Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2014 в 15:37, контрольная работа

Краткое описание

В основе современного взгляда на взаимодействие семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддержать и дополнить их воспитательную деятельность. В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте».

Вложенные файлы: 1 файл

vzaimodeystv_s_roditelyami.docx

— 53.31 Кб (Скачать файл)

Семинары – практикумы

Семинары-практикумы являются эффективной формой работы с родителями, которые нуждаются в приобретении практических навыков воспитания ребёнка-дошкольника. Они проводятся для продуктивного обучения родителей определённым методам  взаимодействия с детьми дошкольного возраста, эффективным приёмам организации детской деятельности. Семинары - практикумы могут включать элементы деловых игр, тренингов,  мастер-классов, разборы проблемных ситуаций по видеосъёмкам, решение педагогических кроссвордов, заполнение перфокарт и другие способы организации активизирующего общения с каждым родителем.

Их проведением и организацией занимаются как воспитатели, так и специалисты дошкольного учреждения: педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитании, воспитатель ИЗО и другие.

 

 

Клубы по интересам

В отличие от родительских собраний, в основе которых чаще лежит назидательно-поучительная форма общения, работа клуба строится на принципах добровольности и личной заинтересованности родителей. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребёнку, а так же решаются вопросы овладения практическими умениями, необходимыми родителям в воспитании детей. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями.

Клубы могут быть организованы только для родителей («Музыкальная гостиная», «Клуб бабушек», «Клуб здоровья») или для совместной творческой деятельности детей и родителей («В мире интересного», «Волшебная кисточка», «Сибирячки - здоровячки»).

 

Организация  совместных мероприятий может выражаться в разных видах работы:

    • участие в экскурсиях, совместных походах, прогулках, поездках на природу;
    • участие в подготовке и проведении развлечений, праздников для детей;
    • участие в мероприятиях игрового и соревновательного характера;
    • участие в проведении занятий и бесед с детьми на различные темы (встречи с родителями определённой профессии, с ветеранами и т.д.)
    • участие в улучшении материально-технической базы ДОУ и благоустройстве его территории.

 

Дни открытых дверей, просмотр открытых мероприятий 

Дни открытых дверей рекомендуется проводить 2-3 раза в год  в назначенные числа по заранее составленному плану. В эти дни родители могут без предварительной договорённости побывать в детском саду в той или иной возрастной группе.  Дни открытых дверей много дают родителям для знакомства с воспитательной работой детского сада, её содержанием и методами, стимулируют их к активному участию жизни ДОУ, а, кроме того, способствуют повышению качества педагогического процесса.

Подготовка к встрече родителей должна начинаться задолго до намеченного срока. Необходимо  тщательно продумать содержание воспитательно-образовательной работы на этот день и спланировать, что именно показать родителям, учитывая их интересы и возраст детей.

Деятельность родителей включает экскурсию по дошкольному учреждению, наблюдение за проведением занятий, режимных моментов, разных видов детской деятельности и последующее обсуждение увиденного, обмен впечатлениями. 

Цель экскурсии – показать родителям, что в дошкольном учреждении создана безопасная, педагогически грамотная и психологически комфортная среда для развития ребёнка. Во время экскурсии  полезно обратить внимание родителей на особенности построения  предметно-развивающей среды, организации режима дня, оздоровительных процедур и т.д.

Проведение открытых просмотров различных видов детской деятельности для родителей должно носить не только показательный, но и учебный характер. Поэтому при подготовке к открытому занятию педагогам необходимо продумать вопросы для  последующего обсуждения, чтобы родители были не только пассивными наблюдателями, но и активно участвовали в беседе, анализировали поведение своего ребёнка.

Наряду с организованными просмотрами родители должны иметь возможность в удобное для них время прийти в группу и понаблюдать за ребёнком, при этом они обязаны заранее ставить в известность воспитателя о своём посещении.

 

 

НАГЛЯДНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ

Уголки для родителей – традиционное средство наглядной педагогической пропаганды, включающее различные стенды, ширмы  и папки – раскладушки. В каждой возрастной группе должен быть уголок для родителей, включающий:

  • материалы информационного характера: сведения об антропометрических данных детей, режим дня группы, правила для родителей, информация о времени консультативного приёма администрации и специалистов ДОУ, объявления различного характера;
  • материалы педагогического характера: консультации по различным темам,  рекомендации, план работы с детьми на неделю, фотографии из жизни детей в детском саду, творческие отчёты и т.д.

 

Требования к оформлению уголка для родителей:

 

  • информация должна быть динамичной; желательно раз в две недели обновлять материал на стенде для родителей;
  • стенд должен быть красочно оформлен, при этом следует использовать не только рисунки, но и плакаты, фотографии из жизни детей в детском саду; не нужно злоупотреблять декоративными элементами, наивными изображениями матрёшек, игрушек;
  • текстовой материал обязательно должен сопровождаться иллюстрациями, привлекающими внимание родителей; иллюстративный материал не должен быть мелким, хорошо воспринимаются крупные фотографии, а более мелкие целесообразно объединить в общий крупный фотомонтаж;
  • для систематизации содержания уголка все материалы можно расположить по различным разделам

 

Рекомендуемые  разделы уголка для родителей:

 

      1. Общая информация: режим дня, возрастные особенности детей группы, расписание занятий, правила для родителей по посещению ребёнком детского сада и т.д.;
      2. Консультации специалистов: советы и рекомендации медицинских работников, педагога – психолога, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию.
      3. Речевой уголок;
      4. Выставочный стенд, куда помещаются рисунки, поделки, которые дети изготовили в течение дня.
      5. Советы родителей: в этом разделе родители могут обратиться с каким-либо предложением к другим родителям, поделиться опытом, советом и т.д.
      6. Доска объявлений: на неё помещается официальная информация (дата и повестка родительского собрания, информация об оплате за детский сад, объявления различного характера и др.).
      7. Меню

Важно отметить, что только часть родителей по своей инициативе систематически будет знакомиться с содержанием стендов. Поэтому педагогам необходимо привлекать к ним внимание взрослых членов семьи, рекомендовать некоторые материалы для более внимательного ознакомления, использовать их при проведении индивидуальных и подгрупповых бесед.

 

 

Папки-раскладушки, папки- передвижки

В папках вниманию родителей предлагается тематическая информация, охватывающая разные вопросы воспитания и обучения дошкольников. Папки-раскладушки обычно размешаются в уголке для родителей, а папки- передвижки родители могут взять домой на неделю, после чего обсудить содержание помешённого в них материала с педагогами.

Информацию в них рекомендуется обновлять два – три раза в месяц. Поскольку папки – передвижки должны в первую очередь привлечь внимание родителей, затем донести до них нужную информацию, то соотношение текста  и иллюстраций должно быть примерно 2:6 (2 части текст, 6 – иллюстрации). Однако не следует  перегружать папки наглядными материалами, т.к. повышенная броскость будет мешать восприятию информации, отвлекать взрослых и вызывать у них недоверие к предлагаемому содержанию.

 

Каждый день в  уголках для родителей должны быть представлены материалы о минувшем дне в  виде рисунков, поделок, темы, которую разбирали на занятии, текста песенки, которую учили и т.д.  Рекомендуется иметь рубрику «Наши родители советуют», в которой мамы и папы могли бы обратиться с каким–нибудь предложением к другим родителям, поделиться опытом, советом и др.

 

 

Тематические выставки

Целью тематических выставок является дополнение словесной информации для родителей различными пособиями, игрушками, натуральными предметами, изготовленными детьми, педагогами и родителями. К их оформлению можно привлекать самих родителей: поручить подбор материала по определённой теме, найти статьи в газетах, журналах, сделать выкройки игрушек – самоделок, какие – либо пособия.

Рекомендуется периодически устраивать:

      • выставки новинок литературы и периодических изданий по темам, интересующих родителей и их детей;
      • фотовыставки по темам «Жизнь детей в детском саду», «Летний отдых», «Наши семейные традиции», «Досуг в семье», «Детские игры» и т.д.
      • выставки игр и пособий для организации различных видов детской деятельности;
      • выставки совместного творчества взрослых и детей.

Тематические выставки создаются для родительского коллектива всего сада или для родителей одной группы. Они могут быть приурочены к родительскому собранию, конференции, праздничным мероприятиям и т.д.

 

 

Памятки, рекомендации, буклеты

Они могут носить различный характер:

      • рекламный: знакомство родителей с дополнительными услугами ДОУ, реклама какого-либо направления работы с дошкольниками и др.
      • информационно-просветительский: рекомендации и конкретные советы педагогов и специалистов по определённым темам, которые интересуют родителей.

Все рекомендации и советы на определённую тему должны носить чёткий и лаконичный характер, опираться на практический (жизненный опыт) родителей дошкольников. 

 

 

Информационные корзины

(телефон доверия, родительская почта)

Удачная форма взаимодействия для согласования работы образовательного учреждения и родителей воспитанников. «Информационные корзины» используются для того, чтобы каждый родитель в удобное для себя время мог внести предложения, замечания, обозначить интересующие его темы или проблемы. На основании этих записей корректируется административно-хозяйственная, методическая, воспитательно-образовательная, психологическая, медицинская работа ДОУ, определяется круг вопросов, интересующих большинство родителей и форма ответов на них.

 

 

Выпуск журнала, газеты

Цель газеты или журнала – сделать интересный опыт воспитания достоянием каждого и преподнести его так, чтобы самым безразличным родителям захотелось принять участие в жизни группы, обсудить волнующие их темы.

В создании газеты принимают участие администрация ДОУ, педагоги, специалисты, родители и дети. Для систематизации материала в газете можно выделить постоянные рубрики («Уроки для родителей», «Домашняя игротека», «Весёлая минутка», «Большое спасибо» и т.д.), а так же сменные рубрики, подбираемые в соответствии с интересами родителей. В каждом номере газеты можно размещать задания и игры, которые дети могут выполнять вместе с родителями. Очень интересны родителям будут фотографии, иллюстрирующие материал газеты.

 

 

 

Творческие конкурсы

Такие конкурсы предполагают выставку разнообразных материалов и поделок, изготовленных совместно родителями и детьми.

 

Презентация группы

Проводится с целью ознакомления родителей с условиями группы, программой развития детей данной группы, а так же особенностями организации различных видов детской деятельности. В результате такой формы работы родители получают полезную информацию о содержании работы с детьми , а так же имеют возможность изучить особенности  построения предметного пространства группы.

 

Библиотечки для родителей

Она может включать в себя книги, журналы и газеты по интересующим родителей проблемам, а так же  подборку музыкальных произведений для дошкольников, обучающих и познавательных видеофильмов, компьютерных игр.

Важно следить за своевременным обменом, подбором необходимых книг, составлять аннотации новинок, привлекать родителей к пополнению библиотечного фонда.

 

 

Видеоматериалы

Эта форма педагогического взаимодействия с родителями предполагает широкое использование как короткометражных научно – популярных, обучающих фильмов, так и видеосюжетов из жизни детей в ДОУ.  Использование видеокамеры  помогает родителям увидеть своих детей в естественной обстановке детского сада и сделать соответствующие выводы. Видеофильмы могут предлагаться родителям для домашнего просмотра  или использоваться как наглядное дополнение других  форм работы (родительские собрания, консультации, семинары и т.д.).

 

 

 

Важно отметить, что традиционные формы сотрудничества с семьями воспитанников не всегда оказываются эффективными, потому что:

    • на консультациях, собраниях родители чаще выступают в роли пассивных слушателей и исполнителей;
    • с информацией в уголке для родителей  они знакомиться чисто механически, когда забирают или приводят детей в группу, а иногда просто не замечают.
    • работа с родителями ведётся не дифференцированно, без учёта особенностей семьи.

Информация о работе Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи