Взаимодействие ДОУ с семьей в процессе подготовки детей к школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 12:24, дипломная работа

Краткое описание

Объект исследования: процесс взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. Предмет исследования: содержание и формы психолого-педагогического взаимодействия ДОУ с семьей на этапе подготовки детей к школьному обучению. Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по проблеме.
2. Разработать систему работы по взаимодействию ДОУ и семьи в процессе подготовки детей к школе.
3. Проанализировать эффективность предложенной системы работы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы исследования особенностей взаимодействия ДОУ с семьей на этапе подготовки к школьному обучению
1.1. Сущность понятия «Психолого-педагогическая готовность к школе»……………………………………………………………………………..7
1.2. Проблема взаимодействия ДОУ с семьей в современной психолого-педагогической литературе……………………………………..17
1.3. Состояние проблемы взаимодействия ДОУ и семьи в процессе подготовки дошкольников к школе в теории и практике дошкольного образовани……………………………………………………………………….30
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по орагнизации взаимодействия ДОУ и семьи при подготовке дошкольников к школе
2.1. Анализ уровня взаимодействия ДОУ и семьи при подготовке дошкольников к школе………………………………………………………...44
2.2. Содержание работы по организации взаимодействия ДОУ с родителями на этапе подготовки детей к школьному обучению………………………………………………………………………...60
2.3. Оценка эффективности программы взаимодействия доу с семьей на этапе подготовки детей к школьному обучению ……………..70

Заключение……………………………………………………………….75
Литература………………………………………………………………..78

Вложенные файлы: 1 файл

Государственное образовательное.doc

— 852.50 Кб (Скачать файл)

«Провал» в  графике выполнения координирующей функции сотрудничества объясняется тем, что воспитателю тяжело объединять и согласовывать содержание педагогических воздействий на ребенка, так как родители больше всего надеются на свою компетентность по вопросам воспитания и развития детей.

У представителей 2-й дифференцированной группы выделяется «провал» в графике выполнения функции охраны и укрепления здоровья детей (12,5%).

«Провал» в  графике выполнения функции профессионального самосовершенствования у представителей этой группы составляет 12,5%, а у 3-й дифференцированной группы - 11,8%. Родители этих групп больше, чем родители 1-й дифференцированной группы, прислушиваются к советам и мнению педагога. У них умеренные требования, предъявляемые к детям, что подтверждают данные 3-го этапа апробации методики.

Таким образом, из всего сказанного следует, что педагогу необходимо повышать свой профессиональный уровень, учитывая интересы этих групп родителей, чтобы быть компетентным в значимых для них вопросах для полноценного взаимодействия с родителями. Родителям же в свою очередь, необходимо сформировать установки на сотрудничество и повысить педагогическую компетентность в вопросах воспитания и развития своих детей при организации в дошкольном учреждении педагогически целесообразных условий эффективного взаимодействия педагогов ДОУ и семьи.

 

2.2 Содержание методики эффективного сотрудничества с родителями детей дошкольного возраста

 

Для успешного  взаимодействия с родителями, имеющими разные педагогические установки на сотрудничество с ДОУ, были выбраны  следующие направления, выступающие  педагогически - целесообразными методами эффективного взаимодействия педагогов ДОУ и родителей:

1. Формирование у родителей установки на сотрудничество с педагогами ДОУ.

. Определение приоритетных направлений педагогического сотрудничества с дифференцированными группами родителей воспитанников.

. Повышение педагогической грамотности родителей дифференцированных групп и профессиональной компетентности педагогов в процессе проведения семинара-практикума.

Для решения  данных задач была разработана методика работы с родителями, включающая три этапа:

1 этап. Проведение проблемного семинара:

Здесь происходило  знакомство родителей с результатами педагогической диагностики детей  и графиками, характеризующими специфику  выполнения функций педагогического  сотрудничества.

В результате их обсуждения была разработана индивидуальная программа сотрудничества для каждой дифференцированной группы родителей воспитанников ДОУ, отличающихся педагогическими установками на взаимодействие с ДОУ.

2 этап. Организация семинара-практикума:

В основу программы семинара-практикума были положены наши методические разработки, при реализации которых использовались традиционные и нетрадиционные формы сотрудничества, направленные на повышение педагогической компетентности родителей дифференцированных групп и профессиональной компетентности педагогов ДОУ, обучение родителей и воспитателей функциям сотрудничества.

3 этап. Презентация семейных творческих  проектов

В процессе презентации  семейных творческих проектов мы старались  создать в группе эмоциональный  комфорт, сблизить участников педагогического процесса, детей, родителей, педагогов, развивать позитивное отношение родителей к дальнейшему сотрудничеству с педагогами.

На всех этапах использовались специальные методы активизации родителей:

вопросы к родителям  по излагаемому материалу;

постановка дискуссионных  вопросов;

предложение родителям  для обсуждения двух различных точек  зрения;

приведение примеров из литературных источников,

решение педагогических задач и др.

Опишем специфику  их использования подробнее на каждом этапе реализации программы организации методов сотрудничества детского сада и семей воспитанников.

На  первом этапе формирующего эксперимента нами организовывался проблемный семинар.

Целью и задачей, которого стало формирование установки на сотрудничество, ознакомление с результатами педагогической диагностики, постановка проблем педагогического сотрудничества с дифференцированными группами родителей.

Представляем  краткое содержание и ход семинара.

Воспитатель. Уважаемые родители! Все вы знаете, что только при условии сотрудничества ДОУ и семьи возможно успешное воспитание и обучение ребенка. Это сотрудничество выражается в том, что педагоги и семья выполняют определенные функции:

-охраны и  укрепления здоровья (материнскую  функцию),

-развивающую  (воспитывающую и обучающую),

-диагностическую  и коррекционную,

-коммуникативную,

-конструкторско-организаторскую,

-координирующую  функцию

-функцию профессионального  самосовершенствования.

На основе диагностики, проведенной в нашей группе, были составлены графики, характеризующие специфику выполнения функций педагогического сотрудничества с вами.

Что необычного, на ваш взгляд, в этих графиках? Считаете ли вы, что вам нужно объяснить  их?

Родители. Да.

Воспитатель. По результатам диагностики были выделены среди вас 3 отличающихся друг от друга подгруппы. У каждой из них отмечается собственная стратегия сотрудничества с воспитателями ДОУ, определяющая эффективность воспитания и обучения ребенка в семье и детском саду. Хотите узнать о них подробнее?

У родителей, вошедших в 1-ю дифференцированную группу (перечисляет Ф.И.О. родителей), лучше всего развита функция профессионального самосовершенствования (25%). Многие знакомы с отечественными и зарубежными образовательными программами, методической литературой. Они достаточно компетентны, чтобы давать советы воспитателям, например, в том, какую методическую литературу можно использовать в процессе физического и интеллектуального воспитания и обучения детей. Поэтому данная функция сотрудничества выполняется с оптимально высоким результатом.

Родители. А что обозначают «провалы» в графике функций нашего сотрудничества с ДОУ?

Воспитатель. Самые низкие провалы в графике: диагностическая и коррекционная (8,3%), конструкторско-организаторская функция (8,3%), координирующая функция (8,3%).

Уважаемые родители! Как вы думаете, по каким причинам данные функции сотрудничества выполняются  не так успешно, как хотелось бы?

Родители. Возможно, мы не всегда прислушиваемся к вашим рекомендациям или не обращаем внимания на советы по воспитанию и обучению детей в семье. Может быть, у нас просто не хватает времени с вами поговорить?

Воспитатель. Как вы считаете, как это можно исправить?

Родители. Уделять больше времени для обсуждения с вами некоторых вопросов воспитания и обучения наших детей. Может быть, мы вместе найдем пути их решения.

Воспитатель. У представителей 2-й дифференцированной группы (перечисляет Ф.И.О. родителей) в графике педагогического сотрудничества выделяются два пика, которые касаются развивающей (18,7%) и коммуникативной (18,7%) функций. Родители этой группы интересуются развитием детей и готовы к общению с педагогами по вопросам художественно-эстетического и интеллектуального воспитания сына или дочери.

Родители. Какие функции сотрудничества выполняются не так успешно?

Воспитатель. Безусловно, функции охраны и укрепления здоровья детей (12,5%) и профессионального самосовершенствования (12,5%) выполняются не на таком высоком уровне, как хотелось бы. Поэтому, вы могли бы больше внимания уделять реализации данных функций, прислушиваться к рекомендациям педагогов по выполнению режима в семье, чаще заниматься с детьми физическими упражнениями и подвижными играми, закаливающими процедурами. Необходимо также делиться опытом по всем проблемам воспитания и обучения детей с другими родителями и воспитателями.

Родители. Что вы скажете о родителях 3-й дифференцированной группы?

Воспитатель. У родителей (перечисляет Ф.И.О.) выделяются три пика функций педагогического сотрудничества: функции охраны и укрепления здоровья детей (17,6%), развивающая (17,6%) и коммуникативная (17,6%). Они большое внимание уделяют художественно-эстетическому и физическому развитию детей, стараются всесторонне развивать их. Родители со вниманием прислушиваются к рекомендациям педагогов по воспитанию и обучению детей. Это позитивные моменты сотрудничества педагогов и родителей.

Родители. Можно, мы сами определим негативные моменты в этом графике?

В нем есть «провал» - это функция профессионального  самосовершенствования (11,8%).

Воспитатель. В чем его причина, по-вашему мнению? Почему снижена эта функция педагогического сотрудничества?

Родители. По-видимому, мы мало интересуемся вопросами воспитания и обучения детей?

Воспитатель. Не по всем направлениям их воспитания и обучения. В основном, это касается ознакомления с новинками методической литературы, в том числе по проблеме интеллектуального развития детей. В остальном эта функция практически не нарушена.

Подведем  итоги нашей беседы.

Воспитатель. Уважаемые родители! Вы знаете, что от выполнения функций педагогического сотрудничества зависит процесс воспитания и обучения детей в ДОУ и семье. В графике, который мы с вами сейчас рассмотрели, отмечаются пики и «провалы» оценки функций педагогического сотрудничества. Для исправления этих «провалов» необходимо разработать индивидуальную программу взаимодействия. Согласны ли вы сейчас ее обсудить? (Ответы родителей и индивидуальная работа в подгруппах.)

По итогам проведенного с родителями проблемного семинара была разработана программа семинара-практикума «Педагогические условия повышения эффективности сотрудничества семьи и ДОУ» и определены цели и задачи, которые реализовывались на всех занятиях:

повышение педагогической компетентности родителей дифференцированных групп и профессиональной компетентности педагогов ДОУ,

обучение родителей и воспитателей функциям сотрудничества,

развитие интеллектуальной и творческой инициативы детей и  взрослых.

Программа семинара-практикума рассчитана на 5 занятий. На каждое занятие отводилось 4 часа. Каждое занятие имело следующую структуру:

. Название занятия.

. Форма проведения.

. Задачи каждого  занятия.

. Предварительная  работа.

. План-содержание.

. Методы активизации  родителей.

Занятие 1 «Делимся Опытом»

1. Выставка методической  литературы: «Делимся опытом».

. Консультации-беседы: №1, №2, №3.

. Осознание родителями своих педагогических потребностей.

. Беседы с  родителями 1-й и 3-й дифференцированных  групп, 1-й и 2-й групп; консультации 2-й и 3-й групп.

. Ознакомление  с новинками методической литературы, мини-лекции родителей дифференцированных  групп, обсуждение проблемных вопросов.

. Обмен опытом  родителей, выставка литературы  по проблемам, вопросы к родителям  в связи с излагаемым материалом.

Занятие 2 «Программа достижений моего  ребенка»

1. Проблемный  семинар.

. Сравнительный  анализ реальных и потенциальных достижений ребенка в процессе воспитания в семье и ДОУ.

. Ознакомление  родителей с результатами теста  «Конструктивный рисунок человека  из геометрических фигур».

. Анализ схем  индивидуального развития ребенка  по всем направлениям воспитания  и обучения в семье и ДОУ.

. Вопросы к  родителям в связи с излагаемым  материалом, постановка дискуссионных  вопросов, задания по наблюдению  за ребенком;

. Использование  наглядности, анализ педагогических  ситуаций;

. Анализ собственной  воспитательной деятельности.

Занятие 3 «Домашняя игротека»

1.Конкурс педагогических  находок.

2.Обучение родителей  и воспитателей функциям сотрудничества.

.Проведение  рекламной кампании, создание информационного  стенда для родителей, предоставление  методической литературы.

.Ознакомление  с методической литературой; обсуждение педагогического опыта родителей; решение проблемных ситуаций.

.Приведение  примеров из литературных источников, предложение родителям для обсуждения  двух различных точек зрения, игровые методы (мяч по кругу,  игрушечный микрофон).

.Приведение  примеров из опыта воспитания  детей в семье, использование  наглядности,

.Выставка литературы  для родителей,

.Решение педагогических  задач.

.Применение  домашних заданий.

Занятие 4 «Роль семьи в социально-нравственном развитии ребенка»

1.Викторина для  родителей.

2.Формирование  педагогической компетентности  родителей.

.Анализ и  обобщение литературы по проблеме  социально-нравственного развития  ребенка, составление вопросов  для викторины, подготовка приглашений  с детьми.

.Обобщение задач,  методов, приемов, средств социально-нравственного воспитания детей; блиц-турнир для родителей дифференцированных групп.

.Игровые приемы, постановка дискуссионных вопросов, вопросы к родителям в связи  с излагаемым материалом, предложение  родителям для обсуждения двух различных точек зрения.

Выполнение  практического задания

1. «Развитие  творческих способностей ребенка».

. Разработка  творческого проекта детей и  родителей.

. Развитие инициативы  детей и взрослых.

. Объяснение  детям технологии создания семейного  альбома; проведение беседы с родителями по включению в альбом заданий обучающего характера.

. Ознакомление  с образцом и технологией составления  семейного альбома, изготовление  герба группы и семьи совместно  с родителями и воспитателями.

. Постановка  дискуссионных вопросов, игровые приемы, приведение примеров из опыта воспитания детей в семье, использование наглядности, решение педагогических задач, применение домашних заданий, метод игрового моделирования поведения (найдите подход к ребенку и т.д.).

Информация о работе Взаимодействие ДОУ с семьей в процессе подготовки детей к школе