Вариативность мышления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 09:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования заключатся в решении выдвинутой проблемы.
Задачи исследования:
1) проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу с целью раскрытия сущности понятий «мышление», «вариативность мышления», « процесс развития вариативности мышления».
2) выявить психолого-педагогические особенности развития вариативности мышления у младших школьников.

Содержание

Введение………………………………………………………………….…3
Глава 1. Психолого-педагогические основы развития вариативности мышления у младших школьников
1.1. Развитие вариативности мышления с позиции педагогики и психологии…...........................................................................................................7
1.2. Особенности развития вариативности мышления в младшем школьном возрасте………………………………………………………………
1.3. Возможности математических заданий для развития вариативности мышления младших школьников…………………………….......................13
Выводы по главе 1……………………………………….….…................15
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по проблеме развития вариативности мышления у младших школьников в процессе выполнения математических заданий
2.1. Методика и организация опытно-экспериментальной работы на этапе констатирующего эксперимента ….……………………………….......19
2.2. Проект формирующего эксперимента по проблеме развития вариативности мышления у младших школьников в процессе выполнения математических заданий………………………..……27
Выводы по главе 2……….……………………………….....................32
Заключение……………………………………………………...............34
Список литературы……………………………………………………..37

Вложенные файлы: 1 файл

Вариативность мышления.docx

— 123.38 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение………………………………………………………………….…3

Глава 1. Психолого-педагогические основы развития вариативности мышления у младших школьников

1.1. Развитие вариативности мышления с позиции педагогики и психологии…...........................................................................................................7

1.2. Особенности развития вариативности мышления в младшем школьном возрасте………………………………………………………………

1.3. Возможности математических заданий для развития вариативности мышления младших школьников…………………………….......................13

Выводы по главе 1……………………………………….….…................15

Глава 2. Опытно-экспериментальная  работа по проблеме развития вариативности мышления у младших школьников в процессе выполнения математических заданий

2.1. Методика и организация опытно-экспериментальной работы на этапе констатирующего эксперимента ….……………………………….......19

2.2. Проект формирующего  эксперимента по проблеме развития вариативности мышления у младших школьников в процессе выполнения математических заданий………………………..……27

Выводы по главе 2……….……………………………….....................32

Заключение……………………………………………………...............34

Список литературы……………………………………………………..37

Приложения

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Согласно ФГОС начального общего образования приоритетной целью  образования является   развитие  учащихся [1]. Вопросы общего  развития  тесно связывают с развитием   мышления.  И это не   случайно, ведь  процесс мышления  неотделим от  всех  других  умственных   и психических функций: восприятия,  памяти,  представления и т.д.

В последнее время количество детей, испытывающих трудности в  обучении заметно возросло. В каждом классе начальной  школы немало учащихся, имеющих проблемы в обучении. Известно, что среди неуспевающих школьников начальных классов почти половина отстает в психическом развитии от сверстников. Причиной слабой успеваемости учащихся является задержка развития таких важнейших психических  процессов как восприятие, внимание, воображение, память и, особенно – мышление, которое включает такие операции как анализ, синтез, сравнение, обобщение. Логическое мышление – это основа успешного формирования общеучебных умений и навыков, требуемых школьной программой. Учащиеся с низким уровнем логического мышления испытывают значительные трудности при решении задач, преобразовании величин, при овладении приемами устного счета; при применении орфографических правил на уроках русского языка, при построении правильной грамотной речи; при работе с текстами, при понимании прочитанного и многое другое.

В практике обучения, в том  числе и в начальной школе, детям довольно часто приходится сталкиваться с тестовыми заданиями, которые вызывают затруднения, так  как ученики теряются в предложенных вариантах, переживают огромный стресс. Кроме того, современное общество требует от современного человека креативности, оперативности, готовности к саморазвитию и самореализации. Следовательно, проблема вариативности, развития вариативного мышления в наши дни особо актуальна.

 

В психологии проблема развития  мышления всегда занимала особое место. Ею занимались такие ученые, как  Богоявленский Д. Н., Давыдов В.В., Гальперин П. Я. Зак А.З., Локалова Н.П.,   Люблинская А.А.,  Менчинская Н.А., Рубинштейн С. Л., Эльконин Д.Д и другие.

Проблемами мышления детей  младшего школьного возраста занимались многие зарубежные (Гайсон Р., Инельдер Б.,   Пиаже Ж., Тайсон Ф. и др.) и отечественные (Блонский П.П., Величковский Б.М., Выготский Л.С., Гальперин П.Я., Зинченко П.И., Леонтьев А.Н., Лурия А.Р., Смирнов А.А, Истомина З.М., Овчинников Г.С., Рубинштейн С.Л., и др.) исследователи.

Окружающая нас действительность многообразна и изменчива. Современный  человек постоянно оказывается  в ситуации выбора варианта решения  проблемы, который является оптимальным  в данной ситуации. Успешнее это  будет делать тот, кто умеет искать разнообразные варианты и выбирать среди большого числа решений.

Проблемой развития  вариативности  мышления  в младшем школьном возрасте занимались многие психологи  и педагоги, такие как  Алферов  А.Д.,  Люблинская А.А.,  Немов Р.С.  и другие.

Данные исследователи  под вариативностью мышления в психологии понимают способность человека находить разнообразные решения. Показателями развития вариативности мышления являются его продуктивность, самостоятельность, оригинальность и разработанность. Вариативность мышления определяет возможности личности творчески  мыслить, помогает лучше ориентироваться  в реальной жизни. Одними из учебных  предметов в начальной школе, которые  имеют  огромные  возможности для развития мышления младших школьников является «Окружающий мир», «Русский язык», «Математика». Так, например,  курс «Математики» способствует развитию у младших школьников всех видов мышления, но в большей степени словесно-логического, поэтому развитие вариативности мышления особенно актуально для процесса выполнения математических заданий. Так, проявление этого качества мышления требуется, например, при решении задач с помощью подбора, когда ученик рассматривает все возможные ситуации, анализирует их и исключает несоответствующие условию.

Проблемой развития мышления младших школьников при изучении математики, выполнении математических заданий занимались такие ученые как М. И. Моро,  М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова,  Н. Б. Истомина (функциональное развитие данного процесса) Л. Г.  Петерсон, Д. Б. Эльконина   и В. В. Давыдова (влияние проблемного обучения на развитие мышления) и другие.

      Таким образом,  проблема развития вариативности мышления на уроках математики является актуальной в современной педагогике. Можно констатировать тот факт, что особо активно в научных трудах рассматривается проблема развития словесно-логического мышления, тогда как анализ педагогической и методической литературы показал, что существует противоречие между необходимости развития вариативности мышления младших школьников в процессе выполнения математических заданий и не разработанностью  проблемы развития вариативности мышления младших школьников в процессе выполнения математических заданий.

Проблема исследования заключается в определение педагогических условий,  которые будут способствовать эффективному развитию вариативности мышления младших школьников в процессе выполнения математических заданий.

Цель исследования заключатся в решении выдвинутой проблемы.

Объект исследования: развитие вариативности мышления у младших школьников. 

Предмет исследования: педагогические условия развития вариативности у мышления младших школьников в процессе выполнения математических заданий. 

 

Задачи исследования:

1) проанализировать психолого-педагогическую  и методическую   литературу  с целью раскрытия сущности  понятий «мышление», «вариативность  мышления»,  « процесс развития  вариативности мышления».

2) выявить психолого-педагогические особенности развития  вариативности мышления   у младших школьников.  

3) выделить наиболее эффективные методы, приёмы, средства, способствующие   развитию вариативности мышления младших школьников  в процессе выполнения математических заданий;

4) разработать и реализовать программу опытно-экспериментальной части по исследованию  данной проблемы.

Гипотеза заключается в предположении о том, что развитие вариативности мышления младших школьников в процессе выполнения математических заданий будет эффективным  при следующих дидактических условиях:

1) систематичности работы  по развитию вариативности мышления  в условиях проблемного обучения;

2) выделение следующих  процедур развития вариативности  мышления  при решении учебных  задач в качестве ведущих: видение  альтернативы решения и его  хода; видение структуры объекта,  построение принципиально нового  способа решения, отличного от известных субъекту;

3) систематическое использование  специальных заданий (имеющих   единственный правильный ответ,  нахождение которого осуществляется  разными способами; имеющих   несколько вариантов ответа, причем  их нахождение осуществляется  одним и тем же способом;    имеющих несколько вариантов ответа, которые находятся отличающимися способами).

Для достижения поставленной цели и решения данных задач был  использован комплекс методов научного исследования.

  • метод сбора информации (изучение литературы, анализ продуктов деятельности учащихся);
  • диагностические: анкетирование, ранжирование, наблюдение.
  • общелогические методы: анализ, сравнение, синтез, обобщение.
  • экспериментальные методы (констатирующий эксперимент).
  • методы математической статистики (среднеарифметическое, коэффициент эффективности)

База исследования:

Структура работы: данная работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка литературы и приложения. Во введении раскрыта актуальность проблемы, представлен методологический аппарат исследования; в I главе определены теоретические основы исследования; II глава содержит опытно-экспериментальную работу (констатирующий эксперимент и проект формирующего эксперимента); в заключении представлены основные выводы по проделанной работе; список литературы содержит    источников; в приложении представлены таблицы, работы детей, конспекты уроков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Психолого-педагогические основы развития вариативности мышления у младших школьников

1.1. Развитие вариативности  мышления с позиции педагогики  и психологии

 

Предметы и явления  действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно  познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий (цвета, звуки, формы, размещение и перемещение  тел в видимом пространстве), и  такими свойствами и отношениями, которые  можно познать лишь опосредованно  и благодаря обобщению, т.е. посредством  мышления.

Мышление рассматривают как способность рассуждать, мыслить как свойство человека. В широком смысле мышление – это совокупность умственных процессов, лежащих в основе познания. К мышлению относят активную сторону познания: внимание и восприятие, образование показаний и суждений. В более тесном смысле мышление заключает в себе образование суждений и умозаключений путем анализа и синтеза понятий. (Д.Н. Ушаков)[16]

   Согласно Курбатова В.И. мышление – это рациональная процедура осознания разумного бытия человека [10].

    Пономарев Я.А.  дает следующие определение мышления: «мышление – это высшая, опосредованная, вербально-логическая ступень познания» [10].

   Мышление выступает  как сложная деятельность, развертывающаяся  в виде процессов анализа, синтеза,  абстракции, обобщения. Эти процессы  осуществляются на всех уровнях  мышления, во всех видах: наглядно-действенном,  наглядно-образном, словесно-логическом. Психолог Л.С. Выготский отмечал интенсивное развитие  интеллекта в младшем школьном возрасте. Развитие мышления приводит к качественной перестройке восприятия и памяти, превращению их в регулируемые, произвольные процессы. «Мышление – это процесс решения задач» (Афанасьев Н.В.)

Отличие мышления от остальных  психических процессов познания состоит в том, что оно всегда связано с активным изменением условий, в которых находится человек. Мышление всегда направлено на решение  какой-либо задачи. В процессе мышления производится целенаправленное и целесообразное преобразование действительности. Процесс  мышления непрерывен и протекает  на протяжении всей жизни, попутно трансформируясь, в связи с влияниями таких  факторов как возраст, социальное положение, стабильность среды обитания. Особенность  мышления - его опосредованный характер. То, что человек не может познать  прямо, непосредственно, он познаёт  косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное - через известное. Мышление различают по видам, протекающим процессам и операциям. С понятием мышления неразрывно связано понятие интеллект. Интеллект - общая способность к познанию и решению проблем без проб и ошибок т.е. «в уме». Интеллект рассматривается как достигнутый к определённому возрасту уровень психического развития, который проявляется в устойчивости познавательных функций, а так же в степени усвоения умений и знаний (по сл. Зинченко, Мещерякова). Интеллект как неотъемлемая часть мышления, его составная часть и в своём роде обобщающее понятие.

Самый существенный признак  отличающий мышление от других психических  процессов,— направленность на открытие новых знаний, т. е. его продуктивность. В соответствии с этим возможности человека к более или менее самостоятельному открытию новых знаний, определяемые (при наличие других необходимых условий) уровнем развития продуктивного мышления, составляют основу, «ядро» его интеллекта [10, с. 56].

Выделяются особые виды мышления – продуктивное и репродуктивное [16, с. 67].

Информация о работе Вариативность мышления