Анализ Стратегии Государственной молодёжной политики как документа в сфере ГМП и реализации ГМП на территории России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 17:55, контрольная работа

Краткое описание

Действующий сегодня официальный документ - «Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации» — рассматривает молодежную политику в контексте обеспечения национальной безопасности страны и трактует ее как предмет внимания всех органов государственной власти. Подобная оценка политической значимости молодежи и молодежной политики вполне оправдана: Государственная молодёжная политика — это деятельность всего государства по созданию политико-правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека, развитие местного самоуправления при партнёрском участии молодежных и детских общественных объединений, неправительственных организаций и иных юридических и физических лиц, движений и инициатив.

Вложенные файлы: 1 файл

анализ стратегии .doc

— 80.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Курганский государственный университет»

Педагогический факультет

Кафедра «Организация работы с молодежью»

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

Анализ Стратегии Государственной молодёжной политики как документа в сфере ГМП и реализации ГМП на территории России

 

по дисциплине «Государственная молодежная политика в РФ»

 

Специальность 040104 – Организация работы с молодежью

 

 

 

 

 

 

 

                                 Студент группы 4980                    В.В.Выползова

 

                             Руководитель, доцент, к.п.н.  Н.Д.Бобкова

 

                                                    

 

 

Курган 2014


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Распоряжением Правительства РФ от 18 декабря 2006г. N 1760-р  была утверждена «Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации на период до 2016 г.».

Стратегия - общий, недетализированный план, охватывающий длительный период времени, способ достижения сложной цели. Если очень коротко, то стратегия — это искусство достижения желаемого.

Как видно из текста Стратегии государственной молодежной политики Российской федерации – «Государственная молодежная политика является системой формирования приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития её потенциала в интересах России и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспечение ее конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности».

Действующий сегодня официальный документ - «Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации» — рассматривает молодежную политику в контексте обеспечения национальной безопасности страны и трактует ее как предмет внимания всех органов государственной власти. Подобная оценка политической значимости молодежи и молодежной политики вполне оправдана: Государственная молодёжная политика — это деятельность всего государства по созданию политико-правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека, развитие местного самоуправления при партнёрском участии молодежных и детских общественных объединений, неправительственных организаций и иных юридических и физических лиц, движений и инициатив.

Стратегия ориентирована преимущественно на граждан Российской Федерации в возрасте от 14 до 30 лет, в том числе на молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также на молодые семьи.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ЦЕЛЬ СТРАТЕГИИ

 

Целостная и последовательная государственная молодежная политика является важнейшим фактором устойчивого развития страны и общества, роста благосостояния её граждан и совершенствования общественных отношений.

Стратегия Государственной молодежной политики призвана определить цель ГМП, приоритеты и меры, реализация которых обеспечит решение важнейших задач социально-экономического развития России в современном мире. Выбор стратегических направлений государственной молодежной политики основан на результатах анализа и прогнозе средне- и долгосрочных тенденций развития социально-экономической, общественно-политической и социокультурной жизни России. Кроме того, стратегия государственной молодежной политики нацелена на изменения, которые произойдут в жизни российского общества и государства. Стратегия реализуется через проектный подход, который включает и решение задач определяемых национальным проектом в области образования. В частности предполагается поддерживать инициативную, способную, талантливую молодежь, способствовать поддержке молодых семей.

Учитывая высокую скорость развития всех уровней государства, и принимая во внимание тот факт, что при быстром изменении всего общества, изменения главным образом затрагивают молодежь, можно смело утверждать, что даже при чётком структурировании Стратегии, срок в 10 лет является слишком большим. Молодежь самая быстроразвивающаяся часть социума, и довольно сложно предугадать, какой будет даже какая-то определенная часть молодых людей, не говоря уже обо всей молодежи Российской Федерации.

 

 

ПРЕДПОСЫЛКИ ПРИНЯТИЯ СТРАТЕГИИ

 

В связи со стремительным старением населения и неблагоприятными демографическими тенденциями сегодняшние 10-25-летние жители страны станут основным трудовым ресурсом России, их трудовая деятельность - источником средств для социального обеспечения детей, инвалидов и старшего поколения. Это и так понятно, без пояснений.

В Российской Федерации высок уровень безработицы среди молодых людей в возрасте 15-24 лет (6,4 процента). Коэффициент демографической нагрузки (количество нетрудоспособных на 1000 человек трудоспособного населения) по прогнозу Росстата возрастет в 2016 году по сравнению с 2005 г. на 20% и составит 709 человек. Продолжается уход молодежи в сферу «теневой» экономики, который по различным оценкам составляет от 2,3 до 2,6 миллионов молодых людей в год.

От позиции молодежи в общественно-политической жизни, стабильности и активности будет зависеть темп продвижения России по пути демократических преобразований,  именно молодые люди должны быть готовы к противостоянию политическим манипуляциям и экстремистским призывам.  Однако результаты исследований показывают, что молодежь в целом довольно аполитична. В выборах даже федерального уровня участвует менее половины молодых россиян, в ходе последнего исследования лишь 33% молодых респондентов (до 35 лет) заявили, что интересуются политикой, тогда как среди граждан среднего возраста - 40%, а среди тех, кто старше 55 - 45%. Только 2,7% процента молодых людей более или менее постоянно принимают участие в деятельности общественных организаций.

В условиях глобализации и вынужденного притока мигрантов молодежь призвана выступить проводником идеологии толерантности,  развития российской культуры и укрепления межпоколенческих и межнациональных отношений. Однако, в настоящий момент, российская молодежь демонстрирует противоречивое отношение к этой роли.

Начиная с 90-х годов прошлого века число молодых пар, которые проживали без юридического оформления брака, увеличилось до 3 миллионов, что привело к реальному росту внебрачных детей и увеличению количества неполных семей. Эти тенденции сохранились и сегодня.

В качестве одного из наиболее острых перед молодежью и обществом встанет вопрос о жилищном обеспечении. Даже после принятия нового жилищного кодекса не понижаются процентные ставки по ипотечным кредитам, и остаются недоступными для молодых людей.

Жизнь молодого человека в предполагаемых условиях не будет развиваться линейно, как последовательность простых переходов: от основного образования к профессиональному, от учебы к работе, от жизни в родительском доме к созданию собственной семьи. Новые условия потребуют от каждого молодого человека и его семьи мобильности, поиска новых нестандартных индивидуальных вариантов построения своей жизни.

Очевидно, что молодежь в значительной своей части обладает тем уровнем мобильности, интеллектуальной активности и  здоровья, которая  выгодно отличает ее от других групп населения. И в качестве рабочей силы, и в качестве интеллектуального  источника, и в качестве потребителей товаров и услуг, и в качестве наиболее приспосабливаемой к новым условиям группы населения. В то же время перед российским обществом стоит вопрос о необходимости минимизации издержек и потерь, которые несет Россия из-за целого ряда неудовлетворительных аспектов нынешнего положения молодежи.

За 10 лет в России количество детей-сирот увеличилось вдвое и составило 734 тыс. человек. 93% - это социальные сироты, сироты при живых родителях.

Криминальная активность малолетних правонарушителей  сопоставима  с преступностью взрослых.  Доля правонарушителей в возрасте 14 – 29 лет  (54,7%) более чем в  два раза превышает долю данной возрастной группы в численности всего населения. Для сравнения: доля правонарушителей в возрасте 30 – 49 лет – 36,8% - превышает долю своей возрастной группы в составе населения только в 1,2 раза.

Продолжает снижаться возраст вступления молодежи в социально-экономические отношения. Уже сейчас, согласно последнему всероссийскому опросу 34% опрошенных заработали свои первые деньги до 15 лет, еще 44% с 15 до 17 лет включительно, 11% начали зарабатывать деньги в 18 лет и  лишь 10%  - в 19 лет и старше. При этом различные отрасли экономики принимают молодые трудовые ресурсы крайне неравномерно. Если в сфере услуг и предпринимательства молодежь уже сегодня составляет, и будет составлять значительный процент работающих, то в социальной бюджетной сфере и сфере государственного и муниципального управления доля молодых работников сегодня незначительна. Это может привести  к потере  преемственности в кадровом обеспечении, сделать невозможным реформирование  и привести к системному кризису в социальной сфере. Кроме того,  нарастают противоречия между «объективно пожилой» по кадровому составу социальной сферой и относительно молодой сферой бизнеса. Такая ситуация не способствует готовности бизнеса взять на себя необходимую стране долю ответственности за социальную сферу.

В общей группе ВИЧ-инфицированных граждан России молодые люди в возрасте от 15 до 30 лет составляют 79%, молодые женщины в аналогичном возрасте – 80%.

Самые высокие показатели заболеваемости по ИППП (инфекциям, передающимся половым путем) наблюдаются среди мужчин и женщин  в возрасте от 15 до 30 лет, характер распространения ИППП  характеризуется как эпидемия.

 

ЦЕЛЬ И ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ

Целью государственной молодежной политики является развитие и реализация потенциала молодежи в интересах России. Потенциал (от лат. potentia — сила) широком смысле — средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии и могущие быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения определённой цели, осуществления плана, решения какой-либо задачи. Государственная молодежная политика разрабатывается и реализуется в Российской Федерации с учетом социально-экономического развития страны на основе следующих принципов:

- выделение приоритетных направлений; (Как на молодежи заработать)

- учет интересов и потребностей  различных групп молодежи; (Чем молодежь купить)

- участие молодых граждан в  разработке и реализации приоритетных  направлений государственной молодежной  политики; (Именно производство)

- взаимодействие государства, институтов гражданского общества и представителей бизнеса; (Контроль)

- информационная открытость; (Чтобы не возникало вопросов)

- независимость оценки результатов  Стратегии. (Никто, кроме государства не может повлиять на оценку результатов)

Проекты, разработанные для реализации приоритетных направлений, будут обращены ко всей молодежи России, откроют возможности для равного участия в них всех молодых людей независимо от пола, национальности, профессии, места жительства и социального статуса, предоставят молодежи возможности деятельности, которые более всего соответствуют ее интересам.

 

 

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

 

Предлагаемый проект Стратегии молодежной политики представляет собой систему общенациональных проектов исполнителями которых, как предполагается, будут выступать операторы, отобранные на конкурсной основе. Общее руководство всем ходом исполнения Стратегии будет выполнять общественно-государственный Совет по реализации Стратегии государственной молодежной политики в РФ.

Государственная молодежная политика призвана объединить государственные и негосударственные ресурсы, что предполагает межведомственный характер взаимодействия в целях:

- системного вовлечения молодежи в общественную жизнь и развития навыков самостоятельной жизнедеятельности молодых жителей страны, информирования всех молодых людей о возможностях их развития в России и в мировом сообществе, а также культуры применения созданных в стране возможностей личностного и общественного развития, что позволит молодому человеку полнее реализовать свой потенциал, укрепит его уверенность в своих силах и своем будущем;

- выявления, продвижения, поддержки активности молодежи и её достижений в социально-экономической, общественно-политической, творческой и спортивной сферах, что даст возможность молодым людям проявить себя, реализовать свой потенциал и получить заслуженное признание в России;

- вовлечения в полноценную жизнь молодых людей, которые испытывают проблемы с интеграцией в обществе, - инвалидов, выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии и специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, жертв насилия, военных действий и катастроф, переселенцев и мигрантов, лиц, освободившихся из мест лишения свободы, представителей коренных и малочисленных народов, а также молодых людей и семей, оказавшихся в социально опасном положении, безработных, ВИЧ-инфицированных и молодых людей, зависимых от употребления психоактивных веществ.

Информация о работе Анализ Стратегии Государственной молодёжной политики как документа в сфере ГМП и реализации ГМП на территории России