Взаимодействие социального педагога с неполной семьей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 18:31, курсовая работа

Краткое описание

Семья во все времена находилась в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных деятелей и ученых, начиная от древних философов и заканчивая современными реформаторами. И это не удивительно. Семья представляет собой систему социального функционирования человека, один из основных институтов общества.
Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и закладывается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................2
ГЛАВА І ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С РЕБЁНКОМ ИЗНЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬИ......................................................................7
1. Неполная семья, как объект социальной работы……………………...7
2. Особенности работы социального педагога в неполной семье..........11
3.Социально-психологические особенности детей из неполных семей .......................................................................................................................18
ГЛАВА II ОБОСНОВАНИЕ И ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЁНКА ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬИ...........26
2.1.Содержание работы социального педагога в общеобразовательной школе......................................................................................................................26
2.2. Программа деятельности социального педагога с неполными семьями.......................................................................................................... 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................................................................53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...................................54

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx.doc

— 108.66 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................2

ГЛАВА І ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА  С РЕБЁНКОМ ИЗНЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬИ......................................................................7

1. Неполная семья, как объект социальной работы……………………...7

2. Особенности работы социального педагога в неполной семье..........11

3.Социально-психологические  особенности детей из неполных  семей .......................................................................................................................18

ГЛАВА II ОБОСНОВАНИЕ И ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЁНКА ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬИ...........26

2.1.Содержание работы социального педагога в общеобразовательной школе......................................................................................................................26

2.2. Программа деятельности социального педагога с неполными семьями.......................................................................................................... 33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................................................................53

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...................................54

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Семья во все времена находилась в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных деятелей и  ученых, начиная от древних философов  и заканчивая современными реформаторами. И это не удивительно. Семья представляет собой систему социального функционирования человека, один из основных институтов общества.

Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и закладывается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.

Однако в последние  годы демографы, социологи, психологи, педагоги и другие специалисты проявляют  тревогу в связи с глубоким системным кризисом института семьи, который проявляется в деформации традиционных семейных устоев и семейного  воспитания.

Все чаще и чаще исследователи, занимающиеся изучением проблем  современной семьи, отмечают падение  ее педагогического потенциала и  престижа семейных ценностей, увеличение числа разводов и снижение рождаемости, рост преступности в сфере семейно-бытовых  отношений и повышение риска  подверженности детей неврозам из-за неблагополучного психологического климата  в семье. Эти и другие признаки дезорганизации семьи свидетельствуют о кризисности современного этапа ее развития и увеличение количества неблагополучных семейных союзов.

Главной особенностью неблагополучной  семьи является отрицательное, разрушительное, десоциализирующее влияние на формирование личности ребенка, которое проявляется в виде разного рода ранних поведенческих отклонений. Душевное состояние и поведение ребенка является своеобразным индикатором семейного благополучия или неблагополучия.

Одной из самых распространенных среди неблагополучных является неполная семья. Подтверждением данному факту является увеличение числа разводов супругов. Ежегодно в России официально расторгается примерно полтора миллиона браков, т.е. раскол семьи переживают сотни тысяч детей. Категорию неполных семей пополняют также внебрачные и осиротевшие семьи. В результате сегодня каждый седьмой ребенок в стране воспитывается в неполной семье со всеми вытекающими отсюда социальными и психолого-педагогическими последствиями.

Дети в неполных семьях зачастую становятся участниками и  свидетелями событий психотравмирующего характера. «Битва» родителей в  доразводный и послеразводный период приводит к тому, что у 37,7% детей снижается успеваемость, у 19,6% страдает дисциплина, 17,4% требуют особого внимания, 8,7% убегают из дома, у 6,5% возникают конфликты с друзьями. Эти трудности становятся причиной асоциального поведения несовершеннолетних. По экспертной оценке более половины несовершеннолетних правонарушителей воспитываются в неполной семье, в их числе 30-40% подростков, употребляющие алкоголь или наркотики, 53% занимающихся проституцией. Эти и другие негативные последствия (отклонение в психическом и соматическом здоровье, снижение социальной активности ребенка (заниженная самооценка, чувство собственной неполноценности), оказывают серьезное влияние на дальнейшую личную и общественную жизнь ребенка.

Отсутствие полноценного образца для внутрисемейной социализации почти всегда ведет к определенным нарушениям в психическом и личностном развитии ребенка, что оказывает  серьезное влияние не дальнейшую личную и общественную жизнь ребенка.

Поэтому данная категория  детей нуждается в поддержке  и защите как со стороны государства, так и со стороны квалифицированных в данной области людей.

Поскольку семья живет  в социуме, то и проблемы ее целесообразно  решать в системе социальной защиты и социально-педагогической поддержки. Это есть сфера деятельности социального  педагога, которая предусматривает  защиту и поддержку ребенка. Основными  направлениями социально-педагогической деятельности социального педагога с неполной семьей является выбор  эффективных способов взаимодействия с семьей, а также оказание непосредственной социально-педагогической поддержки  семье и ребенку, воспитывающегося в данной категории семьи.

Впервые проблема педагогической поддержки была озвучена в работах  О.С. Газмана, который теоретически обосновал данную проблему, обозначил принципы и этапы деятельности по педагогической поддержке.

О необходимости оказание семье и детям социально-педагогической поддержки говорится в ряде работ  Л.Я. Олифиренко, Т.И. Шульги, Р.А. Литвак, С. Юсфина, Н. Михайловой.

Проблемы неполных семьей и их влияние на развитие личности ребенка рассматривались в работах  В.М. Целуйко, М.И. Буянова, И.Ф. Дементьевой и др.

Из зарубежных исследователей наибольший вклад в изучении неполной семьи в следствие развода, внесли Г. Фигдор, М. Раттер, Ф Райе, 3. Матейчик.

В работах отмечается, что  семья в своей воспитательной деятельности все более нуждается  в помощи, поддержке, как со стороны  общества, так и со стороны педагогов.

Анализ психолого-педагогической литературы и существующей практики социализации ребенка в семье  позволяет выявить противоречие между требованиями общества к уровню социализации подрастающего поколения с одной стороны и недостаточным учетом особенностей влияния на социализацию ребенка неполной семьи с другой стороны.

Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: каково содержание деятельности, методы работы социального педагога по социально - педагогической поддержке детей из неполных семей.

Цель исследования: разработать программу по социально – педагогической поддержке детей из неполных семей.

Объект исследования: дети из неполных семей.

Предмет исследования: процесс социально - педагогической поддержки детей из неполных семей.

Гипотеза исследования: социальная педагогическая поддержка из неполных семей будет проходить успешно, если:

- разработана программа по социально-педагогической поддержке детей из неполных семей;

- разработаны и внедрены  педагогические условия успешной  социальной и педагогической  поддержки детей из неполных семей;

- разработана и реализована  методика социально-педагогической поддержки детей из неполных семей.

Задачи исследования:

1. Раскрыть сущность понятия "социально - педагогическая поддержка" в современной психолого-педагогической литературе.

2. Разработать и апробировать  программу деятельности социального  педагога по социально - педагогической  поддержке детей из неполных  семей.

3. Разработать и внедрить  педагогические условия и методы  успешной реализации.

Методы исследования:

1.  Изучение и анализ литературы.

2.  Анализ документов.

3.  Наблюдение.

4.  Тестирование.

5.  Анкетирование.

База исследования:  образовательное учреждение ........

 

 

ГЛАВА I

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА  С РЕБЁНКОМ ИЗНЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬИ

1. Неполная семья, как объект социальной работы

Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. В браке и семье отношения, обусловленные различием полов и половой потребностью, проявляются в форме нравственно-психологических отношений.

В качестве устойчивого социального  объединения семья возникла в  эпоху позднего неолита с разложением  родового строя и появлением частной  собственности, прибавочного продукта и классов. Необходимо понимать, что  главной причиной возникновения моногамии была потребность в сохранении, приумножении и передаче по наследству частной собственности. Первая историческая форма моногамной семьи - патриархальная семья, управляемая отцом, стала возможной благодаря закрепощению женщин, происшедшему в результате уменьшения их экономической роли и сосредоточения богатства в руках собственников - мужчин. Патриархальная семья была строго моногамной лишь для женщин. Перед мужчинами же развитие рабства и других форм зависимости и господства открыло новые возможности многоженства (наложничество рабынь, гетеризм, проституция). В странах Востока многоженство было возведено в ранг законной формы брака, но даже европейская патриархальная семья включала в себя как родственников, потомков одного отца с их жёнами и детьми, так и домашних рабов, в том числе наложниц (латинское слово familia означает совокупность принадлежащих одному человеку рабов).

Патриархальная семья  являлась одновременно производственным объединением и обычно была многочисленной. В классическом виде она существовала на первых этапах рабовладельческой  формации, но различные её модификации  сохранились у многих народов  и при феодализме. С ростом рабовладельческого производства оно постепенно обособлялось от домашнего хозяйства. В то же время  развитие свободного ремесла и колоната способствовало становлению у соответствующих групп населения чисто моногамной формы семьи. Вместе с тем, устранение многоженства сопровождалось ростом проституции.

Капиталистическая индустриализация разрушила - по крайней мере, в городах - характерную для феодализма связь  между жизнью семьи и производством, а из всех экономических функций  оставила у многих семей лишь функцию  организации быта. В семьях, связанных  с капиталистической частной  собственностью, экономическая функция  сводится к деятельности по накоплению капитала. В связи с этим при  капитализме отпала необходимость  в больших семьях и их патриархальной структуре. Большинство семей стало  состоять лишь из супругов и их детей (нуклеарная семья), а семейные отношения приобрели менее иерархический и авторитарный характер.

Женщины получили широкий  доступ к работе на промышленных предприятиях и в сфере услуг. Это в несравненно  большей, чем при феодализме, степени  обеспечило экономическую самостоятельность  женщин и их независимость от мужчин. Развитие системы бытового обслуживания, досуга, детских учреждений позволило  семье полностью или частично освободиться от ряда прежних обязанностей. Семья всё больше сосредоточивалась  на своей внутренней жизни, возрастала роль внутрисемейных отношений в  обеспечении её стабильности и прочности. Ослабление контроля общественного мнения (в результате урбанизации), а также экономических, правовых и религиозных уз, скреплявших прежнюю семью, резко увеличило нагрузку на моральные узы.

Современное общество выделяет множество различных форм семьи, начиная от совместного проживания нескольких семей до однополых родителей. Можно спорить о моральной  стороне данного вопроса, но это  факт, от которого никуда нельзя деться.

Итак, сделав краткий экскурс  в историю, можно отметить ту роль, которую играет семья в жизни  всего общества не зависимо от того, в какой она форме существует. Но тем не менее, не смотря на произошедшие изменения, до сих пор основа семьи  носит экономический характер. Ничто  так не объединяет людей, как стремление выжить в нашем сложном мире. Семья  создаёт благоприятную атмосферу  для полного развития личности, если конечно, быт семьи организован  правильно.

Что касается воспитания подрастающего  поколения, то и здесь семья играет главную роль. Где как не в семье  ребёнок получает определённый жизненный  пример? Где как не в семье ребёнок  учится себя вести, жить, приобретает  определённые навыки? Именно поэтому  неполная семья рассматривается  обществом как дефектная. Отсутствие одного из родителей не позволяет  в полной мере реализовываться членам такой семьи. А самое главное, что делает неполную семью объектом социальной работы - это её экономическое  положение. Как правило, неполная семья, а особенно если речь идёт об отсутствии мужской половины, находится в  тяжёлом материальном положении  и нуждается в поддержке со стороны государства.

Таким образом, семья - это  социальный институт, характеризующийся  определенными социальными нормами, санкциями, образцами поведения, правами  и обязанностями, регулирующими  отношения между супругами, родителями и детьми. Семья рассматривается  как малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве или  усыновлении и связанная общностью быта, отношениями взаимопомощи и взаимной ответственностью. И не полная семья не в состоянии дать её членам всё то, что она может дать. Если в нормальной семье имеет место распределение обязанностей между мужем и женой, то в не полной семье все заботы возложены на одного родителя, при этом объём забот никоим образом не уменьшается. Один родитель должен следить за воспитанием ребёнка, зарабатывать деньги, организовывать досуг семьи, а всё это не так уж и просто.

Информация о работе Взаимодействие социального педагога с неполной семьей