Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 18:54, курсовая работа
Целью курсовой работы является разработка проблемы, состоящей в следующем: каким образом можно способствовать формированию научного мировоззрения  у младших школьников в целостном  учебно-воспитательном процессе, включающем в себя как урочные, так и внеурочные формы. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- определить  сущность, функции, критерии сформированности  научного мировоззрения;
- рассмотреть  особенности формирования основ  мировоззрения у младших школьников;
- обозначить  пути и методы формирования  научного мировоззрения у младших  школьников в целостном учебно-воспитательном  процессе;
Введение
Глава 1. Теоретическое формирование основ научного мировоззрения младших  школьников
1.1 Понятие и сущность формирования  научного мировоззрения
1.2. Особенности формирования научного  мировоззрения у младших школьников
Глава 2. Анализ деятельности учителя  по формированию основ мировоззрения  у младших школьников
2.1 Содержание деятельности учителя  по формированию основ мировоззрения
2.2 Выявление эффективности работы  учителя по формированию научного  мировоззрения младших школьников
Заключение
Список литературы
Во-вторых, в процессе формирования мировоззрения необходимо обеспечивать глубокое научное истолкование всех изучаемых явлений, процессов, уяснение заключенных в них причинно-следственных связей. Долгое время, например, людям были непонятны причины развития растительного и животного мира, исчезновения одних видов и стойкости выживания других. Появление теории Ч. Дарвина о естественном отборе позволило дать материалистическое объяснение этих причин и лишило их мистической окраски. Осмысление идей генетики убедительно раскрывает материалистическую основу наследственности и разоблачает научную несостоятельность лысенковского "учения" о передаче по наследству тех свойств и качеств, которые приобретаются живыми организмами под влиянием внешних воздействий.
В-третьих, нужно побуждать учащихся к выяснению всех возникающих у них вопросов, развивать их пытливость и потребность в осмыслении всех явлений, происходящих в природе и обществе. В связи с перестройкой и обновлением всех сфер жизни общества школьники не перестают размышлять и дискутировать о причинах тех трудностей, которые возникли у нас в ходе осуществляемых преобразований, а также о путях их преодоления. Вопросы не простые, но школа не может от них уходить, как это бывало в прошлом. Искренний и глубокий анализ серьезных недостатков, которые допускались и допускаются в ходе перестройки, будет способствовать формированию правильного отношения к тем социально-экономическим преобразованиям, которые осуществляются.
Вторым дидактическим и воспитательным условием перевода знаний во взгляды и убеждения учащихся является придание обучению общественной направленности. Здесь имеет значение раскрытие социально-политической основы общества, разграничение в нем различных политических сил и партий, их отношение к тем сдвигам, которые происходят в демократическом развитии общества. Учащиеся должны уяснить, в каком направлении мы движемся, какие прогрессивные преобразования осуществляются в нашей экономике и социальных отношениях.
Третьим дидактическим и воспитательным условием формирования у учащихся научного мировоззрения является соблюдение принципа историзма при изучении программного материала. "История — школа поведения. В прошлом люди ищут и находят нужные образцы... На героических традициях родной истории воспитывается наше молодое поколение". [Гулыга А.В. Эстетика истории. М., 1974. С. 25]
Исторический подход в обучении является средством повышения у учащихся интереса к познанию и способствует более глубокому усвоению изучаемого материала. Д.К. Максвелл по этому поводу писал:
«Наука нас захватывает только тогда, когда, заинтересовавшись жизнью великих исследователей, мы начинаем следить за историей развития... открытий». [Цит. по: Дуков В.М. Электрон. М., 1966. С. 6.]
В то же время он отмечал, что историзм в обучении позволяет более обстоятельно овладевать изучаемым материалом, так как "наука усваивается всегда наиболее полно в состоянии ее возникновения.
Для формирования мировоззрения историзм в обучении помогает раскрывать генезис и сложные пути развития истины в науке, освещает борьбу между силами прогресса и реакции, способствует осознанию закономерностей эволюции природных явлений и общественно-экономических изменений. Например, учащиеся при изучении истории познают причины возникновения мифических представлений о развитии природы и общества, а также религиозных верований как своеобразной формы идеологии. Вместе с тем исторический материал из различных отраслей знаний помогает школьникам осознавать объективные социально-экономические предпосылки развития общества.
Четвертым дидактическим и воспитательным условием формирования мировоззрения и перевода знаний в убеждения является развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся в процессе урочных и внеклассных занятий. В разделе дидактики подчеркивалось, что в буквальном смысле знания учащимся нельзя ни "передать", ни "привить", что овладение ими происходит только в процессе активной познавательной деятельности самих учащихся. На эту сторону организации учебной работы дидакты обращают самое серьезное внимание, подчеркивая ее значение как для улучшения успеваемости, так и для воспитания. М.Н. Скаткин подчеркивал:
Представления, понятия, законы нельзя механически вложить в головы учеников. Сформировать их должен обязательно сам ученик под руководством и с помощью учителя. Образование представлений, понятий, осознание законов - активный процесс мышления и деятельности учащихся. [Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. М., 1971. С. 17]
Для развития познавательной активности и самостоятельности учащихся необходимо широко использовать весь арсенал методов и приемов обучения, обращая самое серьезное внимание на возбуждение внутренних противоречий между знанием и незнанием и формирование на этой основе потребности в учении и учебных интересов, а также придание обучению проблемного характера, практикуя различные виды работы с учебником, проведение уроков-семинаров, уроков-диспутов и т.д.
Не меньшее значение имеет развитие познавательной самостоятельности и активности в системе внеклассной учебно-воспитательной работы. Вот почему при проведении различных внеурочных мероприятий — бесед, утренников, кружковых занятий, диспутов, читательских конференций и т.д. на нравственные, эстетические и физкультурно-спортивные темы — необходимо добиваться не только их глубокой научной содержательности, но и активизации мыслительной деятельности учащихся, обогащения их научными представлениями и понятиями, шире использовать дискуссионные формы работы.
Пятым дидактическим и воспитательным условием перевода знаний в убеждения является возбуждение эмоционального отношения учащихся к изучаемому материалу.
Эмоционально-положительное 
отношение к учению прежде всего 
стимулирует познавательную активность 
школьников. В то же время оно 
помогает глубже осмысливать сущность 
изучаемых природных и 
Какие 
же приемы учебной работы способствуют 
повышению эмоциональности 
В повышении эмоциональности обучения и возбуждения у учащихся гражданских чувств исключительно большую роль играют предметы гуманитарного цикла, и в особенности литература. Вполне справедливым является утверждение о том, что ни по каким каналам так глубоко не проникнут наши идеи в душу современного молодого человека, как по каналам литературы и искусства.
Шестым 
дидактическим и воспитательным 
условием формирования мировоззрения 
является тесная связь обучения с 
жизнью, вовлечение учащихся в активную 
трудовую деятельность. Взгляды и 
убеждения являются не только результатом 
работы мысли и эмоционально-
Седьмым 
условием формирования у учащихся научного 
мировоззрения является учет их возрастных 
и индивидуальных особенностей в 
процессе учебно-воспитательной работы. 
Формирование мировоззрения осуществляется 
в школе начиная с первого 
класса. Но характер и результаты этой 
работы в младших, средних и старших 
классах, естественно, будут различными. 
Применительно к младшим 
Эта 
особенность и должна накладывать 
свой отпечаток на воспитание. Необходимо 
стремиться к тому, чтобы у учащихся 
накапливался запас хорошо осмысленных 
фактов и примеров по вопросам развития 
природы и общества и вырабатывался 
аналитико-синтетический подход к 
их усвоению. В то же время большое 
значение для формирования взглядов 
младших школьников имеет мировоззренческое 
истолкование изучаемого материала 
учителем, а также побуждение учащихся 
делать обобщающие выводы, вытекающие 
из ряда изучаемых положений (например, 
о причинной зависимости 
И восьмое 
условие. Во всей системе учебно-воспитательной 
работы по формированию мировоззрения 
учащихся огромную роль играет личность 
учителя. Как уже отмечалось в 
главе об общих методах воспитания, 
учитель воспитывает не только специальными 
педагогическими приемами, но и своей 
личностью, своим авторитетом и 
общением с учащимися. Вот почему 
работа по формированию у школьников 
научного мировоззрения требует 
от каждого педагога дидактического 
и воспитательного мастерства, постоянного 
совершенствования своих 
Младшим школьным возрастом принято считать возраст детей примерно от 7 до 10-11 лет, что соответствует годам его обучения в начальных классах. Это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития.
Поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизнь ребёнка. Резко изменяется весь уклад его жизни, его социальное положение в коллективе, семье. Основной, ведущей деятельностью становится отныне учение, важнейшей обязанностью – обязанность учиться, приобретать знания. А учение – это серьёзный труд, требующий организованность, дисциплину, волевые усилия ребёнка. Школьник включается в новый для него коллектив, в котором он будет жить, учиться, развиваться 11 лет.
Основной деятельностью, его первой и важнейшей обязанностью становится учение – приобретение новых знаний, умений и навыков, накопление систематических сведений об окружающем мире, природе и обществе.
Умственное воспитание вооружает обучаемых системой знаний основ наук. В ходе и в результате усвоения научных знаний закладываются основы научного мировоззрения. Мировоззрение – это система взглядов человека на природу, общество, труд, познание.
Задачи умственного воспитания:
- усвоение определенного объема научных знаний;
- формирование научного мировоззрения;
- развитие умственных сил, способностей и дарований.
Содержания умственного воспитания в большей мере направляется не на развитие личности, а на усвоение суммы знаний, умений, навыков. Из сферы образования иногда выпадают такие важнейшие его компоненты, как передача опыта различных форм и видов деятельности, эмоционально-ценностного отношения к миру, опыта общения и т. д. В результате утрачивается не только гармония образования, но и образовательный характер самой школы.
Далеко не сразу у младших школьников формируется правильное отношение к учению. Они пока не понимают, зачем нужно учиться. Но вскоре оказывается, что учение – труд, требующий волевых усилий, мобилизации внимания, интеллектуальной активности, самоограничений. Если ребёнок к этому не привык, то у него наступает разочарование, возникает отрицательное отношение к учению. Для того, чтобы этого не случилось учитель должен внушать ребёнку мысль, что учение – не праздник, не игра, а серьёзная, напряжённая работа, однако очень интересная, так как она позволит узнать много нового, занимательного, важного, нужного. Важно, чтобы и сама организация учебной работы подкрепляла слова учителя.
На первых порах учащиеся начальной школы хорошо учатся, руководствуясь своими отношениями в семье, иногда ребёнок хорошо учится по мотивам взаимоотношений с коллективом. Большую роль играет и личный мотив: желание получить хорошую оценку, одобрение учителей и родителей.
Вначале 
у него формируется интерес к 
самому процессу учебной деятельности 
без осознания её значения. Только 
после возникновения интереса к 
результатам своего учебного труда 
формируется интерес к 
Формирование 
интереса к содержанию учебной деятельности, 
приобретению знаний связано с переживанием 
школьниками чувства 
Большое воспитательное воздействие учителя на младших связано с тем, что учитель с самого начала пребывания детей в школе становится для них непререкаемым авторитетом. Авторитет учителя – самая важная предпосылка для обучения и воспитания в младших классах.
Учебная 
деятельность в начальных классах 
стимулирует, прежде всего, развитие психических 
процессов непосредственного