Аппликация как средство развития художественного творчества детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2015 в 22:13, дипломная работа

Краткое описание

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве, т.к. дошкольный возраст сенситивен, наиболее благоприятен для развития не только образного мышления, но и воображения, психического процесса, составляющего основу творческой деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА I. Теоретические основы развития художественного творчества детей дошкольного возраста
1.1. Развитие художественного творчества детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема…………………………………………………………………………..6
1.2. Характеристика аппликации как средства развития художественного творчества детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………..12
ГЛАВА II. Проектирование деятельности педагога по развитию художественного творчества детей дошкольного возраста
2.1. Описание проекта по развитию художественного творчества детей дошкольного возраста средствами аппликации………………………………21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….………25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………...………..28

Вложенные файлы: 1 файл

Выпускная работаАппликация как средство развития творческих пособностей детей дошкольного возраста.docx

— 67.56 Кб (Скачать файл)

Учить технике намазывания бумажных деталей клеем: по контуру «обрисовывая» кисточкой с клеем ее края.

 Формировать у детей  осознанное отношение к порядку выполнения работы: сначала выложить узор (предмет, сюжет) на листе, а затем поочередно брать и наклеивать каждую деталь.

Воспитывать у дошкольников художественный вкус.

В средней группе решаются более сложные задачи:

 Учить вырезать детали  для аппликации из разных материалов (бумага, ткань) простыми способами - отрезать, разрезать, вырезать по контуру.

 Приобщить детей к  созданию аппликации из сухих  листьев, скорректировать способы  приклеивания листьев на основу.

 Обогатить содержание  аппликаций, обеспечив более широкое  ознакомление детей с миром  природы, предметами народного искусства и т.п., а также разнообразие используемых деталей (не только геометрических форм, но и растительных).

 Учить ребят располагать  детали на округлых формах: овале, круге, розетке.

В среднем дошкольном возрасте тверже и увереннее действует рука ребенка, поэтому появляются более сложные способы вырезания; дети сами могут делать такие детали, как овал, круг, закругляя углы прямоугольников; срезая углы по прямой, делать трапецию; разрезать квадраты по диагонали для получения треугольников. Детям этого возраста для вырезывания деталей предметного содержания (грибок, цветок и др.) можно дать трафареты. Опыт показывает, что дети, работавшие с трафаретом и вырезавшие детали по контуру, в дальнейшем легче осваивают симметричное и силуэтное вырезывание и обрывание «на глаз».

Если дети рано овладевают ножницами, то к концу среднего возраста они могут вырезать детали всеми вышеназванными способами из ткани, и в результате возможна аппликация из ткани. Для основы используется мешковина, драп, хлопчатобумажная гладкокрашеная ткань. На ней можно выполнить узоры как путем чередования деталей разного цвета и формы, так и путем создания композиций из элементов национальных орнаментов разных народов, можно создать предметную или элементарную сюжетную аппликацию. Но в отличие от подобных бумажных изделий аппликация на ткани более долговременна и разнообразна в использовании (салфетка, полотенце, ковер, скатерть).

Детей четырех-пяти лет можно учить аппликации из сухих листьев растений: составлять узор, чередуя листья по форме, величине, цвету и располагая их симметрично на картонной основе разных геометрических форм: полосе, квадрате и т.д.

Нельзя намазывать лист клеем, как деталь из бумаги или ткани, движением кисточки по контуру - листок начнет крошиться. Его намазывают движением кисточки от указательного пальца левой руки к краям листа.

Для передачи образа детям предоставляются другие материалы: карандаши, тонкие веточки, семена. Например, изготовляя аппликацию бабочки, брюшко можно сделать не только из листочка, но и нарисовать, приклеить тонкую веточку; для глаз использовать мелкие семена или тоже нарисовать.

В старшем дошкольном возрасте дети овладевают более сложной техникой вырезания - симметричным, силуэтным, многослойным, а также техникой обрывания, плетения. Они могут комбинировать технику.

Дошкольники осваивают новые способы прикрепления деталей: пришивание их к ткани. При этом дети получают два варианта изображения: плоскостное и полуобъемное (когда между основой и деталью подкладывается вата). Во втором случае изображение более выразительное. Полуобъемная аппликация получается и при частичном наклеивании деталей, например, только середины снежинки, цветка, бабочки и т.п.

Дошкольники могут выполнять многослойные сюжетные аппликации из бумаги, ткани, сухих листьев. Этот вид аппликации наиболее трудный. В отличие от рисунка в многослойной сюжетной аппликации всегда остается строго определенной последовательность расположения и наклеивания (пришивания) форм: сначала общий фон (земля, море, небо). Затем выкладываются и приклеиваются предметы заднего плана, а потом среднего и переднего. Детям 6-7 лет можно предложить сделать карандашом эскиз будущей работы.

Систематическое обучение детей разнообразным способам аппликации из различных материалов создает основу для творческого выражения дошкольника в самостоятельной деятельности: он может выбрать содержание аппликации (декоративный узор, предмет, сюжет), материал (один или несколько в сочетании) и использовать разную технику, подходящую для более выразительного исполнения задуманного.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. Проектирование деятельности педагога по развитию художественного творчества детей дошкольного возраста

 

2.1. Описание проекта по развитию  художественного творчества детей  дошкольного возраста средствами  аппликации

 

Проблема развития художественного творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Аппликация это особая форма детской деятельности. Интерес, к которой у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка данного возраста, а именно:

  • желание практически действовать с предметами, которое уже не удовлетворяется простым манипулированием с ними, как это было раньше, а предполагает получение определенного осмысленного результата;

  • желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.

Цель программы: Развитие художественного творчества в процессе создания образов, используя аппликацию.

Задачи программы:

Стимулировать стремление изменить наличную ситуацию, развивать умение находить новое в известном, игровое отношение к действительности

Развивать у детей художественно - творческие способности,  воображение ,внимание,  память , умение видеть необычное в обычных предметах;  уверенность в своих силах. 

Формировать мотивы изобразительной деятельности от принятия, удержания, выполнения темы, поставленной педагогом, до самостоятельной постановки, удержания и выполнения темы.

Формировать восприятие: умения рассматривать предметы, всматриваться, вычленять части, сравнивать с сенсорными эталонами форму, цвет, величину, определять признаки предмета и явления.

Развивать эмоциональное эстетическое восприятие, умение замечать выразительность форм, цвета, пропорций и выражать при этом свое отношение и чувства.

Развивать способность использовать различные средства для решения различных задач в процессе художественного творчества.

Планируемые результаты:

  • интерес к художественному творчеству;

  • творческое воображение;

  • способность видеть необычное в обычных предметах

  • владение некоторым приемам преобразования материалов;

  • уверенность в своих силах.

Направления работы.

  1. Развитие творческих способностей

  1. Художественно-эстетическое развитие

  1. Познавательное развитие

Перед началом  работы с бумагой  проводятся  ознакомление с его свойствами. 

На первых занятиях идет полный показ с подробным объяснением своих действий. По мере приобретения детьми необходимого опыта, ребят все чаще следует привлекать к показу. Деятельность детей по преобразованию разных материалов сама по себе интересна дня них, и вместе с тем, способствует формированию комбинаторных умений и творчества. А использование на занятиях сюрпризных моментов делают ее еще более увлекательной, и помогает преодолевать возникающие трудности. Широкое использование игровых приемов влияет положительно на эмоции детей, которые в свою очередь оказывают влияние на развитие творчества дошкольников.

Условия реализации:

Летний период, внеурочное время.

Проект реализуется со всей группой, по подграппам и индивидуально.

Развивающая среда: наполняемость и доступность « Уголка изобразительной деятельности»

Для реализации проекта нужны последовательные знания детей о бумаге, ножницах, клее, материалах.

Программа содержит следующие разделы:

Раздел 1. Знакомство с бумагой. В нём рассказывается об истории возникновения бумаги. Что предшествовала её появлению, на чём люди писали до появления бумаги. Каких бывает видов бумага: простая пищая, цветная, гофрированная, крепп бумага, обёрточная. Какие имеют свойства эти виды, чем отличаются.

Раздел 2. Знакомство с ножницами и клеем. В этом разделе детям рассказывается о том, какие бывают приспособления для работы с бумагой. Какие бывают виды ножниц: простые, фигурные, ножницы для ткани, для металла. Рассказывается о различных видах клея, какие они имеют свойства, чем отличаются. Для каких материалов могут применяться. Рассказать о технике безопасности при работе с ножницами и клеем. Как правильно держать ножницы, как правильно наносить клей на разную поверхность. Чего нельзя делать при работе с ножницами.

 Раздел 3. Знакомство с  аппликацией. В разделе показывается демонстрационный материал (различные картины, выполненные в разных техниках аппликации) С целью вызвать интерес у детей, с последующим выполнением своих картин в разных техниках.

Раздел 4. Итоговая картина « Весёлая полянка» Ребёнок сам выбирает понравившуюся ему технику и выполняет работу. С целью закрепления материала ещё раз проговариваются техника безопасности. После выполнения ребятами своих картин. Они вывешиваются для выставки в «Изобразительном уголке.

Тематический план

№ п/п.

Раздел

Цель (задачи)

Тема организованных видов деятельности

Форма проведения

Продолжительность

1.

«Знакомство с бумагой»

Познакомить со свойствами разных видов бумаги.

1. «Путешествие в Китай»  Познакомить с историей  возникновения  бумаги.

2. «Такая разная бумага» Показать какой разной бывает бумага. Научить различать бумага по её свойствам.

Групповая

 

Групповая

20 мин.

 

 

20 мин.

2.

«Знакомство с ножницами и клеем»

Сформировать представление о том, что можно использовать для работы с бумагой. Показать как правильно пользоваться ножницами и клеем. Рассказать о технике безопасности.

1. «Два конца, два кольца  посередине гвоздик» Познакомить  с разными видами ножниц. Показать, как правильно с ними обращаться.

2. «Волшебный клей» Познакомить  со свойствами клея. Показать  как правильно его использовать.

Групповая

 

 

 

Групповая

20 мин.

 

 

 

 

20 мин.

3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Знакомство с аппликацией»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Виды аппликаций.

Вызвать интерес к технике аппликации. Представить работы выполненные в разных техниках и из разных материалов.

Познакомить с новыми видами материалов. Вызвать интерес к выполнению своей работы в этих техниках.

«Картинная галерея»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

« Цветик - семицветик» Познакомить с отрывной техникой аппликации из бумаги. Развить глазомер и мелкую моторику рук.

 « Пушистые облака»  Познакомить с техникой выполнения  аппликации при помощи ваты. Развить глазомер и мелкую моторику рук. Познакомить со свойствами ваты. Проговорить её особенности.

« Цыплёнок - Чик-чирик» Познакомить с техникой аппликации нитками. Развить мелкую моторику рук. Сформировать навык правильного обращения с клеем и ножницами. Научить правильному обращению с материалом.

Групповая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подгрупповая

 

 

 

 

 

 

Подгрупповая

 

 

Подгрупповая

20 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20 мин.

 

 

 

 

 

 

 

20 мин.

 

 

 

20 мин.

 

4.

Итоговая работа

Выявить личностные интересы и предпочтения.

« Весёлая полянка» Применить понравившуюся технику. Закрепить правильное владение ножницами и клеем, закрепить правильное обращение с материалами.

Индивидуально

20 мин.




 

 

Методы, используемые в данной программе:

1. Демонстрационный

2. Теоретический

3. Совместная работа ребёнка  и взрослого.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Творчество рассматривается учеными как человеческая деятельность высшего уровня по познанию и преобразованию окружающего природного и социального мира. В процессе творческой деятельности, что особенно важно, изменяется и сам человек (формы и способы его мышления, личностные качества): он становится творческой личностью.

Творчество в широком смысле - это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого, и поэтому основным показателем творчества является новизна его результата (художественное произведение, идея, механический прибор и т.п.). Иначе говоря, новизна результата творческой деятельности носит объективный характер, поскольку создается то, чего раньше не существовало. Сам же процесс создания имеет субъективную окраску, так как в нем проявляется индивидуальность творца.

Детское творчество, которое рассматривается как процесс, приводящий к созданию субъективно нового продукта, изучается, как правило, в русле исследования именно той деятельности, в которой оно формируется. Отсюда вытекают и специфические показатели развития творчества (музыкальное, изобразительное, литературное и т.п.), связанные прежде всего с анализом продукта деятельности.

Истоки творческих сил человека восходят к детству, к той поре когда творческие проявления во многом произвольны и жизненно необходимы. Концепция дошкольного воспитания рассматривает воображение и творчество как предпосылки формирования базиса личностной культуры.

Интерес к изобразительной деятельности детей обусловливается его важностью для развития личности ребенка, и с годами потребность в ней не ослабевает, а все более увеличивается.

Художественное творчество, включающее рисование, лепку и аппликацию, является едва ли не самым интересным видом деятельности детей дошкольного возраста. Художественное творчество позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Вместе с тем художественное творчество имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового, умственного развития детей.

Одно из условий проявления творчества в художественной деятельности - организация интересной содержательной жизни ребенка: организация повседневных наблюдений за явлениями окружающего мира, общение с искусством, материальное обеспечение, а также учет индивидуальных особенностей ребенка, бережное отношение к процессу и результату детской деятельности, организация атмосферы творчества и мотивация задания. Формирование мотивов изобразительной деятельности от принятия, удержания, выполнения темы, поставленной педагогом, до самостоятельной постановки, удержания и выполнения темы является одной из важных задач обучения.

Информация о работе Аппликация как средство развития художественного творчества детей дошкольного возраста