Аудиовизуальные средства обучения начальному естествознанию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 18:39, реферат

Краткое описание

Цель реферата: рассмотреть природу и особенности восприятия информации, проанализировать историю формирования аудиовизуальной культуры.

Содержание

Ведение………………………………………………………………………………..2
Глава первая. Теоретическая часть реферата
1.1 Общая характеристика средств обучения…...…………………………………..5
1.2 Средства обучения на уроках естествознания…………………………………..6
1.3 Аудиовизуальные средства обучения…………………………………………...10
• Экранно-звуковые средства обучения………………………………….12
• Звуковые средства обучения………………………………………………17
• Компьютерные средства обучения………………………………………20
Глава вторая. Конспекты классных часов.
2.1 Конспект классного часа на тему «Экология и окружающий мир»…………..19
2.2 Конспект классного часа на тему «Викторина: Животный мир»……………..20
Заключение …………………………………………………………………………...21
Список литературы………………………………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

Джафарова Эльнара 42У реферат.docx

— 55.80 Кб (Скачать файл)

продолжительность прослушивания  не должна быть больше 3-5 Мин;

учитель должен предварительно познакомиться с записью, выбрать материал, необходимый при изучении текущей темы, определить время и место прослушивания на уроке;

нужно составить вопросы  или задания к выбранному для  урока фрагменту для того, чтобы  дети целенаправленно слушали запись;

после прослушивания дети отвечают на вопросы учителя, делают выводы.

В последние годы разрабатываются компьютерные программы, для начальной школы, которые призваны повысить эффективность усвоения естественно-научных знаний. В скором времени эти средства обучения займут одно из ведущих мест в обучении младших школьников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экранно-звуковые средства обучения

 

Учебный кино- или видеофильм (Приложение 3) характеризуется рядом особенностей: информационная насыщенность, сильное эмоциональное воздействие на аудиторию, темп предъявления информации с экрана, управление процессом восприятия, целостность и законченность.

Информационная  насыщенность кинофильма заключается  в том, что посредством демонстрации за короткий промежуток времени можно  передать такой объем информации, который нереально представить  при словесном изложении с  использованием других средств обучения.

Целостность и законченность экранно-звукового  пособия состоит в том, что  оно в принципе подготовлено для  использования как основной источник информации и поэтому содержит логически  целостную информацию с определенной методикой ее подачи.

 

Применение  учебных фильмов целесообразно  в таких учебных ситуациях, когда  необходимо познакомить учащихся:

а) с объектами, процессами, явлениями, которые невозможно воспроизвести в условиях школы или пронаблюдать в реальных условиях;

б) с внутренними процессами и явлениями, недоступными непосредственным наблюдениям;

в) с процессами и явлениями, характерной особенностью которых является движение, развитие;

г) с очень медленно или очень быстро протекающими процессами или явлениями;

д) с микро- и макрообъектами.

Напомним, что  учебные фильмы могут быть в виде целостного фильма, курса, состоящего из нескольких частей; хрестоматии; фрагментов и кинокольцовок; видеофильмов.

 

Методические  требования к демонстрации учебных  фильмов

1. Содержание фильма должно быть связано с темой урока.

2. Фильм просматривается учителем до урока, выбираются фрагменты для показа на уроке, составляются вопросы к беседе по содержанию фильма.

3. Определяется время и место фильма на уроке.

В зависимости  от дидактических задач урока  фильм может быть показан отдельными фрагментами на различных этапах урока.

4. До просмотра перед детьми ставится познавательная задача, которая должна быть решена в процессе анализа содержания фильма.

Вопросы, по которым будет анализироваться  фильм, можно записать на доску. После  просмотра по ним проводится беседа.

5. В ряде случаев учитель может заранее познакомить

учащихся  с натуральными объектами, которые  будут демонстрироваться в фильме.

Например, перед  просмотром фильма «Размножение растений: этапы развития растения из семени»  проводится практическая работа с проростками  семян бобовых культур или  подсолнечника (которые дети увидят в фильме).

6. При необходимости сосредоточить внимание учащихся на отдельных кадрах, учитель может выключить дикторский текст и прокомментировать кадры сам. Так же

поступают, если текст сложен для восприятия младшими

школьниками.

Значение  экранных пособий на уроке естествознания велико: при продолжительности демонстрации 8-12 мин учебные фильмы несут в 3-5 раз больше информации по сравнению  с другими пособиями. В фильме дети могут наблюдать динамику природных  процессов.

 

Перед использованием любого видеоматериала (кино- или видеофильма) учителю необходимо очень внимательно  изучить: в какой мере его устраивают объем, качество содержания и характер его подачи; какие акценты делают авторы фильма и совпадают ли они  с тем, что хотел бы донести  при изучении данного материала  сам учитель (воспитатель); насколько  удачен и целесообразен дикторский текст; каковы дидактические возможности фильма в сравнении с другими имеющимися средствами наглядности (например, с помощью опыта в кабинете физики можно продемонстрировать более эффективно часть того, что пытаются показать в фильме); в какой степени он соответствует возрастным особенностям учеников и уровню их подготовленности. Если учитель решает, что фильм будет показан полностью, то надо продумать вопросы и задания до просмотра фильма, чтобы организовать его восприятие в нужном направлении, и после его демонстрации - для работы по осмыслению и пониманию увиденного. Если принимается решение о пофрагментарном просмотре, необходимо определить границы каждого фрагмента и распланировать работу до и после просмотра. Длительность фрагментов не должна превышать 4-6 мин, общее количество фрагментов на одном уроке - не более 5. Продолжительность фильма на одном уроке не более 20-30 мин. Прерывать показ фильма следует лишь в крайних случаях, когда изображенное на экране не будет воспринято учащимися без комментария учителя.

 

Необходимо  продумать время фильма в структуре  занятия.

 

При отборе материала фильма целесообразно  отметить то, что можно будет использовать на последующих занятиях или на других учебных предметах, или в других классах, фрагменты фильма, которые  можно предназначить для самостоятельного просмотра учащимися.

 

Независимо  от дидактической цели использования  фильма на уроке, перед его демонстрацией  учитель произносит непродолжительное  вступительное слово, в котором  стремится пробудить интерес  к фильму, установить связь между  материалом фильма и изучаемой темой, обратить внимание на определенные моменты  фильма, не раскрывая его содержания; пояснить наиболее трудные или неполно  раскрытые в фильме места. Во время  демонстрации надо воздерживаться от его комментария; он целесообразен  только в случае использования фильма без дикторского текста. Но и этот комментарий должен быть предельно  лаконичным, четким, чтобы не отвлекать  учащихся от фильма, не мешать восприятию экранного изображения.

Если фильм  используется как источник знания и  содержит новые для учащихся сведения, то для его качественного запоминания  необходимо воспроизвести те изученные ранее понятия и закономерности, которые служат теоретической базой для восприятия экранного материала. Далее учитель мобилизует учащихся на активную целенаправленную работу в процессе просмотра фильма. Целевую установку можно дать в форме вопросов, на которые ученики должны самостоятельно найти ответ на основе фильма.

Например, к  фрагменту «В тундре Северной Америки» можно предложить такие вопросы: почему в тундре распространена вечная мерзлота, много болот и озер? Как растения и животные тундры приспосабливаются  к условиям климата? Почему в тундре полоски леса встречаются только по берегам рек?

 

Эффективной формой мобилизации внимания учащихся, повышения их ответственности при  просмотре фильма, активизации восприятия являются задания, которые перед  его демонстрацией формулирует  учитель.

 

Например, перед  просмотром фильма по ботанике «Строение  стебля, передвижение веществ в растении»  учащимся предлагается особое внимание обратить на строение стебля, название его частей, а по окончании по памяти зарисовать в тетради стебель, движение веществ в нем и сделать  соответствующие надписи к рисунку.

 

Ученикам  можно дать домашнее задание: нарисовать иллюстрации к фильму и сделать  к ним подписи. На занятиях по естественнонаучным и техническим дисциплинам по теме фильма они могут повторить  несложный эксперимент, сделать  простые модели или макеты, а на уроках русского языка и литературы подготовить пересказ по плану фильма, воспроизвести диалог действующих  лиц, написать эссе, изложение, сочинение  по мотивам увиденного.

 

Задания учащимся можно дополнить вопросами.

 

Учебный кинофильм (Приложение 4) - эффективное средство обучения, оказывающее большое влияние на учащихся. После его демонстрации ученики еще некоторое время находятся под впечатлением просмотренных кадров и не могут сразу переключиться на другой вид деятельности. Этот фактор следует учитывать при организации последующей работы над экранным материалом.

 

Важно учесть еще и то, что одного только просмотра  фильма для усвоения учащимися заложенной в нем учебной информации недостаточно. Качество усвоения учащимися экранного  материала определяется также правильной работой после просмотра фильма.

 

После просмотра  фильма следует выяснить у учащихся, что им было непонятно, связать новый  экранный материал с ранее изученным, привести его в определенную систему, сделать выводы, обобщения, направить мысль школьников на подтверждение теоретических положений урока, на усвоение формулировок, правил, закономерностей.

 

Чаще всего  эту работу проводят в форме беседы, в процессе которой учитель не просто воспроизводит в памяти учащихся материал фильма, а увиденное подвергается глубокой логической переработке: анализу, сопоставлениям, раскрытию причинно-следственных связей и т. д.

 

Бывает необходимо посмотреть фильм повторно на этом или следующем уроке. При вторичном  показе учащиеся с помощью учителя  замечают подробности, пропущенные  при первом просмотре. Повторный  показ фильма можно использовать в целях обобщения и контроля.

 

Следует заметить, что производство учебных фильмов  сейчас организовано гораздо хуже, чем раньше, а многие из старых фильмов  приходят в негодность. Однако в  помощь учителю все же выпущены видеофильмы (см. приложение), и вместе с учениками он сам может подготовить видеозаписи.

 

Видеомагнитофоном (Приложение 5) пользоваться проще и удобнее, чем киноаппаратом, с его помощью (или используя видеокамеру) можно зафиксировать на пленку кинофрагменты или кинофильм, снять самостоятельный видеофильм, встречу с интересным человеком, оперативный репортаж о событиях, показать телепередачу, диакадры, изображение с кодотранспарантов, фонозаписи, карту, таблицы, схемы, любые объекты живой и неживой природы.

 

Подготовленный  видеофильм учитель может продемонстрировать на уроке полностью или остановить просмотр, чтобы обратиться к ученикам, выполнить записи или какие-либо задания на доске самому или вызвать  учеников. В течение всего урока  с использованием видеозаписей сохраняется  обратная связь между учителем и  классом.

 

Видеозаписи можно многократно повторять  в классе для уточнения и обобщения  знаний, формирования навыков доказательства и аргументации, анализа ответов  учащихся, контроля знаний. Учащиеся могут  многократно просмотреть их индивидуально  для самоанализа, самокорректировки, перезаписи ответа, выступления, сообщения и др. Простота управления процессом самозаписи и воспроизведения позволяют организовать разнообразные виды самостоятельной работы учеников.

 

Дидактические возможности применения видеозаписей многообразны. Фрагмент видеозаписей легко сочетается с другими СО, которые группируются вокруг него. Он сравнительно просто комментируется учителем или учащимися и может использоваться в любой части урока.

 

С помощью  учебных видеозаписей учитель может  создать в классе проблемную ситуацию, сообщить учащимся условия познавательного  задания.

 

Разработка  и съемка учебного фильма может стать средством коллективной самостоятельной творческой работы учащихся. Это не только вызывает интерес всего класса, но и позволяет превратить ее в коллективное творческое дело, в котором будут учтены интересы и возможности отдельных групп учащихся и индивидуальные потребности и интересы каждого воспитанника. Видеозаписи раскрывают неограниченные возможности для творческой работы учителя или воспитателя.

 

Видеозаписи чаще воспроизводятся на экране телевизора. Он попадает в поле восприятия целиком, и зритель видит все развертывающееся действие, но с четким выделением главного. На телеэкране эффектнее воспринимаются детали, поэтому при съемках видеофильма  надо чаще использовать крупный план, подетальное изображение. Большая интимность и личностная обращенность к зрителю здесь достигаются тем, что говорящий, как правило, находится в самом кадре и как бы объясняет непосредственно смотрящему фильм. На телеэкране хуже передается перспектива, теряется все масштабное, грандиозное.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Звуковые средства обучения

 

Звуковые  средства обучения — это аудиокассеты и грамзаписи звуков природы: шума морского прибоя, шелеста листьев, голосов птиц, зверей и др. На уроках можно использовать и аудиозаписи выступлений известных ученых или отрывки из рассказов о природе, путешествиях и т.п.

Звуковые  средства обучения наряду с диафильмами  можно считать наиболее часто  используемыми техническими средствами обучения и воспитания в школьной массовой практике. Они широко применяются  на уроках по всем предметам, занимают значительное место во внеклассной  воспитательной работе. По ряду школьных дисциплин в соответствии с учебными программами в 80-х годах были выпущены комплекты грампластинок, объединенные в фонохрестоматии.

Информация о работе Аудиовизуальные средства обучения начальному естествознанию