Влияние русских народных сказок на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 12:13, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: выявление влияния русских народных сказок на развитие связной речи старших дошкольников.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста будет осуществлять эффективнее, если: - планомерно, целенаправленно использовать разнообразные виды русских народных сказок в воспитательно-образовательном процессе ДОУ; - учитывать специфику влияния русских народных сказок на развитие связной речи дошкольников; - определить систему воспитательных мероприятий на основе использования русских народных сказок в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.

Содержание

Введение
Глава 1. Психолого - педагогически основы развития связной речи детей дошкольного возраста
1.1 Понятие связной речи детей дошкольного возрастаи ее значение для развития личности ребенка
1.2 Проблема развития связной речи в трудах педагогов
1.3 Особенности связной речи детей старшего дошкольного возраста
1.4 Диагностика развития связной речи дошкольников
Выводы по первой главе
Глава 2. Русские народные сказки как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста
2.1 Виды сказок и их влияние на развитие связной речи дошкольников
2.2 Особенности восприятия и понимания русских народных сказок детьми старшего дошкольного возраста
2.3 Методы приемы художественного чтения и рассказывания русских народных сказок детям старшего дошкольного возраста
2.4 Анализ программы воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста «Планета сказок»
Выводы по второй главе
Глава 3. Экспериментальное изучение влияния русских народных сказок на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста
3.1 Анализ развития связной речи детей старшего дошкольного возраста
3.2 Развитие связной речи старших дошкольников при помощи системы мероприятий на основе использования русских народных сказок
3.3 Динамика развития связной речи детей старшего дошкольного возраста
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Влияние русских народных сказок на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста.doc

— 611.00 Кб (Скачать файл)

География сказок. В программе  должны быть представлены сказки всех континентов: Азии, Европы, Африки, Австралии.

Путешествие предлагается начать по «Планете сказок» с России, а, обойдя весь земной шар, вернуться домой, но уже с другой стороны. На нашей планете около 200 стран, и, конечно не возможно рассказать о всех. Критериями выбора страны станет сама сказка и тот вспомогательный материал, который можно найти и рекомендовать, но страны, имеющие богатую национальную культуру и природную специфику, должны быть представлены в первую очередь.

Программа «Планета сказок»  адресована воспитателям ДОУ, педагогам, родителям.

Выводы по второй главе

Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества русского народа ни в чем не проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей первенствующего значения.

Сказки подразделяются на сказки о животных, волшебные, и социально – бытовые, или, как их еще называют, новеллистические, сказки.

В восприятии сказки участвуют все  познавательные процессы: память, мышление, воображение. Слушая литературное произведение, ребенок не видит перед собой описываемые события. Он их должен представить, опираясь на свой опыт. От того, насколько он правильно это сделает, зависит понимание произведения, содержания и идеи.

Дети дошкольного возраста –  слушатели, а не читатели, русские  народные сказки доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Педагог должен владеть техникой чтения и рассказывания – четкой дикцией, средствами интонационной выразительности (правильно расставлять логические ударения, паузы, владеть темпом, умея ускорять или замедлять его, в нужных местах повышать или понижать голос).

Была рассмотрена методика художественного  чтения и рассказывания на занятиях, подготовка дошкольников к восприятию новой сказки и приемы, которые  являются наиболее эффективными в беседах по сказкам.

Была проанализирована программа воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста «Планета сказок» опубликованная в 2001 году в журнале №6 «Дошкольное воспитание», автором которой является В.Ашиков – эксперт Международного комитета гражданской дипломатии, член Всероссийского движения «За культуру мира».

Программа «Планета сказок»  ставит задачу рассказать о разных странах, народах и культурах, ввести в мир общих для людей этических  ценностей через самое близкое  и доступное детям – через  сказку. Сказка в программе становится гидом, проводником в каждую новую страну, в ее культуру, в мир природы и человека, его нравственных ценностей. Дети старшего дошкольного возраста уже способны понять, что такое путешествие по планете, что значит другая страна и другой народ, другой образ жизни, их начинает интересовать мир природы. Все это есть в сказках разных народов, отобранных в программе целенаправленно.

 

Глава 3. Экспериментальное  изучение влияния русских народных сказок на развитие связной речи детей  старшего дошкольного возраста

 

3.1 Анализ развития  связной речи детей старшего  дошкольного

возраста

 

Исследование проводилось  на базе МДОУ №43 «Снежинка», в старшей  группе.

Основной целью I этапа  эксперимента является: определение  уровня связной речи детей старшей  возрастной группы.

Для проведения констатирующего  эксперимента использовались диагностические  методики, предложенные в учебном  пособии Алексеевой М.М., Яшиной В.И., пересказ с использованием серии  сюжетных картин и специально организованной беседы с детьми. В Приложении А представлена методика проведения диагностики [2, с.65].

Алексеевой М.М. и Яшиной В.И. выделены 3 уровня развития связной  речи детей:

I уровень – высокий

- Ребенок активен в  общении, умеет слушать и понимать  речь, строит общение с учетом  ситуации, легко входит в контакт с детьми и педагогом, ясно и последовательно выражает свои мысли, умеет пользоваться формами речевого этикета, умеет задавать и отвечать на вопросы, своевременно вступать и завершать диалог.

II уровень - средний

Ребенок умеет слушать и понимать речь, участвует в общении чаще по инициативе других, умение пользоваться формами речевого этикета неустойчивое, при общении допускает ошибки и незначительные паузы, умеет отвечать на вопросы, умеет отвечать на вопросы, вступать в диалог.

III уровень – низкий

- Ребенок малоактивен  и малоразговорчив в общении  с детьми и педагогом, невнимателен, редко пользуется формами речевого  этикета, не умеет последовательно  излагать свои мысли, точно  передавать их содержания, словарь  ребенка скуден, не умеет задавать и отвечать на вопросы, не всегда завершает диалог.

Исследование проводилось  с детьми старшей возрастной группы в количестве 15 человек.

При подготовке исследования мы подобрали хорошо знакомое детям  произведение и к нему серию картинок. По ходу занятия каждый ребенок пересказывал русскую народную сказку «У страха глаза велики» (Приложение Б).

Анализируя полученные данные, мы пришли к следующим выводам:

Высокий уровень развития связной речи у 3 детей, что составляет 20%, дети правильно формулируют основную мысль произведения, умеют точно и последовательно строить описательный рассказ по картинкам, используют в речи простые и распространенные предложения, используют существительные, обозначающие название предметов; прилагательные, обозначающие свойства; глаголы, обозначающие действия героев; предлоги, употребляемые в речи.

Средний уровень развития связной речи у 7 детей, что составляет 47%. Дети могут выразить основную мысль  произведения. Последовательно, логично, связно пересказывают сказку, но при этом присутствует небольшое количество подсказок воспитателя. В своей речи больше всего используют существительные и глаголы.

Низкий уровень развития связной речи у 5 детей, что составляет 33%. Связная речь детей характеризуется  неверным или не последовательным воспроизведением текста, нарушением его структуры, бедностью лексики, многочисленными паузами при пересказе, отсутствием описания внешнего вида героев и окончания текста.

Проведя обследование по пересказу русской народной сказки «У страха глаза велики» с использованием серии картинок, мы увидели, что 10 детей старшей группы коллективные признаки выделяют все, в основном, так же структуру и последовательность описания выдерживают. Хорошо развита и связность высказывания. Больше всего в речи дети употребляют существительные и глаголы, а меньше прилагательные. У 5 детей бедный словарный запас, во время рассказа с затруднениями и длительными паузами раскрывали содержание текста.

График обследования по пересказу русской народной сказки «У страха глаза велики» с использованием серии сюжетных картин изображен в Приложении Г.

На последующем этапе  диагностики, с каждым ребенком была проведена специально организованная беседа по русским народным сказкам (Приложение Д).

Проведя обследование по специально организованной беседе, мы увидели, что у 5 детей, что составляет 33% - высокий уровень коммуникативных умений. Они умеют вступать в диалог, владеют речевыми оборотами для установления контакта, легко контактируют с воспитателем, умеют поддерживать и завершать диалог.

У 7 детей (47%) – средний  уровень развития коммуникативных  умений. Они умеют вступать в диалог, владеют речевыми оборотами для  установления контакта, нелегко контактируют с воспитателем, не всегда завершают  диалог.

У 3 детей, что составляет 20% - низкий уровень развития коммуникативных умений. Они не всегда вступают в диалог, не владеют речевыми оборотами для установления контакта, умеют отвечать на вопросы, но не умеют их задавать, не умеют завершать диалог.

График обследования по специально организованной беседе изображен в Приложении Ж.

В результате исследования уровня развития связной речи мы пришли к следующим показателям:

4 ребенка с высоким  уровнем развития связной речи.

- Ребенок активен в  общении, умеет слушать и понимать  речь, строит общение с учетом ситуации, легко входит в контакт с детьми и педагогом, ясно и последовательно выражает свои мысли, умеет пользоваться формами речевого этикета, умеет задавать и отвечать на вопросы, своевременно вступать и завершать диалог.

7 детей со средним  уровнем развития связной речи.

- Ребенок умеет слушать  и понимать речь, участвует в  общении чаще по инициативе  других, умение пользоваться формами  речевого этикета неустойчивое, при общении допускает ошибки  и незначительные паузы, умеет  отвечать на вопросы, вступать в диалог.

4 ребенка с низким  уровнем развития связной речи.

- Ребенок малоактивен  и малоразговорчив в общении  с детьми и педагогом, невнимателен, редко пользуется формами речевого  этикета, не умеет последовательно  излагать свои мысли, точно  передавать их содержания, словарь ребенка скуден, не умеет задавать и отвечать на вопросы, не всегда завершает диалог.

Общий уровень данных по связной речи детей мы отразили в таблицах (Приложение В и Е) и  диаграмме (Приложение К).

Проанализировав календарно-тематический план воспитателя в старшей группе, мы выяснили, что чтение художественной литературы с использованием русских народных сказок проводится 1 раз в неделю, что недостаточно развивает связную речь детей.

 

3.2 Развитие  связной речи старших дошкольников  при помощи системы мероприятий

 

Проведя констатирующий этап эксперимента, мы пришли к выводу, что необходимо с детьми, находящимися на среднем и низком уровне развития связной речи проводить более  глубокую, целенаправленную и систематическую  работу по развитию связных высказываний, посредством использования произведений русского народного творчества.

Мы разработали и  предложили систему мероприятий  для детей старшей группы на основе использования русских народных сказок в воспитательно-образовательном  процессе ДОУ. Формирующий эксперимент проводился в период с ноября 2006 года по март 2007 года, в ходе которого мы преследовали цель: повышение уровня развития связной речи детей старшего дошкольного возраста за счет проведения ряда мероприятий. За время проведения формирующего эксперимента в данной возрастной группе были поставлены: пьеса-сказка для детей старшего дошкольного возраста «Колобок - Ледяной бок», музыкальный спектакль по произведениям Г.Струве для старшей и подготовительной к школе группе «Страна счастья», в основе которого лежали русские народные сказки и музыкальный спектакль по мотивам русской народной сказки «Царевна-лягушка». Были проведены 10 дополнительных занятий (по 2 в месяц), в основе которых лежали русские народные сказки, в конце каждого месяца проводилась викторина, направленная на закрепление и систематизацию пройденного материала занятий, также было проведено 6 театрализованных игр и 2 игры драматизации, содержание которых отражает суть русских народных сказок [Приложение М].

 

3.3 Динамика развития связной речи детей старшего дошкольного возраста

 

Проведя формирующий  эксперимент целенаправленно и  систематически развивая связную речь, при помощи системы мероприятий  на основе использования русских  народных сказок в воспитательно-образовательном процессе ДОУ, мы пришли к выводу, что проведенная нами работа помогла повысить уровень речевого развития детей в целом и связной речи детей в частности.

Мы получили высокий  результат по сравнению с результатами, которые были получены на констатирующем этапе эксперимента.

Мы увидели, что у 4 детей, что составляет 27%, находившихся на среднем уровне развития связной  речи, наблюдается переход на высокий  уровень, так как дети правильно  формулируют основную мысль произведения, умеют точно и последовательно строить описательный рассказ по картинкам, используют в речи простые и распространенные предложения, используют существительные, обозначающие названия предметов; прилагательные, обозначающие свойства; глаголы, обозначающие действия предметов; предлоги, употребляемые в речи.

3 детей с низким  уровнем развития связной речи  достигли среднего уровня, что  составляет 20%. Это характеризуется  тем, что дети могут выразить  основную мысль произведения. Последовательно,  логично, связно пересказывают  сказки, но при этом присутствует небольшое количество подсказок воспитателя. В своей речи больше всего используют существительные и глаголы.

Анализируя результаты проведенной работы, можно сделать  вывод, что проведенная нами работа над связной речью с использованием русских народных сказок помогла детям повысить уровень развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Общий график развития связной  речи смотрите в Приложении Л.

Заключение

 

Нами был изучен опыт отечественных и зарубежных педагогов  по проблеме развития связной речи дошкольников. Были построены теоретические предложения, которые легли в основу организации эксперимента.

Проводился анализ результатов  исследования и сделаны основные выводы. Мы раскрыли понятие связная  речь, осветили особенности и задачи связной речи, раскрыли методы руководства русскими народными сказками для развития связных высказываний детей.

Работая над проблемой  связной речи на занятиях по русским  народным сказкам, мы пришли к выводу, что планомерное, систематическое  использование русских народных является эффективным средством развития связной речи. Русские народные сказки обеспечивают высокую эффективность в работе по развитию связной речи детей, поскольку раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей первенствующего значения. Из сказки ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Сказка помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.

Информация о работе Влияние русских народных сказок на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста