Адаптация детей к условиям ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июля 2014 в 11:01, курсовая работа

Краткое описание

Дошкольное учреждение первым открывает пред ребенком мир социально общественной жизни. Детский сад (параллельно с семьей) берет на себя одну из главных ролей в воспитании ребенка-дошкольника и играет ее, начиная с первого знакомства и до выпуска его в школьный мир знаний. Таким образом, детский мир становится одним из определяющих факторов в становлении личности ребенка. Многие основные его свойства и личностные качества складываются в этот период жизни. От того, как они будут заложены, во многом зависит все его последующие развитие.

Содержание

Введение…………………………………………………………с.3.
Глава 1. Теоретическое изучение проблемы
Адаптация детей к условиям ДОУ
1.1.Типы адаптации………………………………………………с.4.
1.2.Этапы адаптационного периода…………………………….с.5
1.3. Степени адаптационного периода………………………….с.7
1.4. Родителям об особенностях адаптации детей в ДОУ…….с.9
1.5. Рекомендации для родителей по адаптации…………….с.12
Глава 2. Практическое задание
Разработать рекомендации для родителей по адаптации ребенка к условиям
ДОУ
2.1. Задачи и цели в ДОУ ………………………………………с.14
2.2.Направления и дидактический инструментарий в ДОУ…с.15
2.3.Направления психолого-педагогической деятельности в ДОУс.16
2.4. Игры в ДОУ…………………………………………………с.18
2.5. Результаты выполнения программы……………………….с.19
Заключение……………………………………………………….с.20
Список литературы…………………………………………………с.21

Вложенные файлы: 1 файл

Кан раб по псих дошк.docx

— 43.89 Кб (Скачать файл)

Например, ребенок приучен засыпать только в том случае, если рядом ложится мама. Итак, чтобы помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада, необходима подготовительная работа с ним. Помогут в этом следующие советы:

1. Готовьте  ребенка к общению с другими  детьми и взрослыми. Посещайте парки, детские площадки, приучайте к игре в песочницах, ходите на дни рождения друзей, новогодние праздники...

2. Максимально  приближайте домашний режим к  распорядку дня в детском учреждении (упорядочить часы сна, бодрствования, питания и т.д.), при выполнении  режимных моментов поощряйте  и развивайте детскую самостоятельность. О предстоящем поступлении в детский сад беседуйте с ним, как о радостном событии. Воздержитесь говорить о собственных опасениях в присутствии ребенка. Придите заранее в детский сад и познакомьтесь с обстановкой, с детьми, с воспитателями... Лучше это сделать, когда дети гуляют на улице или играют в групповой комнате. Познакомьтесь с воспитателями группы заранее, расскажите об индивидуальных особенностях вашего ребенка, что ему нравится, что нет, каковы его умения и навыки, в какой помощи нуждается. Определите, какие методы поощрения и наказания приемлемы для вашего ребенка. В первые дни посещения садика не оставляйте ребенка одного, побудьте с ним какое-то время. Не оставляйте ребенка на целый день. Не опаздывайте, хотя бы в первые дни забирайте ребенка вовремя. Дайте ребенку в детский сад любимую игрушку, уговорите оставить ее переночевать в садике, а наутро снова с нею встретиться. Если ребенок не соглашается, путь игрушка ходит вместе с ним ежедневно и знакомится там с другими детьми. Расспрашивайте, что с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, не было ли ей грустно. Таким образом вы узнаете, как ребенку удается привыкнуть к детскому саду. Поиграйте с ребенком с домашними игрушками в детский сад, распределите роли детей, воспитателей. Помогите игрушке найти ей друзей и порешайте проблемы вашего ребенка через нее, ориентируя на игру на положительные результаты.

Эти советы помогут заботливым родителям грамотно и безболезненно помочь своему ребенку пережить процесс перехода из дома в детский сад

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.5 Рекомендации для родителей по адаптации

 

1.Провести первое знакомство родителей и ребенка с ДОУ:  
-прийти на детский праздник; 

-проконсультироваться у психолога; 

-посетить  занятия; 

-пройти с экскурсией по ДОУ; 

-посетить  «День открытых дверей». 

2.Приходя в детский сад, желательно познакомится с группой, куда будет

ходить ребенок, с сотрудниками, работающими там. 

3. В адаптационный период нежелательно разрушать любые привычки, в том числе и вредные (например, если ребенок сосет палец, не засыпает без соски или пения и т.п.), так как это осложнит приспособление к новым условиям. 4.На момент поступления в детский сад необходимо предупреждать воспитателя о «особых» привычках ребенка, если таковые имеются.  
5. Необходимо тренировать у ребенка систему адаптационных механизмов, приучать его к ситуациям, в которых требуется менять формы поведения.  
6.Нужно придерживаться режима дня максимально приближенного к режиму

в ДОУ. 

7 Готовится  к посещению сада лучше вместе. Ребенок будет более заинтересован  посещением ДОУ, если родители, покупая  необходимые вещи, будут привлекать  и ребенка. 

8.Накануне первого посещения детского сада необходимо напомнить малышу, что завтра он идет в группу, и ответить на все вопросы.  
9.Рекомендуется укороченный день. Адаптация детей в основном начинается в летний оздоровительный период (этот этап самый рациональный), когда малыши большую часть времени проводят на прогулке, что способствует более легкой адаптации, так как дети имеют больше возможности находиться в привычной, естественной обстановке: играть с песком, водой, которые

являются прекрасными психопрофилактическими средствами. 

10.Первые несколько дней (приблизительно неделя, иногда до трех недель) желательно присутствие родителей в группе, на прогулке вместе с ребенком, т.к. с мамой ребенок чувствует себя уверенно и спокойно. Мама может помочь мне одеть других детей, принять участие в игре, участвовать в процессе кормления своего дитя, других ранимых малышей. В это время (период адаптации) пребывание ребенка в детском саду укорочено. Игры и игрушки вызывают у ребенка острый интерес. Любознательность и активность побуждают его ненадолго отлучиться от мамы для игры. При этом малыш иногда недалеко уходит от мамы, постоянно возвращается за эмоциональной «подпиткой». Здесь советуем маме отпускать малыша, одновременно следить за его безопасностью, своевременно откликаться на его призывы. Сначала проявления самостоятельности очень не долговременны, но постепенно малыш все дальше отходит от мамы, добровольно принимает участие в играх со мной, другими детьми и чужими мамами.  
11. Важно избегать обсуждения при ребенке волнующих проблем, связанных с детским садом.

12.Необходимо подчеркивать, что ребенок по-прежнему дорог и любим .  
13.Вежливое и приветливое обращение родителей к сотрудникам детского сада расположит ребенка к общению с ними.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1Задачи и цели в ДОУ

 

Цель Программы: создание благоприятного воспитательно-образовательного пространства семьи и ДОУ в системе организации адаптации детей раннего возраста.

Задачи Программы:

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

-теоретический анализ психолого-педагогической  литературы;

-беседа с воспитателями;

-наблюдение за детьми;

-анкетирование родителей;

-изучение и анализ документации  по адаптации детей раннего  возраста;

-эксперимент.

Теоретико-методологические основы исследования:

1.Создать условия для организации адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.

2.Внедрить эффективные формы и методы сотрудничества с родителями, способствующие повышению информационной культуры в практику психолого-педагогического партнерства.

3.Привлечь внимание сотрудников дошкольного образовательного учреждения к проблеме организации адаптации детей раннего возраста через повышение информационной компетентности.

В основе практической работы лежит взаимодействие воспитателя, родителей и детей, направленное на создание благоприятной эмоциональной атмосферы в группе, которое создаёт основу для благоприятной адаптации детей раннего возраста.

Программа по адаптации детей раннего возраста была разработана и апробирована на базе МАДОУ ЦРР « ТЕРЕМОК» №9

 

2.2 Направления и дидактический инструментарий в ДОУ

 

В задачи психодиагностики входит: намерение получить информацию об индивидуальных особенностях детей, которая была бы полезна как им самим, так и их воспитателям и родителям. Психолого-педагогическое сопровождение ребёнка в образовательном процессе детского сада, обеспечивающего получение дошкольного образования, осуществляется по следующим направлениям:

Диагностическая работа

консультативная работа

Развивающая и диагностическая работа

Просветительская работа

Психопрофилактическая работа

Организационно-методическая

Для диагностики детей используются следующие инструментарий:

«Психолого-педагогическая оценка готовности ребёнка к началу школьного обучения»

Методика «Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте»(Глазман Ж.М. ПотанинаА.Ю, СоболеваА.Е)

Т.Д.Солдатов,тест «Мотивационная готовность к школе»

Агрессивность(графическая методика «Кактус»М.А Панфилова)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Направления психолого-педагогической деятельности в ДОУ

 

Группа «Ладушки»  ведёт работу с детьми раннего возраста (от 1,5 до 3-х лет).

До приема детей в группу  с родителями общаются специалисты МАДОУ ЦРР «Теремок»  заведующая детским садом, методист, психолог, медики и, конечно, воспитатели групп детей раннего возраста. Специалисты раскрывают особенности работы детского сада, групп детей раннего возраста, знакомят с направлениями педагогической деятельности образовательного учреждения, отвечают на вопросы родителей.

За основу процесса адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения взята модель организации адаптационного периода детей 2-го и 3-го года жизни Л.В.Белкиной

Для оптимизации процесса успешной адаптации в группе используется модель организации адаптационного периода через режимные процессы, разработанная Л.В.Белкиной, разработан режим дня

Для организации успешной адаптации детей раннего возраста, воспитатели группы выбирают разнообразные методы и приемы работы с детьми: развлечения, интересные для детей дидактические игры, подвижные игры, способствующие возникновению положительных эмоций у детей, элементы устного народного творчества. Используют формы организации детей, как в групповой комнате, так и на свежем воздухе.

Также для облегчения адаптации коллектив нашей группы в первые дни рекомендует родителям укороченное пребывание ребенка в детском саду с постепенным увеличением на 1-2 часа в день в зависимости от поведения малыша.

Диагностика проходит по трем направлениям:

– характеристика родителями состояния своих детей в семье (анкета))

– оценка воспитателями состояния детей в период адаптации к условиям детского сада (первоначальное обследование основывается на методе фиксированного наблюдения в естественных или моделируемых ситуациях: эмоциональная сфера, игровая деятельность

– заполнение индивидуального листа адаптации ребенка

По окончании периода адаптации в дошкольном учреждении собирается медико-психолого-педагогический консилиум с расширенным составом. Туда входят методист, педагог-психолог, старшая медсестра, воспитатели групп раннего возраста и воспитатели других группа (по приглашению). На нем обсуждаются результаты проведенной работы в период адаптации, положительные моменты, анализируются итоги, корректируются планы по организации адаптации и намечается дальнейшая работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4 Игры в ДОУ

 

Игры в адаптационный период с детьми двух-трех лет. 

Основная задача игр в этот период - формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действиях сопровождаемых улыбкой, ласковой интонации проявлением заботы к каждому малышу. Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всего выступает взрослый. Игры выбираются с учетом игровых возможностей детей, места проведения и т.д.

Игры – развлечения

.Дидактические игры

Подвижные игры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.5 Результаты выполнения программы

 

  1 младшая группа

2014 учебный  год

Цель программы:

1 . Формирование  психологического здоровья детей.

2. Обеспечение  формирования основных новообразований  возраста:

первичных нравственных норм;

самооценки;

элементов партнёрского общения.

Задачи программы:

Формировать первые « нравственные эмоции»: хорошо - плохо;

Формировать умение сопереживать, сочувствовать. Формировать эмоциональную отзывчивость;

Обучать положительному самоотношению и принятию других людей;

Содействовать росту и развитию ребёнка;

Развивать адекватное ролевое поведение.

Высокий уровень - 4 ребёнка .)

Выше среднего - 8 детей

Средний уровень - 8 детей.

Занятия проводились по подгруппам. Проведено 24 занятия в каждой подгруппе.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Семья – социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребенка. При жизни в определенных, устойчивых условиях ребенок постепенно приспосабливается к влияниям окружающей среды: к определенной температуре помещения, к окружающему микроклимату, к характеру пищи и т.д. Поступление в детский сад изменяет почти все условия жизни маленького ребенка. Именно сотрудники детского сада и родители, объединив свои усилия, обеспечивают малышу эмоциональный комфорт.

Информация о работе Адаптация детей к условиям ДОУ