А.С.Макаренко о воспитании детей в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2012 в 11:02, реферат

Краткое описание

С первого дня жизни ребенка родители начинают выполнять свой главный родительский долг – они становятся воспитателями. Через радости и испытания ведут они растущего человека по пути развития его духовных и физических сил, к духовной и физической зрелости.

Содержание

Введение
Глава 1. Историко-педагогические аспекты развития просвещения в эпоху А.С. Макаренко
1.1 Картина исторического времени эпохи А.С. Макаренко
1.2 Педагоги эпохи А.С. Макаренко о воспитании ребенка в семье
1.3 А.С. Макаренко о формах воспитания детей в семье
Глава 2. Методы и средства воспитания детей в семье в произведениях А.С. Макаренко и применение их им на практике
2.1. Главные методы и средства воспитания детей в семье в произведениях А.С. Макаренко
2.2. Анализ опыта работы с детьми из различных семей в практике А.С. Макаренко
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Рефират по ист пед.docx

— 51.29 Кб (Скачать файл)

Опираясь на идеи о коммунистическом воспитании, А. В. Луначарский при  характеристике сущности процесса воспитания большое значение придавал собственной  активности личности в овладении  коммунистической нравственностью, соответствующим  умениям социального содружества: «... надо развить в человеке гражданина,—  писал он,— надо развить такую  личность, которая умеет жить в  гармонии с другими, личность, которая  умеет содружествовать, которая связана с другими сочувствием и мыслью социально».

Большое значение для развития теории коммунистического воспитания имели  работы П. П. Блонского и С. Т. Шацкого. Рассматривая воспитание как целостный процесс, П. П. Блонский видел его основную функцию в стимулировании развития личности. «...Воспитание,— писал он в статье «О наиболее типичных педагогических ошибках при организации трудовой школы»,— должно быть не обработкой, не отшлифованием, но внутренним стимулированием развития ребенка». Значение социалистической педагогики П. П. Блонский видел в том, что она воспитывает рабочего — творца — строителя, она является культурой активной деятельности, изобретательности и творчества.

По мысли С. Т. Шацкого, главным в воспитательном процессе является его единство. В статье «Грядущая школа» он писал: «...естественно было бы считать, что эти три элемента педагогической деятельности — метод, программа, организация — должны быть построены так, чтобы один вытекал из другого и тем самым получилось бы представление о единстве воспитатель ного процесса».

 

Таким образом, в трудах Н. К. Крупской, А. В. Луначарского, П. П. Блонского, С. Т. Шацкого большое значение придавалось такой организации педагогического процесса, которая обеспечивает активное взаимодействие воспитателей и воспитуемых.

Теоретические взгляды А. С. Макаренко  на коммунистическое воспитание пронизаны  гуманистическими идеями, в основе которых лежит сочетание влияний  коллектива и развития активности личности, ее гражданских качеств, социальной ответственности, основанной на сознательной дисциплине и чувстве долга. Точное выполнение обязанностей в обществе А. С. Макаренко рассматривал как  важнейшую нравственную категорию. И в этой связи он придавал чрезвычайно  большое значение само воспитанию: «...нужно так привыкнуть к новым требованиям новой нравственности, чтобы соблюдать эти требования, уже не обременяя наше сознание каждый раз отдельными поисками...».

В. А. Сухомлинский, разрабатывая теорию коммунистического воспитания, обосновал  необходимость целостного подхода  к всестороннему развитию личности, формированию гражданской направленности ее нравственных качеств. Предрасположенность  к воспитанию, готовность быть воспитуемым  В. А. Сухомлинский рассматривал как  важнейшее условие эффективности  воспитательного процесса. Сущность воспитательного процесса отражает внутренние связи и отношения, характерные  для данного процесса и проявляющиеся  в определенных закономерностях  и тенденциях.

Таким образом, в советской педагогике при раскрытии сущности воспитания чаще всего подчеркивают не просто воздействие воспитателей на психологию воспитуемых, а именно целеустремленное взаимодействие воспитателей и воспитуемых, организацию определенных отношений  между ними, развитие активности воспитуемых, ведущей к усвоению ими общественно  значимого социального опыта.

 

 

1.3 А.С. Макаренко о формах  воспитания детей в семье

Как известно, педагогическое взаимодействие людей не ограничивается только рамками  образовательного учреждения. Его задачи также решают и другие общественные структуры и организации. В результате в педагогике в последние годы был выделен феномен «общественного воспитания», под которым понимается педагогическое взаимодействие, осуществляемое в системе «человек-человек», т.е. через непосредственные человеческие отношения, а также специально утвержденными для этой цели общественными институтами – благотворительными фондами, организациями, ассоциациями и др. В современной отечественной педагогической литературе семейное воспитание рассматривается как процесс педагогического взаимодействия родителей и других членов семьи с детьми с целью создания необходимых социальных и педагогических условий для гармоничного развития личности ребенка, формирования у него жизненно важных качеств и свойств личности. В определенные периоды к семейному воспитанию могут привлекаться няни, репетиторы, домашние учителя и гувернеры.

Следовательно, семейное воспитание – это осознанные усилия взрослых по взращиванию ребенка, которые  направлены на то, чтобы младшие  соответствовали имеющимся у  старших представлениям о том, каким  должен быть ребенок, подросток, юноша  или девушка. Одновременно семейное воспитание рассматривается как  составная часть относительно контролируемой социализации человека в современном  цивилизованном обществе. Оно осуществляется в неразрывной связи с другими  видами социального воспитания –  школьного и общественного. Проблемы семейного воспитания, в той части, где они соприкасаются со школой, изучаются общей педагогикой, в  остальных аспектах – социальной.

Определяющая роль семьи обусловлена  ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего  в ней человека. К тому же, семья  для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Социальные педагоги считают, что семья и ребенок – зеркальное отражение друг друга. В результате, именно в семье формируются те качества, которые более нигде сформированы быть не могут. Кроме того, семья осуществляет социализацию (приспособление к окружающей общности людей - социуму) личности, является концентрированным выражением ее усилий по физическому, моральному и трудовому воспитанию, профессиональной ориентации подрастающего поколения. Вот почему именно семья формирует содержание общества: какова типичная семья – таково и общество. Отсюда следует, что важнейшей социальной функцией семьи является воспитание гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества. Вместе с тем, именно в семье решаются и другие педагогические задачи. Их совокупность формирует содержание семейного воспитания.

Содержание воспитания в семье  обусловливается генеральной целью  демократического общества. Семья обязана  формировать физически и психически здоровую, высоконравственную, интеллектуально  развитую личность, готовую к предстоящей  трудовой, общественной и семейной жизни. Реализация этого подхода  российского общества к семейному  воспитанию предполагает его осуществление  по нескольким относительно самостоятельным, но взаимосвязанным направлениям. Их содержание можно свести к следующим  позициям.

Морально-нравственное воспитание в  семье представляет собой стержневой компонент формирование личности ребенка, как будущего активного участника  межличностного взаимодействия. Оно предполагает формирование у подрастающего поколения непреходящих человеческих ценностей – любви, уважения, доброты, порядочности, честности, справедливости, совести, достоинства, долга и т.д.

Интеллектуальное воспитание –  предполагает заинтересованное участие  родителей в обогащении детей  знаниями, формировании у них потребности  в их приобретении и постоянном обновлении.

Эстетическое воспитание призвано развивать таланты и дарования  детей, дать им представление о Прекрасном, существующем в жизни.

Физическое воспитание предусматривает  формирование у ребенка привычки к ведению здорового образа жизни  и включает правильную организацию  распорядка дня, занятия физической культурой и спортом, закаливание  организма и др.

Трудовое воспитание закладывает  основу будущей самостоятельной  жизни – профессиональной и социально-бытовой  деятельности в интересах государства, общества и собственной семьи. Это  лишь основные направления семейного  воспитания. В разных семьях они  в той или иной мере дополняются  экономическим, политическим, экологическим, половым и другими направлениями  воспитательного взаимодействия детей  и взрослых, реализуемого в системе  внутрисемейных отношений.

Считается, что внутрисемейные отношения  являются ведущим компонентом семейного  воспитания, поскольку они, как определенная социальная общность, выступают как  конкретная система связи и взаимодействия между ее членами, возникающими по поводу удовлетворения их разнообразных потребностей. К тому же естественную основу семьи составляют брачные и родственные связи, которые в определенном смысле являются первичными.

Помимо них семья также включает в себя хозяйственно-экономические, правовые, нравственные, эмоционально-психологические  и другие связи. Внутрисемейные отношения  также взаимосвязаны с национальными  и бытовыми отношениями. В обобщенном виде именно семья аккумулирует в  себе всю их совокупность. Значение внутрисемейных отношений в становлении  и развитии индивида обусловлено, прежде всего, тем, что они выступают  первым специфичным образцом общественных отношений, с которыми человек сталкивается с момента рождения. Кроме того в них фокусируется и находит  своеобразное миниатюрное выражение  все богатство общественных отношений, что создает возможность раннего  включения ребенка в их систему.

Ведущая роль семейных отношений в  воспитании заключается в том, что  их состоянием определяются меры функционирования и эффективности других компонентов  педагогического воспитательного  потенциала семьи. Всякое серьезное  отклонение внутрисемейных отношений  от нормы означает ущербность, а  зачастую и кризис данной семьи, утерю  ее воспитательных возможностей.

Внутрисемейные отношения выступают  в форме межличностных отношений, осуществляющихся в процессе непосредственного  общения членов семьи. Межличностное  общение является одним из социально-психологических  механизмов становления личности. Потребность  в нем носит общечеловеческий характер и является фундаментальной  высшей социальной потребностью человека. Именно в процессе общения со взрослыми ребенок приобретает навыки речи и мышления, предметных действий, овладевает основами человеческого опыта в различных областях жизни, познает и усваивает правила взаимоотношений, качества, свойственные людям, их стремления и идеалы, воплощая постепенно нравственные основы опыта жизни в собственной деятельности. Уже в игре он моделирует жизнь взрослых с ее правилами и нормами. В системе внутрисемейных отношений главенствующими выступают отношения между супругами. Они создают семью и определяют ее лицо. От характера и состояния супружеских отношений зависит нравственно-эмоциональный климат семьи, а, следовательно, ее воспитательные возможности.

Степень нравственно-эмоциональной  полноты и выразительности супружеских  отношений по-разному представлена в таких типах семьи, как демократическая, авторитарная и семья переходного  типа. Соответственно неодинаково и  их влияние на нравственное и психическое  развитие детей. Воспитание ребенка  во многом зависит и от контактов, которые устанавливаются между  родителями и детьми. Влияние отношений  родителей к детям на особенности  их развития носит многообразный  характер. Получено достаточно убедительных доказательств того, что в семьях с прочными контактами, уважительным отношением к детям у них активнее формируются такие качества, как  доброжелательность, способность к  сопереживанию, умение разрешать конфликтные  ситуации и т.д. Им свойственно более  адекватное осознание «Я – образа» (самого себя в системе межличностных  отношений), его целостность, развитое чувство человеческого достоинства. Все это делает их коммуникабельными, обеспечивая высокий престиж  в группе сверстников. В семьях с  авторитарным отношением родителей  к детям формирование названных  качеств затрудняется и искажается. Многие исследователи приходят к  выводу, что особенности взаимосвязи  родителей и детей закрепляются в их собственном поведении и  становятся моделью в их дальнейших контактах с окружающими. Отношение  родителей, которое характеризуется  отрицательной эмоциональной окрашенностью, ранит и ожесточает ребенка. Поскольку  детское сознание склонно к односторонним  выводам и обобщениям в силу ограниченности жизненного опыта, постольку у ребенка  возникают искаженные суждения о  людях, ошибочные критерии их взаимоотношений. Грубость или равнодушие родителей  дают ребенку основание считать, что чужой человек причинит ему  еще больше огорчений. Так возникают  чувства неприязни и подозрительности, страх перед другими людьми.

 

Глава 2. Методы и средства воспитания детей в семье в  произведениях А.С. Макаренко и  применение их им на практике

 

2.1 Главные методы и средства  воспитания детей в семье в  произведениях А.С. Макаренко

 

Макаренко многое сделал для развития советской теории семейного воспитания, был зачинателем массовой пропаганды педагогически обоснованных принципов  воспитания в семье.

В своей лекции «О воспитании детей» в разделе «Общие условия семейного  воспитания», А. Макаренко говорил: «Прежде всего обращаем ваше внимание на следующее: воспитать ребенка правильно и нормально гораздо легче, чем перевоспитывать. Правильное воспитание с самого раннего детства - это вовсе не такое трудное дело, как многим кажется. По своей трудности это дело по силе каждому человеку, каждому отцу и каждой матери. Хорошо воспитать своего ребенка легко может каждый человек, если только он этого действительно захочет, а кроме того, это дело приятное, радостное, счастливое.»

Семейное воспитание (воспитание детей  в семье) — общее название для  процессов взаимодействия родителей  с детьми с целью достижения желаемого  уровня развития, обучения и воспитания детей. Общественное, семейное и школьное виды воспитания осуществляются в неразрывном  единстве. Учитель начальной школы  опирается в воспитании детей  на семью, направляет семейное воспитание в гуманистическое русло. Он хорошо понимает проблемы современной семьи, делает все от него зависящее, чтобы  процессы семейного и школьного  воспитания шли согласованно. Семья  для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно значимо  в начальный период жизни ребенка  и намного превышает все другие воспитательные воздействия. По данным исследований, семья в этом опережает  и школу, и средства массовой информации, влияние улицы, друзей, литературы и  искусства. Это позволило педагогам  вывести зависимость: успешность формирования личности обусловливается прежде всего семьей. Чем лучше семья, и чем лучше влияет она на воспитание, тем выше результаты физического, нравственного, трудового воспитания личности. За редким исключением постоянно подтверждается зависимость: какая семья, такой и выросший в ней человек.

Воспитание — очень легкое дело, воспитание — счастливое дело, никакая  работа по своей легкости, по исключительно  ценному, ощутимому, реальному удовлетворению не может сравниться с работой  воспитания, считал А. Макаренко.

В современной практике семейного  воспитания довольно определенно выделяется три стиля (вида) отношений: авторитарный, демократический и попустительский.

Авторитарный стиль родителей  в отношениях с детьми характеризуется  строгостью, требовательностью, безаппеляционностью. Угрозы, понукания, принуждение —  вот главные средства этого стиля. У детей он вызывает чувство страха, незащищенности. Психологи утверждают, что это ведет к внутреннему  сопротивлению, проявляющемуся внешне в грубости, лживости, лицемерии. Родительские требования вызывают либо протест и  агрессивность, либо обычную апатию и пассивность.

Информация о работе А.С.Макаренко о воспитании детей в семье