Аудиовизуальные средства обучения начальному естествознанию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 18:39, реферат

Краткое описание

Цель реферата: рассмотреть природу и особенности восприятия информации, проанализировать историю формирования аудиовизуальной культуры.

Содержание

Ведение………………………………………………………………………………..2
Глава первая. Теоретическая часть реферата
1.1 Общая характеристика средств обучения…...…………………………………..5
1.2 Средства обучения на уроках естествознания…………………………………..6
1.3 Аудиовизуальные средства обучения…………………………………………...10
• Экранно-звуковые средства обучения………………………………….12
• Звуковые средства обучения………………………………………………17
• Компьютерные средства обучения………………………………………20
Глава вторая. Конспекты классных часов.
2.1 Конспект классного часа на тему «Экология и окружающий мир»…………..19
2.2 Конспект классного часа на тему «Викторина: Животный мир»……………..20
Заключение …………………………………………………………………………...21
Список литературы………………………………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

Джафарова Эльнара 42У реферат.docx

— 55.80 Кб (Скачать файл)

 

Магнитная запись (Приложение 6) открывает гораздо более широкие педагогические возможности, нежели грамзапись. Возможность записи речи обучающегося, анализа ошибок, сравнения ее с образцовой речью, а также многократного воспроизведения, повторения с точностью, недоступной человеку, позволяет совершенствовать методику преподавания языков. Применение звукозаписи для развития устной речи учащихся помогает учителю зафиксировать ее, выявить неуловимые для учеников при произношении ошибки, проанализировать и устранить их.

 

Точная запись устной речи при обучении дает возможность  учителю сделать ее у учащихся более правильной и выразительной, отработать интонации, темп, добиться умения применять паузы и другие приемы, исправить содержательные ошибки. Звукозапись используют и при  изучении грамматики, в особенности  тех разделов синтаксиса, где важна  интонация, так как от нее зависит  правильная расстановка знаков препинания.

 

Магнитофон  (Приложение 7) можно применять для магнитофонного опроса, когда по очереди 3-4 ученика во время уплотненного опроса тихонько наговаривают небольшие по продолжительности (2-3 мин) ответы на магнитофон, которые учитель прослушает после урока и поставит отметки. После прослушивания учитель может отработать ответ вместе с учеником, уточнить и исправить все допущенные ошибки и неточности. Такой опрос хорошо использовать для робких и слабоуспевающих учеников, которые боятся говорить перед классом.

 

Магнитофильмы к урокам могут быть созданы самим преподавателем на основании записей с радио- и телеприемников, живой речи, звуков природы или искусственных, магнитных записей, грамзаписей, записей на дисках и др. Магнитную запись можно постоянно дополнять, корректировать и, когда она износится, переписать на новую ленту.

 

Грампластинки (Приложение 8) в классе прослушивают на электрофонах, которые до сих пор есть в продаже. Лазерные аудиодиски прослушиваются на различных аудиосистемах и с помощью ПК.

 

Для прослушивания  записей с магнитных лент магнитофон или аудиосистема устанавливают так, чтобы звучание записи в классе было достаточно громким и разборчивым. Звукосистемы с выносными колонками позволяют маневрировать ими до тех пор, пока всем учащимся не будет четко слышен звук. Голоса школьников обычно записывают у стола учителя при помощи микрофона. При удлинении провода учитель сможет подходить с микрофоном к любому ученику. Можно также использовать радиомикрофоны, которые легко перемещать в любое место класса или зала.

 

Современная аудиоаппаратура позволяет составить  музыкальную программу, которая  будет автоматически воспроизводиться по ходу урока в установленное  время и в установленном режиме.

Все звуковые записи, используемые в школе, можно  разделить на две группы: учебные  и художественные. Учебные записи имеют рабочие паузы для выполнения заданий, комментарии по отдельным  частям записанного материала, специально вставленные сравнения и сопоставления. Художественные записи целостно воспроизводят  художественный текст без каких-либо дидактических вставок.

 

Звукозаписи для лингафонных устройств. (Приложение 9) Применение специальных программ (звукозаписей) для лингафонных устройств и кабинетов по иностранному и русскому языкам дает возможность учащимся с самого начала изучения языка упражняться в восприятии речи без зрительной опоры. Развитие такого умения - задача трудная, так как при этом отсутствуют вспомогательные факторы (жесты и движения говорящего, мимика, артикуляция). Программу к уроку готовит учитель. Он выбирает готовые грамзаписи или магнитальбомы или записывает подготовленный им самим текст на магнитную ленту. Правильно составленные программы и умелое использование возможностей лингафонного комплекса обеспечивают индивидуальный подход в обучении, активизируют работу над произношением и пониманием речи на слух, увеличивают речевую практику учащихся на уроке.

 

Таковы разнообразные  приемы применения звукозаписи в  школе. Эти приемы, однако, не исчерпывают  всех возможностей, которые расширяются, когда звукозапись выступает  в сочетании с другими средствами обучения в комплексе, если она сопровождается зрительными образами. Такая работа требует особенно тщательной предварительной  подготовки, чтобы зрительный и слуховой ряды полностью совпадали.

 

К этим средствам обучения предъявляются  требования, сходные с требованиями к словесным методам обучения:

  • продолжительность прослушивания не должна быть больше 3-5 Мин;
  • учитель должен предварительно познакомиться с записью, выбрать материал, необходимый при изучении текущей темы, определить время и место прослушивания на уроке;

 

  • нужно составить вопросы или задания к выбранному для урока фрагменту для того, чтобы дети целенаправленно слушали запись;
  • после прослушивания дети отвечают на вопросы учителя, делают выводы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Компьютерные средства обучения

 

К компьютерным средствам обучения относят наглядные пособия, технические средства обучения, дидактические материалы и т.п. В последнее время существенно изменились средства обучения. В связи с появлением персональных компьютеров возник новый вид процесса проблемного обучения - проблемно-компьютерное обучение. Появление нового элемента (компьютера) в педагогической системе во многом может изменить ее функции и позволяет достичь нового педагогического эффекта.

 

Как и при  внедрении всякого другого средства обучения, возникает ряд проблем, связанных с психолого-педагогическими  условиями применения компьютера в  процессе обучения. В то же время  компьютер дает такие возможности  информационного обеспечения учебного процесса, которых до сих пор никогда  не было. Возникает серьезная многоаспектная проблема выбора стратегии внедрения компьютера в обучение, которая позволила бы использовать все его преимущества и избежать потерь, влияющих на качество педагогического процесса и затрагивающих развитие основных сфер человека. Поэтому прежде чем приступить к проектированию учебного процесса с использованием ЭВМ, преподаватель должен знать методику обучения с применением компьютера. Следовательно, правомерно ставить вопрос о новой технологии обучения, которая давала бы преимущества, компенсирующие затраты на приобретение ЭВМ и на овладение навыками работы с ней. Для этого нужен поиск принципиально новых перспективных решений использования компьютера как эффективного средства обучения.

 

Задача педагогики в этой связи состоит в том, чтобы определить и обеспечить те условия, при которых обозначенные функции действительно достигаются. На практике же эти условия или  не выявлены, или не используются, поэтому  и функции компьютера реализуются  зачастую на примитивном (в педагогическом аспекте) уровне. Что это за условия?

 

Рассмотрим  сочетаемость компьютера с содержанием, формами и методами обучения. Опыт отечественной высшей и средней  школы, как и опыт зарубежной школы, показывает, что для применения компьютера (Приложение 10) в любом предмете практически нет ограничений. Но содержание компьютерного занятия должно обязательно включать данные о способах анализа условия задачи, о поисках способа ее решения, о способах контроля за правильностью решения. То есть в содержание необходимо включать данные о всех типах рефлексии - интеллектуальной, личностной и межличностной: учитывать, как учащиеся понимают логику компьютерного обучения, смысл требований и пр.

 

Применение  компьютера должно учитывать сложившиеся  формы обучения. Современные формы  обучения независимо от типа школы  имеют следующую инвариантную структуру:

 

- актуализация  опорных знаний и способов  действий;

 

- формирование  новых понятий и способов действий;

 

- применение  знаний, формирование умений.

 

Таким образом, модель компьютерного занятия должна быть многогранной, или полифункциональной: формировать не только знания, но и  развивать обучаемых, вовлекать  их в сферу разносторонней психической  деятельности. На этой основе происходит развитие интеллекта, мотивации, воли и пр. Поэтому модель компьютерного  занятия должна быть также процессуальной. Процесс - это не только изменение, но и ряд генетически преемственных  стадий развития, соответствующих этапам компьютерного обучения. Модель должна также отвечать критериям противоречивости и проблемности, вариативности и гибкости.

 

Как уже отмечалось, компьютерное занятие не предполагает стопроцентного использования своего времени на работу с компьютером. Поэтому необходимо рассмотреть  проблему сочетания слова преподавателя  и использования компьютера. Можно  выделить несколько форм такого сочетания:

 

1) преподаватель  руководит работой обучаемых с компьютером, знания об объекте изучения они извлекают сами;

 

2) знания  об объекте изучения обучаемый  получает от преподавателя, а  компьютер служит подтверждением  или конкретизацией вербальных  сообщений;

 

3) на основании  работы с компьютером, осуществленной  учащимися, преподаватель решает  совместно с ними учебную проблему;

 

4) опираясь  на информацию, заложенную в компьютер,  педагог сам решает проблему (и  показывает ее решение) монологическим  методом.

 

 

Таким образом, модель компьютерного занятия как  дидактическая система включает номенклатуру целей обучения знаниям  и умениям, целей развития основных сфер человека, целей формирования учебной деятельности; характеристику содержания учебного материала, критерии его отбора для создания программных  педагогических средств, связи программного материала с остальным содержанием  занятия; характеристику дидактической  структуры занятия; мотивационное  его обеспечение; указания на формы  связи деятельности преподавателя  и применения компьютера и связанное  с ними сочетание методов обучения. Педагогическая эффективность компьютерного  занятия зависит от ряда вышеназванных  факторов и от того, насколько реализован замысел, представленный в его модели.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Аудиовизуальные средства обучения это - целенаправленный и специально организованный показ учебного материала, который подсказывает учащимся законы изучаемого явления, в данном случае позволяет творчески открыть эти

законы или убедиться  в их достоверности.

 Аудиовизуальные средства присущи следующие характеристики:

- они служит исходным моментом, источником и основой приобретения

знаний;

- являются средством обучения, обеспечивающим оптимальное усвоение учебного материала и его закрепление в памяти;

- образуют фундамент развития творческого воображения и мышления;

- являются критерием достоверности приобретаемых знаний;

- оказываются приемом развития памяти путем ее опоры на различные

органы ощущений и впечатлительность;

- соответствуют склонности учащихся мыслить формами, красками, звуками, ощущениями вообще;

- обеспечивают обратную связь чувственно-наглядного впечатления,

образа памяти и образа творческого воображения;

Кроме того, мы постарались  рассмотреть проблему управления вниманием  младших школьников с помощью  наглядных методов.

Мы отметили, что от методов  обучения зависит немалый успех  работы

учителя и школы в целом. Методам обучения посвящено множество  фундаментальных статей и, в частности, наглядным методам обучения. Несмотря

на это проблема методов  обучения остается весьма актуальной. Актуальной

остается также проблема управления вниманием младших школьников, так 

как произвольное внимание у них еще недостаточно сформировано. Объединив эти две проблемы в  одну, мы выдвинули гипотезу о том, что наглядные 

методы обучения весьма эффективно использовать при управлении вниманием  младших школьников. Данную гипотезу мы постарались обосновать в работе.

Наглядные методы обучения необходимо использовать на уроках в  начальной школе. Это правило вытекает из психологических особенностей внимания младшего школьника.

Эти методы способствуют развитию памяти, мышления, воображения.

Однако не следует отрицать при этом роль внимания. Как известно, внимание является функцией, обслуживающей  все психические процессы. Без  внимания невозможно осуществлять ни одну сознательную деятельность, не возникает мысль. Следовательно, без внимания не возможно нормально построить процесс обучения. Поэтому так важно научиться управлять вниманием учеников.

Информация о работе Аудиовизуальные средства обучения начальному естествознанию