Авторские системы обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2015 в 18:11, реферат

Краткое описание

Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперированием информацией, творческим решением проблем науки и рыночной практики с акцентом на индивидуализацию образовательных программ. Традиционные способы информации - устная и письменная речь, телефонная и радиосвязь уступают место компьютерным средствам обучения, использованию телекоммуникационных сетей глобального масштаба.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3
1.Идея авторской системы обучения………………………………………………..4
2.Различные авторские системы обучения…………………………………………5
Заключение………………………………………………………………………….16
Список использованной литературы ……………………………………………...17

Вложенные файлы: 1 файл

педагогика.docx

— 42.20 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………………3

1.Идея авторской системы  обучения………………………………………………..4

2.Различные авторские  системы обучения…………………………………………5

Заключение………………………………………………………………………….16

Список использованной литературы ……………………………………………...17 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 
 
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.

Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперированием информацией, творческим решением проблем науки и рыночной практики с акцентом на индивидуализацию образовательных программ. Традиционные способы информации - устная и письменная речь, телефонная и радиосвязь уступают место компьютерным средствам обучения, использованию телекоммуникационных сетей глобального масштаба. 
Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками. При этом особая роль отводится духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика Человека. 
В настоящее время намечается дальнейшая интеграция образовательных факторов: школы, семьи, микро- и макросоциума, при этом увеличивается роль науки в создании педагогических технологий, адекватных уровню общественного знания.

В российском образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. В этом направлении идет и прогресс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур; научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий. 
 

 

 

 

 

 

 

1. Идея авторской  системы обучения

 
 
Идея авторской системы обучения очень похожа на идею авторской песни, когда люди начинают сочинять стихи для себя и потом петь под гитару для себя и своих друзей, вовсе не претендуя на то, чтобы их песни были признаны вершиной песенного искусства или исполнялись в больших залах большими певцами. Так и авторская система обучения: это школа учителей, которую придумали сами учителя для себя, своих учеников. Авторы систем, как правило, вовсе не претендуют на то, чтобы все школы в стране или в мире становились такими, они даже не претендуют на то, чтобы их опыт распространялся: они придумали свою систему, свою школу для себя, и этого достаточно. Хотя сама педагогика развивается такими авторскими школами, которые со временем становятся идеалом для других.

Зарождение авторских систем обучения началось в середине восьмидесятых годов. В то время и подумать было нельзя о том, чтобы школы были не едиными, не одинаковыми. Школы могли быть хорошими или плохими. Но разными они быть не могли ни в коем случае. 

Самая большая трагедия российского образования в том, что не успевают укореняться инновации. Они сметаются новыми придумками, не доживая до того, чтобы стать традицией. За прошедшие годы педагогам-новаторам удалось столько наработать и напридумывать, что теперь перед ними стоит совершенно особая задача: придать устойчивую форму всем этим изобретениям.  
Наступили годы становления форм, они сменили годы реформ. Плохо ли, хорошо ли, но время реформ завершилось. Что успели, то успели, чего не успели – стоит только сожалеть. Но время, отведенное на образовательные реформы, прошло. 

Парадокс авторской системы обучения в том и состоит, что невозможно построить совершенно другую школу внутри практически не меняющейся системы образования. Так не бывает! 

В России сформировалось устойчивое инновационное сообщество. Оно, правда, пока не стало сетью, и слишком много времени упущено, и это уже опасно, что сообщество никак не оформлено и не имеет поддержки, но об этом чуть позже. 
Авторство стало для российского образования нормальным и устойчивым. Правда, намерение создать свою авторскую систему обучения – это только намерение, и на самом деле авторских систем не так много. В реальности. Но в головах многих учителей живет образ своей авторской системы обучения.  
«Авторская система обучения» – понятие по нынешним временам широко известное.  

2. Различные авторские  системы обучения

 
Школа Дмитрия Лебедева

 
Здесь основа – изобразительное искусство. В рисунке и труд, и наука, и ремесло. Ученик проходит путь от замысла, от идеи к материальной вещи. Лебедевцы обнаружили, что внутри человека есть центры удовольствия, центры “рая” и центры “ада”, отрицательных и положительных эмоций. Для учителей этой школы было жизненно важно все так устроить, чтобы ассоциативные связи закрепились во время учебы эмоционально, связывались удовольствием. Прежде чем учитель начнет учить детей, он заразит учеников любопытством, желанием узнавать. И только тогда от рисунка они шагнут к письму, счету, чтению, размышлению.

Труд, искусство и наука пересекаются и дополняют друг друга. Знания желанны, если их требует практика, и знания реальны, если они проверяются практикой. Все ученики школы Лебедева сначала со страхом садятся за мольберт, а заканчивают занятие с ликованием: я могу! Это главное в авторской системе обучения Лебедева – ты творец, ты можешь создать произведение, а значит, тебе доступна радость созидания.

 
 
Идея школы Дальтон-план

 
Когда восемнадцатилетняя Хелен Паркхерст переступила порог ватерсвилльской школы, она еще не подозревала, что придумает необыкновенный способ учения детей. Просто слишком быстро ей стало скучно учить местных ребятишек так, как ее саму учили в детстве. И тогда она стала привлекать ребят к организации учения. Собирала их в кружок и договаривалась, что они будут делать в течение недели. 

Учебным пространством постепенно становился не только класс, в котором были уничтожены прежние стройные ряды парт. Теперь заниматься можно было и в коридоре, потому что туда перекочевала часть школьной библиотеки, или за общим столом, где умещались сразу несколько ребят, работающих над общей проблемой.

Так постепенно прорастала идея системы Дальтон-план (Дальтон – это местечко, где в 1920 году была организована первая школа, целиком работающая в русле идей Хелен Паркхерст). Теперь такие школы разбросаны по всему миру: в Голландии, Англии, Америке (а с начала девяностых годов и в России) родители отдают туда своих детей, если хотят вырастить их независимыми, коммуникативными и самостоятельными. Потому что среди главных ценностей Дальтон-учителей – свобода, самостоятельность и сотрудничество. 
Дальтон-план – странное явление в педагогическом мире. Его приверженцы упорно настаивают: это не система, подлежащая тиражированию. Это просто образ жизни, в котором и ребенок, и взрослый совместно выстраивают свои образы личности и мира. И при этом есть то, что явно можно распространять, – система заданий, конструктивное сотрудничество, расстановка мебели в классе, наконец. 
“Дальтон-план скорее делает акцент на важности образа жизни ребенка во время выполнения им своей работы и на его поведении как члена общества, а не на предметах его учебной программы. Именно общая сумма этого двойного опыта определяет его характер и его знания”. 

Пункт первый: свобода

Дальтон-педагогика выращивает свободных людей, говорят учителя. Потому что человек, умеющий выбирать и отвечающий за свой выбор, совершенно свободен. Как же это осуществить в реальных рамках начальной и средней школы? Да очень просто – пусть ребенок сам выбирает, что, когда, как, сколько и с кем он будет изучать.

Правила и границы, обеспечивающие свободу, – очень важная часть Дальтон-педагогики. Именно они помогают ребенку ощущать ответственность за свою работу, за уровень внутриклассных взаимоотношений, за сохранность учебных материалов. С помощью правил ребенок учится контролировать и собственное поведение.  
Понятно, что лучше всего для этих целей подходят правила, выработанные совместно всеми членами школьного сообщества, потому что ребенок всегда с готовностью выполняет те инструкции, в составлении которых он сам принимал участие, и яростно отвергает похожие установления, если не признает их своими.  
Свободный ребенок любит правила – странный парадокс. Но именно ощущение рамок, которые ты сам установил, и дают это чувство свободы. А кроме того, и безопасности, потому что это четкие границы твоего мира. Таких правил может быть несколько – правило планирования и отчета, правило уважения чужой работы, правило ожидания.

Правил не должно быть много, главное условие – их лаконичность, понятность и обязательность соблюдения всеми членами школьного сообщества, включая учителей и директора. Только тогда ребенок воспримет их не как посягательство на свою свободу, а как приглашение к освоению нового для него пространства человеческих взаимоотношений. И малыш станет радостно учиться этой свободой распоряжаться.

Пункт второй: сотрудничество

Поступив в школу, ребенок почти сразу понимает, что он не один здесь. Вокруг него масса людей, маленьких и больших, каждый из которых играет свою роль. Обучение в Дальтон-школе построено так, что с самых первых дней малыш оказывается не просто окруженным толпой одноклассников или ребят постарше, он вступает с ними в разнообразные конструктивные отношения (сначала при поддержке учителя, а потом и самостоятельно). Получив задание, ребенок может выполнять его один, в паре или группе. Так он учится оказывать помощь другим, понимает, что все люди могут совершать ошибки и это не причина для стресса, а часть процесса обучения. Теперь он с легкостью признает, что человек (в том числе учитель и он сам) может чего-то не знать, однако это не умаляет его личных достоинств, тем более если он может легко найти необходимую информацию.

Научение разным способам ее поиска – одна из важных частей Дальтон-образования. И тут сотрудничество снова предоставляет больше возможностей, чем одиночный поиск. Потому что можно просто взять книжку с полки или воспользоваться компьютером, а можно найти решение проблемы в процессе обсуждения или совместных экспериментов. 

Работая в группе, каждый старается не только занять в ней определенное положение, но и вынужден научиться договариваться, поступаясь своими личными интересами, конструктивно и быстро разрешать конфликты. Дети учатся ясно формулировать свои мысли и желания, соотносить их с задачами, выбранными конкретной группой ребят. В зависимости от возраста участников растет также и коллективный контроль и ответственность за результаты работы всей группы.

Постепенно ребенок привыкает ощущать классное сообщество частью своего мира, он заинтересован в поддержании дружеских взаимоотношений. Все, что имеет отношение к его классу, где ему так хорошо (а потом и ко всей школе), важно для него.

Пункт третий: самостоятельность

Активной групповой работе предшествует своеобразный тренинг самостоятельной поисковой деятельности, в который включаются все дети, как только они научились читать и писать.

В любой Дальтон-школе огромная библиотека со множеством энциклопедий, словарей, подборкой произведений художественной литературы, подшивками журналов и информационный центр с картотеками и компьютерами – важная часть образовательного процесса. Второклассник, пятиклассник, девятиклассник могут в любое время прийти сюда, чтобы легко найти нужную информацию, но сначала на специальных общих занятиях все дети учатся ориентироваться в море карточек и текстов.

Учебник в подобной системе – книга из разряда прочих, которой также надо уметь самостоятельно пользоваться. Ребенок использует учебник, выполняя конкретные задания, обобщая полученную из других источников информацию, проверяя себя.

Принцип самопроверки здесь один из важнейших.

В парте у каждого лежит специальный листочек: понедельник – желтая клеточка, вторник – оранжевая, среда – красная и так далее. Внутри записаны задания на день по всем предметам. Задание на неделю появляется в жизни ребенка в четвертом классе, до этого он пробует свои силы, планируя работу на день или половину недели. Недельные задания распределяются обычно в четверг, а проверяются в среду утром, чтобы во второй половине дня учителя могли бы после обсуждения подготовить следующую серию заданий. Получив их, ребенок может начать работать сразу и закончить все в пятницу, а может, наоборот, только в понедельник приступить к работе, а до этого просто почитать или поиграть.

Цвета в плане как раз и помогают учителю определить, какую часть работы в какой день осуществлял ребенок. В его плане обязательно отводится место также для групповых или фронтальных занятий типа чтения одной книжки для всех с последующей дискуссией. Также отмечаются все занятия, которые будут происходить в течение недели за стенами школы.

В плане обязательно указывается предполагаемое время выполнения работы. Разумеется, может случиться так, что ребенок, отвлекшись чем-то или думая, что у него еще достаточно времени, провозится с материалом гораздо дольше или, наоборот, сделает все быстро. Так часто бывает на первых порах, пока еще чувство времени развито слишком слабо. Тогда при следующем  
планировании взрослый с ребенком откорректирует временные рамки, а пока малыш потренируется замечать бег времени с помощью специальных упражнений или, если он совсем маленький, научится пользоваться часами, которые висят в каждом классе.

Потому что чем старше становится ребенок, тем чаще учитель предлагает ему все-таки придерживаться определенных временных рамок при выполнении задания, потому что часто от них зависит его качество.

В течение одного учебного дня в Дальтон-школе ребенок слушает объяснения учителя, предназначенные всей группе, участвует в групповых обсуждениях, тренируя свои коммуникативные способности. Но все же главные учебные часы – это часы свободной работы над специальными дальтоновскими заданиями, которые составляет учитель или старшие ученики. Время такой работы в разных классах различно – от 5 до 10 часов в неделю в зависимости от возраста и степени самостоятельности ребят.

Информация о работе Авторские системы обучения