Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 09:24, курсовая работа
Предмет исследования: преемственность в работе по обучению математике детей старшего дошкольного возраста и первоклассников.
Цель исследования: обосновать педагогические условия осуществления преемственности в обучении математике между дошкольным учреждением и школой.
Введение
Глава I. Теоретические основы преемственности в работе дошкольного учебного учреждения и начальной школы
1.1 Понятие преемственности в подготовке ребенка к школе
1.2 Сущность понятия готовности ребенка к школьному обучению
Глава II. Реализация преемственности в обучении математике дошкольников и учащихся начальной школы
2.1 Содержание преемственности в работе дошкольного учебного учреждения и школы по математике
2.2 Показатели готовности детей к изучению математики в первом классе
Заключение
Список использованной литературы
К первому подходу относятся все исследования, направленные на формирование у детей дошкольного возраста определенных навыков и умений, необходимых для обучения в школе. Этот подход связан с вопросом о возможности обучения в школе с более раннего возраста.
В исследованиях этого 
Суть второго подхода состоит в том, что в работах, принадлежащих этому направлению, исследуется генезис отдельных компонентов учебной деятельности и выявляются пути их формирования на специально организованных учебных занятиях.
В специальных исследованиях Т.С. Комарова [16], А.Н. Давидчук [6], Т.Н. Доронова [10] выявлено, что у детей, проходивших экспериментальное обучение (рисование, аппликация, лепка, конструирование), сформировались такие элементы учебной деятельности как:
способность действовать по образцу;
умение слушать и выполнять инструкцию;
умение оценивать как свою работу, так и работу других детей.
Тем самым, по мнению авторов, у детей формировались психологическая готовность к школьному обучению.
Третий подход состоит в выявении единого психологического новообразования, лежащего у источников учебной деятельности. Этому подходу соответствует исследования Е.М. Бохорского, Д.Б. Эльконина [3]. Гипотеза автора состоит в том, что новообразованием, в котором сконцентрирована суть психологическая готовность является способность к подчинению правилам и требованиям взрослого.
Наконец, четвертый подход группы исследователей, которые понимают под готовностью ребенка к обучению определенный уровень дошкольной зрелости, т.е. такой уровень физического и интеллектуального развития, который позволяет заключить, что требования систематического обучения, разного рода нагрузки, новый режим жизни не будут для него чрезмерно утомительными Елфимовой Н.В., Ильина Е.П., Марковой А.К. [11].
Готовность к школе является 
многокомпонентным 
По данным Я.Я. Коломинского и др. выделяют следующие компоненты:
личностная готовность;
 социально-психологическая 
интеллектуальная готовность [15, 86].
Личностная готовность включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции положению школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. В личностную готовность входит и определенный уровень развития мотивационной сферы.
Социально-психологическая 
Первым условием успешного обучения 
ребенка в начальной школе 
является наличие у него соответствующих 
мотивов обучения: отношение к 
нему как к важному, общественно 
значимому делу, стремление к приобретению 
знаний, интерес к определенным учебным 
предметам. Познавательный интерес 
к любому объекту и явлению 
развивается в процессе активной 
деятельности самих детей, тогда 
дети приобретают необходимый опыт, 
представления. Наличие опыта, представлений, 
способствует у детей возникновению 
желания познания. Только наличие 
достаточно сильных и устойчивых 
мотивов учения может побудить ребенка 
к систематическому и добросовестному 
выполнению обязанностей, налагаемых 
на него школой. Предпосылками возникновения 
этих мотивов служит, с одной стороны, 
формирующееся к концу 
В психологии установлено, что любые 
психические свойства и способности 
складываются лишь в ходе той деятельности, 
для которой они необходимы. Поэтому 
качества, требующиеся школьнику, не 
могут сложиться вне процесса 
школьного обучения. Следовательно, 
психологическая готовность к школе 
заключается не в том, что у 
ребенка оказываются 
Компонент индивидуальной готовности предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности.
Интеллектуальная готовность к 
школьному обучению рассматривается 
как соответствующий уровень 
внутренней организации мышления ребенка, 
который обеспечивает переход к 
учебной деятельности. Иными словами, 
будущий школьник должен иметь развитую 
способность проникать в 
Необходимо различать 
Овладение детьми математикой происходит в процессе специальных занятий, основной целью которых и является формирование у детей предпосылок к обучению письму и счету. Ведущей задачей при формировании математических понятий является:
наблюдение (изменение, моделирование, построение) объектов с целью выявления их свойств;
сравнение объектов и их свойств: анализ свойств, в ходе которого надо определить, какие из них являются общими, отличительными, существенными, а какие несущественными; установление и использование аналогий;
обобщение, формулировка суждений об 
общих существенных признаках объектов; 
классификаций разбивка множества 
изучаемых понятий на классы и 
виды и т. п. т. е. на задания, которые 
формируют умственную деятельность 
ребенка и развивают 
Развитие умения ориентироваться 
в некоторых скрытых 
Обучение овладением способами установления разного рода математических связей, отношений; понятия, что самыми очными способами установления количественных отношений является счет предметов и измерение величин.
Особенность преемственности дошкольного и начального образования в том, что воспитатель должен учитывать двусторонность данного процесса. С одной стороны, признавать самоценность дошкольного детства с опорой на ведущую - игровую - деятельность, с другой создавать условия для элементов учебной деятельности. Его задача - в процессе познания развивать мыслительные способности детей на основе любознательности, интереса. Во многом решение будет зависеть от того, правильно ли воспитатель понимает готовность ребенка к школьному обучению. Ведь здесь следует учитывать созревание всех структур организма, становление качественных новообразований во всех сферах личности - физической, мотивационной, эмоционально-волевой, интеллектуальной, коммуникативной.
Таким образом, детский сад выполняет 
задачу всесторонней подготовки детей 
к школе в процессе систематического, 
целенаправленного 
Анализ психолого-
Установление преемственности между дошкольным учреждением и школой заключается в следующих направлениях:
1. Согласование целей на 
2. Совершенствование форм 
отказ от жестко регламентированной направленности обучения в детских учреждениях (статичных поз на занятиях, расположения столов в ряд по типу школьных, ответы по поднятой руке, пресечение инициативных высказываний в дисциплинарных целях.);
максимальное обеспечение 
использование многообразия форм обучения неурочного типа, включающих специфически детские виды деятельности на интегративной основе, объединение по подгруппам, организация деятельности кооперативного типа;
создание развивающей 
широкое использование методов, активизирующих у детей мышление, воображение, поисковую деятельность, то есть элементы проблемности в обучении, дивергентные задачи, задачи открытого типа, имеющие варианты правильных решений.
ГЛАВА II. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ ДОШКОЛЬНИКОВ И УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
2.1 Содержание преемственности 
в работе дошкольного учебного 
учреждения и школы по 
Успехи в школьном обучении во многом 
зависят от качества знаний и умений, 
сформированных в дошкольные годы, 
от уровня развития познавательных интересов 
и познавательной активности ребенка. 
Школа постоянно повышает требования 
к интеллектуальному, в частности 
математическому, развитию детей. С 
целью совершенствования 
Обеспечение более высокого уровня 
математического развития детей, поступающих 
в первый класс, их предварительная 
подготовка, безусловно, существенно 
влияют на качество усвоения учебного 
материала в школе. Поэтому такое 
серьезное внимание уделяется правильной 
организации учебно-
Психолого-педагогические исследования последних лет (Н.Я Попова [24], Е.Э. Кочурова [18] Р.А. Должиковой, Г.М. Федосимовa [8] и др.) дали возможность усовершенствовать содержание обучения дошкольников, в частности математике. Перестройка вариативных программ обучения и воспитания в детском саду осуществляется, прежде всего, в соответствии с требованиями начальной школы, которые предъявляются к математической подготовке детей, и особенностей их математического развития.
Программа работы в подготовительной группе является частью единой системы обучения математике и развития интеллекта детей, которая предполагает занятия с двух лет. В старшей группе содержательным ядром программы является формирование представления о числе как о точке числовой прямой. Большое значение придается развитию образного мышления и абстрактного воображения детей, воспитанию интереса и "вкуса" к математике как совершенно особой области человеческого знания. С этой целью предлагаются творческие задания, включенные в продуктивные виды деятельности как средство усвоения и присвоения математического содержания.
Можно сказать, что работа по этому разделу преследует две цели: первая связана с подготовкой детей к поступлению в школу и обучению в ней, вторая с развитием интеллекта и воображения. Проведем сравнительный анализ содержания программ. Анализ программ представлен в таблицах 2.1.,2.2.
Информация о работе Анализ работы ДОУ и начальной школы по вопросам осуществления преемственности