Живет в своей избушке,

Мал и крутобок –

Чудесный Колобок.

На завтрак ест сосулку,

А на обед – снежок,

Он бело-белоснежный,

Чудесный Колобок.

Музыкальный спектакль  по произведениям Г.Струве для старшей  и подготовительной к школе групп

Страна счастья

Обе группы выходят из-за занавеса в зал, становятся полукругом, поют «Песенку о гамме» (сл. Н.Соловьевой // Дошкольное воспитание. – 1996. - №6. – С.77). В центре восемь детей, в руках каждого картонка с изображением ноты. Во время исполнения припева дети по очереди ритмично поднимают картонки.

Дети читают стихи, посвященные  женскому дню (по выбору музыкального руководителя), садятся на стульчики.

Ребенок: Наш спектакль  музыкальный дарим самым-самым, самым  добрым и красивым нашим милым  мамам.

Перед зрителями полукругом стоят стульчики, на них – колокольчики, ксилофоны, металлофоны. Выходят все участники спектакля в костюмах. «Музыканты» берут инструменты и садятся на стульчики, остальные дети становятся за ними. Все поют «Веселую песенку», оркестр аккомпанирует им.

Вместо двух последних  строк:

Дети (поют): Где же этот край чудесный?

1-й ребенок: Кто  ответит, кто ответит?

2-й ребенок: Кто  ответит детворе?

1-й ребенок: Давайте  отправимся искать эту страну.

Поют «Песню о дружбе» (муз. И сл. Л.Эйлазовой // Дошкольное воспитание. – 1999. - №8).

Дети из подготовительной к школе группы выносят ширму. На ней появляются домик, баба и дед (куклы). Рядом с ширмой стоит Сказочница (ребенок) и рассказывает сказку «Колобок». Все роли исполняют дети.

Сказочница: Жили-были дед да баба.

Дед: Испекла бы ты, баба, Колобок – румяный бок.

Сказочница: Баба по коробу помела, муки наскребла, на сметане  тесто замесила, испекла Колобок  и поставила на окошко студить. Посидел, посидел Колобок, надонло, скатился с окна во двор да покатился по тропинке в лес. Навстречу ему Заяц.

Заяц: Колобок, Колобок, я  тебя съем!

Колобок: Не ешь меня, я тебе песенку спою: «Я – Колобок, Колобок, на сметане мешен, на окошке стужен, я от бабушки ушел, я от дедушки ушел, а от тебя, Заяц, и  подавно уйду!»

Сказочница: Покатился Колобок дальше, а навстречу ему Волк.

Волк: Колобок, Колобок, я  тебя съем!

Колобок: Не ешь меня, я тебе песенку спою: «Я – Колобок, Колобок, на сметане мешен, на окошке стужен, я от бабушки ушел, я от дедушки ушел, я от Зайца ушел, а от тебя, Волк, и подавно уйду!»

Сказочница: Покатился  Колобок дальше, а навстречу ему  Медведь.

Медведь: Колобок, Колобок, я тебя съем!

Колобок: Не ешь меня, я тебе песенку спою: «Я – Колобок, Колобок, на сметане мешен, на окошке стужен, я от бабушки ушел, я от дедушки ушел, я от Зайца ушел, я от Волка ушел, а от тебя, Мишенька, и подавно уйду!»

Сказочница: Покатился  Колобок дальше, а навстречу ему  Лиса.

Лиса: Колобок, Колобок, я  тебя съем!

Колобок: Не ешь меня, я тебе песенку спою: «Я – Колобок, Колобок, на сметане мешен, на окошке стужен, я от бабушки ушел, я от дедушки ушел, я от Зайца ушел, я от Волка ушел, я от Медведя ушел, а от тебя, Лисонька, и подавно уйду!»

Лиса: Ой, Колобок, совсем старая стала, на ухо тугая, сядь-ка лучше мне на носок да спой еще  разок.

Сказочница: Стой, Колобок, не слушай хитрую лису. Пошла, Лиса, прочь!

В конце сказки Лиса готовится  схватить Колобка, ведущая отгоняет плутовку, а дети, не участвующие  в кукольном представлении, поют, обращаясь к Колобку (вышедшему  из-за ширмы ребенку в соответствующем костюме), песню «Колобок» (сл. В.Татаринова // Дошкольное воспитание. – 1998. - №3. – С. 156).

Хор: Кто там катится  вдали,

Без тропинок, без дорог?

Ты зачем на край земли

Разбежался, Колобок?

Припев: Колобок, Колобок,

Ну, куда ты, дружок?

Ну, какой тебе прок

Убегать за порог?

Колобок: Я от бабушки  ушел,

Я от дедушки ушел,

Не попался на зубок,

Вот какой я Колобок!

Хор: Ты и волку, и лисе

Все хвалился б и хвалился…

Ну, а дальше знают  все,

До чего б ты докатился!

Припев: Колобок, Колобок,

Ну, куда ты, дружок?

Ну, какой тебе прок

Убегать за порог?

Хор: На пригорок, на горбок,

Через поле и лесок

Отправляйся, Колобок,

Лучше с нами, голубок!

Припев: Колобок, Колобок!

Лучше с нами, дружок,

Покатись, Колобок,

Так как путь наш далек.

Колобок присоединяется к детям. Идут вместе. Встречают сына мельника с Котом в сапогах. Колобок и дети стоят у боковой стены. Кот в сапогах и его хозяин – у микрофона в центре зала. Кот, обращаясь к хозяину, поет 1-й куплет песни «Лунные коты». В это время у центральной стены танцуют кошечки (девочки), к которым после пения присоединяется Кот. Второй куплет исполняет хозяин. Третий куплет поют Кот и хозяин.

Хозяин (обращаясь к  детям и Колобку): Куда вы идете?

Дети и Колобок: Мы ищем Страну Счастья, пойдемте с нами.

Хозяин и Кот: Пойдем.

Звучит отрывок фонограммы сказки «Бременские музыканты» («Ничего  на свете лучше нету…»).

Открывается занавес. У  центральной стены домик с  забором. Во дворе Коза месит тесто  в миске.

Коза: Пеку я всевозможные

Бисквиты и пирожные.

Их надо печь искусно,

Чтоб было очень вкусно.

Козленок!

Козленок: Я здесь, мамочка.

Коза: Ну, как, напрыгался, дружок?

Козленок: Меня еще зовет  лужок.

Козленок подбегает  к детям и вместе с ними начинает игру. Проводится любая музыкальная  игра по усмотрению музыкального руководителя, например «Передача платочка».

Выходит Коза с тортом в корзинке.

Коза: Малыш! Этот торт с  тобой вдвоем мы бабуле отнесем.

Пока Коза уходит в  домик переодеться, Козленок хватает  корзинку и убегает один.

Занавес закрывает домик.

Козленок: Сам к своей бабушке смело пойду, сам ей в корзиночке торт отнесу.

Появляются девочки  с цветами в руках. Испоняют «Танец цветов» (музыка и движения по усмотрению музыкального руководителя). В конце  танца девочки-цветы опускаются на пол по всему залу.

Выбегают дети в шапочках Коровы, Овцы, Собаки, Козы и становятся по углам. Среди застывших в одном положении «цветов» появляется Козленок. Дети инсценируют песню «Про Козлика» (сл. В.Семернина // Дошкольное воспитание. – 1997. - №7. – С.99), которую исполняет хор.

Коза: Тебя я нашла, мой милый козленок,

Мой самый красивый и  добрый ребенок.

Выходят три мальчика. Поют по очереди куплеты песни  «Так уж получилось» (сл. Н. Соловьевой // Дошкольное воспитание. – 1996. - №6. –  С.76).

Появляются дети, идущие в Страну Счастья.

Три мальчика: Куда вы идете, ребята?

1-й ребенок: Идем  искать Страну Счастья.

Информация о работе Влияние русских народных сказок на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста