Авторские системы вопитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2014 в 23:11, доклад

Краткое описание

В последние годы авторские системы воспитания стали чрезвычайно популярны в нашей стране - уже с раннего возраста детей различными способами учат читать и считать. Но психологи и психотерапевты "бьют тревогу" - увеличивается число детей с нарушениями психики. Чем же авторские методики отличаются друг от друга и от традиционных программ воспитания? Широкий размах увлечения авторскими методиками воспитания спровоцирован появлением класса молодых неработающих, но образованных мам с нереализованными амбициями. В этом случае понятие "развитие" употребляется ошибочно, на самом деле оно подразумевает психическое, физическое и интеллектуальное формирование личности. Энтузиазм мам и пап подогревается необходимостью сдачи тестов при поступлении в элитные школы.

Вложенные файлы: 1 файл

Авторские системы воспитания.doc

— 226.50 Кб (Скачать файл)

Четвертый этап - обновление и совершенствование системы: усложняются цели, более разнообразным становится содержание, более тонкими - отношения, более разветвленными - связи и, конечно же, более сложными становятся организационные, управленческие процессы. Но именно через это усложнение педагоги и поднимают систему на новую ступень, на новый уровень.

Воспитательная система - не самоцель. Она служит оптимизации процессов личностного развития. Поэтому главным критерием ее эффективности будет результат - развитие и самовыражение личности воспитанника и педагога. Предлагаем программу самоанализа состояния воспитательной системы школы, разработанную В.А.Караковским.

Примерная программа самоанализа состояния воспитательной системы школы

I. Общие данные  о школе.

Официальное название школы, ее тип (общеобразовательная средняя, неполная средняя, начальная, гимназия, лицей, колледж, школа-интернат, авторская, школа-комплекс, экспериментальная площадка, государственная, частная, наличие профильных классов).

Микрорайон школы, ее ближайшее окружение: социальный и этнический состав семей, преобладающие профессии и занятия родителей, источники положительного и отрицательного влияния, молодежная среда, статус школы среди населения.

Взаимодействие с другими школами, с дошкольными, внешкольными, культурно-просветительными учреждениями, трудовыми коллективами и т.д. (содержание и формы).

Количественные характеристики (количество учащихся, классов, ГПД, учителей, организаторов внеклассной работы на общественных началах).

Фамилия, имя, отчество директора школы, почтовый адрес школы, номер телефона, факс, электронная почта.

II. Признаки  гуманистической воспитательной  системы и ее особенности.

Идеология системы (совокупность идей, лежащих в основе воспитательной системы).

Гуманистические цели воспитательной системы, особенности процесса целеполагания; участие в этом процессе учителей, учащихся, родителей.

Наличие системообразующей деятельности, реализующей целевую установку системы, другие приоритетные виды деятельности, наиболее часто используемые формы их организации.

Отношения между учащимися и педагогами, педагогами и родителями, педагогами и администрацией.

Наличие чувства школьной общности и формы его проявления.

Ценности, которые объединяют учащихся и педагогов.

Культура воспитательной системы (традиции, ритуалы, символы, сленг).

Нормы школьной жизни, их знание и выполнение.

Наличие разных объединений, организаций, движений (постоянных и временных) учащихся, учителей, родителей; содержание и формы их взаимодействия.

Интеграционные процессы (создание различных форм интеграции: "ключевых дел", воспитательных центров, комплексов, клубов; взаимопроникновение обучения и воспитания; межвозрастные, одновозрастные связи).

Позиция педагога как воспитателя по отношению:

к детскому сообществу школы,

к собственному саморазвитию,

к коллегам по педагогическому коллективу,

к среде, окружающей воспитательную систему школы.

Управление воспитательной системой (органы, формы).

Самоуправление учащихся и педагогов в воспитательной системе.

Использование воспитательных возможностей среды, участие учащихся, родителей в ее преобразовании; защита от негативных воздействий среды.

Психолого-педагогическое обеспечение.

III. Процесс  развития воспитательной системы.

Противоречия в развитии воспитательной системы.

Неиспользованные резервы развития воспитательной системы.

Перспективы развития воспитательной системы.

Наиболее оригинальные находки в жизни школы.

Связь с наукой:

над какой исследовательской проблемой работает педагогический коллектив школы;

участие педагогического коллектива (отдельных учителей) в исследовании проблемы "Теория и практика воспитательных систем". Темы исследования.

Качественные показатели эффективности функционирования воспитательной системы

Образ школы в сознании педагогов, учащихся, родителей.

Образ выпускника как идеальный результат воспитательной системы.

Психологический климат. Самочувствие детей, педагогов в школе.

Отношение к внутришкольным конфликтам.

Характер взаимоотношений между различными субъектами системы.

Событийный характер деятельности.

Проверка временем (прочность связи поколений, традиции, коллективные привычки).

Авторитет школы (отношение к школе работников органов управления образованием, родителей, учащихся).

В каждой школе можно разработать критерии и показатели эффективности воспитательной системы в соответствии с конкретно поставленными целями и задачами воспитания. Предлагаем один из вариантов такого анализа.

Критерии эффективности воспитательной системы Показатели Методики изучения

I. Сформированность  познавательного потенциала личности  учащегося

Освоение учащимися образовательной программы

Развитость мышления

Познавательная активность учащихся

Сформированность учебной деятельности

Школьный тест умственного развития

Cтатистический  анализ текущей и итоговой  успеваемости

Методики изучения развития познавательных процессов личности ребенка

Метод экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся (МЭОП и СУ)

Педагогическое наблюдение

II. Сформированность  нравственного потенциала личности  учащегося

Нравственная направленность личности

Сформированность отношений ребенка к Родине, обществу, семье, школе, себе, природе, труду.

Тест Н.Е. Щурковой "Размышляем о жизненном опыте"

Методика С.М. Петровой "Русские пословицы"

Методики "Акт добровольцев", "Недописанный тезис", "Ситуация свободного выбора"

Метод ранжирования

Методики "Репка" ("Что во мне выросло"), "Магазин", "Золотая рыбка", "Цветик - семицветик"

III. Сформированность  коммуникативного потенциала личности  выпускника

Коммуникабельность

Сформированность коммуникативной культуры учащихся

Знание этикета поведения

Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся

МЭПО и СУ

Педагогическое наблюдение

IV. Сформированность  эстетического потенциала выпускника  школы

Развитость чувства прекрасного

Сформированность других эстетических чувств

Методика Торренса

МЭПО и СУ

Педагогическое наблюдение

V. Сформированность  физического потенциала выпускника

Состояние здоровья выпускника школы

Развитость физических качеств личности

Статистический медицинский анализ состояния здоровья ученика

Выполнение контрольных нормативов по проверке развития физических качеств

VI. Удовлетворенность  учащихся жизнедеятельностью в  школе

Комфортность ребенка в школе

Эмоционально-психологическое положение ученика в школе (классе)

Методика А.А. Андреева "Изучение удовлетворенности учащегося школьной жизнью"

Методики "Наши отношения", "Психологическая атмосфера в коллективе"

Анкета "Ты и твоя школа"

Социометрия

VI. Сформированность  общешкольного коллектива

Состояние эмоционально-психологических отношений в коллективе

Развитость самоуправления

Сформированность совместной деятельности

Методика "Наши отношения"

Методика М.И. Рожкова

Социометрический эксперимент

Использованная литература

Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание...Воспитание! - Москва, 2000

Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения. Под ред. В.А. Караковского, Л.И. Новиковой, Н.Л.Селивановой, Е.И.Соколовой.- М.: Педагогическое общество России, 1999

Гаврилин А.В. Управление школой как воспитательной системой.- Владимир, 1993

Система воспитания сельских школьников. Методические рекомендации Под ред. Е.Н.Степанова:- Смоленск, 2000

Щуркова А.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры.-М.,1997

Кабуш В.Т. Открытые воспитательные системы: проблемы и пути решения. Минск, 1995

Классному руководителю о воспитательной системе класса /Под ред. Е.А.Степанова.- М., 2000

Воспитательный процесс: изучение эффективности /Под ред. Е.Н.Степанова- М.,2001

Размещено на Allbest.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Автореферат

Воспитание подрастающих поколений в традициях и инновациях культуры казачества Юга России

Общая характеристика работы

Актуальность проблемы исследования. Позиционирование нашего государства как одного из экономических и культурных полюсов современного мирового сообщества, разработка собственного цивилизационного проекта развития, основанного на всесторонней модернизации общественно-экономических отношений, актуализирует аксиологическую рефлексию в социально-педагогической сфере. Однако практическая реализация данных направлений наталкивается на серьезное препятствие - острый дефицит общенациональных идей, объединяющих россиян. Во многом такое положение вещей объясняется тем, что традиционный преемственный опыт и ценности, передаваемые из поколения в поколение, за последнее столетие неоднократно подвергались не только девальвации, но и полному остракизму. В связи с этим в российском социуме образовались все предпосылки для детрадиционализации общества - искажения содержания и ослабления роли традиций в его жизни. Утрата же традиционности грозит социальной разбалансировкой, лишает социум его исторической перспективы и, в конечном счете, может привести к распаду и гибели государства. Общество нуждается сегодня в консолидирующих идеях, аккумулирующих понятные, органичные российской специфике преемственные традиции, успешно «работавшие» в недалеком прошлом на целостность российского государства.

Обращённость к традиционности важна ещё и по той причине, что традиция, развиваясь в обществе, является исходной точкой для нововведения - инновации, возникающей зачастую на переосмыслении «старых» идей и трансформации их в условиях современности (А.В. Гулыга, А.В.Хуторской). Эта парадигма значима для педагогики, которая, выступая частью культуры и являясь её гибкой производной, адекватно реагирует на тенденции современного развития. Образовательной целью сегодня выступает уже не столько формирование человека просвещенного, сколько становление личности человека культуры, нашедшего себя в своей родной национальной культуре, усвоившего богатство межкультурного диалога и приобщенного к ценностям общемирового культурно-исторического развития.

В современном педагогическом осмыслении культурных процессов, вводящих образование (в широком значении этого термина) в контекст культуры и рассматривающих человека как ее субъекта и творца, общей методологией познания и проектирования образования выступает культурологический подход. В отечественном образовании активно осмысливается и находит конкретное воплощение в педагогической практике аксиологический вектор, рассматривающий культурологические методологические основы с точки зрения нахождения человеком личностных смыслов, идеалов, ценностей, ментальных архетипов в соответствующей культуросообразной среде (Е.П. Белозерцев, Е.В. Бондаревская, Б.С. Гершунский). Такая «менталеобразующая» функция культурологического образования актуализирует поиск соответствующих традиционных констант российской ментальности, создание педагогических концепций, основывающихся на преемственной передаче социокультурного опыта, реализующих национально-культурные традиции в российской образовательной парадигме. Культурологический подход, актуализирующий культурно-историческую составляющую образовательных процессов, подводит исследователей к анализу образования с позиций историко-культурного феномена как результата и условия развития культуры народа. В свою очередь российская национально-культурная парадигма, формирующаяся в традициях многонациональности и многовекторности, содержит некие системообразующие феномены, составляющие органическую социокультурную ткань российского общества. Одним из таких феноменов является российское казачество.

Активное возрождение российского казачества, берущее начало в 90-х годах прошлого столетия, подсознательно отвечало целям появления в нашем обществе институтов народной демократии. В условиях разрушения культурно-исторической традиции русского народа, а также неразвитости демократических институтов в российском историческом прошлом, возрождение казачества явилось реальным доказательством существования в России истинно народовластных традиций с российской спецификой. В процессе возрождения казачества открылась и другая его сторона - педагогический, воспитательный потенциал культуры казачества, основанной, с одной стороны, на ценностях демократии, а с другой стороны, на традициях государственности. Подобное двуединство уникально для российской истории. Оно образует, в числе прочих, преемственную социокультурную основу специфики российского пути общественного развития (суверенной демократии), обозначенного в высказываниях представителей российской власти (Д.А. Медведев, В.Ю. Сурков). В педагогической рефлексии данной проблемы актуальной становится разработка соответствующей воспитательной теории, базирующейся на культурологическом подходе, в основе которой лежат ценности, смыслы и идеалы казачьей культуры, традиционно ориентирующейся на идеи народовластия и свободного развития личности.

Информация о работе Авторские системы вопитания