Анализ деятельности учителя по формированию основ мировоззрения у младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 18:54, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является разработка проблемы, состоящей в следующем: каким образом можно способствовать формированию научного мировоззрения у младших школьников в целостном учебно-воспитательном процессе, включающем в себя как урочные, так и внеурочные формы. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- определить сущность, функции, критерии сформированности научного мировоззрения;
- рассмотреть особенности формирования основ мировоззрения у младших школьников;
- обозначить пути и методы формирования научного мировоззрения у младших школьников в целостном учебно-воспитательном процессе;

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретическое формирование основ научного мировоззрения младших школьников
1.1 Понятие и сущность формирования научного мировоззрения
1.2. Особенности формирования научного мировоззрения у младших школьников
Глава 2. Анализ деятельности учителя по формированию основ мировоззрения у младших школьников
2.1 Содержание деятельности учителя по формированию основ мировоззрения
2.2 Выявление эффективности работы учителя по формированию научного мировоззрения младших школьников
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

форм. основ научного мировоззренияъ.docx

— 64.82 Кб (Скачать файл)

Наиболее  характерная черта восприятия этих учащихся – его малая дифференцированность, где совершают неточности и ошибки в дифференцировке при восприятии сходных объектов. Следующая особенность восприятия учащихся в начале младшего школьного возраста – тесная связь его с действиями школьника. Восприятие на этом уровне психического развития связано с практической деятельностью ребёнка. Воспринять предмет для ребёнка – значит что-то делать с ним, что-то изменить в нём, произвести какие-либо действия, взять, потрогать его. Характерная особенность учащихся – ярко выраженная эмоциональность восприятия.

В процессе обучения происходит перестройка восприятия, оно поднимается на более высокую  ступень развития, принимает характер целенаправленной и управляемой деятельности. В процессе обучения восприятие углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает характер организованного наблюдения.

Некоторые возрастные особенности присущи вниманию учащихся начальных классов. Основная из них – слабость произвольного внимания. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста ограничены. Произвольные внимания младшего школьника требует так называемой близкой мотивации. Если у старших учащихся произвольное внимание поддерживается и при наличии далёкой мотивации (они могут заставить себя сосредоточиться на неинтересной и трудной работе ради результата, который ожидается в будущем), то младший школьник обычно может заставить себя сосредоточенно работать лишь при наличии близкой мотивации (перспективы получить отличную отметку, заслужить похвалу учителя, лучше всех справиться с заданием и т. д.).

Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание. Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны.

Возрастные  особенности памяти в младшем школьном возрасте развиваются под влиянием обучения. Усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания и развивается возможность сознательно управлять своей памятью и регулировать её проявления. В связи с возрастным относительным преобладанием деятельности первой сигнальной системы у младших школьников более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая. Они лучше, быстрее запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, чем определения, описания, объяснения. Младшие школьники склонны к механическому запоминанию без осознания смысловых связей внутри запоминаемого материала.

Основная  тенденция развития воображения в младшем школьном возрасте – это совершенствование воссоздающего воображения. Оно связано с представлением ранее воспринятого или созданием образов в соответствии с данным описанием, схемой, рисунком и т. д. Воссоздающее воображение совершенствуется за счёт всё более правильного и полного отражения действительности. Творческое воображение как создание новых образов, связанное с преобразованием, переработкой впечатлений прошлого опыта, соединением их в новые сочетания, комбинации, также развивается.

Под влиянием обучения происходит постепенный  переход от познания внешней стороны  явлений к познанию их сущности. Мышление начинает отражать существенные свойства и признаки предметов и явлений, что даёт возможность делать первые обобщения, первые выводы, проводить первые аналогии, строить элементарные умозаключения. На этой основе у ребёнка постепенно начинают формироваться элементарные научные понятия.

Аналитико-синтетическая  деятельность в начале младшего школьного возраста ещё весьма элементарна, находится в основном на стадии наглядно-действенного анализа, основывающегося на непосредственном восприятии предметов.

Младший школьный возраст – возраст достаточно заметного формирования личности.

Для него характерны новые отношения  со взрослыми и сверстниками, включение  в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности – учение, которое предъявляет  ряд серьёзных требований к ученику.

Всё это решающим образом сказывается  на формировании и закреплении новой  системы отношений к людям, коллективу, к учению и связанным с ними обязанностям, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, развивает  способности.

В младшем  школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.

Характер младших школьников отличается некоторыми особенностями. Прежде всего, они импульсивны – склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам. Причина – потребность в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения.

Возрастной  особенностью является и общая недостаточность воли: младший школьник ещё не обладает большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоления трудностей и препятствий. Он может опустить руки при неудаче, потерять веру в свои силы и невозможности. Нередко наблюдается капризность, упрямство. Обычная причина их – недостатки семейного воспитания. Ребёнок привык к тому, что все его желания и требования удовлетворялись, он ни в чём не видел отказа. Капризность и упрямство – своеобразная форма протеста ребёнка против тех твёрдых требований, которые ему предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, что хочется, во имя того, что надо.

Младшие школьники очень эмоциональны. Эмоциональность сказывается, во-первых, в том, что их психическая деятельность обычно окрашена эмоциями. Всё, что дети наблюдают, о чём думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение. Во-вторых, младшие школьники не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление, они очень непосредственны и откровенны в выражении радости. Горя, печали, страха, удовольствия или неудовольствия. В-третьих, эмоциональность выражается в их большой эмоциональной неустойчивости, частой смене настроений, склонности к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха. С годами всё больше развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления.

Большие возможности предоставляет младший  школьный возраст для воспитания коллективистских отношений. За несколько лет младший школьник накапливает при правильном воспитании важный для своего дальнейшего развития опыт коллективной деятельности – деятельности в коллективе и для коллектива. Воспитанию коллективизма помогает участие детей в общественных, коллективных делах. Именно здесь ребёнок приобретает основной опыт коллективной общественной деятельности.

«Научное  мировоззрение представляет собой  органическое единство конкретно-исторического  содержательного взгляда на мир, научно обоснованных убеждений относительно законов развития природы и общества, социально-экономического уклада жизни, системы общественно-политических отношений, определяющих активную жизненную  позицию человека. Мировоззрение  формируется у школьников в результате последовательного овладения научно-философскими знаниями, современными научными достижениями, а также системой общих методов познания действительности». (Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. – М.: Прометей, 1998. - С. 217.)

Научное мировоззрение формируется не только в процессе усвоения знаний и применения исследовательского метода на уроке, но и в процессе научно-исследовательской  деятельности, как форме дополнительного  образования школьников, самостоятельном  компоненте образовательно-воспитательного  процесса.

Младшие школьники имеют слабо сформированные навыки научной деятельности. Они  почти не умеют самостоятельно работать с литературой, не могут подготовить  самостоятельное сообщение.

В основном, уяснение причинно-следственных зависимостей при ознакомлении с природными явлениями  очень важно, для того чтобы у  ребенка начали складываться элементы научного мировоззрения.

Мышление  младших школьников носит конкретный характер, поэтому за основу берутся  те явления и понятия, с которыми дети не раз встречались в жизни.

С учетом эмоционально-образного характера  познания у младших школьников использовались задачи, тексты, ситуации, в которых  действуют хорошо знакомые детям  герои мультфильмов, известных сказок.

Мировоззрение — это система взглядов, понятий  и представлений об окружающем мире, т. е. о природе, обществе и мышлении. Само собой разумеется, научное мировоззрение  школьника формируется на протяжении всего школьного курса, по мере того как учащийся поднимается со ступеньки  на ступеньку, все глубже познавая действительность, и в связи с тем, что все  более разносторонней и интенсивной  становится его учебная деятельность и общественно полезный труд. Для  выполнения данной задачи недостаточно познания отдельных, изолированных  явлений, ведь одной из важнейших  черт научного мировоззрения является то, что мир представляется не в  виде суммы отдельных предметов, а как целое, в котором части  объединены в определенную систему. Уже в I классе необходимо заложить те «кирпичики», которые в дальнейшем послужат формированию научного мировоззрения.

У учащихся младших классов навыки самостоятельной  деятельности исследовательского характера  формируются на основе выполнения простой  работы, связанной либо с организацией внеклассного мероприятия по определенной теме, либо с поисковой работой, связанной  с анализом творчества художника, поэта.

Много дают младшим школьником экскурсии  на производство. Школьник — деятельное, развивающееся существо, это обнаруживается не только в том, что он сам любит  мастерить, но и в том, что с  удовольствием узнает, как делают ту или иную вещь. На это устремление  школьника надо опереться в его  ознакомлении с трудом людей, ведь труд — это огромная сфера окружающего  мира, основа общественной жизни.

В младших  классах детям даются элементы научного миропонимания, закладывается фундамент  материалистических взглядов на явления  природы и общественной жизни  в соответствии с перспективой развития у них целостного мировоззрения.

Формирование  мировоззрения сегодня, как никогда, тесно связано с умелой и убедительной пропагандой наших исторических достижений. Формировать, возвышать  духовные потребности человека, активно  влиять на политический и нравственный облик личности важнейшая миссия учителя.

Знания, которые получают дети в начальных  классах, помогают им уже на этой ступени  познания осознать существенные связи  и зависимости в явлениях природы  и обществе, усвоить ряд важнейших  идей, которые определяют требования к их деятельности, поведению и  духовным запросам. В области явлений  природы младшие школьники познают  в системе, например, следующие существенные связи: в природе происходят изменения  по временам года, они ежегодно повторяются, для каждого времени года характерны свои признаки, в разные времена  года различен труд людей в сельском хозяйстве; сезонные изменения связаны прежде всего с изменением температуры, которая зависит от положения местности по отношению к солнцу и от ветров.

В природе  существует круговорот воды, что очень  важно для жизни растений, животных и человека. Человек познает, в  какой зависимости находится  рост и развитие растений от влаги, температуры и состояния почвы. Люди познали строение и жизнь  животных и приемы ухода за ними, Человек изучил строение жизнь своего тела и установил, как надо заботиться о здоровье, опираясь на научные  знания.

Учащиеся  знакомятся с богатствами природы, со свойствами некоторых твердых, жидких и газообразных тел, с переходом  тех из одного состояния в другое, с причинами этих изменений, с  тем, как человек использует эти  богатства природы. В области  явлений общественной жизни школьники  познают важные для формирования их мировоззрения положения и  идеи, раскрывающие особенности развития общества.

С помощью  музыки язык фактов и идей можно  представить образно. Музыка способна выразить то, что невыразимо словами, раскрыть самые глубокие, самые тонкие оттенки человеческих чувств, мыслей, настроений, переживаний. Ей по силам  передать одновременно чувства, ощущения разных людей, воздействовать на формирование мировоззрения в такой же степени, как и природе. Понимание общественной идеи, выраженной в музыкальном произведении, развивает учащихся интеллектуально  и эстетически.

Идеи, воплощенные в музыке, соединяются  в сознании учащихся с конкретным историческим материалом.

В начальной  школе большое место занимает тема дружбы и товарищества; связь  личных интересов с интересами всего  коллектива, всей страны.

Усвоение  всех этих взглядов, норм и требований происходит на основе рассмотрения конкретных фактов, примеров, иллюстраций из произведений искусства и литературы, с тем, чтобы учащимся все это было понятно и вызывало бы у них сознательное стремление следовать на деле тому, что требует общественное сознание и мораль.

Сознательное  усвоение очерченного выше круга  элементарных научных, исторических и  художественно-эстетических знаний, понятий  труда и нравственности и есть основной путь формирования у младших  школьников основ научного мировоззрения.

Большое образовательное и воспитательное значение имеют при этом рассказы о больших научных открытиях, о жизни замечательных людей, о деятельности крупных ученых. Привлекается материал из истории и современной  жизни. Конечно, речь идет о материале, доступном младшим школьникам и  по содержанию, и по форме, способном  вызвать у них познавательный интерес и создать проблемную ситуацию. Задача учителя младших  классов состоит в том, чтобы  удовлетворить интерес детей  в ответах на их вопросы о событиях в мире науки и техники и  о политических событиях. Эти вопросы  у младших школьников возникают  постоянно в повседневной жизни: они слышат о последних новостях по радио и телевидению, просматривают  газеты и журналы, многое узнают от общения со старшими. В этот стихийный  поток знаний педагог вносит правдивое  освещение, комментирует их с нужных, научных позиций.

В формировании мировоззрения особенно велика, роль искусства, как музыки, так и литературы: «Необходимо развивать чувство  прекрасного, формировать высокие  эстетические вкусы, умение понимать и  ценить произведения искусства, памятники  истории и архитектуры, красоту  и богатство родной природы. Лучше  использовать в этих целях возможности  каждого учебного предмета, особенно литературы, музыки, изобразительного искусства, эстетики, имеющих большую  познавательную и воспитательную силу».

Информация о работе Анализ деятельности учителя по формированию основ мировоззрения у младших школьников