Актуальные проблемы информатизации общества образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 14:32, курсовая работа

Краткое описание

Двадцатый век обнаружил симптомы новой цивилизации. Человек породил сверхсложные машины, вышел в космическое пространство, покорил термоядерную реакцию и сам стал ее жертвой, научился потреблять в огромных масштабах ценности природы, хотя гораздо менее успел в ликвидации последствий своих успехов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Развитие информационного общества………………………………4
1.1. Социальные последствия глобальной информатизации общества………9
1.2. Социальные последствия информатизации……………………................10
Глава 2. Подготовка преподавателей к профессиональной деятельности в условиях информатизации высшего образования……………………………………………………………………...13
2.1. Проблема информатизации учебного процесса и школ…………………20
Глава 3. Информатизация образования и свобода учителя…………………...27
Заключение…………………………………………………………………...32-33
Список использованной литературы…………………………………………...34

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 1 .doc

— 181.00 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «БАШКИРСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ  им. М. Акмуллы.» 
 
 

Кафедра педагогики 
 
 
 
 

Курсовая  работа:

   «Актуальные проблемы информатизации общества образования». 
 
 
 
 
 
 

                    Выполнила: магистрант I курса

                    направление «Высшее образование»

                    Байбурина Дельфуза Равильевна

                    Проверила: к.п. н, доцент

                    Лисейчикова Л.З. 
                     
                     

УФА 2009

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Развитие информационного общества………………………………4

1.1. Социальные  последствия глобальной информатизации общества………9

1.2. Социальные  последствия информатизации……………………................10

Глава 2. Подготовка преподавателей к профессиональной деятельности в условиях информатизации высшего образования……………………………………………………………………...13

2.1. Проблема информатизации учебного процесса и школ…………………20

Глава 3. Информатизация образования и свобода учителя…………………...27

Заключение…………………………………………………………………...32-33

Список использованной литературы…………………………………………...34 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Двадцатый век обнаружил симптомы новой цивилизации. Человек породил сверхсложные машины, вышел в космическое пространство, покорил термоядерную реакцию и сам стал ее жертвой, научился потреблять в огромных масштабах ценности природы, хотя гораздо менее успел в ликвидации последствий своих успехов.

     Формирование  единого глобального экономического, социального и культурного пространства — это объективная реальность современного мира. Сегодня компьютеры, объединенные обширной сетью, берут  на себя функции и всемирного банка информации и самого мобильного средства связи. Человечество вступило в новый этап развития, этап, презентующий новое информационное общество, новую информационную этику и культуру.

     Информация  вышла на приоритетное место среди  критериев прогресса, как и средства ее получения и переработки и использования — компьютер и компьютерная технология, с помощью которой усиливаются интеллектуальные возможности и способности человека. В развитых странах более половины трудящихся заняты в информационном секторе (в США — 80%), причем информация, технические и программные средства ее переработки превратились в главный товарный продукт.1

     В то же время от внедрения интеллекта и модели окружающего мира внутрь компьютера, то есть от формирования в  его недрах “виртуальной реальности”, люди переходят к воплощению виртуальности вокруг себя — микропроцессоры в автомобилях, телевизорах, кредитных карточках, даже шариковых ручках и т.д. Благодаря развитию телекоммуникаций человек попадает в среду, в которой есть места, где размножается “информационная грязь” человеческого бытия, в которой есть свои болезни. И зачастую человек оказывается неприспособленным к новому темпу развития цивилизации.

     Эти технологические изменения существенно  преобразуют не только среду обитания человека, но и влияют и на самого человека, на организацию всех видов его деятельности, на взаимоотношения между сообществами людей на рынке сырья, товаров и услуг, на систему образования и, наконец, на нормы и законы, фиксируемые и развиваемые законодательной, судебной и исполнительной властями.

     Таким образом, проблема “Компьютер и человек” становится одной из главных проблем  современного общества.

     Новая информационная эпоха демонстрирует  глобальные преимущества, которые определяют развитие современного общества и человека.

     Глава 1.Развитие информационного общества

     Человечество  неотвратимо вступает в информационную эпоху. Вес информационной экономики  постоянно возрастает, и ее доля выраженная в суммарном рабочем  времени, для экономически развитых стран уже сегодня составляет 40-60% и ожидается, что к концу века она возрастет еще на 10-15%.

     Одним из критериев перехода общества к  постиндустриальной и далее к  информационной стадии развития может  служить процент населения, занятого в сфере услуг

     если  в обществе более 50% населения занято в сфере услуг, наступила постиндустриальная фаза его развития;

     если  в обществе более 50% населения занято в сфере информационных услуг, общество стало информационным.

     В ряде публикаций отмечается, что США  вступили в постиндустриальный период своего развития в 1956 году (штат Калифорния преодолел этот рубеж еще в 1910 году), а информационным обществом США стали в 1974 году. Признавая несомненность достижений США и других стран в области информатизации, необходимо понимать, что определенная доля “информационности” этих стран создана за счет выноса ряда материальных, нередко экологически вредных, производств в другие страны мира, за счет так называемого “экологического колониализма”.Закон экспоненциального роста объема знаний. По подсчетам науковедов, с начала нашей эры для удвоения знаний потребовалось 1750 лет, второе удвоение произошло в 1900 году, а третье – к 1950 году, т.е. уже за 50 лет, при росте объема информации за эти полвека в 8-10 раз. Причем эта тенденция все более усиливается, так как объем знаний в мире к концу ХХ века возрастет вдвое, а объем информации увеличится более, чем в 30 раз. Это явление, получившее название “информационный взрыв”, указывается среди симптомов, свидетельствующих о начале века информации и включающих:

     быстрое сокращение времени удвоения объема накопленных научных знаний;

     превышение  материальными затратами на хранение, передачу и переработку информации аналогичных расходов на энергетику;

     возможность впервые реально наблюдать человечество из космоса (уровни радиоизлучения Солнца и Земли на отдельных участках радиодиапазона сблизились).

     Концепция постиндустриального общества как  общесоциологическая теория развития достаточно глубоко разработана  западными исследователями: Д.Беллом, Дж.Гелбрейтом, Дж.Мартином, И.Масудой, Ф.Полаком, О.Тоффлером, Ж.Фурастье и др. Именно Ж.Фурастье определил постиндустриальное общество как “цивилизацию услуг”. Отечественная наука обратилась к данной проблематике значительно позже. Это было связано с идеологией, в частности с тем, что в терминах ”постиндустриальное”, “информационное” видели альтернативу формационным терминам – “социалистическое”, ”коммунистическое” общество. Понятие информационного общества нельзя считать рядоположенным с различными типами формаций, оно является лишь наиболее оптимальным способом развития любой из них. Среди отечественных ученых, внесших значительный вклад в развитие этого направления, необходимо отметить В.М.Глушкова, Н.Н.Моисеева, А.И.Ракитова, А.В.Соколова , А.Д.Урсула и др. В настоящее время активно работают в этом направлении Артамонов Г.Т, Колин К.К. и др.

     Как же может быть определен сам термин “информатизация”? От ответа на этот вопрос существенным образом зависят подходы к анализу реального состояния и перспектив развития процессов информатизации общества.

     Наиболее  полным представляется взгляд на информатизацию как “системно-деятельностный процесс  овладения информацией как ресурсом управления и развития с помощью  средств информатики с целью  создания информационного общества и на этой основе – дальнейшего продолжения прогресса цивилизации”.

     По  мнению ряда авторов, процесс информатизации включает в себя три взаимосвязанных  процесса:

     медиатизацию  – процесс совершенствования  средств сбора, хранения и распространения  информации;

     компьютеризацию – процесс совершенствования средств поиска и обработки информации, а также

     интеллектуализацию  – процесс развития способности  восприятия и порождения информации, т.е. повышения интеллектуального  потенциала общества, включая использование  средств искусственного интеллекта.

     Специалистами отмечается, что, к сожалению, социальная информатизация часто понимается как  развитие информационно-коммуникативных  процессов в обществе на базе новейшей компьютерной и телекоммуникационной техники. Информатизацию общества в принципе надо трактовать как развитие, качественное совершенствование, радикальное усиление с помощью современных информационно-технологических средств когнитивных социальных структур и процессов. Информатизация должна быть “слита” с процессами социальной интеллектуализации, существенно повышающей творческий потенциал личности и ее информационной среды.

     При обсуждении в конце 90-х гг. концепции  информатизации страны учеными и  специалистами выделялась главная  мысль – дело не столько в концепции  информатизации, сколько в концепции развития общества, всех его структур, что информатизация – спутник демократизации и невозможна без нее. Идущий во всем мире процесс становления и развития информационного общества носит объективный характер и не может не затрагивать “извне” и нашу страну, но слабые успехи демократизации нашего общества приводят к отсутствию серьезного социального заказа “изнутри” на совершенствование информационной среды.

     Что же такое информационное общество? Каков его образ?

     Например, по мнению А.И. Ракитова общество считается информационным, если:

     любой индивид, группа лиц, предприятие или  организация в любой точке  страны и в любое время могут  получить за соответствующую плату  или бесплатно на основе автоматизированного  доступа и систем связи любую информацию и знания, необходимые для их жизнедеятельности и решения личных и социально значимых задач;

     в обществе производится, функционирует  и доступна любому индивиду, группе или организации современная  информационная технология;

     имеются развитые инфраструктуры, обеспечивающие создание национальных информационных ресурсов в объеме, необходимом для поддержания постоянно убыстряющегося научно-технологического и социально-исторического прогресса;

     происходит  процесс ускоренной автоматизации  и роботизации всех сфер и отраслей производства и управления;

     происходят  радикальные изменения социальных структур, следствием которых оказывается  расширение сферы информационной деятельности и услуг.

     Учеными выделяются два основных теоретико-методологических подхода к информатизации общества:

     технократический, когда информационные технологии считаются  средством повышения производительности труда и их использование ограничивается, в основном, сферами производства и управления;

     гуманитарный, когда информационная технология рассматривается как важная часть человеческой жизни, имеющая значение не только для производства, но и для социальной сферы.

     Причины значительного распространения  технократического подхода, отождествления понятий “информатизация” и “компьютеризация”  носят как объективный, так и субъективный характер. Объективно развитие новой техники вообще и, в частности, вычислительной техники идет стремительно, имеет “агрессивный” характер. Субъективно же существует весьма значительное число людей как незнакомых с проблемой, так и тех, кому внедрение в общественное мнение подобного отождествления приносит ощутимые финансовые и политические дивиденды.

     Информатизация  имеет четкую связь с экологобезопасным, устойчивым развитием общества. Основа информационной экономики – знания или интеллектуально-информационный ресурс. Знания имеют неоспоримые преимущества по сравнению с материальными ресурсами – фундаментом предыдущих этапов развития общества. Материальные ресурсы жестко подчиняются законам сохранения. Если вы берете что-то у природы – вы обостряете экологические проблемы, если же пытаетесь взять у соседа – порождаются конфликты и войны. Социально-экономическая структура общества, базирующаяся на информационной экономике, уже по своей сущности избегает большинства социально-экономических и экологических проблем и в потенциале предполагает экспоненциальное развитие общества по основным его параметрам (“знания – порождают знания”).

Информация о работе Актуальные проблемы информатизации общества образования