Алкогольная зависимость у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 12:34, реферат

Краткое описание

В медицинской практике описано немало примеров алкогольного отравления детей после рождения, если мать или кормилица пили вино или пиво с целью «стимуляции» образования грудного молока. У детей при этом возникали судороги, а иногда даже приступы эпилепсии. Известно судебное дело, возбужденное родителями четырехмесячного ребенка против приходящей няни, которая в их отсутствии потчевала своего подопечного вином из бутылочки с соской, чтобы он крепко спал.

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 52.23 Кб (Скачать файл)

«Согласно данным отечественных исследователей, по выпиваемым дозам спиртного к моменту завершения средней школы юноши и девушки приближаются к средним показателям взрослых, что свидетельствует о высокой степени вовлеченности учащихся в процесс употребления алкоголя».

Изменился ли уровень вовлеченности  школьников в употребление алкоголя в период действия указа и постановления о борьбе с пьянством и алкоголизмом?

«Исследования авторов, разработавших  изложенную выше классификацию степени алкоголизации учащихся старших классов, свидетельствуют: действие антиалкогольного законодательства дало весьма убедительные положительные результаты. Например, среди учащихся восьмых классов тех же школ, обследованных в 1986 г., т.е. после года действия указа, нулевой уровень употребления алкоголя был выявлен у 70% юношей и 81 % — у девушек. А II и III уровни вовлеченности потребления алкоголя, не говоря уже о IV, V и VI уровнях, не были выявлены как среди юношей, так и среди девушек. Значительное снижение потребления алкоголя наблюдалось у юношей и девушек девятых классов. Но в среде десятиклассников результаты действия антиалкогольного законодательства не были столь однозначны: несомненно, отрицательно сказывались высокие показатели вовлеченности в потребление алкоголя, имевшие место в предыдущие годы, когда эти юноши и девушки учились в восьмом и девятом классах, т.е. до принятия указа и постановления о борьбе с пьянством и алкоголизмом».

Анализируя особенности развития и распространения пьянства и  алкоголизма у несовершеннолетних, следует отметить, что к употреблению алкоголя в наибольшей степени причастны  мальчики. Однако в последние годы резко возросли темпы вовлечения в пьянство и девочек. По этой причине в некоторых западных странах соотношение между мужчинами и женщинами, страдающими алкоголизмом в молодом возрасте, в 80-х гг. XX в. снизилось до 3:1 и даже до 2:1 против 10:1 и 9:1 в 1950 г. Это следует учитывать, проводя антиалкогольную воспитательную работу среди подростков и молодежи.

По данным В. С. Братусь и П. И. Сидорова, можно выделить несколько типов приобщения девочек-подростков к алкоголю в зависимости от микросоциального окружения.

Тип первый. Употребление алкоголя в  группе лиц мужского пола:

а)  совместная алкоголизация со сверстниками — мальчиками;

б)  употребление алкоголя под влиянием пьющего мужчины. И в том, и  в другом случае формируется мужской тип алкоголизации, протекающей злокачественно.

Тип второй имеет два подтипа. В  обоих случаях алкоголизация  происходит в кругу лиц женского пола.

Подтип 1. Алкоголь в составе слабых спиртных напитков употребляется в кругу сверстниц, в небольших дозах, ситуационно — перед танцами, на дне рождения, при встречах-девичниках и т.д. Степень опьянения — легкая. Проявление симптомов заболевания — замедленное, течение болезни относительно доброкачественное. Больные способны критически оценивать свое состояние.

Подтип 2. Употребление алкоголя под  влиянием пьющих женщин. Особенности: употребление крепких спиртных изделий в больших, часто интоксикационных, дозах до выраженной степени опьянения. Заболевание носит злокачественный характер, особенно если партнером девочки-подростка является женщина, больная алкоголизмом. Алкоголизация протекает скрыто, характеризуется запоями, продолжительность которых по мере развития заболевания возрастает. Болезнь часто сопровождается нравственным падением.

Тип третий. Одиночное пьянство девочки-подростка. Наблюдается в основном у людей с психопатическим развитием. Алкоголь потребляется ими в больших дозах до тяжелой степени опьянения. Цель потребления алкоголя: облегчение контактов, корректировка таких черт характера, как застенчивость, нерешительность, ослабление эмоционального воздействия ситуаций, травмирующих психику. Потребление спиртного при одиночном пьянстве очень быстро приобретает постоянный, а затем и запойный характер.

Таков далеко не полный анализ причин и условий возникновения пьянства и развития алкоголизма у подростков. Отмеченный во всем мире рост алкоголизации подрастающего поколения — показатель социального неблагополучия общества. Доказано, что алкоголизм взрослых зарождается в школьном и юношеском возрасте, а каждое взрослое поколение пьющих формирует себе «смену» из молодых. Начиная борьбу с такой порочной преемственностью, необходимо помнить, что предупредительные меры дают наиболее ощутимые результаты. Поэтому борьба с пьянством и алкоголизмом подростков гораздо действеннее борьбы со сформировавшимся алкоголизмом взрослых, хотя значительный успех может быть гарантирован лишь при фронтальном научно обоснованном наступлении на пьянство населения во всех возрастных группах.

Развивающаяся в настоящее время  медицинская наркологическая служба не в состоянии решить проблемы пьянства и алкоголизма, так как имеет дело с конечными результатами алкоголизации людей. Основные меры социального и воспитательного характера должны быть направлены на профессиональную работу с непьющими и малопьющими.

 

3. Психолого-педагогические  проблемы профилактики алкогольной  зависимости

При всем необозримом количестве научных, научно-популярных работ, посвященных клиническим и предклиническим формам алкоголизма, ряд проблем остается открытым.

В настоящее время должен быть предъявлен социальный заказ на поиск сохранения и развития нации, ее здоровья.

Центр тяжести проблемы все в  большей степени переносится  из сферы научных исследований и  разработок в сферу образования.

Безусловно, дальнейшее неблагоприятное  социально-экономическое развитие в стране может привести к увеличению количества детей, употребляющих алкоголь.

Поэтому одной из важных задач на современном этапе является профилактическая работа с подростками.

Профилактика должна рассматриваться  с позиции комплексных социальных биологических аспектов процесса формирования организма и личности; факторов определяющих наличие в конечном итоге целостного адаптационно-реабилитационного пространства.

В свою очередь создание целостного адаптационно-реабилитационного пространства возможно в рамках реализации трех направлений:

1. Санологического   (медико-гигиенического)   -   подразумевающего   лечение,  профилактику, коррекцию хронических  и острых заболеваний, поддержание здоровых условий жизнедеятельности;

2. Психовалеологического - формирование  здорового  образа жизни,  активной   мотивации   на   здоровье,   диагностика   показателей   психического   и физического здоровья, выявление и устранение "факторов риска", сохранение и увеличение резервов здоровья и связи с различными режимами обучения      (с      учетом      возможностей      индивидуальной      социально-биологической адаптации);

З. Психолого-педагогического - решающего  с использованием санологического и валеологического подходов проблему социальной адаптации подростков включая показатели успешности обучения, профилактику и коррекцию двигательного поведения, наркомании, алкоголизма, формирование готовности к профессиональному самоопределению и выбору сферы профессиональной деятельности.

Если медицина исследует причины  болезни, то валеология, являясь комплексом наук, изучает причины здоровья и  методы и средства его развития.

Валеология как наука о здоровье практически здоровых детей, принципиально отличается от медицины (клинической, профилактической, теоретической) и от гигиены - независимо от направлений последней. Основное отличие состоит в том, что объект валеологии - здоровый человек, тогда как объектом клинической медицины является человек, подверженный заболеваниям, а объектом гигиены - среда обитания и условия жизнедеятельности человека.

Нарушения процессов воспитания в  сочетании с биологически полноценной почвой искажают процессы социализации личности, приводя к неправильному формированию ее структуры, системы потребностей, мотивов, способствую отсутствию у личности социально позитивных установок, несформированности высших эмоций, чувства долга, ответственности. Чем больше у личности выражены диссоциированность структурных элементов, склонность к частым аффективным колебаниям, неспецифические возрастные реакции (протеста, имитации), наличие волевых расстройств с расторможенностью влечений, слабость волевого контроля, патологическое стремление к самоутверждению или патологическое переживание неполноценности, тем, очевидно, выше риск заболевания.

Поэтому современные психолого-валеологические  подходы включают формирование таких  личностных регуляторных поведенческих  и правовых навыков, которые отвечают в целом организации здоровья (как, например, предотвращение наркомании, алкоголизма, гомосексуализма, девиантного  поведения), методы выбора своей профессии, оценки своих физических, биологических  и эмоциональных способностей, анализ цикличности возраста, отношение личности в коллективе, создание психологического климата.

Задачами профилактики употребления алкоголя является повышение психолого-валеологической  культуры школьников: - ранняя диагностика  психологического и психофизического статуса школьников нацеленная на формирование готовности и потребности в здоровом образе жизни, на выявление характера и причин отклонений в поведении, психологизацию медико-психологической деятельности;

- подготовка  специализированных   кадров   практических   психологов,   медицинских и социальных  работников,  социальных  педагогов   и  реабилитаторов, специализирующихся на психокоррекции детей группы риска и оздоровлений условий их семейного и общественного воспитания;

- разработка системы валеологического  обучения и воспитания по развитию  психологической культуры школьников  и коррекционных классов; контроль  за  проведением   указанных   мероприятий   со   стороны   школьного психолого-педагогического  консилиума;

- создание информационного банка  данных по проблеме накопления  потенциала для совершенствования методики повышения психологической культуры школьников.

Понимая, что школа является социальным институтом, призванным раскрыть индивидуальность каждого ученика, а не формировать  личность с заданными свойствами, педагогам и психологам следует  видеть задачу в необходимости помочь учащемуся познать и сотворить  себя, учить детей сообразно с  природой каждого, приспосабливая к  ребенку способы и условия обучения, а не наоборот. Главное в решении этих проблем - создание предметно-развивающей среды, ее психо-валеологическое и психологическое сопровождение, предполагая, что образовательная среда будет являться единим адаптационным и реабилитационным пространством для каждого отдельного подростка.

Создание такого пространства следует  видеть через: определение адаптационно-реабилитационных условий на основе комплекса методов (социально-педагогических, личностных и психофизических); составление  дифференцированных комплексных учебных  планов и программ; выход на рекомендации семье, педагогу, ученику о наиболее благоприятном пути его индивидуального  развития.

Все мотивы приобщения к алкоголю (любопытство, потребность в острых ощущениях, влияние сверстников, стремление к одобрению референтной группы, бегство от стресса, бунт против обстоятельств и авторитета родителей и общества, «философские» обоснования, такие как стремление к познанию мира и самопознанию, самораскрытию, просветлению, нирване и т.д.) связаны с ощущением недостаточной идентичности. В данном случае прием наркотиков, алкоголя, токсических веществ связан с достижением состояний, позволяющих (ложно) определить границы собственного «Я», не доступного в обыденной обстановке.

С другой стороны, прием, алкоголя является символическим действием, позволяющими приобщиться, проявить и почувствовать  идентичность с некоторым окружением, которое обычно активно требует этого. И то и другое - проявление кризиса самоопределения личности.

Подростковый возраст, когда ощущение идентичности носит диффузный характер, и юношеский, прежде всего характеризующийся  актуальным и активным процессом самоопределения, наиболее сензитивны к маргинальным, асоциальным способам нахождения идентичности, в конечном счете ведущим к аномальному самоопределению.

В более поздних возрастах или  у юношей, в достаточной мере самоопределившихся, начало приема алкоголя может быть связано с жизненным кризисом, вызванным внешними обстоятельствами, начиная от переутомления и психического перенапряжения, заканчивая неудачным социальным выбором, что провоцирует поиск второго «Я», лишенного актуальных проблем первого. Это второе «Я» ускользает от личности в обычных, «трезвых» обстоятельствах жизни и достижимо лишь в состоянии опьянения. Надо полагать, что это второе «Я», являющееся в каком-то отношении «Я-идеальным», существует, наличествует в личности на бессознательном уровне, что открывает перспективы для психотерапии алкоголизма. Однако, трудность состоит в том, что это второе «Я», действуя в галлюцинациях, разворачивается в таких же галлюцинаторных обстоятельствах, которых в реальности человек не видит.

Данные положения, основанные на теоретических  положениях Э.Эриксона, В.Франкла, прежде всего, заставляют думать не о психиатрической  практике борьбы с алкоголизмом, а  о тех мерах, которые уместно  назвать «социальной психотерапией». К настоящему времени общество и  государство эффективно забыли о  социально-педагогической и социально-терапевтической  роли созданных ими служб: службы занятости, службы социального обеспечения, комитетов по делам молодежи, управлений занятости, управлений образования и т.д. Деятельность большинства из них носит характер распределения неких скудных материальных благ, и уж редкий чиновник осознает необходимость заботы о создании условий для обретения смысла жизни людей, что можно сделать иногда даже без денег.

Информация о работе Алкогольная зависимость у подростков