Активизация познавательной деятельности в процессе трудового обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 23:05, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить методы активизации познавательной деятельности учащихся в процессе трудового обучения.
Задачи исследования:
Рассмотреть сущность понятия «активизация познавательной деятельности».
Выявить место активизации познавательной деятельности в учебном процессе трудового обучения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………..………
3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ …...…………...…….


6
1.1 Понятие «активизация» и ее место в учебном процессе ...
6
1.2 Методы активного обучения, их классификация ..…...…..
13
1.3 Организация познавательной деятельности учащихся по трудовому обучению на основе применения методов активного обучения ……………………………………………. …………………………………...………..……….



18

ГЛАВА 2. МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ И ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ...…………………………………..


24
2.1 Результаты исследования …………………………………..
24
2.2 Методические рекомендации по применению методов активного обучения в процессе трудового обучения (на примере 7 классов) ……………………………………………...


29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ...…………………………………………………………….
33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая активизация познавательной деят1.doc

— 332.00 Кб (Скачать файл)

Перейдем к рассмотрению ответов, полученных на третий вопрос анкеты. Данный вопрос касался предпочтений по месту проведения уроков трудового обучения. При ответе на данный вопрос были получены следующие результаты:

Учебный класс как  место проведения уроков выбрали 27 % учащихся;

Пришкольный участок  выбрали 37 % респондентов;

Предприятиям или организациям как месту проведения уроков отдали предпочтение 37 % школьников.

Представим полученные данные в виде гистограммы (рисунок 2.2)

Рисунок 2.2 – Предпочтения школьников в выборе места проведения урока трудового обучения.

Итак, мы убедились, что  наиболее непривлекательным местом проведения уроков трудового обучения школьники считают кабинеты трудового  обучения. Равные предпочтения учащихся отдали пришкольным участкам и предприятиям и организациям города. Из этого следует, что принявшие участие в исследовании школьники стремятся к смене обстановки, в которой проходят уроки трудового обучения.

В ходе анкетирования  мы предложили школьникам указать нестандартные  методы проведения урока, которые, по их мнению, будут эффективными в учебном процессе. Школьники предложили следующие варианта: экскурсии, конкурсы профессионального мастерства, кулинарные поединки, организация выставок изделий, изготовленных их руками, приглашение на урок специалистов, которые могли дать мастер-класс.

Итак, мы выяснили, что  школьники, принявшие участие в  исследовании, проявляют интерес  к предмету «Трудовое обучение»  и заинтересованы в том, чтобы  методы, применяемые на уроках, были разнообразными. Из этого следует, что школьники стремятся повышать свой познавательный интерес к изучаемому материалу.

Далее мы предложили школьников указать методы, которые применяют  на уроках учителя трудового обучения. В ходе анкетирования были получены следующие результаты: 100 процентов учащихся указали такие методы, как конкурс (соревнование), работа с устными и письменными текстами, а также подготовку проекта и работу на тренажерах.

КТО  Проанализировав полученные данные, мы выяснили, что учителя в практике организации уроков обучения используют как традиционные методы (работа с устными и письменными текстами), так и активные методы обучения – проведение конкурсов, подготовку проектов и работу на тренажерах. Как положительный момент укажем, что число применяемых активных методов обучения выше, чем число традиционных методов.

Вместе с тем как  негативный факт следует отметить отсутствие игровых методов проведения уроков. Напомним, что именно данному методу учащиеся отдали предпочтение в ходе проведения анкетирования.

Таким образом, в ходе эмпирического исследования выяснилось, что большинство учащихся 7 классов, принявших участие в исследовании, выбрали такую форму работы, как парная.

Учащиеся считают наиболее интересными такие методы, как  игровые, конкурсы и соревнования, а  также подготовку проектов. Наименее предпочтительными, с точки зрения учащихся 7 классов, являются словесные методы обучения – лекции, работа с устными и письменными текстами. наиболее непривлекательным местом проведения уроков трудового обучения школьники считают кабинеты трудового обучения.

Принявшие участие в  исследовании школьники стремятся  к смене обстановки, в которой  проходят уроки трудового обучения.

Мы выяснили, что школьники, принявшие участие в исследовании, проявляют интерес к предмету «Трудовое обучение» и заинтересованы в том, чтобы методы, применяемые на уроках, были разнообразными.

Мы установили, что  учителя в практике организации  уроков обучения используют как традиционные методы (работа с устными и письменными  текстами), так и активные методы обучения – проведение конкурсов, подготовку проектов и работу на тренажерах.

Как положительный момент укажем, что число применяемых  активных методов обучения выше, чем  число традиционных методов.  Вместе с тем как негативный факт следует  отметить отсутствие игровых методов проведения уроков.

Таким образом, наша гипотеза о том, что применение активных методов обучения повышает интерес учащихся к сфере трудовой деятельности, вызывает у школьников желание приобщиться к миру труда, осваивать трудовые умения и навыки, косвенно доказана.

 

2.2 Методические  рекомендации по применению методов  активного обучения в процессе  трудового обучения учащихся

 

 

В ходе урока трудового  обучения должны решаться следующие  задачи развития учащихся:

    • Развитие интеллектуальных и творческих способностей.
    • Расширение кругозора учащихся.
    • Развитие общеучебных умения и навыков.
    • Развитие умений и навыков сотрудничества, взаимопомощи и взаимовыручки, ученического самоуправления.
    • Развитие личной целеустремленности, самоконтроля и др.

Решение данных задач осуществляется как через урочные формы обучения и дополнительные занятия по предмету, с использование различных образовательных технологий и методов, так и путем внедрения активных форм обучения.

На уроках технологии и трудового обучения возможно применение следующих методов активного обучения.

1. Работа с устными  и письменными текстами на  уроке.

На таких занятиях активность учащихся достигается за счет введения учителем в содержание материала различного рода противоречий, преднамеренных ошибок, приемов проблемного обучения:

  • выдвижение и последующее обоснование предложений (гипотез),
  • постановка проблемных вопросов,
  • организация дискуссионного рассмотрения нового материала и др.).

2. Учебные задания,  работающие на решение поставленных  задач:

    • задания исследовательского характера,
    • задания по поиску новых технологий, оптимизации последовательности операций, подбору приспособлений, приборов, организации работ и т.п.,

3. Имитационные упражнения, которые могут носить двигательный и умственный характер. К двигательным упражнениям относятся: работа на тренажерах, а к умственным – разбор или построение конкретных ситуаций. Такие ситуации могут касаться разработки структуры технологического процесса, функционально-стоимостного анализа изделия или технологии, обоснование рациональности коммуникативных процессов в трудовых отношениях, аспектов маркетинга и др.,

4. Обучающие игры – цепь имитационных проблемных ситуаций, в том числе конфликтных, в которых участники выполняют отведенные им социальные роли в соответствии с поставленными целями.

5. Интегрированные уроки. Интегрированный урок – это урок, в котором вокруг одной темы объединяется материал нескольких предметов. Требования к планированию, организации и проведению интегрированных уроков:

  • Определение системы таких уроков на целый год и включение их в календарно-тематическое планирование.
  • Тщательное планирование каждого урока.
  • Моделирование содержания уроков, наполнение их тем содержанием, которое поддерживает главную цель.
  • Тщательный выбор структуры урока, методов и средств обучения.
  • Оптимальная нагрузка детей впечатлениями.
  • Привлечение к проведению интегрированных уроков педагогов различных учебных предметов и специалистов.

6. Проектный метод. Данный метод позволяет:

  • научить учащихся самостоятельно, критически мыслить;
  • приобщаться к практической деятельности
  • связывает тему исследования с другими учебными дисциплинами.

При использовании проектной  методики особенно важна организационная  деятельность, начиная с погружения учащихся в проектную, исследовательскую деятельность до ее осуществления.

7. Метод конкретных ситуаций, который позволяет учащемуся научиться: объективно оценивать реальную обстановку, оперативно ориентироваться в различных обстоятельствах, выделять профессиональную проблему, учитывать интересы и возможности других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их деятельност В структуру проблемной ситуации входят следующие компоненты:

  • неизвестное знание или способ действия,
  • познавательная потребность, побуждающая человека к интеллектуальной деятельности,
  • интеллектуальные возможности человека, включающие его творческие способности и прошлый опыт.

Последовательная система  частных проблемных ситуаций помогает учащимся не только раскрыть суть общей  проблемы, усвоить требуемые программные  знания, но и постичь пути познания нового. Эмоциональные переживания вызывают приемы удивления.

 

 

Выводы

Проведя эмпирическое исследование, мы пришли к следующим выводам.

1. Выяснилось, что большинство учащихся 7 классов, принявших участие в исследовании, выбрали такую форму работы, как парная.

2. Учащиеся считают  наиболее интересными такие методы, как игровые, конкурсы и соревнования, а также подготовку проектов. Наименее предпочтительными, с  точки зрения учащихся 7 классов,  являются словесные методы обучения  – лекции, работа с устными  и письменными текстами. наиболее непривлекательным местом проведения уроков трудового обучения школьники считают кабинеты трудового обучения.

3. Принявшие участие  в исследовании школьники стремятся  к смене обстановки, в которой  проходят уроки трудового обучения.

4. Мы выяснили, что школьники, принявшие участие в исследовании, проявляют интерес к предмету «Трудовое обучение» и заинтересованы в том, чтобы методы, применяемые на уроках, были разнообразными.

5. Мы установили, что  учителя в практике организации  уроков обучения используют как традиционные методы (работа с устными и письменными текстами), так и активные методы обучения – проведение конкурсов, подготовку проектов и работу на тренажерах.

6. Как положительный  момент укажем, что число применяемых  активных методов обучения выше, чем число традиционных методов.  Вместе с тем как негативный факт следует отметить отсутствие игровых методов проведения уроков.

7. Таким образом, наша  гипотеза о том, что применение активных методов обучения повышает интерес учащихся к сфере трудовой деятельности, вызывает у школьников желание приобщиться к миру труда, осваивать трудовые умения и навыки, доказана.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Активность личности – особый вид деятельности или особая деятельность, отличающаяся интенсификацией своих основных характеристик, а также наличием таких свойств как инициативность и ситуативность.

Познавательная активность – это целенаправленное сложное  образование личности, включающее мотивационный, содержательно-рациональный и эмоционально-волевой  компоненты.

Управление активностью  школьников традиционно называют активизацией Главная цель активизации познавательной активности – повышение качества учебно-воспитательного процесса.

Выделяют следующие  принципы активного обучения, реализуемые  при организации учебного процесса: индивидуализация, гибкость, элективность, контекстный подход, развитие сотрудничества.

Методы активного обучения представляют собой совокупность педагогических действий и приёмов, направленных на организацию учебного процесса и  создающего специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности.

По характеру учебно-познавательной деятельности методы активного обучения подразделяют на имитационные и неимитационные. Имитационные подразделяют на игровые и неигровые. Под не имитационными методами понимают стажировку на рабочем месте, программированное обучение, проблемную лекцию, выпускную работу. По численности участвующих выделяют индивидуальные, групповые, коллективные методы, а также методы, предполагающие работу участников в диадах и триадах.  По месту проведения различают аудиторные и внеаудиторные, выездные, экскурсионные. По принципу использования вычислительной техники – ручные, компьютерные  и игры с компьютерным обеспечением

Для активных методов  обучения характерна высокая степень  проявления обратных связей от ученика  к учителю. Выбор и особенности  применения активных методов обучения строятся с учетом характера учебных  занятий.

 

В ходе эмпирического  исследования выяснилось, что большинство учащихся 7 классов, принявших участие в исследовании, выбрали такую форму работы, как парная.

Информация о работе Активизация познавательной деятельности в процессе трудового обучения