Влияние игровых упражнений для изображения предметов в рисунках детей младшей группы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2013 в 11:55, контрольная работа

Краткое описание

В детском саду на занятиях по изобразительной деятельности используются разнообразные методы и приемы, которые условно можно подразделить на наглядные и словесные. Особую, специфичную для детского сада группу приемов составляют игровые приемы. В них соединяется применение наглядности и использование слова.

Вложенные файлы: 1 файл

изо контрольная.docx

— 40.94 Кб (Скачать файл)

Рисование для  трехлетнего ребенка — это  та же игра, в которой он активно  действует. Сам процесс сопровождается звукоподражанием, мимикой, движениями и приговариванием. 

Занятия рисованием должны способствовать всестороннему  развитию детей, пополнять их знания об окружающем, удовлетворять потребность  в игре, так как игра занимает основное место в их жизни. 

В младшей группе необходимо учить детей элементарным приемам пользования карандашом и кистью. Трехлетнего ребенка  вначале не смущает неумение держать  карандаш, кисть и рисовать ими. Но постепенно он начинает осознавать свои возможности и на предложение  воспитателя нарисовать что-либо, отвечает: «Я не умею». Поэтому встает задача не только научить ребенка правильно держать карандаш, кисть, но и научить элементарным способам изображения. 

Вот почему мы учим детей проводить вертикальные, горизонтальные и замкнутые линии. Пользуясь этими приемами, дети в дальнейшем могут передавать несложные формы предметов. Кроме того, дети учатся различать форму некоторых предметов, пространственные отношения (верх, низ, левая и правая стороны листа) и цвета. 

Задача первых занятий — проведение прямых линий (вертикальных и горизонтальных). 

Так как сначала  важно, чтобы дети умели выдерживать  направление, то на этих занятиях удобнее  применять карандаш. 

Впоследствии  задание усложняется тем, что  линия приобретает ширину и становится полосой. Здесь удобнее применение кисти и краски. 

Программой предусмотрено  чередование работ по заданию  с рисованием по собственному замыслу  детей. Благодаря этому дети, рисуя  по собственному замыслу, не только закрепляют полученные навыки, но и применяют  их для изображения предметов, которых они прежде не рисовали.

В рисовании по собственному замыслу у детей  воспитывается самостоятельность, проявляется творчество. 

Овладение детьми каким-либо навыком требует многократных постепенно усложняющихся упражнений. Подбирая темы для этих упражнений, мы даем несколько вариантов одного и того же приема, связываем его с разнообразными детскими впечатлениями и широко используем игровые приемы» Так, первые темы «Дождик», «Травка», «Ленточки короткие и длинные» и т. п. предлагаются к упражнениям в проведении вертикальных линий, сначала отрывочных и коротких, а затем более длинных и широких. 

Опыт показал, что техника работы кистью и краской  легче, чем карандашом. Дети скорее ее усваивают, и рисунки при этом получаются выразительнее, чем при рисовании карандашом. 

Следующие темы относятся к упражнениям в  проведении горизонтальных линий— «Дорожки», «Цветные нитки» и т. п.; затем идут темы, требующие от детей комбинирования двух ранее усвоенных приемов,— забор, лесенка (горизонтальные и вертикальные линии), трубы дымят и пр. Дым из труб дети рисуют с большим увлечением. При этом плавные закругления позволяют учить изображению замкнутых линий. При рисовании клубка спиральные линии еще могут быть запутанными, но при изображении различных круглых форм (мыльные пузыри, баранки и др.) нужно, чтобы кругообразная линия сомкнулась. Для клубка, естественно, нужны тонкие линии — нитки. Их легче рисовать карандашом. Мыльные пузыри легки, прозрачны, отливают разным цветом. Проведенные цветными карандашами тонкие линии кружков в этих случаях вполне совпадают с образом предмета. Но если это баранки или цветные кольца, то широкую цветную замкнутую линию проводят красками. 

Следующее усложнение — ровная закраска круга (мяч, шарики, снежный кем). 

Во всех случаях  изображению, даже самому элементарному, должно предшествовать накопление детьми конкретных представлений о предмете, стремление передать этот предмет в  рисунке. Там, где можно, темы связываются с наблюдениями природных явлений (дождь, снег, деревья), детскими играми (снежный ком и снежная баба), с праздниками (флаг, цветные шарики). 

Приведем перечень тем, которые мы предлагаем детям  младшей группы:  
Дождик или травка.  
Ленточки (короткие и длинные).  
Нитки разноцветные (намотаны на картон).  
Дорожки.  
Забор, лестница, рельсы.  
Трубы дымят.  
Клубок.  
Мыльные пузыри.  
Баранки, разноцветные колеса.  
Мячик, солнышко, воздушные шарики.  
Снег идет, снежный ком.  
Снежная баба, неваляшка, цыпленок.  
Флаг.  
Тележка, паровоз, пароход.  
Волны. 

 

3. Влияние игровых упражнений  на передачу в рисовании тех  или иных предметов на технические  навыки.

 

 

 

 

 

Анализ занятия

Как решались поставленные задачи.

Одной из главных задач  воспитателя является создание творческой атмосферы и сохранение у детей  до конца занятия интересы к работе

 

Целесообразно ли использовался  материал в ходе занятия\

 

В младших группах материал раскладывает воспитатель, иногда он просит детей отнести на стол карандаши, кисти, тряпочки. Такая помощь создает  у них определенный настрой, интерес  к занятию.

Часть материала не следует  выставлять сразу, чтобы не загромождать столы и не отвлекать внимание ребят. Иногда не сразу раздается  бумага для рисования, а лишь после  объяснения приемов работы.

 Обычно листы бумаги  с подписанными именами детей  заранее раскладываются на столах  на постоянном месте ребенка.

Какова структура занятия

Какие методы и приемы обучения использовались при в ходе занятия

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Рисование – интересный и полезный вид деятельности, в  ходе которого разнообразными способами  с использованием самых разных материалов создаются живописные и графические  изображения. Рисование приобщает  малышей к миру прекрасного, развивает  креативность (творческое начало личности), формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира. Часто несет в себе элемент психотерапии – успокаивает, отвлекает, занимает.

Рисование побуждает детей  к творчеству, учит видеть мир в  живых красках. Важно не упустить возможности, которые открываются в раннем возрасте, необходимо развивать способности ребенка образно воспринимать мир, придумывать новые сюжеты. Таким образом, при умелой организации занятий и учете психологических и физиологических особенностей детей 1-3 лет рисовании может стать одним из любимых занятий малышей.

При обучении детей раннего  возраста рисованию активно используется игра. Взрослый обыгрывает сюжет будущего рисунка с помощью различных  игрушек и предметов, сопровождает рисование эмоциональным комментарием, использует стихи, загадки, потешки  и т. д. Такой метод обучения позволяет  заинтересовать малышей, дальше удерживает их внимание, создает необходимый эмоциональный построй и положительный мотив деятельности.

Занимаясь рисованием с маленькими детьми необходимо учитывать особенности  раннего возраста. У малышей еще  не сформированы многие умения и навыки. Дети не умеют правильно держать  карандаш и кисточку, регулировать силу давления на бумагу, (на карандаш надавливают слабо, на кисточку слишком  сильно), ориентироваться на листе  бумаги и не выходить при рисовании  за край. Часто отсутствие умений сердит и рассматривает малышей, они  оставляют попытки нарисовать задуманное. В этом случае рисование может  надолго задерживаться на уровне хаотических линий (черкание, каляки-маляки).

Поэтому рекомендуется начинать занятия рисованием с обучения малышей  простейшим навыкам и приемам: держать  правильно карандаш, кисточку; рисовать простые линии и формы; не выходить во время рисования за край листа  бумаги или за ограничительную линию. Рисуя «палочки» и «дорожки» (вертикальные и горизонтальные прямые линии), кружочки и овалы, ребенок открывает для  себя обобщение формы и линии  как основу множества образов, учится находить в них сходство с окружающими  предметами и явлениями. Освоив минимальный  арсенал умений, малыши получают возможность  передавать на бумаге элементарный образ, начинают чувствовать себя более  уверенно в этом занимательном виде деятельности. А рисование пальчиками и ладошками дарит малышам  незабываемые ощущения непосредственного  взаимодействия с красками, впечатления  от манипуляций с цветом.

При обучении навыкам рисования  не следует забывать, что рисование  для детей – прежде всего игра. Не надо ограничивать детскую свободу. Нужно предоставлять малышам  возможность поэкспериментировать. После того как необходимые навыки сформированы и техника рисования  усвоена, проводятся обобщающие занятия, на которых детям предоставляется  возможность продемонстрировать свое умение при создании оригинальных изображений.

Помимо обучения навыкам  рисования, формирования интереса и  положительного отношения к изобразительной  деятельности, по сюжетному рисованию  развивают речь, фантазию и творчество, знакомят с окружающим миром, способствуют личностному и эстетическому  развитию.

 

Список литературы

 

  1. Алексеевская Н. «Озорной карандаш» М. – 1999 г.
  2. Григорьева Г.Г. «Изобразительная деятельность дошкольника» М. – 1997 г.
  3. Григорьева Г.Г. «Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности» М. «Просвещение» - 1995 г.
  4. Доронова Т.Н., С.Г. Якобсон «Обучение детей 2-4 рисованию, лепке, аппликации в игре» М. «Просвещение» - 1992 г.
  5. Доронова Т.Н. «Развитие детей от 3 до 5 лет в изобразительной деятельности» С-П. – 2003 г.
  6. Казакова Т.Г. «Развивайте у дошкольников творчество» М. «Просвещение» - 1985 г.
  7. Копцева «Природа и художник» М. – 2001 г.
  8. Комарова Т.С. «Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию» М. «Просвещение» - 1991 г.
  9. Косминская В.Б., Васильева Е.И. «Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду» М. «Просвещение» - 1985 г.
  10. Каменев Е., Пантелеева Л.В. «Художественный труд в детском саду» М. «Просвещение» - 1987 г.
  11. Комарова Т.С., Саккулина Н.Т. «Методика обучения изобразительной деятельности и конструирования» М. «Просвещение» - 1979 г.
  12. Максимов Ю.В. «Родник творчества» М. «Просвещение» - 1988 г.
  13. Перафеева С.В. «Обучение детей рисованию» М. «Просвещение» - 1972 г.
  14. Сакулина Н.П. «Рисование в дошкольном детстве» М. «Просвещение» - 1965 г.
  15. Соломенникова О.А. «Радость творчества» М. «Мозаика-синтез» - 2005г.
  16. Швейко Г.С. «Изобразительная деятельность в детском саду» М. – 2003г.
  17. Янушко Е.А. «Рисование с детьми раннего возраста» М. «Мозаика-синтез» - 2005 г.
  18. Журнал «Дошкольное воспитание» №6 – 1998 г.
  19. Журнал «Дошкольное воспитание» №8 – 1998 г.
  20. Журнал «Дошкольное воспитание» №2 – 1999 г.
  21. Журнал «Детский сад - управление» №10 – 2004 г.
  22. Журнал «Детский сад - управление» №12 – 2004 г.
  23. Журнал «Дошкольное воспитание» №4 – 1999 г.
  24. Журнал «Дошкольное воспитание» №5 – 1999 г.
  25. Журнал «Дошкольное воспитание» №6 – 2003 г.
  26. Журнал «Дошкольное воспитание» №44 – 2003 г.

 

 

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ  ЧАСТЬ

 

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ  В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ПО РИСОВАНИЮ

ТЕМА: «ДОМИК ДЛЯ  КУКЛЫ»

Программные задачи. Продолжать учить детей изображать предметы, состоящие из прямоугольных и квадратных частей; самостоятельно выбирать для изображения один из предложенных вариантов домов и цвет для окраски стен и крыши; закреплять приемы закрашивания красками в одном направлении, всей кистью, с отрывом у контура рисунка от бумаги; побуждать детей вносить в рисунок дополнения, обогащающие его содержание.

Материал.

У воспитателя два образца  домика: один с тремя окнами, другой с дверью и двумя окнами, лист бумаги с нарисованной стеной дома, закрашенной на 2/3; игровой персонаж мишка или кто-то другой. У детей  — прямоугольные листы бумаги, краски гуашь, кисти.

Ход занятия.

Занятие проводится в игровой  форме.

Появляется мишка, у которого под мышкой образцы двух домиков  и незаконченный рисунок. Мишка  здоровается с детьми и воспитателем.

Воспитатель. Откуда ты, мишка, пришел и что принес?

Мишка. Я был в другом детском саду. Там дети нарисовали для кукол красивые дома. Вот такие!

Педагог берет у мишки  образцы и помещает их на стенд (доску).

Мишка. Очень хочется, чтобы  и для наших кукол дети нарисовали такие дома. Да не знаю, сумеют ли они  это сделать?

Воспитатель. Не беспокойся, мишка. Я  научу детей рисовать такие дома, и ты поможешь нам.


Мишка. Пусть дети хорошо рассмотрят эти дома. Дети, вы знаете, какой формы нужно нарисовать стену у дома (обводит лапой  стену дома)? А окошки? (Обводит  окна.) Правильно, стены прямоугольные, а окна квадратные. Ребята! Посмотрите на крышу. Она возле стены длиннее, чем наверху, а сбоку наклонная (обводит). С такой крыши снег и  дождь быстро скатятся вниз, и стены  останутся сухими.

Воспитатель. Мишка, что это  за лист бумаги, который ты принес вместе с рисунками?

Мишка. Это я хотел нарисовать такой же дом, но не сумел.

Воспитатель. Сейчас я тебе и детям покажу, как надо рисовать дом. Мишка, ты даже не закрасил всю  стену дома. Дети, кто хочет показать, как нужно закрашивать красками рисунок?

Вызывает ребенка, который  двумя-тремя широкими линиями, положив  кисть плашмя, докрашивает стену. Во время его работы педагог поясняет правила закрашивания красками.

Далее проводится показ изображения  остальных частей дома: крыши, окон. При рисовании окон внимание детей  обращают на последовательность их размещения на стене дома. Сначала рисуют окно посередине стены, а потом окна слева и справа от первого. Такой прием поможет детям равномерно распределить окна на стене дома.

Информация о работе Влияние игровых упражнений для изображения предметов в рисунках детей младшей группы