Активные методы преподавания специальных дисциплин

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 10:01, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной проблемы подвела нас к выбору темы курсовой работы «Активные методы обучения специальным дисциплинам».
Объектом исследования являются активные методы обучения в целостном педагогическом процессе.
Предмет исследования: использование активных методов обучения при организации учебно-воспитательного процесса.
Цель исследования: рассмотреть влияние активных методов обучения на процесс подготовки специалистов в вузе.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………… 3
Глава I. Теоретические основы активных методов обучения
1.1. Психолого-педагогические основы активных методов обучения ……… 5
1.2. Классификация методов активного обучения …………………………. 12
1.3. Формы организации обучения с использованием активных методов ... 17
Глава II. Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «Теория и практика связей с общественностью» в форме пресс-конференции
2.1. Конспект занятия ………………………………………………………… 26
2.2. Анализ занятия ……………………………………………………………. 37
Заключение ……………………………………………………………………… 44
Список литературы …………………………………………………………….. 46

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Активные методы преподаания спецдисциплин.doc

— 236.50 Кб (Скачать файл)

Воспитательная: в процессе деловой игры формируется сознание принадлежности ее участников к коллективу; сообща определяется степень участия  каждого из них в работе; взаимосвязь  участников при решении общих  задач; коллективно обсуждаются вопросы, что формирует критичность, сдержанность, уважение к мнению других, внимательность к другим участникам игры.

Развивающая эффективность: в процессе игры развиваются логическое мышление, способность к поиску ответов  на поставленные вопросы, речь, речевой этикет, умение общаться в процессе дискуссии.

Деловые игры строятся на принципах коллективной работы, практической полезности, демократичности, гласности, соревновательности, максимальной занятости  каждого и неограниченной перспективы творческой деятельности в рамках деловой игры. Она должна включать в себя все новое и прогрессивное, что появляется в педагогической теории и практике [1, с.45].    

Деловая игра на данный момент имеет множество различных  разработок, в литературе рассмотрена достаточно подробно.

Таким образом, для повышения  познавательной активности студентов, преподавателю предлагается множество  различных разработанных методов, которые он может использовать в  своей преподавательской деятельности. Приведенные здесь активные методы – лишь малая толика известных на сегодняшний день методов игрообучения.

 

 

 

ГЛАВА II.  МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ» В ФОРМЕ ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИИ

2.1. Конспект  занятия

Тема занятия: «Курение – за и против»

Цели занятия:

Целенаправленно формировать  осознанное отрицательное отношение к курению;

 Помочь людям  развивать в себе привычку к здоровому и творческому образу жизни;

На конкретных примерах доказать пагубное влияние на организм человека никотина;

Убедить, что жизнь без вредных привычек – более предпочтительна.

Форма проведения: Ролевая игра «Пресс-конференция».

Оборудование: Таблички с указанием участников конференции; бейджи у «журналистов», микрофоны.

Ход мероприятия:

       На сцене стоят столы с подключенной аппаратурой, с табличками, где указано фамилия, имя, отчество, профессия сидящего за столом.

       В зале – корреспонденты СМИ, готовые взять интервью и задать свои вопросы, у каждого бейдж с названием газет и других печатных органов.

       Корреспонденты  получили опережающее задание:  провести опрос населения и  выяснить основной круг вопросов, интересующих людей.

Ведущий: Здравствуйте, друзья! Мы рады приветствовать собравшихся в этом зале корреспондентов различных газет, журналов и других изданий.

18 ноября во всем  мире отмечается День Некурения,  поэтому наша пресс-конференция посвящена теме: «Курения - за и против». На нее мы пригласили представителей различных профессий, которые помогут рассмотреть данную проблему со всех сторон. Разрешите представить присутствующих: кандидат исторических наук, доцент  Чирок Елена Васильевна; главный врач областного онкологического центра Маклашев Александр Иванович; ведущий провизор сети аптек «Аюшка», фармацевт Белохон Валентина Васильевна, главный эколог ФГУ к-т «Злата» Байдраков Николай Никандрович, социальный работник Рябова Тамара Васильевна, директор областного психологического центра, профессор  Максименко Нина Владимировна.

 И первое слово мы предоставляем Елене Васильевне, она расскажет, откуда и когда пришли к нам сигареты.

Выступление историка:

          История первая гласит: 15 ноября 1492 года Христофор Колумб сделал в своем дневнике запись о «тлеющих головешках» и о том, что не в состоянии понять, какую пользу они приносят человеку. Колумб видел их в кубинских селениях. Его удивило странное поведение аборигенов. Они сворачивали в трубки большие желто- зеленые листья, какого- то растения, один конец трубки поджигали, а другой клали в рот. «Пить дым» аборигенам нравилось. Трубки индейцы называли, «табако» или «сигаро».

          История вторая гласит: На Русь «тлеющие головешки» завезли английские купцы в 1585 году. Наши предки увидели в них козни злых сил. Борьба с курильщиками началась уже при царствии Михаила Федоровича. Подружившихся с синим дымом, наказывали: первый раз – 60 палок по стопам, второй раз – отрезали нос или ухо. Жестоко, но во благо.

          Так же в 1585 году в Англии по указу Елизаветы I курильщиков приравнивали к ворам и водили по улицам с веревкой на шее. Однако Уолтер Роли, фаворит двора королевы Елизаветы, популяризовал курение табака.

          Римские папы даже предлагали отлучать от церкви курящих и нюхающих табак. В назидание потомству пятеро монахов, уличенных в курении, были заживо замурованы в монастырской стене.

         С 1649 года было «велено всех, у кого найдено богомерзкое зелье, пытать и бить на козле кнутом, пока не признается, откуда зелье получено».

         Яков I объявил курение вредным, неблагочестивым и неподходящим для цивилизованного человека занятием. Свой знаменитый труд «О вреде табака», опубликованный в 1604 году Яков I закончил словами: «привычка, противная зрению, невыносимая для обоняния, вредная для мозга, опасная для легких…». Это была первая книга о вреде курения. Пока Яков I негодовал, врачи прописывали курение как противоядие от насморка и от лихорадки, а кое-кто считал даже, что вдыхание табачного дыма может застраховать от чумы.

        История третья гласит: Когда табак перешагнул Пиренеи, и попал во Францию, французский посол Жан Нико подарил листья и семена табака королеве Франции Екатерине Медичи. Причем табак характеризовался как «средство для придания бодрости», хорошего настроения и даже ...считался лекарством от зубной и головной боли.

       Во Франции табак первое время называли «травой Нико». Позже, в честь французского посланника, самый известный табачный алкалоид был назван никотином.

Ведущий: Спасибо, Елена Васильевна, за интересный рассказ. Начиная курить, не всегда задумываются, к чему может привести эта вредная привычка? А стоило бы. А теперь, мы попросим выступить врача, который нам расскажет: какой вред наносит организму курение.

Выступление врача:

       Курение, как одна из вредных привычек, давно распространилось и укоренилось у многих народов, став поистине эпидемическим заболеванием современного общества.

       А теперь рассмотрим последовательность воздействия дыма на организм человека. В момент затяжки, температура на кончике сигареты достигает 600 градусов. Под действием высокой температуры из табака и папиросной бумаги образуются ядовитые различные вещества: никотин, угарный газ, аммиак, синильная кислота и другие. Газообразные и твердые вещества, содержащиеся в табачном дыме, раздражают слизистую оболочку гортани, трохеи, бронхов и легочных пузырьков. При систематическом курении слизистая оболочка воспаляется, развиваются хронические заболевания дыхательных путей. Под действием ядов табачного дыма гибнут клетки эпителия, которыми покрыта слизистая оболочка трахеи. Выделяется слизь, тем самым организм защищает себя. Поэтому у длительно курящих людей почти постоянно держится кашель, сопровождающийся обильным отделением мокроты.

         Не менее страдает и сердце: никотин, всасываясь в кровь, вызывает сужение кровеносных сосудов. Это ведет к тому, что сердце курильщиков работает с повышенной нагрузкой. Даже при небольшой нагрузке, частота пульса у курящих достигает 140-150 ударов в минуту. У некурящих 86-100 ударов. Больше всего страдает нервная система. Нарушается питание головного мозга за счет того, что к нему поступает кровь, обедненная кислородом. Ухудшается память, появляются частые головные боли. Страдают и органы пищеварения. Тошнота, иногда рвота, боли в желудке и кишечнике.     

      Установлено, что среди больных язвенной болезнью курильщики составляют - 98 %. У курящих матерей дети отстают в физическом, нервном и психическом развитии, у них снижен аппетит, они беспокойно и плохо спят.   

     Особенно опасно курение для школьников: не сформировавшийся, еще растущий организм страдает от табачного дыма значительно больше, чем организм взрослого и рано или поздно отравляющее действие курения сказывается на различных его функциях.

     Задержка роста, общего развития, нарушение процессов обмена веществ, снижение слуха, зрения, ряд нервных расстройств - такова плата за детское и подростковое курение. Школьники – курильщики, как правило, отличаются пониженными умственными способностями, слабо успевают, очень часто нарушают дисциплину. По данным исследованиям, в возрасте 12-13 лет курят около 7%, а среди 16 летних – уже 40% мальчиков, а в старших классах начинают курить и некоторые девочки.

Ведущий:  Спасибо. Ну, а о вреде курильщиков окружающей среде нам расскажет эколог.

Выступление эколога:

         Вред окружающим. Народная мудрость гласит: « Один курит – весь дом болеет». Установлено, что в организме курильщика задерживается только четвертая часть никотина. Еще одна четвертая разрушается при сгорании и остается в окурке. Остальное количество, то есть половина, загрязняет воздух помещения, в котором курят. Человек, который находился в течение часа в накуренном помещении, получает такую же дозу ядовитых веществ, как будто он выкурил 4 сигареты. Поэтому курильщик наносит вред не только своему здоровью, но и здоровью окружающих людей.

       Наличие полония, радиактивного свинца и висмута в табачном дыме, дает право считать, что не только тем, кто курит, но и всем, кто дышит этим дымом, прежде всего детям. Расстройство сна и аппетита, нарушение деятельности желудка и кишечника, повышенная раздражительность, плохая успеваемость и даже отставание в физическом развитии - вот перечень явлений, причина которых в пачке сигарет.

        Подсчитано, что население земного шара ежегодно выкуривает 12 биллионов папирос и сигарет. Общая масса окурков, бросаемых, где попало, достигает 2520000 т. Курящие ежегодно «выкуривают» в атмосферу 720 тонн синильной кислоты, 384000 тонны аммиака, 108000 тонн никотина, 600000 тонн дегтя и более 55000 тонн угарного газа и других составных частей табачного дыма.

        При массовом распространении курения становится социально-опасным явлением. Ведь курящие люди отравляют атмосферу, повышают концентрацию канцерогенных веществ в воздухе, ведут к учащению пожаров в быту, на производстве и в лесу.

        Не курящие люди буквально в принудительном порядке вынуждены дышать «выхлопными газами» курящих.

Ведущий: Спасибо, Николай Никандрович, за содержательный рассказ.

Проведены социологические  исследования о влиянии курения. Послушаем их.

Выступает социальный работник:

       В США ежегодно связано 225 тысяч летальных исходов от болезней сердечно-сосудистой системы, больше 100 тысяч – от рака легких, свыше 20 тысяч случаев смерти – от болезней органов дыхания.

       В Великобритании ежегодно теряется свыше 50 миллионов рабочих дней вследствие курения, стоимость лечения болезней, вызванных курением, ежегодно составляет более 150 миллионов фунтов стерлингов.

        По подсчетам польских экономистов, доходы от производства и реализации табачных изделий: составляют в этой стране лишь около половины стоимости экономических потерь из-за болезней и преждевременной смерти курящих.

         Европа теряет ежегодно более 800 тысяч жизней своих курящих граждан. Это число равнозначно шести авиационным катастрофам огромных аэробусов с гибелью всех их пассажиров каждый день в году.

        Поэтому в развитых странах общество давно бьет тревогу по этому поводу. Там развернуты широкомасштабные компании по борьбе с курением. Причем основа их – вовсе не преследование курящих, а защита прав каждого на чистый воздух. И результат уже есть. Курение выходит из моды у юных французов.

        Таков итог недавнего исследования опубликованного в прессе подростков в возрасте от 12 до 18 лет воспринимают курящего как «грустного» человека. В ряде стран, таких как Швеция, Финляндия, приняты даже специальные законы о табаке, охватывающие все стороны данной проблемы.

       Табачные компании, теряя, рынки сбыта у себя на родине, переключаются на нас. Неужели мы в этом вопросе будем плестись в хвосте мирового сообщества, и тратить деньги и здоровье в угоду чужим интересам?

Ведущий: Спасибо. А есть ли лекарство от курения? На этот вопрос даст ответ нам Валентина Васильевна.

Выступление фармацевта:

       Хочу ответить на ваш вопрос: Какие есть лекарственные препараты помогающие бросить курить и, какова их эффективность?

       В настоящее время все существующие средства и методы оказывают эффект лишь при желании и активном содействии самого курильщика. Поэтому они для Вас могут быть эффективными и неэффективными.

       Получить необходимую помощь, а также подобрать наилучший метод и средство можно в специальных учреждениях: наркологических кабинетах при поликлиниках. В настоящее время в аптечной сети в продаже имеются жевательные подушечки с никотином «Никоретте». Следует запомнить, что вообще никатиносодержащие средства, в том числе и названное, в строгом смысле слова не является лечащими. Они лишь обеспечивают потребность организма курильщика в никотине, менее опасным способом, чем курение, т.к. при этом отсутствуют другие вредные вещества, содержащиеся в табачном дыму. Никотиносодержащие средства могут помочь облегчить синдром отмены, возникающий первое время после отказа от курения. А дальше - все зависит от вашей воли и решимости бросить курить.

Информация о работе Активные методы преподавания специальных дисциплин