Взаимодействие субъектов образовательного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 17:30, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной контрольной работы является определение взаимодействия субъектов образовательного процесса.
Задачи, которые стояли перед написанием работы можно обозначить так:
Определение педагогического образовательного процесса;
Определить виды педагогического воздействия;
Взаимодействие преподавателя с учениками по построению и организации образовательного процесса.
Объектом исследования в контрольной работе является целостный образовательный процесс.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …............................................................................................................ 3
1. Педагогический образовательный процесс как динамическая система …..... 5
2. Педагогическое взаимодействие и его виды ….................................................. 6
3. Взаимодействие учителя и учащихся в процессе обучения …......................... 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ….................................................................................................... 14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ….........................

Вложенные файлы: 1 файл

Взаимодействие субъектов обр-ого процесса.doc

— 54.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ …............................................................................................................ 3

1. Педагогический образовательный процесс как динамическая  система …..... 5

2. Педагогическое взаимодействие  и его виды ….................................................. 6

3. Взаимодействие учителя  и учащихся в процессе обучения  …......................... 8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ….................................................................................................... 14

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ….................................................................................... 15

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время  в России, как и во всех развитых странах мира, начался постепенный  переход к постиндустриальному, так называемому "информационному" обществу. Информация становится главным ресурсом научно-технического и социально-экономического развития мирового сообщества и существенно влияет на ускоренное развитие науки, техники и различных отраслей хозяйства, играет значительную роль в процессах воспитания и образования, культурного общения между людьми, а также в других социальных областях.

Начавшаяся информатизация общества не могла обойти стороной и систему образования. Современное  общество, в котором знания становятся важнейшим стратегическим ресурсом и определяющим компонентом экономики, не может не предъявлять новых требований, как к общему, так и к профессиональному образованию. Образование в России в ближайшие годы должно стать во многом другим, новое, "информационное" общество уже не востребует старую систему образования. Реализация многих, из стоящих перед системой образования на современном этапе, задач невозможна без использования методов и средств информатизации.

Проблемой построения и  оптимизации образовательного процесса занимается большое число ведущих педагогов и психологов: Татур Ю.Г. "Образовательная система России: высшая школа"; Беспалько В.П. "Основы теории педагогических систем"; Башарин В.Ф. "Педагогическая технология: что это такое?"; Бабанский Ю.К. "Рациональная оргаизация учебной деятельности"; Бабанский Ю.К. "Оптимизация процесса обучения"; Айсмонтас Б.Б. "Теория обучения: схемы и тесты".

Целью данной контрольной работы является определение взаимодействия субъектов образовательного процесса.

Задачи, которые стояли перед написанием работы можно обозначить так:

  1. Определение педагогического образовательного процесса;
  2. Определить виды педагогического воздействия;
    1. Взаимодействие преподавателя с учениками по построению и организации образовательного процесса.

Объектом исследования в контрольной работе является целостный образовательный процесс.

Предметом исследования можно назвать деятельность преподавателя и учеников в образовательном процессе.

 

 

1. Педагогический образовательный  процесс как динамическая  система

 

Педагогический образовательный процесс — это специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач [4].

Педагоги и воспитанники как деятели, субъекты являются главными компонентами педагогического процесса. Взаимодействие субъектов образовательного процесса (обмен деятельностями) своей конечной целью имеет присвоение воспитанниками опыта, накопленного человечеством во всем его многообразии. А успешное освоение опыта, как известно, осуществляется в специально организованных условиях при наличии хорошей материальной базы, включающей разнообразные педагогические средства. Таким образом, содержание образования (опыт, базовая культура) и средства — еще два компонента педагогического процесса. Взаимодействие педагогов и воспитанников на содержательной основе с использованием разнообразных средств есть сущностная характеристика педагогического процесса, протекающего в любой педагогической системе.

Системообразующим фактором педагогического процесса выступает его цель, понимаемая как многоуровневое явление. Цель внутренне присуща (имманентна) педагогически интерпретированному социальному опыту, присутствует в явном или неявном виде как в средствах, так и в деятельности педагогов и воспитанников. Она функционирует на уровне ее осознания и реализации. Педагогическая система организуется с ориентацией на цели воспитания и для их осуществления, она всецело подчиняется целям образования.

С позиции системного подхода безосновательным представляется возведение в ранг структурных компонентов педагогического процесса методов педагогической деятельности, приемов, средств коммуникативного воздействия, организационных форм и т.п. Они, так же как и цель, имманентны динамической системе "педагог - воспитанник". В них самих и в результате их взаимодействия рождаются методы, приемы, формы организации и другие искусственные элементы педагогического процесса [4].

Рассматривая образовательный  процесс как динамическую систему  и учитывая, что его динамика, движение обусловлено взаимодействием или обменом деятельностями главных участков, проследить переход педагогического процесса из одного состояния в другое можно только определившись с его основной единицей ("клеточкой"). Только при этом условии можно понять педагогический процесс как развивающееся взаимодействие его субъектов, направленное на решение образовательно-воспитательных задач.

 

2. Педагогическое взаимодействие  и его виды

 

Педагогическое взаимодействие является универсальной характеристикой  образовательного процесса. Оно значительно шире категории "педагогическое воздействие", сводящей педагогический процесс к субъект-объектным отношениям, которые, в свою очередь, являются следствием механического переноса в педагогическую действительность основного постулата теории управления: если есть субъект управления, то должен быть и объект. В теории традиционной педагогики субъект — это педагог, а объектом естественно считается ребенок, школьник и даже обучающийся взрослый. Представление о педагогическом процессе как субъект-объектном отношении закрепилось вследствие утверждения в системе образования авторитаризма как социального явления.

Между тем даже поверхностный  анализ реальной педагогической практики обращает внимание на широкий спектр взаимодействий: "ученик—ученик", "ученик—коллектив", "ученик—учитель", "учащиеся — объект усвоения" и т.п. Основным отношением педагогического процесса является взаимосвязь "педагогическая деятельность—деятельность воспитанника". Однако исходным, определяющим в конечном итоге его результаты является отношение "воспитанник—объект усвоения" [5].

В этом заключается и  сама специфика педагогических задач. Они могут быть решены и решаются только посредством руководимой  педагогом активности учащихся, их деятельности. Д.Б.Эльконин отмечал, что  основное отличие учебной задачи от всяких других в том, что ее цель и результат — в изменении самого действующего субъекта, заключающемся в овладении определенными способами действия. Таким образом, педагогический процесс как частный случай социального отношения выражает взаимодействие двух субъектов, опосредованное объектом усвоения, т.е. содержанием образования [5].

С опорой на категорию "взаимодействие" педагогический процесс может быть представлен как интеграция взаимосвязанных  процессов взаимодействия педагогов с воспитанниками, родителями, общественностью; взаимодействия учащихся между собой, с предметами материальной и духовной культуры и т. п. Именно в процессе взаимодействия устанавливаются и проявляются информационные, организационно-деятельностные, коммуникативные и другие связи и отношения. Но из всего многообразия отношений воспитательными оказываются лишь те, в ходе реализации которых осуществляются воспитательные взаимодействия, приводящие к усвоению воспитанниками тех или иных элементов социального опыта, культуры. От богатства действительных отношений личности и зависит ее действительное духовное богатство. Отношения воспитанника, включенного в педагогический процесс, являются универсальным явлением, характеризующим воспитание. По уровню их сформированности можно судить и об общем уровне развития личности.

Принято различать разные виды педагогических взаимодействий, а следовательно, и отношений: педагогические (отношения воспитателей и воспитанников); взаимные (отношения со взрослыми, сверстниками, младшими); предметные (отношения воспитанников с предметами материальной культуры); отношения к самому себе. Важно подчеркнуть, что воспитательные взаимодействия возникают и тогда, когда воспитанники и без участия воспитателей в повседневной жизни вступают в контакт с окружающими людьми и предметами.

Веским аргументом в  защиту взаимодействия как сущностной характеристики образовательного процесса является тот факт, что вся разнообразная  духовная жизнь воспитанников, в  которой происходит их воспитание и  развитие, имеет в качестве своего источника и содержания именно взаимодействие с реальным миром, организуемое и направляемое педагогами, родителями и другими воспитателями. Причем по мере развития воспитанников возрастает их собственная роль в этих взаимодействиях.

Педагогическое взаимодействие всегда имеет две стороны, два  взаимообусловленных компонента: педагогическое воздействие и ответную реакцию  воспитанника.

Воздействия могут быть прямые и косвенные, различаться  по направленности, содержанию и формам предъявления, по наличию или отсутствию цели, характеру обратной связи (управляемые, неуправляемые) и т.п. Столь же многообразны и ответные реакции воспитанников: активное восприятие и переработка информации, игнорирование или противодействие, эмоциональное переживание или безразличие, действия, поступки, деятельность и т.п.

 

3. Взаимодействие учителя  и учащихся в процессе обучения

 

Процесс обучения учащихся протекает под руководством преподавателя. Назначение его деятельности состоит  в управлении активной и сознательной познавательной деятельностью учащихся. Педагог ставит перед учащимися задачи, постепенно усложняя их и тем самым обеспечивая поступательное движение мысли ребенка по пути познания. Преподаватель же и создает необходимые условия для успешного протекания учения: отбирает содержание в соответствии с поставленными целями; продумывает и применяет разнообразные формы организации обучения; использует многообразие методов, при помощи которых содержание становится достоянием учащихся.

Управление процессом  обучения предполагает прохождение определенных этапов в соответствии с заданной структурой педагогического процесса и самой педагогической деятельности: планирования, организации, регулирования (стимулирования), контроля, оценки и анализа результатов.

Этап планирования в деятельности учителя завершается составлением календарно-тематических или поурочных планов в зависимости от того, какие задачи предстоит решать: стратегические, тактические или оперативные. Составлению планов, планов-конспектов или конспектов, что определяется опытностью и уровнем мастерства педагога, предшествует длительная кропотливая работа. Она включает в себя: анализ исходного уровня подготовленности учащихся, их учебных возможностей, состояния материальной базы и методического оснащения, своих личных профессиональных возможностей; определение конкретных образовательных, воспитательных и развивающих задач, исходя из дидактической цели урока и сформированности класса как коллектива: отбор содержания, продумывание форм и методов ведения урока, конкретных видов работ, своих действий и действий учащихся; прогнозирование результатов, возможных затруднений на пути их получения и т.п.; определение места и приемов использования учебно-наглядных и технических средств обучения, дидактического раздаточного материала; продумывание содержания и организации самостоятельных работ, приемов стимулирования активности учащихся, форм домашних заданий и др [2].

Организация деятельности учащихся включает в себя постановку учебных задач перед учащимися и создание благоприятных условий для их выполнения. При этом используются такие приемы, как инструктаж, распределение функций, предъявление алгоритма и др. Современная дидактика рекомендует правила выдвижения познавательных задач [2]:

  • познавательная задача должна вытекать из предметного со
  • держания, чтобы сохранялась система знаний и логика науки;
  • необходимо учитывать актуальный уровень развития учащихся и их подготовки, чтобы создавались реальные условия для выполнения задачи;
  • задача должна содержать в себе информацию, необходимую
  • для развития ума, воображения, творческих процессов;
  • к осуществлению предметной деятельности учащихся необходимо расположить (создать положительную мотивацию);
  • нужно научить учащихся решать задачу, вооружить их необходимыми способами, сначала вместе с учителем, затем в коллективной работе, постепенно переводя в план самостоятельных
  • индивидуальных действий (М. А. Данилов).

Информация о работе Взаимодействие субъектов образовательного процесса