Аппликация как средство развития художественного творчества детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2015 в 22:13, дипломная работа

Краткое описание

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве, т.к. дошкольный возраст сенситивен, наиболее благоприятен для развития не только образного мышления, но и воображения, психического процесса, составляющего основу творческой деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА I. Теоретические основы развития художественного творчества детей дошкольного возраста
1.1. Развитие художественного творчества детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема…………………………………………………………………………..6
1.2. Характеристика аппликации как средства развития художественного творчества детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………..12
ГЛАВА II. Проектирование деятельности педагога по развитию художественного творчества детей дошкольного возраста
2.1. Описание проекта по развитию художественного творчества детей дошкольного возраста средствами аппликации………………………………21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….………25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………...………..28

Вложенные файлы: 1 файл

Выпускная работаАппликация как средство развития творческих пособностей детей дошкольного возраста.docx

— 67.56 Кб (Скачать файл)

Негосударственное частное учреждение Профессиональная образовательная организация «Уральский институт подготовки кадров  «21-й век»

 

Программа профессиональной переподготовки

«Особенности психологии и педагогики дошкольного возраста»

 

 

 

 

Выпускная работа

 

Аппликация как средство развития художественного творчества детей дошкольного возраста

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель: Винокурова Виктория Олеговна

 

 

Руководитель:

Масленникова Татьяна Васильевна кандидат пед. наук

 

____________________________________

отметка о допуске и подпись руководителя

 

 

 

 

 

 

 

Нижний Тагил

2014 

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3

ГЛАВА I. Теоретические основы развития художественного творчества детей дошкольного возраста

1.1. Развитие художественного  творчества детей дошкольного  возраста как психолого-педагогическая  проблема…………………………………………………………………………..6

1.2. Характеристика аппликации  как средства развития художественного  творчества детей дошкольного  возраста…………………………………………………………………………..12

ГЛАВА II. Проектирование деятельности педагога по развитию художественного творчества детей дошкольного возраста

2.1. Описание проекта по  развитию художественного творчества  детей дошкольного возраста средствами  аппликации………………………………21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….………25

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………...………..28


 

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В истории дошкольной педагогики проблема творчества является одной из самых актуальных. Во все времена нужны были творческие личности,  так как нестандартные решения являются двигателями науки, техники, культуры. И именно творческие люди, а не исполнители, создают все новое, определяющее прогресс человечества. 
       Наше время требует творческих, нестандартных, мыслящих и действующих людей во благо развития личности и общества. Поэтому социальный заказ общества - развитие и воспитание творчества у детей, что решает насущную задачу формирования творческого потенциала всего общества, обеспечивает возможность интенсивного социального и научно-технического прогресса, развития науки и культуры, производства и социальной жизни. 
       Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве, т.к. дошкольный возраст сенситивен, наиболее благоприятен для развития не только образного мышления, но и воображения, психического процесса, составляющего основу творческой деятельности.

 

 Проблемой развития творчества занимались многие ученые. Психологи (Л.С.Выготский, Б.М.Теплов, С.Л. Рубинштейн, А.Лилов, А.Г.Ковалев, Л.А.Венгер, Н.С.Лейтес, В.А.Крутецкий, А.В. Петровский) раскрыли понятие творческих способностей, выявили компоненты, этапы их развития, рассмотрели взаимосвязь творчества с обучением, указали условия развития творчества. Педагог Е.А. Флерина – одна из первых дала определение понятию «детское художественное творчество». Расширили и обогатили ее исследования Т.Г.Казакова, Н.П.Сакулина, Т.С. Комарова, Г.Г. Григорьева, выделив в изобразительной деятельности доизобразительный и изобразительные периоды, этапы развития творческого процесса взрослого и ребенка, а Н.А.Ветгулина обработала критерии оценки детского творчества Гилфорд и Торренс. 
Однако при многообразии педагогических исследований на занятиях по изобразительной деятельности методика работы с детьми ориентирована только на формирование изобразительных умений и навыков, то есть носит узко дидактический характер. Формальный подход к усвоению знаний детьми по художественной  деятельности, не в полной мере использование передового педагогического опыта, однообразное использование одних и тех же методов обучения отбивает интерес к художественной деятельности, в результате чего детские работы неинтересны, невыразительны, однотипны, сюжеты не развернуты, дети не знают и не умеют пользоваться художественным материалом. В настоящее время мы видим, что педагоги бывают, недостаточно владеют различными художественными техниками, часто затрудняются при выборе специфических художественных материалов, не учитывают их выразительных свойств. Это ведет к тому, что дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству. 
Отсюда и возникают противоречия между необходимостью развития детского художественного творчества и недостаточностью используемых для этого педагогических средств.

Аппликация как средство развития художественных способностей очень актуальна на сегодняшний момент, потому что включает в себя настолько разнообразный спектр различных приёмов и техник позволяющих развить творчество ребёнка, ведь аппликация  - один из самых любимых детьми видов изобразительной деятельности: детей радует яркий цвет бумаги, удачное ритмическое расположение фигур, большой интерес вызывает у них техника вырезания и наклеивания. Дети, выполняя аппликационные работы, приобретают новые знания, закрепляют представления, полученные на других занятиях. Специфика аппликации даёт детям возможность активнее усваивать знания о цвете, строении предметов, их величине, о плоскостной форме и композиции. В аппликации есть возможность передвигать вырезанные формы, сравнивать, накладывая одну форму на другую. Это позволяет быстрее приобрести композиционные знания и умения, что важно не только для создания сюжетных и декоративных аппликаций, но и для рисования.

Объект исследования: развитие художественного творчества детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: аппликация как средство развития художественного творчества детей дошкольного возраста.

Цель исследования: дать теоретическое обоснование возможностям аппликации в развитии художественного творчества детей дошкольного возраста.

Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:

  1. На основе анализа психолого-педагогической теории выявить особенности развития художественного творчества детей дошкольного возраста.
  2. Определить возможности аппликации в развитии художественного творчества детей дошкольного возраста.

3. Разработать психолого-педагогический проект по развитию художественного творчества детей дошкольного возраста средствами аппликации.

          Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный нами психолого-педагогический проект может быть использован педагогами ДОУ для развития художественного творчества детей младшего дошкольного возраста.

Методы исследования:

  • теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы, обобщение.

 

ГЛАВА I. Теоретические основы развития художественного творчества детей дошкольного возраста

 

1.1. Развитие художественного  творчества детей дошкольного  возраста как психолого-педагогическая  проблема

 

Творчество рассматривается учеными как человеческая деятельность высшего уровня по познанию и преобразованию окружающего природного и социального мира. В процессе художественной деятельности, что особенно важно, изменяется и сам человек (формы и способы его мышления, личностные качества): он становится творческой личностью.

Изучением изобразительной деятельности дошкольников занимались педагоги 
Е. А. Флерина, Я. А. Башилов, Н. И. Ткаченко, К. М. Лепилов, Е. В. Разыграев и др., психологи К. Н. Корнилов, И. Л. Ермаков, а. М. Шуберт, искусствоведы Ф. И. Шмит,  А. В. Бакушинский и др.

Труды А. В. Бакушинского оказали большое влияние на теорию и практику художественного воспитания детей. Большой вклад в развитие теории и методики художественного воспитания детей был внесен Н. К. Крупской. В дальнейшем по вопросам изобразительной деятельности детей раннего возраста и методики их обучения специальные исследования вели В. Н. Аванесова («Обучение самых маленьких в детском саду». М., 1968), Т. Г. Казакова («Рисуют маленькие дошкольники». М., 1971), 
Н. Я. Шибанова («Воспитание у детей младшего дошкольного возраста самостоятельности в рисовании». Пермь, 1974)

В 50 е. гг. 20 в. начались исследования творчества детей в различных видах изобразительной деятельности. Детальное исследование по обучению детей аппликационным работам провела И. Л. Гусарова. В ее книге «Аппликация в детском саду» (М., 1968) раскрываются программа и методы работы с детьми по аппликации в трех возрастных группах. Под руководством Гусаровой были проведены исследования в области аппликации: З. А. Богатеевой о формировании декоративно- орнаментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста и Е. С. Рогалевой по вопросу сенсорных основ изобразительной деятельности детей 6 – 7 лет на материале декоративных аппликационных работ.

 

 В помощь воспитателям детских садов были разработаны наглядные пособия – альбомы по аппликации для всех возрастных групп.

Художественное творчество в широком смысле - это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого, и поэтому основным показателем творчества является новизна его результата (художественное произведение, идея и т.п.). Иначе говоря, новизна результата творческой деятельности носит объективный характер, поскольку создается то, чего раньше не существовало. Сам же процесс создания имеет субъективную окраску, так как в нем проявляется индивидуальность творца.

Отечественные психологи и педагоги (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков, Н. А. Ветлугина, Н. П. Сакулина, Е.А. Флёрина и др.) доказали, что творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте и развитие их происходит при овладении общественно выработанными средствами деятельности в процессе специально организованного обучения. Так, В.В.Давыдов в послесловии к книге Л.С.Выготского «Воображение и творчество в детском возрасте» указывает на то, что творчество является постоянным спутником детского развития. Удивительно созвучны этому и идеи Л. Малагуцци (основателя известной во всем мире итальянской школы педагогики Реджио Эмилия), который, говоря о детской креативности, не считал ее «священной»: возникая из повседневного опыта, она является неотъемлемой характеристикой человеческого мышления. В нее входит свобода исследования за пределами известного, умение предсказывать и принимать неожиданные решения.

Детское творчество, которое рассматривается как процесс, приводящий к созданию субъективно нового продукта, изучается, как правило, в русле исследования именно той деятельности, в которой оно формируется (П.М.Якобсон, Н.А.Ветлугина, К.В.Тарасова, О.С.Ушакова, А.Г.Тамбовцева (Арушанова), Т. В. Кудрявцев и др.). Отсюда вытекают и специфические показатели развития творчества (музыкальное, изобразительное, литературное и т.п.), связанные, прежде всего с анализом продукта деятельности.

 Творчество дошкольника  имеет свои особенности.

Дети делают множество открытий и создают интересный, порой оригинальный продукт в виде рисунка, конструкции, стихотворения и т.п. (Е.А.Флёрина, Г. В.Лабунская, М. П. Сакулина, К.И.Чуковский, Дж.Родари, Н.А.Ветлугина, Н. Н.Поддьяков и др.). Новизна открытий и продукта субъективна, это первая важная особенность детского творчества.

При этом процесс создания продукта для дошкольника имеет едва ли не первостепенное значение. Деятельность ребенка отличается большой эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать разные решения, получая от этого особое удовольствие, подчас гораздо большее, чем от достижения конечного результата (А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков, Л.А.Парамонова, О.А.Христ и др.). И это - вторая особенность детского творчества.

Для взрослого человека начало решения проблемы (ее осознание, поиск подходов) является самым трудным и мучительным, иногда приводящим к отчаянию. Ребенок же, в отличие от взрослого, не испытывает таких трудностей (если, конечно, над ним не довлеют жесткие требования взрослых). Он с легкостью и прежде всего практически начинает ориентировочную, порой даже не совсем осмысленную деятельность, которая, постепенно становясь более целенаправленной, увлекает ребенка поиском и часто приводит к положительным результатам (Н. Н. Поддьяков, Л. А. Парамонова, Г.В.Урадовских). И даже в музыкальном творчестве ребенка наблюдается одновременность сочинительства и исполнения (К.В.Тарасова). Указанные выше особенности детского творчества демонстрируют определенную степень несовершенства психических процессов ребенка, что естественно в этом возрасте. И учет этих особенностей необходим в организации развивающего обучения детей.

Существенно значимым является и понимание того, что развитие творчества у детей связано с целенаправленным обучением, ориентированным на «зону ближайшего развития» ребенка (Л.С.Выготский).

В формировании творчества особая роль отводится воображению (Л.С.Выготский, Э.В.Ильенков, В.В.Давыдов, О.М.Дьяченко, В.Т.Кудрявцев и др.). Именно развитое творческое воображение порождает новые образы, составляющие основу творчества.

Э.В.Ильенков рассматривает воображение как универсальную функцию, присущую человеку всегда и проявляющуюся в разных видах деятельности независимо от того, на каком содержании оно было сформировано. В качестве особого механизма воображения он видел перекомбинирование образов, прежде всего такое, когда признаки одного предмета переносятся на другой, что позволяет раскрыть существенные характеристики и взаимосвязи действительности.

В.В.Давыдов, развивая эту мысль, указывает на то, что перенесенное свойство выступает как некая главенствующая часть, влияющая на изменение других частей, что собственно и позволяет получить новые целостности.

Информация о работе Аппликация как средство развития художественного творчества детей дошкольного возраста