Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2012 в 00:59, курсовая работа

Краткое описание

задачи:
1. Рассмотреть наиболее объективные причины, влияющие на познавательную деятельность учащихся на всем протяжении урока;
2. Выявить типы подходов к решению данной проблемы (повышения активизации внимания), исходя из многообразия методов активизации учащихся, применительно к урокам биологии в школе;
3. Предложить на основе изложенного материала педагогически и дидактически грамотно построенный урок, опираясь на опыт ведущих педагогов.

. Объектом данной курсовой работы являются сами учащиеся, а ее предметом изучения - условия активизации познавательной деятельности учащихся. В процессе учебной деятельности каждый учащийся включается в неё по-разному, на разных уровнях. Качество уровня владения учеником тем или иным материалом зависит от ряда как объективных, так и непосредственно субъективных причин. Выявить эти причины, организовать педагогически и дидактически правильную постановку урока в соответствии с имеющимися приемами, при которой учащиеся будут в максимально возможной мере активизированы интеллектуально, то есть включены в учебный процесс и заинтересованы в его результатах – все это можно определить как цель данной курсовой работы.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая окончательный вариант!!.doc

— 165.00 Кб (Скачать файл)
  1. Метод самостоятельной работы с учебником.

    Учитель дает задание: преобразовать текст, план, таблицу, схему.

    Например: чтобы лучше представить различия процессов дыхания и фотосинтеза дополните предложения:

         Таблица 1. Различия процессов дыхания и  фотосинтеза.

     Дыхание      Фотосинтез 
     1. Поглощение кислорода      1. Поглощение  …………….
     2. Выделяется углекислый газ      2. Выделяется  ………………
     3. Происходит на свету и в  темноте      3. Выделяется  ………………
     4. Происходит во всех живых клетках      4. Происходит  ………………
     5. Органические вещества      5. Происходит  ………………
     6. Энергия освобождается      6. Энергия  ……………………

 

     3. Метод самостоятельной работы с дидактическим материалом. Выполняются письменные графические работы творческого характера. Например: (работа на компьютере).

     КАРТОЧКА  ЗАДАНИЕ

     Какой скелет называют наружным?

     Какой скелет называют внутренним ?

     4. Метод эвристической (поисковой) беседы. Обучающиеся решают проблемные вопросы, добывают часть новых знаний. Например: почему весной и осенью растения, растущие по берегам рек, озёр, позже реагируют на изменение температуры? (тепло от воды).

     5. Метод проблемного изложения. Проблемный подход предполагает организацию активной деятельности обучающихся. Роль учителя сводится к управлению познавательной деятельности детей. Основа метода – создание на уроке проблемной ситуации, т.е. интеллектуальные затруднения, при котором обучающиеся не располагают нужными знаниями и способами деятельности для объяснения факторов явлений.

     Способы создания проблемной ситуации.

     • Выдвижение проблемного вопроса. Например: При порезе кожи кровь в скорее свертывается и перестаёт течь. Почему кровь не свертывается в сосудах? Почему после укуса пиявки кровь долго течёт и не свертывается? Как объяснить применение медицинских пиявок для лечения некоторых болезней?  Урок. Внутренняя среда организма. Изучение состава крови. Учитель может сказать: «Кровь – это жидкая соединительная ткань». Учитель ставит вопрос: «Мы знаем, что организм состоит из тканей, а что же такое кровь?».

     •  Создание проблемной ситуации на основе высказываний ученых. Например: Как вы объясните высказывание о том, что растениям принадлежит космическая роль. (К.А. Тимирязев). Создание проблемной ситуации на основе противоположной теоретической зависимости по одному и тому же факту. Например: приспособленность живых организмов к определённым условиям среды обитания объясняют: а) Как результат создания новых видов – творцов; б) Как способность организмов изменяться соответственно изменениям условий окружающей среды; в) Как результат выживания особей, у которых благодаря изменчивости развиваются признаки лучше соответственных данных условий среды обитания. Какую теоретическую зависимость вы выберите и почему?

     • Сообщение парадоксального фактора. Например: Дарвин установил факт зависимости между урожаем клевера и числом кошек живущих в местности. (Кошки разоряют гнезда шмелей).

     6. Метод самостоятельного решения расчетных и логических задач. Например: В 1846 г. на картофельных полях Ирландии размножился грибок фитофтора. В стране разорился голод. Почему такая катастрофа невозможна на родине картофеля? (Южная Америка). Основная функция учебных задач – формирование и  развитие приёмов обучения, учебной деятельности и мотивация учащихся на сам процесс обучения, на процесс познания. Поурочные листы развития, содержащие учебные задачи, помогают сделать процесс обучения более разнообразным и интересным. Например:

     Таблица 2. Примерное планирование урока.

     Тема  урока
         Плоды, их разнообразие и  значение.
     
     Планируемые результаты      Учащиеся  углубляют знания о плодах, их разнообразии и значении.
     Личная  значимость изучаемого для обучающегося.      Плоды вишни – костянки, малины – сборная костянка. У гороха плод – боб, а вовсе не стручок, яблоко – это вообще ложный пложный плод.
     План  урока
  1. Актуализация знаний.
  2. Особенности строения и образования плодов.
  3. Плоды сухие и сочные.
  4. Значение плодов в жизни растения.
  5. Закрепление изученного материала.
     Методы  обучения      Частично  поисковый, проблемный.
     Формы организации учебной  деятельности.      Комбинированный урок. Лабораторная работа «Сухие и  сочные плоды».
     Приёмы  деятельности учителя.      Организация опроса лабораторной работы, эвристической беседы, обсуждение изученного материала.
     Познавательные  задания.
  1. Расскажите о строении цветка и его значении в жизни растения.
  2. Какие суждения верны:
    • Цветок – орган полового размножения;
    • Цветы есть у всех растений;
    • Главная часть цветка – лепестки венчика;
    • Тычинка имеет пыльник и тычиночную нить;
    • Пестик состоит из завязи, столбика и рыльца;
    • Все части цветка расположены на цветоножке;
    • Главные части цветка – тычинки и пестик;
    • Цветок – приспособление для опыления;
    • Околоцветник – это лепестки чашечки и венчика;
    • Ромашка имеет соцветие – корзинку;
    • У тюльпана цветы собраны в соцветие;
    • Тополь – двудомное растение;
    • Огурец - двудомное растение;
    • Обоеполые цветки имеют тычинки и пестики.
  3. Используя личный опыт и текст учебника расскажите о способах опыления растений. Что происходит после опыления с цветком? Как образуется плод?
  4. Рассмотрите коллекцию плодов, разделите их на группы. Объясните отличия, приведите примеры растений, имеющих подобные плоды.
  5. заполните таблицу, приведите примеры плодов и растений, у которых они встречаются, сделайте выводы о значении плодов в жизни растений.
 
         Разнообразие  плодов.
     Сочные  плоды      Сухие плоды
     Односемянной  Многосемянной      Односемянной  Многосемянной

 
         Вывод:
     Организация деятельности обучающихся      Повторяют изученное слушая ответы, выполняют тест, лабораторную работу, обсуждают процессы опыления, оплодотворения, приводят примеры, заполняют таблицу, делают выводы.
     Развитие  умений обучающихся.      Быть  внимательным и собранным, обсуждать  процессы опыления, использовать личный опыт, работать с раздаточным материалом, делать обобщения.
     Основные  понятия урока.      Опыление, оплодотворение, околоплодник, семязачаток, завязь, односемянной, многосемянной, сухой, сочный плод.
     Источники информации.      Основные: учебник, таблица, разборная модель цветка, коллекция плодов, видеофильм.
     Д/З       

 
 
 

     

Наглядные методы.

     

1. Демонстрация опыта или сообщения о нем может стать основой для создания проблемной ситуации. Опыт демонстрируют до объяснения нового материала. Например: Опыт Гаузе: если популяции двух близких  видов инфузорий (инфузория золотистая и инфузория хвостатая) выращивать по отдельности, представители имеют определенное количество пищи, то особи размножаются и достигают некой определенной численности. Но если два эти вида выращивать совместно при том же количестве пищи, то к концу 16 дня выживет только инфузория золотистая, инфузория хвостатая погибнет. Как объяснить причину этого опыта?

     

2. Частично поисковый метод. Работа с экранными пособиями.  Обучающиеся решают проблемные вопросы и добывают часть новых знаний путем просмотра и обсуждения, т.е. осуществляется показ явлений в динамике, что позволяет учащимся ответить на проблемный вопрос учителя.

     

3. Метод опорных сигналов. Учитель демонстрирует таблицу с опорными сигналами, объясняет их содержание, учащиеся копируют, прорабатывают и воспроизводят.

     

Практические  методы.

     

Частично  поисковый лабораторный метод. Учащиеся добывают часть новых знаний путем самостоятельного выполнения и обсуждения эксперимента самонаблюдения или работа с натуральным раздаточным материалом, но решают задачи самостоятельно.

     

Например:  Какие  химические превращения происходят с пищей под воздействием слюны  и делают выводы.

           

Рассмотрите животных. Отметьте, как перемещаются животные; каков характер их движений. Выявите, какие приспособления, органы, части тела участвуют в перемещении животного; как меняется характер движения при испуге или прикосновении. Оцените приспособленность животных к перемещению в типичной для него среде обитания.

           

Заполните таблицу.

     

Таблица 3. Движение животных.  

     Движение организмов      Приспособленность к движению      Способ  передвижения      Среда обитания
     1.  Движение моллюсков                     
     2. Движение рыб                     
     3. Движение пресмыкающихся                     
     4. Движение птиц                     
     5. Движение млекопитающих                     

 

     

(работа выполняется на компьютере).

     

Формирование  умений, приёмов познавательной или умственной деятельности.

     

В основной школе  содержание биологического образования  обращается больше к фактам. Это  приводит к задержке развития ученика [10]. Поэтому учебный процесс надо строить таким образом, чтобы стимулировать аналитическую и синтезирующую деятельность мозга ученика. Особое влияние на развитие мыслительной деятельности учащихся оказывают логические приемы. Основными мыслительными операциями являются анализ и синтез, и степень их развитости характеризует степень развития логического мышления учащихся. Использование логических приемов необходимо начинать с изучения раздела “Растения” [12]. В старших классах учащиеся будут легко справляться не только с репродуктивными, но и с расширяющими и развивающими вопросами.

     

Дидактический прием “сравнение” помогает выявить  черты сходства и отличия в  предметах и явлениях, некоторые  общие особенности в исследуемых  объектах. Например:

     

дайте сравнительную характеристику белой планарии и свиного цепня. Сделайте вывод.

     

Таблица 4. Сравнительная  характеристика белой планарии и  свиного цепня. 

     Сравниваемый  признак      Белая планария      Свиной  цепень
     Тип              
     Покров  тела              
     Полость тела              
     Дыхание              
     Питание и пищеварение              
     Нервная система              
     Выделение              
     Размножение и развитие              

 

     

Однако при помощи сравнения нельзя выявить существенные признаки. Этому способствует применение “противопоставления”.

     

«Противопоставьте образ жизни белой планарии и свиного цепня. Объясните, какие возникли приспособления к паразитическому образу жизни у свиного цепня? Сможет ли белая планария жить в другом организме? Ответ обоснуйте» [15].

     

*Когда нужно  составить самостоятельно характеристику  предмета либо явления по аналогии  с той, которую составили коллективно или которая дана в учебнике, применяется прием ”аналогии или переноса знаний в новую ситуацию”.

     

Составьте самостоятельно сравнительную характеристику свиного  цепня и человеческой аскариды.

     

Прием классификации  помогает объединить в группы по сходным  признакам. Этот прием требует большой аналитико-синтетической деятельности учащихся. Сначала ученик должен провести анализ признаков предметов и явлений, затем среди них найти общее, на основании которых объединить их в группы.

     

«Распределить животных по классам и выделить их отличительные признаки:

     

Бычий солитер, печеночная двуустка, свиной цепень, кровяная двуустка, широкий лентец, ремнец, лягушачья многоустка, эхинококк» [13].

     

Прием систематизации требует расположения предметов  или явлений в определенном порядке, в системе.

     

«На примере изученных червей проследите черты усложнения. Строение и образ жизни каких червей являются наиболее сложными? Докажите» [13].

     

Прием установления причин и выяснения взаимосвязи. Важным условием этого приема является наличие у учащихся определенного запаса знаний. Вскрытие причин и взаимосвязей помогает учащимся объяснить факты, а значит понять их. Данный прием включает в себя вопросы и задания, начинающиеся словами «почему», «с чем связано», «объяснить причины», а также при работе со схемами и моделями. Полезны задания на составление учащимися схем и моделей самостоятельно.

     

«Объясните причину массового выхода дождевых червей на поверхность после дождя» [13].

     

Прием обобщения. Этот прием позволяет выделить общее  и главное в определенной системе знаний. «Его внешним выражением являются задания типа: что в этих заданиях общее, сделайте вывод, в чем сущность происходящего, как вы понимаете… и конечным результатом является формулировка правил, понятий, выводов» [13] .

     

«Сделайте вывод: Как связаны особенности строения дождевых червей с образом жизни и средой их обитания» [13] ?

     

Сущностью логических приемов является проблемная ситуация, которая внешне оформляется в виде вопросов, заданий задач.

     

1группа. Приёмы активизирующие деятельность учащихся на этапе восприятия знаний способствуют к пробуждению интереса к изучению материала.

Информация о работе Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии