Взаимодействие ДОУ с семьей в процессе подготовки детей к школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 12:24, дипломная работа

Краткое описание

Объект исследования: процесс взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. Предмет исследования: содержание и формы психолого-педагогического взаимодействия ДОУ с семьей на этапе подготовки детей к школьному обучению. Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по проблеме.
2. Разработать систему работы по взаимодействию ДОУ и семьи в процессе подготовки детей к школе.
3. Проанализировать эффективность предложенной системы работы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы исследования особенностей взаимодействия ДОУ с семьей на этапе подготовки к школьному обучению
1.1. Сущность понятия «Психолого-педагогическая готовность к школе»……………………………………………………………………………..7
1.2. Проблема взаимодействия ДОУ с семьей в современной психолого-педагогической литературе……………………………………..17
1.3. Состояние проблемы взаимодействия ДОУ и семьи в процессе подготовки дошкольников к школе в теории и практике дошкольного образовани……………………………………………………………………….30
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по орагнизации взаимодействия ДОУ и семьи при подготовке дошкольников к школе
2.1. Анализ уровня взаимодействия ДОУ и семьи при подготовке дошкольников к школе………………………………………………………...44
2.2. Содержание работы по организации взаимодействия ДОУ с родителями на этапе подготовки детей к школьному обучению………………………………………………………………………...60
2.3. Оценка эффективности программы взаимодействия доу с семьей на этапе подготовки детей к школьному обучению ……………..70

Заключение……………………………………………………………….75
Литература………………………………………………………………..78

Вложенные файлы: 1 файл

Государственное образовательное.doc

— 852.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, результаты апробации методики диагностики взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников и программы семинара-практикума для родителей подтвердили эффективность предложенных методов работы.

Значительно улучшились взаимоотношения (коммуникативная функция) с детьми и воспитателями, что инициировало подъем в развитии таких функций, как охрана и укрепление здоровья детей, развивающая (воспитывающая и обучающая) и профессиональное самосовершенствование.

Улучшились показатели совместимости позиций взрослых и детей, а отношение между родителями и детьми стали более конструктивными.

 

Заключение

 

Основные подходы  к пониманию семьи и факторов семейного воспитания строятся на понимании  структуры взаимоотношений в  семьях и уровне педагогической культуры родителей в семье. Но, к сожалению, до сих пор не хватает разработанных методик, направленных на оценку эффективности сотрудничества детского сада с родителями, относящимися к разным уровням педагогической культуры и обладающими различными взглядами на процесс развития, воспитания и обучения детей, тем более, на выбор приоритетных направлений взаимодействия с педагогами и специалистами ДОУ.

Однако учет данных типологических групп родителей  может стать основой для разработки методических рекомендаций по оптимизации семейного воспитания в группах родителей с разным уровнем педагогической культуры, что может быть полезным для организации педагогических условий эффективного сотрудничества педагогов и психологов ДОУ с семьями своих воспитанников.

Анализ исследований педагогической теории и практики показал, что в системе взаимодействия детских садов и семьи отсутствовали  единые требования к задачам и  содержанию воспитательной работы ДОУ  и семьи, и как следствие преемственности  в содержании и технологиях педагогического просвещения родителей в целях успешной социализации личности дошкольника в условиях ДОУ и семьи, и формирования у родителей практических умений и положительного отношения к этой задаче. Поэтому для целесообразного и эффективного взаимодействия необходимо обеспечение индивидуального, дифференцированного подхода к работе с семьями воспитанников на основе анализа опыта семейного воспитания, а также контингента родителей; планирование педагогами в календарном плане различных форм общения с родителями, другими членами семьи, взаимосвязь разных форм. Наличие в ДОУ документации, раскрывающей работу педагогов с родителями (протоколы родительских собраний, консультаций, наличие материалов наглядной педпропаганды, их хранение); подбор материалов в методическом кабинете ДОУ в помощь педагогам: памятки, вопросники, консультации, лучший опыт семейного воспитания, а так же организация участие педагога-психолога и педагогов в пропаганде целей и задач, содержания и методов семейного воспитания детей-дошкольников, обеспечит полноценное взаимодействие системы дошкольного воспитания и семейного.

Анализ путей  современного взаимодействия педагогов  ДОУ и семьи позволил нам выделить в нашем научном исследовании в качестве педагогических условий выбора эффективных методов и приемов работы с родителями, формирования оптимальной стратегии взаимодействия и сотрудничества семьи и детского сада следующие:

формирование  у родителей воспитанников установки  на сотрудничество через знакомство их с потенциалом развития их детей;

согласование  представлений родителей и педагогов  о задачах развития, воспитания и  обучения детей в ДОУ и семье  в процессе проведения систематической  работы на проблемных семинарах;

постановка специфических  проблем педагогического сотрудничества с дифференцированными группами родителей и организация индивидуальных и подгрупповых консультаций;

обучение родителей  и воспитателей функциям сотрудничества через использование традиционных и нетрадиционных методов общения;

развитие интеллектуальной и творческой инициативы детей и взрослых в процессе организации коллективной деятельности по методу творческих проектов.

Организация констатирующего  этапа эксперимента показала, что  педагогу необходимо повышать свой профессиональный уровень, учитывая интересы дифференцированных групп родителей, чтобы быть компетентным в значимых для них вопросах для полноценного взаимодействия с родителями. Родителям необходимо сформировать установки на сотрудничество и повысить педагогическую компетентность в вопросах воспитания и развития своих детей при организации в дошкольном учреждении педагогически целесообразных условий эффективного взаимодействия педагогов ДОУ и семьи.

Формирующий эксперимент  был направлен на формирование у родителей установки на сотрудничество с педагогами ДОУ; определение приоритетных направлений педагогического сотрудничества с дифференцированными группами родителей воспитанников; повышение педагогической компетентности: родителей дифференцированных групп и профессиональной компетентности педагогов в процессе проведения семинара-практикума. Для решения данных задач была разработана программа организации педагогических условий работы с родителями, включающая три этапа:

этап. Проведение проблемного семинара;

этап. Организация  семинара-практикума;

этап. Презентация  семейных творческих проектов.

На всех этапах использовались специальные методы активизации родителей: вопросы  к родителям по излагаемому материалу; постановка дискуссионных вопросов; предложение родителям для обсуждения двух различных точек зрения; приведение примеров из литературных источников, решение педагогических задач и др.

Результаты апробации  методики взаимодействия ДОУ с семьями  воспитанников и программы семинара-практикума для родителей подтвердили эффективность предложенных нами педагогических условий.

Значительно улучшились взаимоотношения (коммуникативная  функция) с детьми и воспитателями, что инициировало подъем в развитии таких функций, как охрана и укрепление здоровья детей, развивающая (воспитывающая и обучающая) и профессиональное самосовершенствование.

Улучшились показатели совместимости позиций взрослых и детей, а отношение между  родителями и детьми стали более  конструктивными. Все это подтверждает выдвинутую нами в начале исследования гипотезу.

 

Список  литературы

 

1.Алиева Т.И., Антонова Т.В., Арнаутова Е.П. и  др. Истоки: Базисная программа развития  ребенка-дошкольника. - М.: Карапуз, 1997. С. 288.

2.Арнаутова Е.П.  Основы сотрудничества педагога  с семьей дошкольника. - М., 1994.

.Арнаутова Е.П. Педагог и семья. - М.: Карапуз, 2001. С. 264.

.Бестужев-Лада  И. В, Идеальные представления  о системе народного образования. - М.: Педагогика. 1998. №6.

.Богославец  Л.Г., Майер А.А. Взаимодействие  дошкольного образовательного учреждения  и семьи в условиях малого города // Управление ДОУ. №5. 2004. С. 18.

.Воспитание  дошкольника в семье: вопросы  теории и методики/ под ред.  Т.А. Марковой. - М.: Педагогика, 1979.

.Воспитатели  и родители / под ред. Л.В. Загик  В.М. Ивановой. - М., 1985.

.Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М., 1997.

.Глебова С.В.  Детский сад-семья. Аспекты взаимодействия. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005. С. 111.

.Данилина Т.А.  Современные проблемы взаимодействия  дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. №2. С. 44-49.

.Доронова Т.Я., Голубева Л.В., Гордова Я.А. и  др. Из детства в отрочество: программа  для родителей и воспитателей  по формированию здоровья и  развитию детей 4-7 лет. 4-е изд. - М.: Просвещение, 2005. С. 143.

.Доронова Т.Н., Соловьева Е.В., ЖичкинаА. Е. и др. Дошкольное учреждение и семья единое пространство детского развития: методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений. - М.: Линка-Пресс, 2001. С. 224.

.Дружинин В.Я.  Психология семьи. - Екатеринбург, 2000.

.Загик Л.В., Куликова Т.А., Маркова Т.А. и др. Воспитателю о работе с семьей: пособие для воспитателя дет. сада / под ред. Н.Ф. Виноградовой. - М.: Просвещение, 1989. С. 192.

.Зверева О.Л., Ганичева А.Я. Семейная педагогика  и домашнее воспитание: учеб. пособие  для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 1999. С. 160.

.Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога  с родителями в ДОУ: методический  аспект (библиотека руководителя  ДОУ. - М.: Сфера, 2005. С. 80.

.Зверева О.Л., Кротова Т.В. Родительские собрания  в ДОУ. Методическое пособие. - М., Айрис - пресс, 2006. - 128 с.

.История дошкольной  педагогики: учеб. пособие для студентов  пед. институтов по спец. «Педагогика  и психология (дошк.)» / под ред.  Л.Н. Литвина. - М.: Просвещение, 1989. С. 352.

.Котырло В.К., Ладывир С.А. Детский сад и семья. - Киев, 1984.

.Куликова Т.А.  Семейная педагогика и домашнее  воспитание. - М., 2002.

.Лесгафт П.Ф.  Семейное воспитание ребенка  и его значение: библиотека учителя  и воспитателя; страницы истории  педагогической мысли. - М.: Педагогика, 1991. С. 176.

.Логинова В.Я., Бабаева Т.Я., Ноткина Я.А. и  др. Детство: программа развития  и воспитания детей в детском  саду / под ред. Т.И. Бабаевой, 3. А. Михайловой, Л.М. Гурович. 3-е  изд. - СПб.: Детство-Пресс, 2004.

.ЛутошкинА. Я.  Эмоциональные потенциалы коллектива. - М., 1988.

.Макаренко А.С.  Книга для родителей: к 100-летию  со дня рождения А.С. Макаренко. - М.: Педагогика, 1988. С. 304.

.Маркова Т.А., Загик Л.В., Иванова В.М. и др. Детский сад и семья /под  ред. Т.А. Марковой. - М.: Просвещение, 1981. С. 176.

.Менджерицкая  Д.В. Воспитателю о детской  игре: пособие для воспитателя  детского сада. - М., Просвещение, 1982. С. 128.

.Микляева Н.В.  Создание условий эффективного  взаимодействия с семьей. - М., Айрис-пресс, 2006. - 144 с.

.Островская  Л.Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников: кн. для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1990. С. 160.

.Павлова Л.Н.  О взаимодействии семейного и  общественного воспитания детей  раннего возраста // Дошкольное воспитание., - М., 2002. №8. С. 8-13.

.Популярная  психология для родителей / под  ред. А.С. Спиваковской. - СПб., 1997.

.Программа воспитания  и обучения в детском саду / под ред. М.А. Васильевой, В.В.  Гербовой, Т.С. Комаровой. 3-е изд. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. С. 208.

.Пухова Т.И. Шесть кукол: психологический анализ режиссерской игры в «семью» у дошкольников. - М., 2000.

.Репина Т.А.  и др. Общение детей в детском  саду и в семье. - М., 1990.

.Романова Е.  С, Потемкина О.Ф. Графические  методы в психологической диагностике. - М.: Дидакт, 1992. С. 255.

.Соколова Т.П.  Тематический контроль «Сотрудничество  с родителями» // Справочник старшего  воспитателя. №1. 2008. С. 23.

.Хоментаускас  Г.Т. Семья глазами ребенка. - М., 1989.

.Хямяляйнен  Ю. Воспитание родителей: Концепция,  направления и перспективы: кн. для воспитателей детского сада и родителей; пер. с фин. - М., 1993.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Федеральное агентство по образованию Государственное  образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Удмуртский  Государственный Университет

Курсовая работа

Тема: «Взаимодействие МДОУ с семьей»

Выполнил

Студент 3 С (Вт) – 031000 – 43(к)

Григорьева  В.Л

Проверил

Савельева М.Г

2008г.

 

ПЛАН  РАБОТЫ

Введение

1. Семья  и значение семьи в жизни  ребенка

1.1 Периодизация  типов отношений родителей и  детей в психоистории

1.2 Сущность  понятия «Семья»

2. Способы  взаимодействия, формы и методы  педагогов МДОУ с родителями

2.1 Содержание  работы педагога с родителями  в ДОУ

2.2 Формы  общения педагога с родителями

2.3 Основные  подходы к определению и реализации  роли родителей как субъектов дошкольного образования

2.4 Организация  сотрудничества педагогов, родителей  и детей

Заключение

Библиография

Приложения

 

ВЕДЕНИЕ

Главным в работе любого ДОУ являются сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного роста. Успешное осуществление этой большой и ответственной работе невозможно в отрыве от семьи, ведь родители – первые и главные воспитатели своего ребенка с момента рождения и на всю жизнь.

В соответствии с Законом «Об образовании», где  записано, что родители являются первыми  педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного  и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте. В этой связи изменяется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьей.

В основе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество, т.е. совместное определение целей  деятельности, совместное распределение  сил, средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем и прогнозирование новых целей, задач и результатов.

Актуальность  данной темы в том, что современная  семья отличается своей нестабильностью, развиваются процессы кризисных явлений в семье, увеличивается число конфликтных семей, где разногласия родителей между собой отражаются на воспитании детей. Увеличивается разница между прожиточным минимумом богатых и бедных, часть населения оказалась на грани нищенства, чаще всего это многодетные семьи.

В связи  с таким положением появился термин «семьи группы риска», которые нуждаются  в особой поддержке.

Взаимодействие  педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями, направлено на повышение педагогической культуры родителей.

Повышение педагогической культуры разрешает  сложившееся противоречие между  воспитательным потенциалом семьи  и его использованием. Составная  часть взаимодействия – общение  педагога с родителями.

Информация о работе Взаимодействие ДОУ с семьей в процессе подготовки детей к школе