Вклад в развитие зарубежной педагогики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 20:33, реферат

Краткое описание

Философ придавал огромное значение воспитанию и считал, что оно ведет к обладанию тремя дарами: «хорошо мыслить, хорошо говорить, хорошо делать». Философ считал, что хотя воспитатель формирует и изменяет человека, тем не менее его руками действует природа, ибо человек является ее частицей – «микрокосмосом». Демокрит отмечал, как важно родителям посвятить себя воспитанию детей. Он осуждал скупых родителей, не желавших тратить средства на обучение детей и обрекавших их на невежество. Демокрит полагал, что главное не количество полученных знаний, а воспитание интеллекта.

Содержание

Демокрит……………………………………………………………………… 3
Аристотель……………………………………………………………………. 3
Марк Фабий Квинтилиан…………………………………………………….. 4
Томмазо Кампанелла…………………………………………………………. 7
Я. А. Коменский………………………………………………………………. 10
Джон Локк…………………………………………………………………….. 12
Ж.-Ж. Руссо……………………………………………………………………. 14
Песталоцци…………………………………………………………………… 17
И. Оберлин…………………………………………………………………… 20
С. Уильдерспин……………………………………………………………… 21
Фридрих Фребель……………………………………………………………. 22
Роберт Оуэн………………………………………………………………………………… 23
Джон Дьюи…………………………………………………………………… 24
Полина Кергомар…………………………………………………………… 25
Мария Монтессори…………………………………………………………… 26
Декроли……………………………………………………………………….. 29
Список литературы…………………………………………………………... 31

Вложенные файлы: 1 файл

конспект.doc

— 168.50 Кб (Скачать файл)

По Марии  Монтессори, процесс развития детской  личности подразделяется на четыре стадии:

- первая стадия  детства (0-6 лет);

- вторая стадия  детства (6-12 лет);

- юность (12-18 лет);

- взросление (18-24 года).

Каждая из этих стадий представляет собой отчётливый самостоятельный отрезок развития.

Фаза первой стадии детства (0-6 лет) - важнейшее время жизни, поскольку именно в это время формируются личность и способности ребёнка. Монтессори понимает первые три года жизни как вторую эмбриональную фазу роста, в которую развиваются дух и душа ребёнка, и называет это «Психический эмбрион». В то время как взрослый человек фильтрует свои восприятия, ребёнок впитывает в себя окружающую среду и она становится частью его личности.

В ходе своего развития ребёнок проходит так называемые «чувствительные», или «сенситивные»  периоды. В такие периоды ребёнок  особенно чувствителен к определённым возбуждениям со стороны окружающей среды, например, что касается развития движений, речи или социальных аспектов. Если в течение фазы чувствительности ребёнок найдет занятие, соответствующее его потребностям, он станет способным к глубокой концентрации. В продолжение сенситивного периода ребёнок не позволяет себя отвлечь другим раздражителям - он проходит процесс постижения, который, согласно Монтессори, захватывает не только его интеллектуальную сторону, но и все личностное развитие. Для этого процесса Монтессори употребляет термин «нормализация».

Решающим для  развития педагогики Монтессори и соответствующих  материалов является следующее наблюдение: одним из важнейших сенситивных  периодов каждого ребёнка является «усовершенствование чувств». Каждый ребёнок обладает естественным стремлением все пощупать, понюхать, попробовать на вкус. Из этого наблюдения Монтессори делает вывод, что доступ к интеллекту ребёнка ведет не через абстракцию, а принципиально через его органы чувств. Ощущать и познавать становятся в ходе процесса учёбы единым целым. В этих положениях Монтессори испытала влияние учений Жана Итара и Эдуарда Сегена.

Основываясь на изложенных результатах, Монтессори разработала  свой учебный материал, ориентированный  исключительно на чувственные восприятия ребёнка. Так, её математический материал позволяет ребёнку, ощущая в руке одну бусину и блок из тысячи бусин, получить представление о числах один и тысяча задолго до того, как он будет способен на абстрактное представление о числах. Подготовленная среда - важнейший элемент педагогики Монтессори. Без неё она не может функционировать как система. Подготовленная среда даёт ребёнку возможность постепенно, шаг за шагом освобождаться от опеки взрослого, становиться от него независимым. Поэтому окружающая ребёнка среда должна, по Монтессори, ему соответствовать.

С момента своего рождения ребёнок стремится к  свободе и независимости от взрослого. Монтессори описывает этот процесс  как биологический принцип человеческой жизни. Подобно тому, как тело ребёнка развивает свои способности и даёт ему свободу движений, так же и дух ребёнка исполнен голодом к учению и к духовной автономии. В этом процессе взрослый может стать союзником ребёнка и создать для него окружение, соответствующее его потребностям и стремлению к познанию. взрослого в педагогике Монтессори - это роль помощника, сглаживающего для ребёнка путь к самостоятельности в соответствии с принципом «Помоги мне сделать самому». Процесс обучения и познания происходит в ребёнке, ребёнок - сам свой учитель. Взрослый должен научиться вести ребёнка к учению, чтобы потом самоустраниться и оставаться в роли наблюдателя, сопровождающего процесс познания у детей.

В отношении  того, что должен делать воспитатель, заключается первое педагогическое требование. Это не требование делать что-то определённое, но требование не делать чего-то определённого, а именно, категорический призыв не мешать процессу саморазвития. Это требование вытекает, по крайней мере, из того тезиса, что родители - не творцы ребёнка, что ребёнок, как выше уже говорилось, сам прораб своего развития; родители - помощники на этой стройке и должны довольствоваться этой ролью. Из этого вытекает и все понимание воспитания, лежащее в основе педагогики Монтессори, которое она понимает как «помощь в саморазвитии ребёнка от момента его рождения». Этим она формулирует своё четкое «нет» всякого рода энергичным личностям, желающим, подобно гётевскому Прометею, творить людей по своему образу и подобию, а также современному бихевиоризму, сводящему человеческую личность к кибернетическим понятиям. Монтессори ожидает от взрослого, напротив, «внутренней перефокусировки», ведущей к тому, что взрослый в общении с ребёнком думает не о себе, а о ребёнке и его будущем.

 

Декроли

 Овид Декроли  - прогрессивный бельгийский педагог, видный представитель движения за «новое воспитание», врач и психолог. Научные интересы Декроли были многогранны: он изучал особенности логического мышления, временных, числовых понятий у детей, разрабатывал методику обучения чтению и рисованию, создал оригинальную систему дидактических игр. Декроли - автор многочисленных коллективных и индивидуальных тестов для исследования развития детей различных социальных слоев общества. Теоретической основой педагогики О. Декроли является его теория интересов и потребностей, которые у детей, в конечном счете, определяются инстинктами. Сущность педагогического процесса, по Декроли, состоит в удовлетворении этих интересов и потребностей (в питании, одежде, защите перед лицом, опасности, труде в общине и для общины и т. д.). Исходя из этой теории, Декроли разработал свой метод, комплексы - «центры интересов».

Сущность метода «центров интересов» состоит в том, что работа с детьми строится вокруг тем, которые Декроли разработал в соответствии с признанными  им детскими потребностями. На этом основании изучение учебных предметов в школе, систематические и планомерные занятия детей в детских садах заменяются «центрами интересов» детей, когда они наблюдают, читают, пишут, рисуют, лепят только то, что связано с данной темой. В результате уроки в школе, занятия в детском саду теряют последовательность и систематичность, теряют и свое обучающее значение. Педагог не дает детям знаний, они добывают их в процессе деятельности; он лишь помогает детям, консультирует их. Для проработки тем предлагается следующий, «психологический», порядок: наблюдение, ассоциация, выражение.

Для наблюдения берется тот предмет или то явление, которые определяют содержание темы. Это реальные предметы и явления. Наблюдение предполагает их общее обозрение, измерение. Цель наблюдения - выявить имеющиеся у детей представления о данном предмете или явлении, обогатить их новыми ощущениями и представлениями. Ассоциация имеет целью связать полученные путем наблюдения знания с имеющимися у ребенка представлениями, установить сходство и различия между предметами и явлениями; это - коллекционирование и классификация различного рода материалов, подведение детей к обобщению.

Выражение - выявление ребенком его представлений и мыслей в понятной для других форме, через различные виды деятельности: рисование, вырезание, лепку, моделирование, игру, драматизацию, письмо и т. д. О. Декроли - автор широко известной серии дидактических игр, куда входят:

1) сенсорные  игры: зрительно-моторные и слухо-моторные;

2) арифметические;

3) игры, связанные  с понятием времени; 

4) игры, связанные  с чтением; 

5) игры грамматические  и для развития речи.

Декроли отводил  игре в воспитательном процессе огромную роль, считал ее могучим побудителем  духовного развития ребенка, стремился  вскрыть динамику этого явления. В играх О. Декроли используются окружающие детей предметы и явления, а не абстрактные геометрические формы, как у Фребеля. По мнению Декроли, игры следует применять как средства повторения, закрепления, классификации и ассоциации имеющихся у детей наблюдений.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Аристотель. Политика // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Под ред. А.И.Пискунова. – М.: Просвещение, 1981. – 602 с.
  2. Демокрит. Изречения Демокрита // История зарубежной дошкольной педагогики. Хрестоматия/ Сост. Н.Б.Мчедлидзе и др. - М., 1986.
  3. Декроли О. Возбуждение интеллектуальной и двигательной активности посредством воспитательных игр// История зарубежной дошкольной педагогики. Хрестоматия/ Сост. Н.Б.Мчедлидзе и др. - М., 1986.
  4. Дьюи Д. Школа и ребенок // История зарубежной дошкольной педагогики. Хрестоматия/ Сост. Н.Б.Мчедлидзе и др. - М., 1986.
  5. Кампанелла Т. Город Солнца // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Под ред. А.И.Пискунова. – М.: Просвещение, 1981. – 602 с.
  6. Квинтилиан М.-Ф. Наставление оратору// История зарубежной дошкольной педагогики. Хрестоматия/ Сост. Н.Б.Мчедлидзе и др. - М., 1986.
  7. Кергомар П. Дошкольное воспитание и детские сады во Франции (Материнские школы) // История зарубежной дошкольной педагогики. Хрестоматия/ Сост. Н.Б.Мчедлидзе и др. - М., 1986.
  8. Коменский Я.А. Материнская школа / Избр.пед.соч. М.:Педагогика, 1982. Т.1.
  9. Коменский Я.А. Мир чувственных вещей в картинках.- М.: Учпедгиз, 1957.
  10. Локк Д. Мысли о воспитании // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Под ред. А.И.Пискунова. – М.: Просвещение, 1981. – 602 с.
  11. Монтессори М. Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в Домах ребенка // История зарубежной дошкольной педагогики. Хрестоматия/ Сост. Н.Б.Мчедлидзе и др. - М., 1986.
  12. Песталоцци И.-Г. Как Гертруда учит своих детей // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Под ред. А.И.Пискунова. – М.: Просвещение, 1981. – 602 с.
  13. Руссо Ж.-Ж. Эмиль или О воспитании // Пед.соч.: В 2-х т. - М.: Педагогика, 1981.
  14. Оберлин И.Ф. Из устава Оберлиновских учреждений// Хрестоматия по истории зарубежной дошкольной педагогики / Сост.Н.Б.Мчедлидзе и др.-М., 1986.
  15. Оуэн Р. Книга о новом нравственном мире // История зарубежной дошкольной педагогики. Хрестоматия/ Сост. Н.Б.Мчедлидзе и др. - М., 1986.
  16. Уильдерспин С. Воспитание маленьких детей или о важности воспитания детей бедняков// Хрестоматия по истории зарубежной дошкольной педагогики/ Сост.Н.Б.Мчедлидзе и др.-М., 1986.
  17. Фребель Ф. Детский сад // История зарубежной дошкольной педагогики. Хрестоматия / Сост. Н.Б.Мчедлидзе и др. - М., 1986.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Вклад в развитие зарубежной педагогики