Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2012 в 00:59, курсовая работа

Краткое описание

задачи:
1. Рассмотреть наиболее объективные причины, влияющие на познавательную деятельность учащихся на всем протяжении урока;
2. Выявить типы подходов к решению данной проблемы (повышения активизации внимания), исходя из многообразия методов активизации учащихся, применительно к урокам биологии в школе;
3. Предложить на основе изложенного материала педагогически и дидактически грамотно построенный урок, опираясь на опыт ведущих педагогов.

. Объектом данной курсовой работы являются сами учащиеся, а ее предметом изучения - условия активизации познавательной деятельности учащихся. В процессе учебной деятельности каждый учащийся включается в неё по-разному, на разных уровнях. Качество уровня владения учеником тем или иным материалом зависит от ряда как объективных, так и непосредственно субъективных причин. Выявить эти причины, организовать педагогически и дидактически правильную постановку урока в соответствии с имеющимися приемами, при которой учащиеся будут в максимально возможной мере активизированы интеллектуально, то есть включены в учебный процесс и заинтересованы в его результатах – все это можно определить как цель данной курсовой работы.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая окончательный вариант!!.doc

— 165.00 Кб (Скачать файл)

     Введение.

     Проблема  активизации познавательной деятельности учащихся на уроках в настоящее время  остается одной из наиболее актуальных проблем педагогики. Ориентация образования на формирование компетенций учащегося как основы его деятельности и общения предполагает создание благоприятных педагогических условий, при которых у него развивается познавательная и интеллектуальная активность и  вырабатывается активная личностная позиция. Объектом данной курсовой работы являются сами учащиеся, а ее предметом изучения - условия активизации познавательной деятельности учащихся. В процессе учебной деятельности каждый учащийся включается в неё по-разному, на разных уровнях. Качество уровня владения учеником тем или иным материалом зависит от ряда как объективных, так и непосредственно субъективных причин. Выявить эти причины, организовать педагогически и дидактически правильную постановку урока в соответствии с имеющимися приемами, при которой учащиеся будут в максимально возможной мере активизированы интеллектуально, то есть включены в учебный процесс и заинтересованы в его результатах – все это можно определить как цель данной курсовой работы. Для достижения поставленной нами цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Рассмотреть наиболее объективные причины, влияющие на познавательную деятельность учащихся на всем протяжении урока;
  2. Выявить типы подходов к решению данной проблемы (повышения активизации внимания), исходя из многообразия методов активизации учащихся, применительно к урокам биологии в школе;
  3. Предложить на основе изложенного материала педагогически и дидактически грамотно построенный урок, опираясь на опыт ведущих педагогов.
 
 
 

     Глава 1.

     1.1. Познавательная активность учащихся  на уроке биологии.

     Проблема  активизации познавательной деятельности учащихся всегда была одной из наиболее актуальных в теории и практике обучения. В поисках её решения педагоги осваивали новые методы: исследовательские, поисковые, а также нестандартные формы проведения занятий [1]. В последнее время широкое распространение получили активные и интерактивные формы и методы обучения, опирающиеся на деятельностные и диалоговые формы познания. Такие методы дают возможность постоянно держать высокую заинтересованность учащихся на уроках.

     Обучение  – самый важный и надежный способ получения систематического образования. Основные свойства педагогического процесса  - двусторонность, направленность на всестороннее развитие личности, единство содержательной и процессуальной сторон. Обучение включает данные свойства, и в то же время имеет и специфические качественные отличия.

     Будучи  сложным и многогранным, специально организуемым процессом отражения  в сознании учащегося реальной действительности, обучение можно определить как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Именно направляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей.

     Познавательная  деятельность – это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся (производительный и общественно полезный труд, ценностно-ориентационная и художественно-эстетическая деятельность, общение), а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач и т.п.).  Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку учебно-познавательной деятельности или учении.

     Обучение  всегда происходит в общении и  основывается на вербально -деятельностном подходе. Слово одновременно является средством выражения и познания сущности изучаемого явления, орудием коммуникации и организации практической познавательной деятельности учащихся.

     Обучение, как и всякий другой процесс, связано  с движением. Оно, как и целостный  педагогический процесс, имеет задачную структуру, и следовательно, движение в процессе обучения также идет от решения одной учебной задачей к другой, продвигая учащегося по пути познания: от незнания к знанию, то неполного знания к более полному и точному. Обучение не сводится к механической «передаче» знаний, умений и навыков, т.к. обучение является двусторонним процессом, в котором тесно взаимодействуют педагоги и учащиеся: преподавание и учение.

     Отношение учащихся к учению преподавателя  обычно характеризуется активностью. Активность (учения, освоения, содержания и т.п.) определяет степень (интенсивность, прочность) «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности.

     В структуре активности выделяются следующие  компоненты:

     ·        готовность выполнять учебные задания;

     ·        стремление к самостоятельной деятельности;

     ·        сознательность выполнения заданий;

     ·        систематичность обучения;

     ·        стремление повысить свой личный уровень  и другие.

     С активностью непосредственно сопрягается  еще одна важная сторона мотивации  учения учащихся это самостоятельность, которая связана с определением объекта, средств деятельности, её осуществления самим учащимся без помощи взрослых и учителей. Познавательная активность и самостоятельность неотделимы друг от друга: более активные школьники, как правило, и более самостоятельные; недостаточная собственная активность учащегося ставит его в зависимость от других и лишает самостоятельности.

     Управление  активностью учащихся традиционно  называют активизацией. Активизацию можно определить как постоянно текущий процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стерео типичной деятельности, спада и застоя в умственной работе. Главная цель активизации – формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса.

     В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них – разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и  самостоятельность учащихся.

     Наибольший  активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами должны:

  • отстаивать свое мнение;
  • принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;
  • ставить вопросы своим товарищам и преподавателям;
  • рецензировать ответы товарищей;   оценивать ответы и письменные работы товарищей;
  • заниматься обучением отстающих;
  • объяснять более слабым учащимся непонятные места;
  • самостоятельно выбирать посильное задание;
  • находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы);
  • создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий;
  • решать познавательные задачи путем комплексного применения  известных им способов решения.

     Можно утверждать, что новые технологии самостоятельного обучения имеют в  виду, прежде всего повышение активности учащихся: истина добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность [7].

     Таким образом, успех обучения в конечном итоге определяется отношением учащихся к учению, их стремлению к познанию, осознанным и самостоятельным приобретением знаний, умений и навыков, их активностью.

     Познавательная  активность учащихся – неотъемлемый компонент обучения.

     Степень включенности учащегося в познавательный и воспитательный процесс определяет уровень познавательной активности учащихся. В целом активность учащихся можно разделить на несколько уровней.

     Первый  уровень – воспроизводящая активность.

     Характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить  и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью  волевых усилий школьника, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний, отсутствие вопросов типа: «Почему?»

     Второй  уровень – интерпретирующая активность.

     Характеризуется стремлением учащегося к выявлению  смысла изучаемого содержания, стремлением  познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях.

     Характерный показатель: большая устойчивость волевых  усилий, которая проявляется в  том, что учащийся стремится довести  начатое дело до конца, при затруднении  не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.

     Третий  уровень – творческий.

     Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений  и их взаимосвязей, но и найти  для этой цели новый способ.

     Характерная особенность – проявление высоких волевых качеств учащегося, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы. Данный уровень активности обеспечивается возбуждением высокой степени рассогласования между тем, что учащийся знал, что уже встречалось в его опыте и новой информацией, новым явлением. Активность, как качество деятельности личности, является неотъемлемым условием и показателем реализации любого принципа обучения.

     В развитии интереса к учебному предмету нельзя полностью полагаться на содержание изучаемого материала. Наука может увлечь своей необычностью, с одной стороны, и узнаваемостью фактов с другой. Новое, неожиданное вызывает у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогает им усвоить даже сложный учебный материал. Однако без активной деятельности содержательный материал вызовет у учащихся только созерцательный интерес к предмету, который не сменится познавательным.

           Основными приемами, стимулирующими познавательную активную деятельность учащихся, можно считать создание на уроках проблемных, поисковых и эвристических ситуаций. Они являются эффективным средством развития творческих способностей учащихся и позволяют решить на уроках ряд конкретных дидактических задач:

     1. закрепить знания школьников по определенной части  темы (благодаря многократному повторению обсуждаемого материала);

     2. повысить интерес к изучаемому предмету (с помощью таких приёмов, как генерализация идей, обработка умений решать проблемы, различных типов построения учебного процесса);

     3. создать стимул к самостоятельному приобретению дополнительных знаний по теме (за счет обязательной самостоятельной работы учащихся на каждом уроке и разумной дифференциации предлагаемых заданий);

     4. научить работать в коллективе (используя опрос и взаимоопрос по каждой теме).

     Таким образом, для поддержания интереса учащихся к изучаемому материалу  необходимо оптимальное сочетание  активных и пассивных (репродуктивных) методов, соотнесение их выбора с  содержанием материала, дидактическими целями урока, возрастными особенностями учащихся, уровнем подготовленности и способностями обучающихся 

     1.2. Методы активизации познавательной  деятельности учащихся на уроке.

     В педагогике существуют различные классификации  методов повышения познавательной деятельности учащихся. Рассмотрим наиболее распространенную из них, наиболее полно, на наш взгляд, отражающую практическую сторону урока, направленную на максимальное усвоение учащимися знаний:

     1). Словесные методы активизации познавательной деятельности.

     1. Метод дискуссии. Источник знаний – слово. Осуществляется по вопросу учителя или учащихся требующего размышлений, т.е. учащиеся на уроке свободно высказывают свое мнение и внимательно слушают мнения выступающих.

     Например: Каким образом по содержанию в  крови лейкоцитов и эритроцитов можно судить о заболевании организма?

     Почему  на морозе кожа сначала краснеет, а  затем бледнеет?

     За 300 лет растительность суши мирового океана могла использовать для фотосинтеза  весь углекислый газ, содержащийся в  атмосфере, почему этого не происходит? Подумайте и объясните, какие структурные компоненты клетки могут жить самостоятельно, если их поместить в пригодный для размножения клетки питательный раствор? (митохондрии).

Информация о работе Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии