Анализ деятельности авторских школ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2013 в 20:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – определить влияние идей авторских школ на современную национальную систему образования.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи исследования.
Задачи :
Историографический анализ проблемы авторских школ.
Провести сраванительный анализ работы авторских школ второй половины ХIX в.
Выявить основные идеи авторских школ второй половины ХIX в.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Деятельность авторских школ Л.Н. Толстого, С.А. Рачинского, Н. А. Корфа и Н. Ф. Бунакова 4
1.1 Яснополянская школа Л. Н. Толстого 4
1.2 Татаевская сельская школа 10
1.3 Сельские школы Н. А. Корфа и Н. Ф. Бунакова 16
Глава 2. Анализ деятельности авторских школ. 21
2.1 Сраванительный анализ авторских школ. 21
2.2 Выявление целей и задачи авторских школ 27
Заключение 32
Список литературы 34

Вложенные файлы: 1 файл

Кусавая.docx

— 72.20 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение 2

Глава 1. Деятельность авторских школ Л.Н. Толстого, С.А. Рачинского, Н. А. Корфа и Н. Ф. Бунакова 4

1.1 Яснополянская  школа Л. Н. Толстого 4

1.2 Татаевская  сельская школа 10

1.3 Сельские школы Н. А. Корфа и Н. Ф. Бунакова 16

Глава 2. Анализ деятельности авторских школ. 21

2.1 Сраванительный  анализ авторских школ. 21

2.2 Выявление целей и задачи авторских школ 27

Заключение 32

Список литературы 34

 

 

 

Введение

Система образования на современном  этапе переживает серьезные изменения, отражающие два кризиса в стране - социальный и культурный. Наряду с  процессами дифференциации, индивидуализации, профилизации и регионализации в образовании, важнейшее значение приобретают интеграционные процессы в сфере общего и профессионального образования. Проявления интеграционных процессов в современной образовательной практике разнообразны. Активно проявляются интеграционные процессы там, где имеют место разнообразные формы взаимодействия учреждений науки и практики, учреждений, реализующих образовательные программы различного уровня.

Интеграционные процессы характерны не только для современного этапа развития общего и профессионального  образования. Ярким примером проявления интеграции в образовательной практике являются авторские школы, функционировавшие во второй полавине XIX века. История отечественной педагогики содержит много теоретических идей и педагогических новаций, которые не были востребованы педагогической наукой длительное время, так не были в полной мере изучены педагогические идеи, предложенные коллективами авторских школ.

Авторская школа – это  экспериментальное образовательное  учреждение, деятельность которого строится на основе ведущих психолого-педагогических и организационно-управленческих концепций, разработанных отдельным автором  или авторским коллективом. Отличительная  черта авторской школы – создание ее на основе заранее разработанного оригинального концептуального  проекта. В роли создателей авторских  школ выступают как ученые, так  и практики

Авторские школы второй полавины XIX века сыграли позитивную роль в развитии отечественной системы образования. Особый исследовательский интерес представляет деятельность школ таких замечательных педагогов, как Л. Н. Толстой, С. А. Рачинский, Н. Ф. Бунаков, Н. Корф и др.

Цель исследования – определить влияние идей авторских школ на современную национальную систему образования.

В соответствии с целью  были поставлены следующие задачи исследования.

Задачи :

  1. Историографический анализ проблемы  авторских школ.
  2. Провести сраванительный анализ работы авторских школ второй половины ХIX в.
  3. Выявить основные идеи авторских школ второй половины ХIX в.

Для достижения поставленных задач был использован следующий метод исследования: анализ психолого-педагогической литературы. 

Глава 1. Деятельность авторских  школ Л.Н. Толстого, С.А. Рачинского, Н. А. Корфа и Н. Ф. Бунакова

1.1 Яснополянская школа  Л. Н. Толстого

Яснополянская школа принадлежит  к числу оригинальных педагогических попыток: в эпоху безграничного  преклонения перед новейшей немецкою педагогией. Толстой решительно восстал  против всякой регламентации и дисциплины в школе. Всё в преподавании должно быть индивидуально — и учитель, и ученик, и их взаимные отношения. В яснополянской школе дети сидели, кто где хотел, кто сколько хотел и кто как хотел. Никакой определённой программы преподавания не было. Единственная задача учителя заключалась в том, чтобы заинтересовать класс. Занятия вел сам Толстой при помощи нескольких постоянных учителей и нескольких случайных, из ближайших знакомых и приезжих.

В своих первых статьях  по вопросам воспитания Л. Н. Толстой  резко критиковал современную ему  педагогику за абстрактность, догматизм, оторванность от жизни. Он признавал  школьный опыт и деятельность учителей важнейшим источником педагогики. Яснополянская  школа была задумана писателем как  своеобразная педагогическая лаборатория  по созданию нового содержания и методов  воспитания детей, отвечающих прогрессивным  педагогическим принципам. Она должна была основываться на уважении личности ребенка, развитии его активности и  самостоятельности, всех его способностей.

В этой школе занятия строились  в форме свободных бесед учителя  с учениками. Преподавались чтение, письмо, чистописание, грамматика, закон  божий, рассказы из русской истории, арифметика, элементарные сведения по природоведению и географии, рисование  и пение. Сведения по природоведению, географии и истории Толстой  сообщал детям в форме художественных рассказов на уроках русского языка. Как пример такого рассказа Толстой приводит рассказ на тему об Отечественной войне 1812 года в статье «Яснополянская школа». Из описания видно, с каким захватывающим интересом дети слушали рассказ и как активно они переживали его. Определенного учебного плана, программы обучения и твердого расписания учебных занятий не было. Толстой замечает, «как начнем иной раз говорить о чем-нибудь интересном, так увлечемся, что проговорим до вечера». Хотя обязательного ежедневного посещения школы от детей не требовалось, они посещали ее и настолько заинтересовывались занятиями, что им приходилось напоминать о том, что пора по домам. Какие бы то ни было взыскания и наказания в Яснополянской школе отсутствовали.

Учащиеся делились на три  класса — младший, средний, старший; в них ежегодно учились 40—50 человек. По расписанию учебных занятий каждый учитель давал ежедневно 5—6 уроков. Учебный день делился на две части, с 12 до 15 часов был обеденный перерыв, но многие дети не уходили домой, находясь в школе с 9 часов утра до 6—7 часов  вечера. Домашние задания не практиковались, все выполнялось в школе, в  тесном общении с учителями, с  помощью более старших и знающих учеников младшим и слабым.

Принципиальным отличием Яснополянской школы было ее отношение  к знаниям, умениям, навыкам, приобретенными детьми вне школы. Образовательное  значение их не только не отрицалось, как  это делалось в большинстве других школ, напротив - рассматривалось как  необходимая предпосылка успеха школьной деятельности.

Небольшой коллектив учителей школы работал очень дружно и  согласованно. Учителя вели дневники и записи, намечали недельные планы  работы, которые обсуждались совместно. В учебные планы вносились  изменения в соответствии с мнениями коллег, интересами и запросами детей.

Быть учителем в Ясной  Поляне оказалось гораздо сложнее, чем в школе с жестким расписанием уроков, принудительной дисциплиной, набором известных средств поощрения и наказания. Здесь от учителя требовалось постоянное нравственное и интеллектуальное напряжение, умение в данный момент учитывать состояние и способности каждого из своих воспитанников. То есть, по сути, требовалось педагогическое творчество. Очень скоро школа в Ясной Поляне, благодаря необычайно быстрым успехам детей, приобрела самую лучшую репутацию у окрестных крестьян, так что к Толстому порой возили учеников за 50 верст.

Сам Л. В. Толстой преподавал в старшем классе математику, историю. Под его руководством ученики  писали много сочинений. Дети особенно любили сочинения на свободную тему; тематика сочинений и лучшие тексты читались и коллективно обсуждались  в классе. Толстой вел также  беседы по физике, проводил физические эксперименты.

Отчеты учителей систематически печатались в журнале «Ясная Поляна». Они содержали подробные описания хода учебно-воспитательного процесса. Кроме того, с большим литературным мастерством и педагогической глубиной характеризовались настроение и  поведение детей, подлинные мотивы детских реакций на те или иные методы обучения, на обращение учителей с детьми. В отчетах ярко раскрывались особенности крестьянских детей, индивидуальные качества отдельных учеников, фиксировались особые периоды их развития.

Все описания школы современниками показывали, что Л. Н.Толстой как организатор и учитель Яснополянской школы действительно сумел создать в своей школе педагогическую лабораторию. В школе царила благожелательная к детям, творческая атмосфера; учащиеся были открыты и искренни в своих отношениях с учителями, могли развивать свои познавательные интересы, усваивать много знаний, самостоятельно мыслить и работать.

Значительная часть взглядов Толстого на образование и воспитание ребенка оформилась именно в период существования Яснополянской школы, хотя и позже он обращался к  этим проблемам неоднократно. Они  нашли выражение в статьях  разных лет: «Воспитание и образование», «О народном образовании», «Прогресс и образование», «Кому у кого учиться писать: крестьянским детям у нас или нам у крестьянских детей?», в Дневнике Яснополянской школы (50-е – 60-е г.г.), в «Азбуке» и «Общих замечаниях для учителя» к ней (70 –е г.), в статье «О воспитании» (1909), книгах афоризмов мудрецов мира. В статье «Кому у кого учиться писать…» он рассказал о методе, впоследствии получившим название сотворчества, когда вместе с учениками он работал над сочинением («Солдаткино житье»), и описал при этом ряд дидактических приемов:

  1. Предлагать самый большой и разнообразный выбор тем, не выдумывая их собственно для детей, но предлагать темы самые серьезные и интересующие самого учителя.
  2. Давать читать детям детские сочинения и только детские сочинения предлагать за образцы, ибо детские сочинения всегда справедливее, изящнее и нравственнее сочинений взрослых.
  3. (Особенно важно.) Никогда во время рассматривания детских сочинений не делать ученикам замечаний ни об опрятности тетрадей, ни о каллиграфии, ни об орфографии, ни, главное, о постройке предложений и о логике.
  4. Так как в сочинительстве трудность заключается не в объеме или содержании, а в художественности темы, то постепенность тем должна заключаться не в объеме, не в содержании, не в языке, а в механизме дела, состоящем в том, чтобы, во-первых, из большого числа представляющихся мыслей и образов выбрать одну; во-вторых, выбрать для нее слова и облечь ее; в-третьих, запомнить ее и отыскать для нее место; в-четвертых, в том, чтобы, помня написанное, не повторяться, , ничего не пропускать и уметь соединять последующее с предыдущим;
  5. В-пятых, нельзя, чтобы ребенок одновременно и думал, и писал. Т. рекомендовал сначала записывать учителю текст.

Поначалу намерение графа  организовать в своем доме бесплатную школу было встречено крестьянами с недоверием. В первый день лишь 22 ребенка несмело переступили школьный порог. Но прошло пять-шесть недель, и число учеников возросло более чем в три раза. Учеба здесь сильно отличалась от обычных школ.

Дети крепостных крестьян в то время учились в основном у дьячков и отставных солдат. Главным средством побуждения к  учебе был страх наказания. Толстой  же построил обучение на полной свободе  учеников. "Образование, - утверждал  он, - есть потребность всякого человека. Поэтому образование может быть только в форме удовлетворения потребности. Вернейший признак действительности и верности пути образования есть удовольствие, с которым оно воспринимается. Образование на деле и в книге  не может быть насильственно и  должно доставлять наслаждение учащимся".

Занятия начинались в 8-9 часов  утра. В полдень - перерыв на обед и отдых. Затем снова занятие  еще 3-4 часа. Каждый учитель давал  ежедневно 5-6 уроков. В зависимости  от возраста, подготовленности и успехов  ученики делились на три группы: младшую, среднюю, старшую. Ученик не имел строго определенного для него места. Каждый садился там, где ему хотелось. Заданий домой не задавали.

"Мало того, что в  руках ничего не несут, им  нечего и в голове нести.  Никакого урока, ничего сделанного  вчера он не обязан помнить  нынче. Его не мучает мысль  о предстоящем уроке. Он несет  только себя, свою восприимчивую  натуру и уверенность в том,  что в школе нынче будет  весело также, как вчера. Он не думает о классе до тех пор, пока класс не начался. Никогда никому не делают выговоров за опаздыванье и никогда не опаздывают: нешто старшие, которых отцы другой раз задержат дома какою-нибудь работой. И тогда этот большой рысью, запыхавшись, прибегает в школу". Вот, что способно натолкнуть на мысль, что свободная воля учеников и отсутствие наказаний способствует гораздо большему желанию приходить в школу, чем боязнь быть порицаемым за что-то.

Яснополянская школа была полной противоположностью казенным школам - русским и зарубежным. В ней  царил дух сознательной дисциплины, который ревностно охранялся  и развивался самими учениками, очень  любившими свою школу и своего учителя - Толстого.

Несомненно, большая часть  педагогической деятельности Льва Николаевича  приходилась на Яснополянскую школу, но справедливости ради следует заметить, что педагогический труд Толстого не ограничивался Ясной Поляной. По его инициативе в Крапивенском уезде Тульской губернии действовало не менее двадцати народных школ. Его опыты, для того времени столь необычные, привлекали к себе внимание общественности, русской и зарубежной. В Ясную Поляну приезжали учителя из многих стран. Их притягивали гуманистические идеи Яснополянской школы.

Известно, что Яснополянская  школа оказала определённое влияние  на других отечественных педагогов. К примеру, именно её в качестве образца  при создании собственной школы  «Бодрая жизнь» в 1911 г. первоначально взял за основу С. Т. Шацкий.

 

1.2 Татаевская сельская школа

В 1872 году вернулся в родовое  село Татево. Строитель и учитель в первой в России сельской школы с общежитием для крестьянских детей.

В первый период учительской  деятельности Рачинский вел поиски в русле идей немецкого педагога Карла Фолькмара Стоя (Stoy) (1815—1885) и Л. Толстого, с которыми вел переписку. В 1880-е гг. он стал главным в России идеологом церковно-приходской школы, начавшей конкурировать со школой земской. «Заметки о сельских школах», публикуемые им в «Русском вестнике», «Руси», «Церковных ведомостях» способствовали развитию национальной педагогики. В то время Рачинский пришел к выводу, что «первая из практических потребностей русского народа… есть общение с Божеством»; «не к театру тянется крестьянин в поисках искусства, а к церкви, не к газете, а к Божественной книге». Рачинский считал, что если человек научится читать по-церковнославянски, ему будут понятны и Данте, и Шекспир, а кто освоит древние церковные «роспевы», тот без труда поймет Бетховена и Баха.

Информация о работе Анализ деятельности авторских школ