Анализ работы ДОУ и начальной школы по вопросам осуществления преемственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 09:24, курсовая работа

Краткое описание

Предмет исследования: преемственность в работе по обучению математике детей старшего дошкольного возраста и первоклассников.
Цель исследования: обосновать педагогические условия осуществления преемственности в обучении математике между дошкольным учреждением и школой.

Содержание

Введение
Глава I. Теоретические основы преемственности в работе дошкольного учебного учреждения и начальной школы
1.1 Понятие преемственности в подготовке ребенка к школе
1.2 Сущность понятия готовности ребенка к школьному обучению
Глава II. Реализация преемственности в обучении математике дошкольников и учащихся начальной школы
2.1 Содержание преемственности в работе дошкольного учебного учреждения и школы по математике
2.2 Показатели готовности детей к изучению математики в первом классе
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

К.-2.docx

— 60.53 Кб (Скачать файл)

 

Сравнительный анализ программных  задач по математике в ДДУ и  в 1 классе

 

 

 

Программа Д и т и н а Таблица 2.1.

 

ВозрастПоказатели усвоения материала6 год жизни Образовывать новое число путем добавления единицу к предыдущему числу;

 

 Различать и правильно называть  числа (ноль, один - девять);

 

 Устанавливать отношения (больше - меньше) между числами, множествами;

 

 Продумывать примеры на увеличение  и уменьшение по картинкам,  по практическим действиям;

 

 Понимать задачи на нахождение  суммы и остатка с помощь  рисунка или действий.7 год жизни Умеет систематизировать и группировать предметы по ведущим признакам;

 

 Находить геометрические фигуры на рисунках, моделях, формах окружающих предметов (точка, отрезок прямой, ломаная линия, треугольник, четырехугольник, квадрат, пятиугольник, шестиугольник). Единицы измерения

 

 Строить отрезки по заданной  величине;

 

 Считать до десяти в прямом  и обратном порядке;

 

 Образовывать число путем  добавления единицы к предыдущему;

 

 Знать, что число на один  меньше впереди стоящего, и на  единицу больше предыдущего;

 

 Называть и различать цифры  0, 1-9;

 

 Знать состав чисел из  двух меньших в пределах десяти;

 

 Давать полную характеристику  числа, указывая его место среди  остальных чисел натурального  ряда;

 

 Решать задачи на увеличение  или уменьшение числа на несколько  единиц;

 

 Использовать математические  знания в играх, в быту.

 

Программа М а л я т к о

 

ВозрастПоказатели усвоения материала6 год жизни

Числа 1-го десятка. Обозначать количество соответствующей цифрой.

Знать состав числа в пределах 5.

Сравнивать числа, устанавливать  равенство и неравенство. Формировать  понятие про пару. Делить геометрические фигуры на 2-4 равные части. Группировать и классифицировать предметы по количеству. Использовать условную мерку. Строить  ряд по одному из параметров.

Геометрические фигуры делятся  на 2 группы: плоские, объёмные.

Ориентироваться в пространстве относительно себя и других объектов. Пользоваться планом, схемою. Последовательно называть дни недели, знать, какой день был  вчера, сегодня, завтра.7 год жизни

Понимать взаимоотношения между  числами до 20. Знаки +,=, .

Знакомить с составом чисел: из единицы  и двух меньших (в пределах 10.), структурой простых арифметических задач.

Считать предметы, расположенные хаотично, по кругу, считать группами: (парами, тройками, пятёрками).

Называть числа по порядку до какого-либо числа (в пределах 20).

Выполнять действия сложения и вычитания.

Решать арифметические задачи и  примеры, пользуясь карточками с  цифрами и знаками.

Знать меры измерения: см, дм, кг.

Расширять знания про многоугольники: треугольник, четырёхугольник и  т.д.

Называть и показывать элементы (стороны, углы, вершины).

Делить геометрические фигуры, предметы на 2, 3, 4, 5 и так далее

 ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ 1 КЛАСС  Таблица 2.2.

(Основные знания на конец  учебного года)

 

 

Ученики должны знать:

называть последовательность чисел  от 1 до 20, число 0.

называть компоненты действий сложения и вычитания.

образование чисел в пределах 10.

единицы длины.

единицы объёма.

единицы массы.Ученики должны уметь:

считать предметы, расположенные по-разному.

считать и записывать числа до 20.

называть предшествующее и последующее  число от любого в пределах 20.

составлять и решать примеры  на сложение и вычитание в пределах 10, а также до 20).

пользоваться знаками.

решать простые арифметические задачи в одно действие с помощью  сложения и вычитания.

составлять задачи по рисункам и  практическим действиям с предметами.

распознавать и называть простые  геометрические фигуры.

измерять с помощью линейки  длину отрезка в сантиметрах, строить отрезок заданной длины.

(Основные требования к знаниям  и умениям учащихся)

 Учащиеся должны знать:

название и последовательность чисел от 1 до 20, место 0 в расширенном  ряде чисел.

название компонентов действий сложения и вычитания.

переместительное свойство сложения.

таблицы сложения и вычитания чисел  в пределах 10.

единицы длины (см, дм, литр, кг)

количество дней в неделе, в месяце 4 недели, в году 12 месяцев.Учащиеся должны уметь:

считать предметы, которые по-разному  расположены на плоскости.

читать, записывать и сравнивать числа  в пределах 20.

называть последующее и предыдущее в пределах 20.

составлять и решать примеры  на сложение и вычитание в пределах 10 и отдельные случаи - в пределах 20, пользоваться знаками и обозначениями +, , =;

решать простые арифметические задачи на одно действие с помощю сложения и вычитания.

составлять задачи по рисункам и  практическим действиям с предметами.

иметь понятия о геометрических фигурах: прямая, ломаная, кривая, луч, отрезок. Строить отрезок с помощью  линейки. Сравнивать многоугольники между  собой, классифицировать их по различным  признакам. Различать положение  предметов в пространстве (вверху, внизу, слева, справа, посередине.) Пользоваться планом, схемою. Ориентироваться на листе бумаги, на странице, в тетради, в книге.

ознакомиться с календарем (месяц, неделя, год, день.); определять время  по часам с точностью до получаса.

 Как показывает анализ современных  программ по математике для  первого класса и дошкольного  учреждения, в их содержании достигнута  значительная преемственность. Характерно, что программы строятся на  теоретико-множественной основе. Центральным  понятием, с которым знакомятся  дети и в детском саду, и  в школе, является множество,  а основным методом обучения - метод одновременного изучения  взаимообратных действий.  В программе  по математике условно можно  выделить пять разделов:

 

знания о количестве и счете,

размере,

форме,

пространстве,

времени.

 

Усвоение программы, как подчеркивалось раньше, обеспечивает выпускникам дошкольных учреждений уверенное овладение  математикой в школе. Так, для  усвоения знаний первой темы программы  в первом классе Десяток дети имеют  достаточный уровень знаний. Они  умеют хорошо считать предметы, звуки, движения, хорошо усвоили названия, последовательность и обозначение  первых десяти чисел натурального ряда. Формирование понятия числа и  арифметических действий над ними осуществлялось в детском саду и продолжается в первом классе на основании практических операций с разными конечными  множествами. Этому способствует опыт, приобретенный детьми ранее.

 

В первом классе идет дальнейшее углубление знаний об отношениях между смежными числами натурального ряда, закрепляются навыки установления взаимооднозначного соответствия между элементами двух множеств накладыванием, прикладыванием и сравнением чисел.

 

В детском саду уделяется внимание развитию специальной терминологии: названиям чисел, действий (прибавления  и отнимания), знаков (плюс, минус, равно). В школе углубляется процесс  обогащения речи детей специальными терминами. Дети усваивают названия данных и искомых, компонентов действий сложения и вычитания, учатся читать и записывать самые простые выражения  и т.д.

 

Важное значение для изучения школьного курса математики имеет своевременное ознакомление дошкольников с арифметическими задачами и примерами. Выпускники детских садов уже усвоили математическую сущность задачи, понимают значение и содержание вопросов задачи, правильно отвечают на них, выбирают и аргументируют выбор арифметического действия. В детском саду начинается, а в первом классе продолжается усвоение детьми таблицы сложения и вычитания в пределах десяти на основе знаний состава числа из двух меньших. Кроме того, в первом классе дети знакомятся с отдельными случаями сложения и вычитания, когда одно из числовых данных равно нулю.

 

А.М. Леушина считает, что изучая тему Десяток, первоклассники углубляют свои знания о геометрических фигурах, и прежде всего о многоугольниках (треугольниках, четырехугольниках и т.д.) и их элементах (стороны, углы, вершины). Начальные знания об этом получены в детском саду. Они уже умеют выделять форму окружающих предметов, используя при этом геометрическую фигуру как эталон. Опираясь на материальные объекты вокруг, модели и изображения фигур, дети сравнивают, сопоставляют фигуры между собой, а это способствует развитию индуктивного и дедуктивного мышления, формирует умения делать простейшие выводы. Особенно важно в этом возрасте обеспечение целенаправленного и достаточно полного для этого уровня познания анализа фигуры, на основе которого выделяются существенные признаки и происходит абстрагирование от несущественных [21, 38].

 

Первоклассники учатся выделять прямые и непрямые углы, чертить отрезки  разной длины, изображать геометрические фигуры в тетрадях в клетку. Готовились они к этому еще в детском  саду.

 

Положительно влияют на формирование знаний о числе представления  детей о непрерывных величинах, что предусмотрено программой детского сада, а также навыки в измерении  условной мерой и такими общепринятыми  мерами, как метр, литр, килограмм. В  первом классе дети продолжают измерять протяженность, массу, вместимость, объем. Постепенно, начиная с детского сада и продолжая эту работу в школе, детей подводят к пониманию функциональной зависимости между измеряемой величиной, мерой и результатом измерения (количеством мер). Все эти знания расширяют понятие о числе, развивают  мышление ребенка, его интересы и  способности.

 

Однако современную школу не удовлетворяет формальное усвоение этих знаний и умений. Дальнейшее обучение в школе обычно зависимо от качества усвоенных знаний, их осознанности, гибкости и прочности. Поэтому современная  дошкольная дидактика направлена на отработку путей оптимизации  обучения с целью повышения этих качеств. Выпускники дошкольных учреждений должны осознанно, с пониманием сути явлений уметь использовать приобретенные  знания и навыки не только в обычной, стереотипной, но и в измененной ситуации, в новых, необычных обстоятельствах (игра, труд) [9,72].

 

Одно из главных требований начального обучения к математической подготовке заключается в дальнейшем развитии мышления дошкольников. Математика - это  глубоко логическая наука. Введение ребенка даже в начальную элементарную математику абсолютно невозможно без  достаточного уровня развития логического  мышления [25,18].

 

Психологические исследования Н.Я. Попова, В. И. Стаховская [24], свидетельствуют о возможностях детей в активном развитии аналитико-синтетической деятельности, всех форм мышления. Этого можно добиться на основе научно обоснованной коррекции как содержания, так и методики обучения.

 

Среди таких качеств Т. В. Кудрявцев [19, 91] выделяет активность, инициативность, любознательность, самостоятельность, способность к самоконтролю и  саморегуляции, овладение основными видами учебных действий, готовность сенсомоторного аппарата, формирование наиболее важных навыков и привычек.

 

Как видно из сравнительного анализа  программ детского сада и первого  класса, программные требования образовательно-воспитательной работы преемственно связаны между  собой. Дошкольные работники должны хорошо знать требования школы, при  этом не только объем, содержание знаний, но и их качественные особенности - государственный стандарт: какого характера  знания и умения необходимы первокласснику. Вместе с этим очень важно, чтобы  учителя школ достаточно четко представляли себе уровень подготовки детей к  школе. В таком случае учитель  будет знать, на что ему опираться, от чего отталкиваться, начиная работу по программе первого класса.

 

Преемственность, как подчеркивает А.М. Леушина, заключается совсем не в том, есть ли в Программе детского сада понятие трапеция или обратная задача, а в том, умеет ли ребенок анализировать данную фигуру и задачу, выделять в них существенные черты и обобщать их [21,41].

 

В последние годы педагогика все  чаще обращается к проблемам методики обучения математики. Прорабатываются  пути усовершенствования преемственности  именно в вопросах методики. В исследованиях  Н.Я. Поповой, В.И. Стаховской, А.В. Сочневой [24] и других учитываются психологические механизмы формирования учебной деятельности ребенка, а также такие, которые относятся к природе и образованию у него элементарных представлений о размере, количестве, числе.

 

Новые методики разрабатываются соответственно с возрастными особенностями  дошкольников, их потребностью в игре, двигательной активности. Исходя из этого, в методических рекомендациях к работе со старшими дошкольниками и учениками первых классов широко используются дидактические игры, двигательные игры, наглядное моделирование разных количественных отношений, реальные практические действия, например с конкретными множествами, величинами: измерение, создание сериационных рядов и транзитивных отношений. Разработка и экспериментальная проверка методик опираются на данные о психологической диагностике динамики общего интеллектуального развития старших дошкольников, а также на результаты изучения состояния их здоровья, работоспособности и утомляемости.

 

Обучение детей началам математики строится так, чтобы, прежде всего, на основании  действий с конкретными множествами  и формирования у детей знаний об общих характеристиках формы, размере и количестве, потом учить  их считать, измерять, прибавлять и  вычитать.

 

Весьма ценно в этих методиках  то, что дети не просто получают определенную сумму знаний по математике, а и  значительно повышают уровень общего умственного развития: приобретают  умения и навыки воспринимать и понимать инструкцию воспитателя, использовать ее в процессе работы, выполнять  работу качественно и контролировать результаты соответственно образцу. Значительные сдвиги происходят и в характере  обобщений, в них все больше начинают отражаться существенные связи и  отношения, например при решении  арифметических задач. Особый интерес  для методики обучения детей математике представляют исследования, выполненные  под руководством Н.Я.Поповой, В.И. Стаховской, А.В. Сочневой [24]. Они показали, что в условиях обучения дети дошкольного возраста приобретают умения различать существенные признаки объектов (цвет, форму, размер).

 

Обучение не только ускоряет переход  детей от низших к высшим структурам интеллектуальной деятельности, но, как считают психологи, является необходимым условием их превращения. Новые структуры не просто приходят извне, они вырабатываются в процессе обучения на основе тех, которые сложились раньше по образцам, имеющимся в общественном опыте, усваиваемом детьми. Внешняя стимуляция в этом процессе всегда действует через внутреннюю активность ребенка.

Информация о работе Анализ работы ДОУ и начальной школы по вопросам осуществления преемственности