Анализ влияния компьютерной зависимости на подростков и молодых людей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 18:00, курсовая работа

Краткое описание

Предметом данной работы является комплекс мер по предотвращению компьютерной зависимости.
Целью курсовой работы является изучение профилактических мер и методов борьбы с компьютерной зависимостью.
Задачи курсовой работы:
Выяснить, как понятие компьютерной зависимости рассматривалось российскими и зарубежными учеными.
Рассмотреть существующие виды компьютерной зависимоти и ее причины.
Рассмотреть формирование компьютерной зависимости у подростков и молодых людей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2
I. Теоритические аспекты компьютерной зависимости………………….4
1.1. Виды компьютерной зависимости………………………………………..4
1.2. Причины появления компьютерной зависимости………………………10
1.3. Формирование компьютерной зависимости у подростков и молодых людей…………………………………………………………………………….13
II. Анализ влияния компьютерной зависимости на подростков и молодых людей…………………………………………………………………19
2.1. Анализ результатов исследования компьютерной зависимости у подростков и молодых людей…………………………………………………19
2.2.Методы профилактики компьютерной зависимости…………………….28
Заключение……………………………………………………………………..35
Список литературы…………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_starostenko.doc

— 228.50 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………2

I. Теоритические аспекты компьютерной зависимости………………….4

1.1. Виды компьютерной зависимости………………………………………..4

1.2. Причины появления  компьютерной зависимости………………………10

1.3. Формирование компьютерной зависимости у подростков и молодых людей…………………………………………………………………………….13

II. Анализ влияния компьютерной зависимости на подростков и молодых людей…………………………………………………………………19

2.1. Анализ результатов исследования компьютерной зависимости у подростков и молодых людей…………………………………………………19

2.2.Методы профилактики  компьютерной зависимости…………………….28

Заключение……………………………………………………………………..35

Список  литературы…………………………………………………………….38

Приложения……………………………………………………………………39

 

 

Введение

Бурное развитие компьютерных технологий в последние годы накладывают определенный отпечаток на личность современного человека. Мощный поток новой информации, применение компьютерных технологий оказывает большое влияние на воспитательное пространство молодых людей и подростков. Компьютеры уже давно перестали быть безликими рабочими машинами и стали частью повседневной жизни людей, для кого-то они незаменимые помощники, средство для общения и поиска информации, инструмент самореализации и заработка, а для кого-то развлечение, способ уйти от реалий своей жизни, инструмент для общения.

Актуальность данной темы заключается в том, что в последнее десятилетие нашей стране наблюдается всеобщая компьютеризация, что привело к тому, что большинство молодых людей ставятся зависимыми от компьютера.

 С развитием компьютерных технологий, наряду с прогрессом, также появилась новая форма зависимости - компьютерная зависимость, которая поражает как взрослых людей с устоявшейся психикой, так и подростков, находящихся на начальных стадиях своего формирования. Большое количество подростков и молодых людей предпочитает провождение своего досуга за компьютером, играя в компьютерные игры и общаясь на интернет-сайтах, активному отдыху или живому общению, что пагубно влияет на их психическое и физическое здоровье.

Объектом исследования данной работы является компьютерная зависимость среди подростков и молодых людей.

Предметом данной работы является комплекс мер по предотвращению компьютерной зависимости.

Целью курсовой работы является изучение профилактических мер и методов борьбы с компьютерной зависимостью.

Задачи курсовой работы:

  1. Выяснить, как понятие компьютерной зависимости рассматривалось российскими и зарубежными учеными.
  2. Рассмотреть существующие виды компьютерной зависимоти и ее причины.
  3. Рассмотреть формирование компьютерной зависимости у подростков и молодых людей.
  4. Провести исследование среди подростков на предсет компьютерной зависимости и проанализировать его.
  5. Проанализировать программы профилактики компьютерной зависимости.
  6. Выяснить превентивные меры и методы борьбы с компьютерной зависимостью.

Методологией, выбранной для исследования является анализ научной литературы.

Новизна работы в том, что компьютерная зависимость явление современное, не до конца изученное, оказывающее пагубное влияние на современную молодежь.

Изучением данной проблемы занимались Кимберли Янг «Диагноз-интернет зависимость», И. Голдберг «WWW ведет к депрессии», Ю.Д. Бабаева «Интернет: воздействие на личность». Исследования этих авторов указывают на то, что на формирование компьютерной зависимости влияют не только желание и острая необходимость в уходе от реальности, потребность в полном отождествлении себя с персонажем компьютерной игры или личные проблемы, но и индивидуальные особенности человека. К таким особенностям относят характер, который определяет устойчивое поведение человека.

 

    1. Теоритические аспекты компьютерной зависимости

1.1  Понятие и виды компьютерной зависимости

Компьютерная  зависимость - это патологическое пристрастие человека к работе или проведению времени за компьютером. Впервые о компьютерной зависимости заговорили в начале 80-х годов американские ученые. В наше время термин «компьютерная зависимость» все еще не признан многими ученными, занимающимися проблемами психических расстройств, однако сам феномен формирования патологической связи между человеком и компьютером стал очевиден и приобретает все больший размах.

Новый термин –  «кибернетическая лудомания» официально введен в мировую медицинскую практику. Он относится к людям, которые попали в тяжелую зависимость от компьютерных игр, что сказывается на их образе жизни и зачастую даже на физическом и моральном здоровье.

Эта новая болезнь  поражает молодую часть населения, преимущественно подросткового  возраста и молодых взрослых. Хоть это заболевание не имеет ничего общего с инфекцией, но распространяется по миру со скоростью эпидемии. Очень много сообщений в прессе о том, что тут и там агрессивное поведение подростка привело к трагическим последствиям.

Компьютерная  зависимость — пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера, приводящее к резкому сокращению всех остальных видов деятельности, ограничению общения с другими людьми. Наиболее часто встречается  в детском и подростковом возрасте, особенно у мальчиков. Признаком компьютерной зависимости является не само по себе время, проводимое за компьютером, а сосредоточение вокруг компьютера всех интересов ребенка, отказ от других видов деятельности. Это явление приобрело широкое распространение в конце XX в. в промышленно развитых странах и в последние годы все чаще встречается в России. У младших школьников компьютерная зависимость обычно проявляется в форме пристрастия к компьютерным играм. В более старших возрастах она начинает включать и более содержательные занятия: усовершенствование собственного компьютера, поиск компьютерных программ и других материалов в сети Интернет, программирование и т. п. Компьютерная зависимость часто наблюдается у детей с интеллектуализмом. Ее возникновению способствуют нарушения общения со сверстниками; она, в свою очередь, приводит к закреплению и дальнейшему прогрессированию этих нарушений. Вместе с тем, компьютер предоставляет возможность для виртуального общения (в частности, через Интернет), что смягчает негативные психологические проявления нарушения реальных межличностных отношений. Как и другие виды зависимости (алкогольная, наркотическая),данная зависимость может повышать вероятность правонарушений в подростковом и юношеском возрасте (незаконный "взлом" компьютерных программ и т. п.). Вместе с тем, она нередко становится источником успешной профессиональной подготовки к последующей производительной деятельности в области компьютерных технологий. [1,с.45]

Можно выделить три основных вида компьютерной деятельности :

1) Познавательная - увлеченность познанием в сфере программирования и телекоммуникаций или, как крайний вариант, хакерство;

2) Игровая - увлеченность компьютерными играми и, в частности, играми посредством Интернета или, как крайний вариант, т. н. игровая наркомания;

3) Коммуникативная - увлечение сетевой коммуникацией или, как крайний вариант Интернет-аддикция, в том числе зависимость киберсексуальная. [2,с.16]

Компьютерная  зависимость подразделяется на несколько  видов:

1) Кибераддикция- зависимость от компьютерных игр подразделяется на группы в зависимости от характера той или иной игры:

  • Ролевые компьютерные игры , для которых характерен максимальный уход от реальности.
  • Неролевые компьютерные игры, для которых характерно  стремление к достижению цели – пройти игру, азарт от достижения цели, набора очков.

Неважно, какой тип игры человек выбирает – все они одинаково действуют на сознание: дают потрясающее ощущение контроля над происходящим в виртуальной реальности, избавляя от необходимости думать о действительно важных делах и принимать серьезные решения. Это рождает иллюзию того, что время, проведенное за компьютерной игрой, потрачено не впустую. Мозг в период игры может расслабиться. Постепенно человек привыкает жить по правилам, а в реальной жизненной ситуации, когда нужно самостоятельно что-то решить, он теряется.

Уход от реальности в компьютерный мир со временем порождает безразличие к жизни, настоящие эмоции теряют свою яркость, стирается грань между чувствами. Характер отношений с компьютером принимает все более интимные, эмоциональные черты, создавая иллюзию комфорта и стабильности. Впоследствии сужается круг интересов, падает работоспособность, а трудности коммуникации усиливаются. Необходимость в компьютере или игровых приставках возрастает и становится непреодолимой, конкурируя с голодом и жаждой, потребностью в отдыхе и живом общении.

2) Сетеголизм - зависимость от Интернета. Проявляются бесконечным пребыванием человека в сети Интернет. Характеризуется долгим пребыванием в виртуальном мире (иногда по 12-14 часов в сутки), заведением виртуальных знакомств, скачиванием музыки, общением в чатах. [3, с.3].

3) Хакерство – вид деятельности, характеризующийся увлечением поиском информации и применением таких знаний. Чаще всего хакерами становятся в подростковом возрасте, возможно, компенсируя этим недостаточную развитость социальных навыков. О неразвитости у них личностной и морально-правовой сферы говорят их запретные и прямо криминальные действия. Посвященных данному феномену психологических исследований практически нет. Масс-медиа предлагают считать наиболее бросающимися в глаза психологическими особенностями хакеров - асоциальность, ограниченность интересов, фанатизм. Можно сказать, что хакерство можно рассматривать как негативное направление личностного развития подростка. [4, с.30]

Некоторые признаки «сетеголика»:

  1. Чрезмерная увлеченность проблемами Интернета.
  2. Повторяющиеся, но имеющие успеха попытки держать под контролем свое использование Интернета или вообще прекратить им пользоваться.
  3. Раздражение, ощущение пустоты, грусть или даже глубокая депрессия в случае продолжительного отключения от Сети.
  4. Время, проведенное за интернет-серфингом всегда более длительное, чем предполагалось в начале.
  5. Из-за слишком сильного увлечения Интернетом появляется риск утраты важных личных контактов – семьи, друзей, коллег по работе.
  6. Использование Сети в качестве способа сбежать от личных проблем или же поднять настроение, как средства против чувства вины, безнадежности и депрессии.
  7. Низкая работоспособность.[5,с.3]

Профессор К. Янг из Питсбургского университета, занимающийся исследованиями в этой области, выделяет пять основных категорий:

  1. Киберсексуальная. Зависимость от интерактивных комнат общения для "взрослых" или от киберпорнографии.
  2. Киберотношения. Зависимость от дружеских отношений, завязанных в комнатах общения, интерактивных играх и конференциях, которая заменяет реальных друзей и семью.
  3. Чрезмерная сетевая вовлеченность. Включает в себя вовлечение в азартные сетевые игры, зависимость от интерактивных аукционов и навязчивое состояние торговли через сеть.
  4. Информационная перегрузка. Чрезмерная вовлеченность в посещение вебсайтов и поиск по базам данных. [6,с.24]

Также Кимберли Янг приводит следующие четыре симптома интернет-зависимости:

  1. навязчивое желание проверить e-mail;
  2. постоянное ожидание следующего выхода в Интернет;
  3. жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком много времени в Интернет;
  4. жалобы окружающих на то, что человек тратит слишком много денег на Интернет;[6, с.29]

И. Голдберг приводит следующую систему критериев. По его мнению, можно констатировать Интернет-зависимость при наличии 3 или более пунктов из предложенных им. [7,с.2].

Общие чертами  компьютерной зависимости является характерный ряд психологических и физических симптомов, тесно связанных между собой:

Информация о работе Анализ влияния компьютерной зависимости на подростков и молодых людей