Актуальные проблемы информатизации общества образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 14:32, курсовая работа

Краткое описание

Двадцатый век обнаружил симптомы новой цивилизации. Человек породил сверхсложные машины, вышел в космическое пространство, покорил термоядерную реакцию и сам стал ее жертвой, научился потреблять в огромных масштабах ценности природы, хотя гораздо менее успел в ликвидации последствий своих успехов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Развитие информационного общества………………………………4
1.1. Социальные последствия глобальной информатизации общества………9
1.2. Социальные последствия информатизации……………………................10
Глава 2. Подготовка преподавателей к профессиональной деятельности в условиях информатизации высшего образования……………………………………………………………………...13
2.1. Проблема информатизации учебного процесса и школ…………………20
Глава 3. Информатизация образования и свобода учителя…………………...27
Заключение…………………………………………………………………...32-33
Список использованной литературы…………………………………………...34

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 1 .doc

— 181.00 Кб (Скачать файл)

    И если часть проблемы, касающаяся компьютерной грамотности будущих преподавателей, частично решается в рамках обязательного изучения всеми студентами вузов основ информатики и вычислительной техники согласно ГОС ВПО, то их психолого-педагогическая подготовка остается на уровне 5-10летней давности. Об этом свидетельствует следующий факт. Возьмите любой учебник (учебное пособие) по педагогике и психологии высшей школы, выпущенный за последние десять лет, и постарайтесь найти там сведения об информатизации учебного процесса в вузе, о разработке преподавателем современных информационных технологий обучения. В лучшем случае это будет отдельная глава, но, как правило, это только один параграф, а то и просто упоминание о новых тенденциях в совершенствовании образовательного процесса в современной высшей школе.

    Еще более обостряется эта проблема для ведомственных вузов, для которых подготовка педагогов практически не осуществляется. В вузы на преподавательскую работу приходят опытные специалисты, прошедшие хорошую профессиональную школу, имеющие большой жизненный опыт, желающие поделиться им с молодым поколением. Но, к сожалению, они испытывают большие трудности в своем новом качестве, не обладая достаточными знаниями в области педагогики и психологии. Так, например, согласно социологическим опросам, проведенным в вузах г. Москвы, в ведомственных учебных заведениях более 90% преподавателей общепрофессиональных и специальных циклов дисциплин и более 70% всего профессорско-преподавательского состава не имеют базового психолого-педагогического образования.

    Эта ситуация требует особого изучения и поиска путей по ее изменению. Ведь, как правило, названная категория педагогов начинает учить студентов так,как их самих учили несколько, а порой и десяток лет назад.

    Ни  у кого не возникает сомнения, что  это проблема должна решаться на государственном уровне, как это, например, делается в институтах повышения квалификации школьных педагогов, которые имеются практически во всех регионах России. Но пока проблема не решена, вся тяжесть ее ложится на плечи ректора вуза. Справедливости ради следует отметить, что, к чести большинства российских вузов, они с этой проблемой частично справляются.

    Для того, чтобы определить пути повышения  качества профессиональной подготовки преподавателей вуза в условиях информатизации образования, можно обратиться к  положительному опыту решения названной проблемы, накопленному в нашем учебном заведении. В частности, согласно решению ректората, каждый новый преподаватель, прежде чем стать к "педагогическому станку", в обязательном порядке проходит на факультете дополнительного образования и повышения квалификации специальную  начальную психолого-педагогическую подготовку. Она осуществляется в отрыве от педагогической деятельности, в специальной группе начинающих преподавателей в течение месяца. Так, например, в рамках этой подготовки раздел "Основы дидактики высшей школы" читается в объеме 74 учебных часов. Наряду с этим, читаются курсы по методике организации учебных занятий, проведению воспитательной работы с курсантами и слушателями, а также организации на кафедре и в вузе научноисследовательской работы. Конечно, за месяц подготовить преподавателя высшей школы нереально, но такая задача и не ставится. В этот период важно дать слушателям начальные базовые знания, нацелить их на самообразование, на созидательную деятельность, ознакомить с тенденциями в становлении современных методов и технологий обучения.

    В результате анализа государственных  требований к минимуму содержания и  уровню профессиональной подготовки для  получения дополнительной квалификации "Преподаватель высшей школы", а также учебных программ, разработанных для подготовки начинающих преподавателей, в учебном заведении пришли к выводу, что слушатели, наряду с изучением большого объема теоретического материала, должны приобрести в процессе обучения начальные навыки и умения по проектированию учебного процесса.

    Исходя  из этой посылки, в качестве индивидуального  задания (курсовой работы) каждому из них предлагается выбрать одну тему учебной дисциплины, которую они  будут преподавать, и спроектировать в ее рамках фрагмент технологии обучения. Структура индивидуального задания включает в себя введение, два раздела, заключение и приложения.

    Во  введении слушатели должны были раскрыть сущность учебной дисциплины, ее целевые  установки, задачи, место в системе  профессиональной подготовки выпускников вуза, а также особенности и специфику преподавания в данном учебном заведении.

    В первом разделе индивидуального  задания, который носит описательный характер, обучающиеся обосновывают целевые установки изучения темы, ее место в структуре учебной дисциплины, а также наличие междисциплинарных, межтемных и внутритемных связей. Особое внимание при этом было уделено формулированию дидактических и воспитательных целей обучения на диагностическом уровне.

    Далее проектирование фрагмента технологии переходит в плоскость определения особенностей реализации каждого из этапов изучения содержания учебного материала. В рамках разработки проекта слушателями определяются информационная емкость изучения учебного материала (количество семантических единиц, подлежащих усвоению); требуемые уровни обученности курсантов и слушателей по результатам изучения выбранной темы; виды создаваемых преподавателем коммуникативных ситуаций, а также способы управления познавательной деятельностью обучающихся.

    Во  втором разделе работы слушатели  отрабатывают структурно-логическую схему  организации изучения выбранной  темы. Для этого они подготавливают проект технологии обучения наглядно, в виде технологической карты, в  которой представляют граф изучения темы и его спецификацию, матрицы междисциплинарных, межтемных и внутритемных связей, планы проведения различных видов учебных занятий и др. В этом же разделе слушатели обосновывают состав и структуру дидактического комплекса информационного обеспечения учебной дисциплины, то есть занимаются конструированием дидактического процесса.

    В заключении курсовой работы освещаются особенности реализации в рамках изучения выбранной темы квалификационных требований к выпускникам учебного заведения.

    В приложениях слушатели представляют комплекты тестовых заданий для оценки качества усвоения обучающимися содержания изученного учебного материала.

      Анализ выполненных индивидуальных  заданий показал, что абсолютное  большинство слушателей справляются  с ними успешно. Важным является  тот факт, что начинающие преподаватели приобретают первичные умения и навыки проектирования учебного процесса, получают опыт публичной защиты своих работ и осваивают технологический подход к реализации своей будущей профессиональной деятельности.

    Резюмируя сказанное, делаем вывод, что описанный выше подход к подготовке начинающих преподавателей с использованием метода учебных проектов является перспективным и позволяет решать целый ряд прикладных задач, связанных с повышением качества их профессиональной подготовки.

    При обосновании путей и способов повышения уровня профессиональной подготовки вузовских преподавателей в условиях информатизации образования  нельзя сбрасывать со счетов широкие  возможности, которые открываются  с внедрением в учебный процесс  дистанционного обучения. В нашем вузе накоплен опыт реализации этой формы обучения с использованием так называемой "кейс-технологии". В частности, речь идет о разработке для этих целей специального дидактического комплекса информационного обеспечения профессиональной подготовки преподавателей [3].

    В комплексе представлены рабочие  программы по дисциплинам, обеспечивающим качественную подготовку преподавателей (гипертекстовые варианты); компьютеризированные учебники, включающие в себя текстовые  варианты курсов лекций по дисциплинам психологопедагогического цикла; электронные конспекты лекций и электронные альбомы схем и наглядных пособий (последние реализованы на основе интерфейса Windows-2000 и пакета Microsoft Office2000 графический редактор PowerPoint); информационно-справочные системы, включающие в себя версии электронных словарей профессиональной направленности, разработанные на основе виртуальных библиотек Borland Database Engine; электронные практикумы по изучаемым дисциплинам (гипертекстовые варианты); автоматизированная система оценки и контроля знаний, приобретенных пользователями в результате изучения курса психолого-педагогических дисциплин. Названный дидактический комплекс в настоящее время размещается на CD-диске и при необходимости выдается преподавателям. Однако он может быть размещен на сервере одного из вузов региона, с возможностью дистанционного доступа к нему всех преподавателей, занимающихся повышением своей квалификации или самообразованием.

    Обоснованные  в статье пути повышения качества профессиональной подготовки преподавателей вузов в условиях информатизации образования не исчерпывают все имеющиеся сегодня возможности решения этой проблемы, но, в то же время, их реализация позволяет снять в определенной степени ее остроту.

    2.1. Проблема информатизации учебного процесса и школ.

На сегодняшний  день в нашей республике большинство  школ оснащены хотя бы одним комплектом компьютерного класса и доступом в интернет, но в большинстве городских  школ из-за нехватки компьютеров использование  компьютерного класса другими учителями для проведения занятий невозможна.

А что  касается сельских школ, этот вопрос ставит другие проблемы. Такие как: неграмотность  учителей в использовании компьютера, нехватка пакетов обучающих программ, низкий уровень преподавания информатики, как для учащихся, так и для  учителей.

Учащиеся  должны встречаться с компьютером  не только на уроках информатики, но и  в других сферах учебной деятельности. Только тогда будет интерес, навык, грамотность,… в использовании  компьютера не, как объекта изучения, но и как хорошего инструмента в жизни и деятельности человека.

Одной из главных причин такой картины  является нехватка специалистов способных  дать толчок, в освоении новых информационных технологий.

Трудно  ожидать в обозримом будущем, что школы смогут оборудовать компьютерами каждое рабочее место учащихся. Это не реально еще и потому, что ни учителя, ни производители образовательных программ сегодня не в состоянии предложить учащимся постоянную содержательную работу за компьютером хотя бы по некоторым учебным предметам, кроме основ информатики. Это относится не ко всем школам, но к значительному большинству из них.

   Следовательно, задача информатизации учебного процесса должна решаться другими способами.

   В качестве набора таких способов рекомендуется использовать другие методологические и организационные модели учебного взаимодействия учащихся с информационными технологиями. В принципе могут применяться следующие методологические модели использования информационных технологий в компьютерных приложениях.

   Модель  изучения (1). Эта модель предназначена для изучения, освоения компьютера, пользовательского интерфейса, программы. Происходит освоение инструмента, орудия труда. Модель характеризуется непосредственным общением с компьютером с целью последовательного выполнения действий и проверки правильности реакции программного обеспечения. Модель имеет вспомогательное значение как подготовительный этап, обеспечивающий возможность реализации других моделей использования компьютера. В подавляющем большинстве случаев в школе пока используется в основном эта модель.

   Модель  существования (2). В последние годы все большее практическое значение приобретают программные средства, реализующие некоторые искусственные среды методом моделирования (simulation) или созданием виртуальной реальности. Используются также средства мультимедиа. При этом пользователь такого программного средства (в нашем случае - учащийся) воспринимает эту искусственную среду как реальность, в которой он некоторое время существует. Назначение таких программных средств может быть различным. Наиболее часто эта модель реализуется в компьютерных играх, тренажерах. Другим примером использования может быть использование сети Интернет, некоторые приложения которой позволяют реализовывать коллективную модель существования в искусственных средах.

   Модель  существования имеет большое значение, поскольку обладает наибольшим по силе воздействием на пользователя. Реализуется модель при непосредственном общении пользователя с компьютером. В качестве одного из вариантов учебного применения могут быть использованы созидательные игры, реализующие макроэкономические и социальные модели (например, SimCity, MotorCity, Civilization, Sims и другие).

   Модель  управления собственной информацией (3). Эта модель реализуется, когда в результате работы с компьютером пользователь накапливает некоторые материалы, требующие специального внимания в смысле организации хранения, обновления и т.д. Это самостоятельная работа, для выполнения которой требуются персональные ресурсы долговременной памяти. В простейшем варианте модель управления собственной информацией реализуется при создании учащимися собственных подкаталогов с результатами своей деятельности: текстов, графиков, таблиц и т.п.

   Модель  управления технологическим процессом (4). Это модель использования компьютера в качестве интеллектуального интерфейса между управляемым процессом и оператором. Что касается учебного процесса, то эта модель может использоваться при компьютеризованном управлении физическими или химическими опытами. Существуют наработки по управлению физическими параметрами в классной комнате, такими как температура, влажность, освещенность и другие. Они могут быть включены в учебный процесс при изучении таких дисциплин как физика, география, природоведение и другие.

   Модель  творчества (5). При достаточном овладении компьютером как инструментом (модель изучения) учащийся может быть поставлен в ситуацию творчества. Компьютер в значительной степени снижает трудоемкость написания сочинений, позволяет оформить создаваемые тексты с высоким полиграфическим качеством. Создание компьютерных рисунков и программирование также можно рассматривать как творчество. Процесс творчества требует специальной творческой атмосферы, которой трудно добиться на уроке, тем более в ситуации, когда количество компьютеров ограничено и все учащиеся должны делать одно и то же.

Информация о работе Актуальные проблемы информатизации общества образования