Анализ влияния компьютерной зависимости на подростков и молодых людей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 18:00, курсовая работа

Краткое описание

Предметом данной работы является комплекс мер по предотвращению компьютерной зависимости.
Целью курсовой работы является изучение профилактических мер и методов борьбы с компьютерной зависимостью.
Задачи курсовой работы:
Выяснить, как понятие компьютерной зависимости рассматривалось российскими и зарубежными учеными.
Рассмотреть существующие виды компьютерной зависимоти и ее причины.
Рассмотреть формирование компьютерной зависимости у подростков и молодых людей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2
I. Теоритические аспекты компьютерной зависимости………………….4
1.1. Виды компьютерной зависимости………………………………………..4
1.2. Причины появления компьютерной зависимости………………………10
1.3. Формирование компьютерной зависимости у подростков и молодых людей…………………………………………………………………………….13
II. Анализ влияния компьютерной зависимости на подростков и молодых людей…………………………………………………………………19
2.1. Анализ результатов исследования компьютерной зависимости у подростков и молодых людей…………………………………………………19
2.2.Методы профилактики компьютерной зависимости…………………….28
Заключение……………………………………………………………………..35
Список литературы…………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_starostenko.doc

— 228.50 Кб (Скачать файл)

Психологические симптомы:

  1. хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;
  2. невозможность остановиться;
  3. увеличение количества времени, проводимого за компьютером;
  4. пренебрежение семьей и друзьями;
  5. ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером;
  6. ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности;
  7. проблемы с работой или учебой;

Физические  симптомы:

  1. синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц);
  2. сухость в глазах;
  3. головные боли по типу мигрени;
  4. боли в спине;
  5. нерегулярное питание, пропуск приемов пищи;
  6. пренебрежение личной гигиеной;
  7. расстройства сна, изменение режима сна

Таким образом, можно сделать вывод о том,что  компьютерная зависимость поражает не только психические стороны человека,но и его физическое здоровье.

 

 

1.2. Причины возникновения компьютерной зависимости

Одним из важных факторов формирования компьютерной зависимости  являются свойства характера - повышенная обидчивость, ранимость, тревожность, склонность к депрессии, низкая самооценка, плохая стрессоустойчивость, неспособность разрешать конфликты, уход от проблем. Молодые люди, страдающие компьютерной зависимостью, как правило, не умеют строить отношения со сверстниками и противоположным полом, плохо адаптируются в коллективе, что способствует уходу от жизненных трудностей в виртуальный мир компьютера и постепенному формированию компьютерной зависимости.

Уход в Интернет-среду  является одним из способов приспособления к этому жестокому миру. Испытывая  сложности в выражении своих  эмоций, контактах с близкими и сверстниками молодой человек старается избегать ситуаций, где он может чувствовать дискомфорт и искать более безопасный, опосредованный способ взаимодействия со средой, например, через Интернет. Интернет-среда служит также средством самозащиты от плохого настроения, чувства боли и унижения.

Страдающие  компьютерной зависимостью часто испытывают чувство одиночества, недостаток внимания и взаимопонимания со стороны  близких людей, связанную с этим постоянную эмоциональную напряженность и тревогу. "Я настолько плох, что даже близкие меня не понимают". "Я просто урод, из меня ничего не получится". Такой молодой человек больше всего нуждается в поддержке близких, психологическом сопровождении его в преодолении различных жизненных ситуаций. Характерно, что начало проявления компьютерной зависимости происходит в школьные годы, а ее разгар на первых курсах вуза, когда особенно необходима самостоятельность в принятии решений и стрессоустойчивость.

Формирование  компьютерной зависимости часто  связано с особенностями воспитания и отношений в семье: гиперопека или наоборот завышенные требования и "комплекс неудачника", нарушенные отношения среди других Наиболее сильно человек подвержен игровой зависимости, поскольку события в компьютерных играх не повторяются и происходят достаточно динамически, а сам процесс игры непрерывен. Полное погружение в игру создает эффект участия игрока в некой виртуальной реальности, в неком существующем только для него сложном и подвижном процессе. Именно это свойство компьютерных игр не позволяет человеку, страдающему игровой зависимостью прервать процесс для выполнения каких-либо социальных обязательств в реальной жизни.

Компьютерная  зависимость иногда может также  возникать, как следствие других заболеваний: депрессии или шизофрении, что вызывает необходимость срочного вмешательства и лекарственной терапии. Удивительным является тот факт, что компьютерная зависимость формируется намного быстрее, чем любая другая традиционная зависимость: курение, наркотики, алкоголь, игра на деньги. В среднем требуется не более полугода-года для становления компьютерной зависимости.[8, с.1]

По статистике, к интернет-зависимости склонны люди с двумя типами дезориентации:

  1. социальной дезориентация - психологический синдром, проявляющийся в асоциальном поведении, причиной которого служит незнание социальных нормам, а не их сознательное нарушение.
  2. сексуальная дезориентация; [9, с.57].

Социальная дезориентация выражается в низкой самооценке, в избегании проблем и ответственности, в попытках отвлечься от какой-либо другой зависимости. Также характеризуется узким кругом общения, не умением высказать, поделиться своими переживаниями, не достатком близких отношений, импульсивностью, не умением спланировать свое время, добиваться поставленных целей и хорошо планировать свою деятельность. Эти люди, часто отказываются от ранее намеченных целей и как следствие пребывают в состоянии депрессии. Кроме того, для зависимого типа личности свойственны страх одиночества.

Сексуальная дезориентация. Сексуально дезориентированные интернет-зависимые - это вообще новый тип человека, достойный отдельного описания. По статистике, каждый пятый пользователь так или иначе вовлечён в сексуальную онлайновую деятельность. Драматизм данного вида зависимости для подростков заключается в том, что он настигает их в переходном возрасте, в момент полового созревания, и тогда у подростка формируется асоциальное представление о сексе. Для понимания, что делает киберсекс зависимостью, К. Янг предлагает следующую модель: доступность - контроль - возбуждение, которые являются тремя базовыми причинами этой зависимости [6, с.40].

Интернет удовлетворяет  многие сознательные и подсознательные  потребности пользователей. Он содержит все, чем может быть увлечен пользователь. И это основная причина, объясняющая пристрастие к Интернету. Согласно данным последних исследований уход в мир фантазий стал одной из распространенных стратегий поведения современной молодежи в трудных жизненных ситуациях. Уже существуют концепции, согласно которым "алкоголем" постиндустриальной эпохи были наркотики, а в информационную им станут компьютерные игры [10, с.65]

 

1.3. Формирование компьютерной зависимости у подростков и молодых людей

Все игры неодинаковы по задействованным в ее процессе психическим функциям, а также по силе и глубине своего влияния на личность человека, по психологическим механизмам формирования зависимости.

В этом отношении  первое место по воздействию на несовершеннолетних занимают компьютерные игры, которые и представляют наибольший интерес в научных исследованиях.

При рассмотрении формирования психологической зависимости  от компьютерных игр следует учитывать ее специфику - резкое уменьшение величины зависимости после прохождения "максимума", в связи с чем игровую зависимость нельзя в полной мере сравнивать с другими формами зависимостей. Уход от реальности и потребность в принятии роли - может быть не все, но основные потребности, на которых основан механизм образования психологической игровой зависимости несовершеннолетних.

Существует  два основных психологических механизма  образования зависимости подростков от игр: потребность в уходе от реальности и в принятии роли другого. Они всегда работают одновременно, но один из них может превосходить другой по силе влияния на формирование зависимости. Оба механизма основаны на процессе компенсации негативных жизненных переживаний, а следовательно есть основания предположить, что они не будут работать, если человек полностью удовлетворен своей жизнью, не имеет психологических проблем и считает свою жизнь счастливой.

Однако таких  подростков очень немного, поэтому  большинство несовершеннолетних можно считать потенциально предрасположенными к формированию игровой психологической зависимости.

Наименьшую  опасность попадания в зависимость  имеют подростки, обладающие следующими общими качествами:

1) самореферентность;

2) коммуникативная  и социальная компетентность;

3) способность  конструктивно вести себя в  конфликтных ситуациях;

4) адекватная  самооценка;

5) способность  контролировать аффект;

6) способность  к отсроченной разрядке напряжения.

Согласно высказыванию психолога Д.В. Иванова: «Компьютерные симуляции – это киберпротез общества». Чем дальше, тем больше развивается игровая индустрия, чем дальше, тем больше людей подросткового периода, подверженных игровой аддикции. Компьютерные разработки направлены на улучшение передачи мультимедийных эффектов, что непосредственно связано с игровыми процессами.

Люди подросткового периода настолько вживаются в реалистичную компьютерную игру, что им “там” становится гораздо интереснее, чем в реальной жизни. Там поставлены вполне конкретные задачи, невыполнение которых не приведет к каким-либо потерям, к плохим оценкам, к ругани со стороны родителей. Сделанная ошибка может быть исправлена путем многоразового повторного прохождения того или иного момента игры.

Ребенка (будущего аддикта) привлекает в игре:

  • наличие собственного (интимного) мира, в который нет доступа никому, кроме него самого;
  • отсутствие ответственности;
  • реалистичность процессов и полное абстрагирование от окружающего мира;
  • возможность исправить любую ошибку, путем многократных попыток;
  • возможность самостоятельно принимать любые (в рамках игры) решения, вне зависимости к чему они могут привести;

Причины, по которым  подростки и молодые люди «уходят» в киберпространство:

  1. Идентификация. Подростки пытаются определиться со своим местом в окружающем мире. Они задают себе "общемировые" вопросы: «Кто Я? Зачем я живу?» Это вопросы, ответы на которые очень трудно дать и некоторые могут быть найдены в киберпространстве.
  2. Интимность и принадлежность. В процессе взросления человек знакомится с различными аспектами интимных отношений, в особенности с противоположным полом. Он ищет друзей и компании, где он мог бы испытать чувство принадлежности группе. Все эти отношения являются важной частью идентификации личности. Киберпространство предоставляет ему неисчислимое количество людей и групп, объединяющих своих членов по интересам, ценностям склонностям.
  3. Сепарация от родителей и семьи. Поиски подростками своего места в жизни и выстраивание отношений с другими людьми идут рука об руку с желанием отделиться от родителей. Подросток хочет быть независимым и делать то, что он хочет. Но в то же время он не хочет полностью отделяться от родителей. И тут Интернет предоставляет уникальную возможность – быть самостоятельным и зависимым одновременно. Известно, что психология подросткового возраста тесно связана с проблемой "отцов и детей". По результатам исследований Р.Ф.Теперик в семьях подростков, характеризующихся патологической зависимостью от компьютерных игр, выявлена специфика семейных коммуникаций: матери проявляют черты либо гипер-, либо гипопротекции, для отношений с отцом характерна эмоциональная дистанция, наблюдаются феномены созависимости и патологические поведенческие паттерны. Это способствовало возникновению у подростка ощущения изолированности, и в дальнейшем приводило к проблемам адаптации в коллективе сверстников [11, с. 1].
  4. Избавление от фрустрации. Подростковый возраст - это сложный и фрустрирующий период жизни, проходящий под давлением школы, семьи и друзей. Что делать подростку со своими переживаниями, особенно когда они усилены гормональной перестройкой организма? Ему нужно избавиться от фрустраций и он может попытаться это сделать в анонимном, свободном от ответственности киберпространстве [12, с.125]

Интернет-зависимость  способствует формированию целого ряда психологических проблем:

  • конфликтное поведение;
  • хронические депрессии;
  • предпочтение виртуального пространства реальной жизни;
  • трудности адаптации в социуме;

Используя Интернет, подросток вместо стремления "думать" и "учить" предпочитает "искать". Многие дети открыто признают, что очень часто посещают запрещенные родителями сайты. При этом у них возникает иллюзия вседозволенности и безнаказанности. Это побуждает нарушать права человека, а иллюзия безнаказанности может оказаться ловушкой и иметь серьезные последствия в реальной жизни - происходит девальвация нравственности. [13, с.36]

Интернет-аддикция почти единогласно признается негативным направлением трансформации личности, преобразования деятельности (ее мотивационных, целеобразующих и операциональных  составляющих), опосредствованной взаимодействием с Интернетом. [14, с.95]

В случае зависимость от кибер-общения, большое значение имеют факторы новизны и непривычности опыта, позволяющего варьировать степень анонимности общения. Новизна естественным образом привлекает подростков, которая, по-видимому, наиболее активно экспериментирует с анонимными формами общения. Кроме того, подростки, высоко ценят возможность компенсировать и нейтрализовать в ходе опосредствованного Интернетом общения те препятствия, которые нередко делают болезненными непосредственные контакты. Это может приводить к зависимости от Интернета, когда подобное общение способно целиком затягивать субъекта, не оставляя ему ни времени, ни сил на другие виды деятельности. [6, с.29]

Результаты многих исследований свидетельствуют о том, что основные проблемы "жителя Интернета" концентрируются в области самопринятия. Как известно подростки испытывают сложности в близком общении и самораскрытии, а также в принятии своего физического "Я" и своих телесных потребностей. Возможной непосредственной причиной этого являются неразвитые, инфантильные механизмы самооценки, порождающие идеалистические требования и препятствующие формированию дифференцированных и адекватных представлений о себе. Отметим еще, что для части подростков чрезмерная вовлеченность в Интернет сопряжена с готовностью контролировать каждый этап работы компьютерных программ. Эту склонность контролировать они могут перенести и в сферу человеческих отношений, а так как попытки манипулирования другими людьми часто заканчиваются неудачей, это может толкать детей к замкнутости и социальной изоляции. [14, с.91]

Информация о работе Анализ влияния компьютерной зависимости на подростков и молодых людей