Активные методы преподавания специальных дисциплин

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 10:01, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной проблемы подвела нас к выбору темы курсовой работы «Активные методы обучения специальным дисциплинам».
Объектом исследования являются активные методы обучения в целостном педагогическом процессе.
Предмет исследования: использование активных методов обучения при организации учебно-воспитательного процесса.
Цель исследования: рассмотреть влияние активных методов обучения на процесс подготовки специалистов в вузе.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………… 3
Глава I. Теоретические основы активных методов обучения
1.1. Психолого-педагогические основы активных методов обучения ……… 5
1.2. Классификация методов активного обучения …………………………. 12
1.3. Формы организации обучения с использованием активных методов ... 17
Глава II. Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «Теория и практика связей с общественностью» в форме пресс-конференции
2.1. Конспект занятия ………………………………………………………… 26
2.2. Анализ занятия ……………………………………………………………. 37
Заключение ……………………………………………………………………… 44
Список литературы …………………………………………………………….. 46

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Активные методы преподаания спецдисциплин.doc

— 236.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

Введение …………………………………………………………………………  3

Глава I. Теоретические основы активных методов обучения

1.1. Психолого-педагогические основы активных методов обучения ………  5

1.2. Классификация методов активного обучения  ………………………….  12 

    1. Формы организации обучения с использованием активных методов ... 17      

Глава II.  Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «Теория и практика связей с общественностью»  в форме пресс-конференции

2.1. Конспект занятия  …………………………………………………………  26

2.2. Анализ занятия …………………………………………………………….  37

Заключение ……………………………………………………………………… 44

Список  литературы …………………………………………………………….. 46

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время  учебный процесс требует постоянного  совершенствования, так как происходит смена приоритетов и социальных ценностей: научно-технический прогресс все больше осознается как средство достижения такого уровня производства, который в наибольшей мере отвечает удовлетворению постоянно повышающихся потребностей человека, развитию духовного богатства личности. Поэтому современная ситуация в подготовке специалистов требует коренного изменения стратегии и тактики обучения в вузе, традиционная схема, когда студентам передавались готовые знания, оказывается мало эффективной. Не всегда закрепление теоретических знаний и их использование в практической деятельности осуществляются одновременно с их получением. Как показывает практика, в большинстве случаев передача готовых знаний не всегда побуждает человека к готовности и способности выявлять и анализировать проблемы.

Закономерно возникает вопрос: как изменить систему обучения специалистов, чтобы резко повысить эффективность этой учебы и добиться значительного повышения их профессионализма?

В этой связи акценты  при изучении учебных дисциплин переносятся на сам процесс познания, эффективность которого полностью зависит от познавательной активности самого студента. Успешность достижения этой цели зависит не только оттого, что усваивается (содержание обучения), но и от того, как усваивается: индивидуально или коллективно, в авторитарных или гуманистических условиях, с опорой на внимание, восприятие, память или на весь личностный потенциал человека.

В «Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года» одной из задач выступает расширение сферы применения форм и методов обучения, которые позволяют формировать как практические навыки анализа информации, так и стремление учащихся к самообразованию и самосовершенствованию. С нашей точки зрения одной из наиболее важных функций  системы образования в высшей школе является привитие социально значимых качеств личности, таких как коммуникабельность, креативность, организованность, ответственность, способность поиска и принятие неординарных решений.  Способствовать формированию перечисленных качеств будущих специалистов, призваны активные методы обучения.

Разработка и внедрение  активных методов обучения представлена в разных областях научного знания и исследована  многими  педагогами и психологами, но недостаточно изучено  использование активных методов обучения в условиях гуманитарного вуза. Как известно, появившаяся общественная потребность двигают науку «вперед быстрее, чем десяток университетов» (Чернявская А.П.). Поэтому интерес к проблеме методов активного обучения как никогда высок и разнообразен.

      Актуальность данной проблемы подвела нас к выбору темы курсовой работы «Активные методы обучения специальным дисциплинам».

Объектом исследования являются  активные  методы обучения в целостном педагогическом процессе.

Предмет исследования: использование активных методов обучения при организации учебно-воспитательного процесса.

Цель исследования: рассмотреть влияние активных методов обучения на процесс подготовки специалистов в вузе.

Задачи:

   1. Определить психолого-педагогические основы активных методов обучения.

   2. Разработать практическое занятия с использованием активных методов обучения для дисциплины «Теория и практика связей с общественностью».

Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании необходимости использования активных методов для повышения  эффективности процесса обучения с целью подготовки специалистов.

Структура работы: данная научная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

ГЛАВА I. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

1.1. Психолого-педагогические основы активных методов обучения

В реализации целей проблемного  и развивающего обучения лежат активные методы. В научной литературе проблеме активных методов обучения посвящено  немало исследований в области психологии и педагогики.

Психологические основы для разработки целостной концепции  развивающего обучения были заложены еще в 1930-е годы в работах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева, В.В. Давыдова и др., хотя систематические  основы активных методов обучения стали широко разрабатываться только во второй половине 1960 и в начале 1970-х годов в исследованиях психологов и педагогов по проблемному обучению. Большую роль в становлении и развитии активных методов обучения послужили работы М.М.Бирштейн, Т.П.Тимофеевского, И.М.Сыроежина, С.Р.Гидрович, В.И.Рабальского, Р.Ф.Жукова, В.Н.Буркова, Б.Н.Христенко, А.М.Смолкина, А.А.Вербицкого, В.М.Ефимова, В.Ф.Комарова и т.д.

Системно были разработаны  два основных направления развивающего обучения: В.В. Давыдова и Л.В. Занкова. В системе Л.В. Занкова были заложены принципы проведения обучения на высоком уровне трудности, быстром темпе прохождения учебного материала, повышения теоретических знаний. Данная система обучения должна развивать мышление, эмоциональную сферу обучаемых, учить понимать и выделять общий смысл, основное содержание читаемого, но эта система повлекла за собой увеличение объема учебного образования и усложнила его теоретический уровень. Что привело к перегрузке обучения и отрицательно сказалось на качестве и успеваемости обучаемых. Акцент на овладение теоретическими знаниями в процессе обучения отрицательно сказался на выработке практических умений и навыков. В связи с этим не все из предложенных Л.В. Занковым принципов обучения утвердились в педагогической науке [10, с.34].

Система развивающего обучения В.В. Давыдова, направлена на познавательную деятельность обучающихся. Если в традиционной системе обучение направленно от частного, конкретного, единичного к общему, абстрактному, целому, то в системе обучения В.В. Давыдова, наоборот, от общего к частному, от абстрактного к конкретному; знания усваиваются путем анализа условия их прохождения. Обучаемые учатся обнаруживать в учебном материале основное, существенное, всеобщее отношение, определяющее содержание и структуру объекта данных знаний, это отношение они воспроизводят в особых предметных, графических или буквенных моделях, позволяющих изучить свойства учебного материала в чистом виде; обучаемые учатся переходить от выполнения действий в умственном плане к выполнению их во внешнем плане и обратно. Данная система получила всестороннее применение и внедрение в практику обучения [10].

И.Я. Лернер в своей  работе «Дидактические основы методов  обучения»  сформулировали некоторые правила активизации процесса обучения, отражающие некоторые принципы организации проблемного обучения: вести обучающихся к обобщению, а не давать им готовых определений, понятий; эпизодически знакомить обучающихся с методами науки; развивать самостоятельность их мысли с помощью творческих заданий. В этих направлениях была хорошо выражена цель преподавания, но не указан процесс обучения, средства и пути достижения цели [13, с.46-48] . Далее, в 1965 году М.Н. Скаткин, анализируя исследования по активизации процесса обучения, акцентирует внимание на практику педагогов новаторов, и говорит о начале его исследования как нового направления в дидактике [23].

Как видно из вышесказанного проблемное и развивающее обучения включают в себя элементы друг друга. Применение в практике обучения этих видов привело к возникновению методов получивших название активные. В основе, которых лежит диалогическое взаимодействие преподавателя и студентов.

Свой вклад в развитие активных методов обучения внесли А.М. Матюшкин, Т.В. Кудрявцев, М.И. Махмутов, И.Я. Лернер, М.М. Леви и др. Но данные исследования по активным методам проводились, прежде всего, на материале школьного обучения, что затруднило внедрение активных методов в вузе, так как требовалась определенная адаптация  для теории активных методов к вузовскому дидактическому процессу. А.М. Матюшкин в своих работах обосновал необходимость использования активных методов во всех видах учебной работы студентов, ввел понятие диалогического проблемного обучения как наиболее полно передающего сущность процессов совместной деятельности преподавателя и студентов, их взаимной активности в рамках «субъект – субъектных» - отношений [17].

Учебный процесс с  использованием активных методов обучения в условия вуза опирается на совокупность общедидактических принципов обучения и включает свои специфические принципы, которые предлагает А.А. Балаев, а именно:

1. Принцип равновесия между содержанием и методом обучения с учетом подготовленности студентов и темой занятия;

2. Принцип моделирования.  Моделью учебного процесса выступает учебный план. В нем отражаются цели и задачи, средства и методы обучения, процедура и режим занятий, формулируются вопросы и задания, которые решают студенты в ходе обучения. Но также необходимо преподавателю смоделировать конечный результат, то есть описать «модель студента», завершившего обучение;

3. Принцип входного  контроля. Этот принцип предусматривает  подготовку учебного процесса  согласно реальному уровню подготовленности  студентов, выявления их интересов,  установления наличия или потребности в повышении знаний. Входной контроль дает возможность с максимальной эффективностью уточнить содержание учебного курса, пересмотреть выбранные методы обучения, определить характер и объем индивидуальной работы студентов, аргументировано обосновать актуальность обучения и тем вызвать желание учиться;

4. Принцип соответствия  содержания и методов целям  обучения. Для эффективного достижения  учебной цели преподавателю необходимо  выбирать такие виды учебной  деятельности студентов, которые  наиболее подходят для изучения конкретной темы или решения задачи. В одном случае достаточно диалога, обсуждения проблемы. В другом необходимо использовать дополнительные источники информации: журналы, газеты и т.п. Или же нужно обратиться к смежным областям знаний, за консультацией к специалистам;

5. Принцип проблемности. В этом случае требуется такая  организация занятия, когда студенты  узнают новое, приобретают знания  и навыки через преодоление  трудностей, препятствий, создаваемых  постановкой проблем. Так А.М. Матюшкин, утверждает, что именно проблемное построение занятия гарантирует достижение учебной цели.

Во время занятия  ставятся вопросы, требующие поиска, что активизирует мыслительную деятельность студентов, а это важное условие  эффективности обучения. М.И. Махмутов подчеркивает, что активность при обучении достигается в том случае, если учащийся анализирует фактический материал и оперирует им так, чтобы самому получить из него информацию;

6. Принцип «негативного опыта». В практической деятельности вместе с успехом, допускаются и ошибки, поэтому необходимо учить человека избегать ошибок. Эта задача очень актуальна. В соответствии с данным принципом в учебный процесс, построенный на активных методах обучения, вносятся два новых обучающих элемента:

  1. изучение, анализ и оценка ошибок, допущенных в конкретных ситуациях. Материалом для таких занятий могут быть критические публикации в периодической печати и реальные факты из жизни своей группы;
  2. обеспечение ошибки со стороны студента в процессе освоения знаний, умений и навыков. Студентам предлагается для анализа ситуация или ставится проблемная задача, сформулированная таким образом, что при ее решении студент неизбежно допускает ошибку, источником которой, как правило является отсутствие необходимого опыта. Дальнейший анализ последовательности действий студента помогает обнаружить закономерность ошибки и разработать тактику решения задачи. Одновременно студент убеждается в необходимости знаний по данной проблеме, что побуждает его к более глубокому изучению учебного курса;

7. Принцип «от простого к сложному». Занятие планируется и организуется с учетом нарастающей сложности учебного материала и применяемых методов в его изучении: индивидуальная работа над первоисточниками, коллективная выработка выводов и обобщений и т.д.;

8. Принцип непрерывного обновления. Одним из источников познавательной активности студентов является новизна учебного материала, конкретной темы и метода проведения занятия. Информативность учебного процесса, то есть насыщенность новым, неизвестным, привлекает и обостряет внимание студентов, побуждает к изучению темы, овладению новыми способами и приемами учебной деятельности. Но по мере усвоения знаний обостренность их восприятия постепенно начинает снижаться. Студенты привыкают к тем или иным методам, теряют к ним интерес. Для того чтобы этого не произошло, преподавателю необходимо постоянно обновлять новыми элементами построение занятий, методику обучения. Например, не проводить два анализа конкретных ситуаций в течение одного занятия, наглядные средства – стенды, схемы, плакаты, диаграммы – вывешивать в аудитории в тот момент, когда в них возникает необходимость и т.д. Управляемый таким образом учебный процесс не даст погаснуть интересу и активности студентов;

9. Принцип организации  коллективной деятельности. Студенту часто приходиться сталкиваться с необходимостью решения, каких либо задач или принятия решений в группе, коллективно. Возникает задача развития у студентов способности к коллективным действиям;

Решение этой задачи в  процессе занятий следует осуществлять по этапам. На первом этапе преподаватель выявляет с помощью групповой задачи наличие расхождений и сходства в подходах студентов к самой задаче и ее решению. На втором путем организации групповой работы над конкретной ситуацией у студентов формируется потребность в совместной деятельности, которая способствует достижению результата. На третьем этапе в условиях деловой игры вырабатываются навыки совместной деятельности, анализа и решения задач, разработки проектов и т.п. При этом, организуя коллективную работу на занятиях, преподаватель должен формулировать задания таким образом, чтобы для каждого студента было очевидно, что выполнение невозможно без сотрудничества и взаимодействия;

Информация о работе Активные методы преподавания специальных дисциплин