Взаимодействие социального педагога с неполной семьей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 18:31, курсовая работа

Краткое описание

Семья во все времена находилась в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных деятелей и ученых, начиная от древних философов и заканчивая современными реформаторами. И это не удивительно. Семья представляет собой систему социального функционирования человека, один из основных институтов общества.
Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и закладывается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................2
ГЛАВА І ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С РЕБЁНКОМ ИЗНЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬИ......................................................................7
1. Неполная семья, как объект социальной работы……………………...7
2. Особенности работы социального педагога в неполной семье..........11
3.Социально-психологические особенности детей из неполных семей .......................................................................................................................18
ГЛАВА II ОБОСНОВАНИЕ И ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЁНКА ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬИ...........26
2.1.Содержание работы социального педагога в общеобразовательной школе......................................................................................................................26
2.2. Программа деятельности социального педагога с неполными семьями.......................................................................................................... 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................................................................53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...................................54

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx.doc

— 108.66 Кб (Скачать файл)

Методология системного подхода  позволяет рассматривать социализацию как целостный и непрерывный  процесс, где главное внимание уделяется  ее составляющим, связанным с воспитание и образованием личности.

В начале 80 –х гг. процесс  социализации рассматривается с  позиций воспитания и образования  детей в разных социокультурных  средах (В.Г. Бочарова, Р. Гурова, Т.Н. Мальковская, А.В. Мудрик, И.С. Кон, Л.И.Новикова, В.Д. Семенов, Е.В. Субботский, В.Н. Турченко, Ф.Р.Филиппов, А.Г. Харчев и др.). Эти авторы в своих исследованиях оперируют понятиями «социальные нормы», «социальные институты», «социальная среда», «социальная активность личности» и «социализация», в соотнесении с традиционными, составляющими предмет педагогики.

А. В. Мудрик раскрывает сущность социализации как сочетание приспособления (адаптации) и обособления человека в условиях конкретного общества и рассматривает ее в контексте  социального воспитания.

По мнению Г. М. Андреевой, социализация относится к тем  явлениям, посредством которых человек  учится жить и эффективно взаимодействовать  с другими людьми. Она непосредственно связана социальным контролем, поскольку включает в себя усвоение знаний, норм, ценностей общества, обладающего всеми видами санкций формального и неформального характера.

Анализ педагогических концепций  социализации 90-х годов позволяет  определить, что в современной  науке наблюдаются различные  подходы к ее изучению:

-взаимосвязь стихийных  воздействий среды, организованных  средствами образования в процессе  социализации рассматривают О.  С. Газман, В.А.Караковский, Т. Н. Мальковская, Л. И. Новикова, М. А. Галагузова;

-влияние факторов институтов  и агентов социализации на  адаптацию человека к обществу  раскрывают (И. С. Кон, А. В.  Мудрик) [89 ;114; 115;116];

-освоение воспитанниками  норм, ценностей, установок общества (Г.М.Андреева, Б. П. Битинас, Л. П. Буева, Н. Ф. Голованова, Р.А.Литвак, Р.В.Овчарова, В. В. Сериков, Н. Е. Щуркова);

-творческую самореализацию  личности в социуме (Е. В.  Бондаревская, Кульневич, В.И. Слободчиков).

Рассматривая социализацию с позиции социальной педагогики,

Н.Ф. Голованова дает ее определение  как целостной педагогической системы, в которой соединяются:

-деятельность ребенка  по освоению социально значимого  содержания;

-общение ребенка, выраженное  в структуре его социальных  ролей;

-содержание и структура  его самосознания.

Результатом социализации ребенка  является социальный опыт, который  он приобретает посредством деятельности.

Педагогика рассматривает  социальный опыт как составляющую процесса социализации. Осмысливая сущность социализации, следует учитывать ее двусторонний характер. С одной стороны, это «культурная ассимиляция», то есть адаптация-интеграция – вхождение индивида в социальную среду и его приспособление к культурным, психологическим и социальным факторам. Социализация, по определению И.С. Кона, «усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого формируется конкретная личность.

С другой стороны, автономизация  личности характеризует социализацию как процесс саморазвития и самореализации личности.

Целенаправленная социализация организатором, которой призван  быть педагог, решает следующие задачи:

-естественно – культурные, связаны с достижением на каждом  возрастном этапе определенного  уровня физического, полового  развития;

-социально-культурные –  это познавательные морально-нравственные, ценностно-смысловые задачи;

-социально-психологические,  связанные со становлением самосознания  личности, ее самоопределением, самоактуализацией и самоутверждением. Гуманизация образовательного процесса определяется:

-программно – содержательным  обеспечением;

-личностно-развивающей средой;

-живой общностью людей.

Гуманистическая идея, как  духовная ценность общества, предполагает создание благоприятных условий  для развития подрастающей личности на уровне норм, ценностей, образов, понятий, положений, принципов.

Н.Ф. Голованова выделяет пять подходов педагогической характеристики проблемы социализации.

1.Социологический подход  рассматривает социализацию как  трансляцию культуры от поколения  к поколению, как общий механизм  социального исследования, охватывающий  стихийные воздействия среды,  организованные – воспитание, образование.

2.Факторно-институциональный  подход, в рамках которого процесс  социализации рассматривается, как  совокупность, множественность, рассогласованность, автономность институтов и агентов  социализации.

3. Интеракционистский подход, который определяет социализацию в качестве важнейшей детерминанты, предполагает межличностное взаимодействие, общение, без которого невозможно становление личности и восприятие картины мира.

4. Интериоризационный подход указывает на то, что социализация представляет собой освоение личностью норм, ценностей, установок, стереотипов, выработанных обществом, в результате чего у нее складывается система внутренних регуляторов, привычных форм поведения.

5.Интраиндивидуальный подход  предполагает, что социализация  не исчерпывается адаптацией  индивида к социальной среде,  а является творческой самореализаций  личности, преобразованием себя, строится  как деятельностная модель индивидуализации.

В. И. Загвязинский формулирует ряд принципиальных положений, процесса социализации.

Принцип гуманистической  направленности отражает признание  человека, его жизнь, физическое, психическое, нравственное здоровье и духовное богатство  как высшие человеческие ценности.

Педагогическое воздействие  на процесс социализации призвано помочь индивиду не только познать, но и овладеть этими ценностями.

Принцип гармоничного сочетания  личностных и общественных целей  социализации. Данный принцип отражает взаимосвязь результатов социализации личности и уровня развития общественных отношений. Чем выше уровень благополучия личности, тем успешнее его социализация.

Принцип толерантности предполагает признание правомерности культурных, религиозных, расовых и прочих различий между индивидами, группами и социальными  общностями, терпимое отношение к  проявлениям непохожести во внешнем виде, поведении, в ценностных ориентациях и т.д. других людей.

Принцип субъектности социализации предполагает рассматривать индивида как активного субъекта процесса социализации, способного к актуализации своей роли и значимости в системе межличностных, групповых и общественных интересов. Принцип субъектности исходит из субъект- субъектных отношений.

Принцип активной жизнедеятельности  характеризует активность личности.

Принцип индивидуальности означает признание уникальности личности индивида, его физических или интеллектуальных возможностей.

Принцип сочетания дифференциации и интеграции предполагает, с одной  стороны, обособление индивида на основе учета его индивидуальных психофизических, возрастных, половых, профессиональных особенностей, включение его в  группу социально-значимой направленности, с другой стороны, – последующую  интеграцию в жизнь общества в  целом.

В своем исследовании мы выделяем наиболее значимый, на наш  взгляд, принцип педагогического  сопровождения процесса социализации.

Согласно этому принципу социализация будет протекать более  успешно, если в ее процессе присутствует педагогический компонент, оказывается  целесообразное и своевременное  педагогическое влияние (направленность, реабилитация, коррекция, поддержка  и помощь).

Современные подходы к  проблеме социализации заключаются  в помощи и поддержке развитию детей со стороны взрослых. Социализация –процесс непрерывный, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Однако наиболее интенсивно он протекает  в детстве, когда закладываются  все базовые ценности и ориентации, усваиваются основные нормы и  отношения, формируется мотивация  социального поведения, на основе которых  формируются социально значимые качества личности.

Семья как основополагающий институт социализации личности является необходимой составляющей социальной структуры цивилизованного общества. Она функционирует как институт воспроизводства человека, его развития и воспитания, является тем общественным образованием, в котором ребенок  получает первый опыт организации жизнедеятельности, приобретает навыки общения и  социального поведения, уроки будущей  семейной жизни, представления о  жизненных целях и ценностях, приобщается к эталонам культуры. Являясь важнейшим фактором социального  воздействия, конкретной социальной микросредой, семья оказывает влияние в  целом на физическое, психическое  и социальное развитие ребенка. На роль семьи в социализации личности указывали  зарубежные ученые Р. Блейз, Дж. Г. Мид, Т.Парсонс. В отечественной науке проблема семейной социализации довольно полно раскрыта в трудах Г.М. Андреевой, И. С. Кона, Я. Л. Коломинского, А.А. Реана и др.

И.С. Кон отмечал, что семья  как фактор социализации несколько  потеснилась другими социальными  институтами, прежде всего сообществом  сверстников, однако при этом не утратила своей роли.

Одновременное существование  как целенаправленного и как  нерегулируемого процесса видят  в семейной социализации А. А. Реан, Я.Л. Коломинский.

Факторы влияния семьи  на социализацию личности представлены Т.В.Андреевой. Наиболее значимыми она  считает:

-состав семьи, структуру  семьи как единство функционирования  членов;

- позицию ребенка в  семье;

-агентов семейной социализации, тех членов семьи, которые оказали  наибольшее влияние на развитие  ребенка благодаря авторитету  и эмоциональной близости;

-стиль воспитания в  семье;

-собственно личностный, нравственный, творческий потенциал  семьи.

Семейный кодекс РФ закрепляет право и обязанность родителей  защищать интересы детей, без каких  либо дополнительных полномочий. В  то же время современная российская семья сегодня испытывает серьезные  трудности, в ней явственно ощущаются  кризисные явления.

Каждая третья семья в  нашей стране неполная, есть семьи, в которых дети нуждаются в  защите , 45% детей конфликтуют с  родителями.

Социализация семьи в  обществе – процесс многофакторный. Ребенок как объект социализации подвергается воздействию со стороны  взрослых, общественных отношений, явлений  окружающей социальной и природной  среды, усваивает необходимый ему  опыт и социальную информацию. А.В.Мудрик выделяет следующие факторы, характеризующие  жизнедеятельность семьи по разным параметрам.

1.Социально-культурный фактор  отвечает за общую культуру  семьи, включающий в себя взаимоотношения  между супругами, другими словами,  психологический климат семьи.  Культура семьи накладывает свой  отпечаток на все сферы ее  жизнедеятельности.

Учитывая широкий диапазон понятия «культура», можно предположить, что качество семейного воспитания будет во многом обусловлено культурными  ценностями, которых придерживаются члены семьи.

2.Социально-экономический  фактор определяется имущественными  характеристиками семьи и занятостью  родителей на работе.

Воспитание современных  детей требует серьезных материальных затрат на их содержание, удовлетворение культурных и иных потребностей, оплату дополнительных образовательных услуг.

3.Технико-гигиенический  фактор означает, что воспитательный  потенциал семьи зависит от  места и условий проживания, особенностей  образа жизни семьи.

4. Демографический фактор - показатель структуры и состава  семьи (полная, материнская, сложная,  простая, однодетная, многодетная).

В гармоничной семье оба  родителя и дети взаимосвязаны отношениями  глубокого понимания, доверия, любви. Бесспорно, что в таких семьях лучшие условия для творческого  воспитательного процесса.

Возможности современной  российской семьи усложнены социально-экономическими проблемами. Неустойчивое материальное положение, угроза безработицы и  сопровождающие безработицу материальные и психологические проблемы, увеличение бытовых нагрузок влияют на степень  неудовлетворенности браком большинства  супругов, имеющих детей дошкольного  возраста. В условиях длительного  снижения реальных доходов населения  современным родителям в возрасте от 20-45 лет приходится все больше времени тратить на дополнительные заработки, в результате создаются  противоречия: чем больше родители проявляют материальную заботу о  детях, тем меньше они общаются с  ними.

Информация о работе Взаимодействие социального педагога с неполной семьей