А.С.Макаренко и его вклад в развитие педагогики как науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2014 в 00:11, доклад

Краткое описание

А.С.Макаренко родился в г.Белополье Харьковской губернии в1888г.,в семье мастера малярного цеха железнодорожных мастерских. Закончив городское училище и одногодичные курсы по подготовке учителей он стал преподавать русский язык, черчение и рисование в железнодорожном училище в поселке Крюково (пригород г.Кременчуга).

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 17.47 Кб (Скачать файл)

 

Вопрос №1: А.С.Макаренко и его вклад в развитие педагогики как науки.

Педагогическая деятельность А.С.Макаренко.

А.С.Макаренко родился в г.Белополье Харьковской губернии в1888г.,в семье мастера малярного цеха железнодорожных мастерских. Закончив городское училище и одногодичные курсы по подготовке учителей он стал преподавать русский язык, черчение и рисование в железнодорожном училище в поселке Крюково (пригород г.Кременчуга).

Учитель-энтузиаст А.С. Макаренко работал среди родителей учащихся, стоял за гуманное отношение к учащимся.Он много занимался повышением уровня своих знаний, особое внимание уделял трудам А.М.Горького.

Школьное начальство, недовольное прогрессивными начинаниями Макаренко, добилось его перевода в др. школу ст.Долинской. В 1914 г. Макаренко поступил в Полтавский учительский институт, где выделялся блестящими способностями и серьезным отношением к делу. В институте по воспоминаниям бывшего директора, Макаренко был одним из активнейших участников педагогических конференций. Его выступления были не только основательны, логичны в раскрытии мысли, но и очень хороши по форме.

А.С. Макаренко закончил институт с золотой медалью и вернулся в Крюково, где работал заведующим высшим начальным училищем. За этим постом застала его Октябрьская революция, которую он встретил с восторгом и радостью, т.к перед ним открылись большие перспективы.

В 1920 г. по поручению Полтавского губернского отдела нар. образа им была организованна колония для малолетних преступников, которой позже дали имя А.М.Горького. 8 лет Макаренко руководил колонией. Это были годы напряженного труда и борьбы за новые, настоящие, советские методы воспитания человека, принесшие Макаренко блестящую победу не только в практике, но и в педагогической теории.

С 1925г. колония завязала систематическую связь со своим идейным шефом А.М.Горьким. В 1928 г. Горький посетил колонию, которая произвела на него сильное впечатление.

В 1928-1935 гг. Макаренко руководил трудовой коммуной имени им.Дзержинского, находившейся на окраине Харькова. Имея опыт работы в колонии имени Горького здесь он с еще большей уверенностью и настойчивостью работал как педагог-новатор. Колония превратилась в замечательное учебно-воспитательное учреждение с большим заводом, образцовым сельским хозяйством, школой рабфаком, театром, духовым оркестром и т.д. В1933 г. Горький написал Макаренко, что по его мнению удачный педагогический эксперимент Макаренко имеет мировое значение.

За тем  Макаренко работал помощником начальника отдела трудовых колоний НКВД в Киеве, а с 1937 г. приехал в Москву и занялся литературной деятельностью.

А. С.Макаренко развернул большую лекционно-педагогическую работу по вопросам воспитания среди широкого советского общества, учителей, родителей, молодежи. Стал разрабатывать систему семейного воспитания. Одновременно Антон Семенович выступает с большим количеством радиолекций, журнальных и газетных статей, работает над большим трудом по методике коммунистического воспитания.

1 апреля 1939г. Антон Семенович  Макаренко  умирает от паралича  сердца.

 Педагогическое наследие А.С.Макаренко, его вклад в педагогику.

А.А.Фролов, один из ведущих современных макаренковедов, сделал вывод о том, что основу воззрений и опыта А.С.Макаренко составляла задача выявления закономерностей взаимодействия педагогических целей, средств и результатов. Связь теории и практики закладывалась им в самой теории воспитания, в понимании предмета педагогики.

Длительное время наследие А.С.Макаренко использовалось, по заключению А. А. Фролова, «непосредственно в целях совершенствования практики воспитания, большей частью в виде простого воспроизводства некоторых идей, механического копирования педагогических форм и средств». Это вульгаризировало наследие А.С.Макаренко, вызывало негативное отношение к его личности и творчеству в целом, т.к наследие этого единственного классика педагогики, всецело посвятившего свою деятельность воспитанию, продолжает и творчески развивает представления о содержании педагогической деятельности, требующей сочетания научного знания с творческим элементом, «искусством», практическим опытом.

Необычайно успешный педагогический опыт А.С.Макаренко осуществлялся на уровне всей системы деятельности педагогического учреждения и получил убедительную оценку по дальнейшим жизненным судьбам более 2-х тысяч его воспитанников. Педагогическая практика А.С.Макаренко - это 28 лет его практической работы. Исследование макаренковского опыта в проблемах специфики воспитания, его связи с обучением и социализацией личности, с учетом корневых направлений развития педагогики предшествующего исторического периода может содействовать дальнейшему обоснованию значения наследия А.С.Макаренко для решения актуальных проблем современного воспитания.

Педагогическая концепция А. С.Макаренко зародилась на основе опыта его работы в учреждениях для несовершеннолетних правонарушителей и беспризорных детей. Максимальное приближение воспитательного процесса к условиям воспитания «нормальных» детей - основа его творчества, выводящая значение теории и опыта за рамки специфики работы А.С.Макаренко.

В своей деятельности А. С. Макаренко принципиально иначе, чем официальная педагогика, реализовывал связь воспитания с жизнью. Воспитание связывалось с жизнью не прямо и непосредственно, а с помощью коллектива, единого для сотрудников педагогического коллектива и воспитанников. С одной стороны, этот коллектив обладал социальным статусом, правами юридического лица, хозяйственной самостоятельностью и т.д. С другой - это особый вид коллектива, «воспитательный», учитывающий возрастные особенности детей.

Все эти основы воспитания А.С.Макаренко изложил в работах 1925 г.: «Очерк работы Полтавской колонии им. М.Горького» и «В Главсоцвос НКП УССР».

Во фрагменте «О взрыве» «Педагогической поэмы» А.С.Макаренко рассматривал проблему соотношения эволюционного и «взрывного» в воспитательном процессе, имеющую важное значение при перевоспитании.

Организацию воспитания А.С.Макаренко мыслил на уровне всего педагогического учреждения, считая, что решающим в деле воспитания является не метод отдельного учителя и даже не метод целой школы, а организация школы, коллектива и организация воспитательного процесса.

В опубликованной в газете «Правда» 23 марта 1938 г. статье «Проблемы воспитания в советской школе», А. С.Макаренко писал: «Между классным коллективом и советским обществом нет связующего звена - более широкого коллектива, нет самой школы как единого общественного организма. Педагогическая теория, размениваясь на мелочи, не удосужилась заняться этим кардинальным вопросом». . А.С.Макаренко в этих социокультурных условиях сумел создать эффективную систему воспитания, живой, творческий метод ее реализации.

В феврале 1939 г. А.С.Макаренко работал над материалом, который при публикации (после его смерти) был озаглавлен «О коммунистической этике». В лекции 1 марта «О коммунистическом воспитании и поведении» он вновь поднял проблему соотношения сознания и поведения в воспитании.

При подготовке «Флагов на башнях» к отдельному изданию А. С. Макаренко в начало 2-й части своего произведения включил новую главу «Не может быть!», где писал: «Нет такого положения, к которому старое не могло бы приспособиться».

Через год после его смерти отношение руководства народным образованием к его творчеству стало меняться. В 1940 г. на страницах «Учительской газеты» развернулась дискуссия о наследии А.С.Макаренко. В ее ходе учительница Зырянова в статье «Против маниловской педагогики и гуманизма тов. Спасского» (23 июня, 1940 г.) отметила высокую эффективность педагогического опыта А.С.Макаренко.

Вывод: Макаренко А.С. был великим педагогом своего времени. Его опыт работы с беспризорными детьми -  уникален и неповторим, т.к Макаренко подходил творчески к педагогическому процессу и во многом его методика опиралась на выдающиеся педагогические особенности его личности и  поэтому "слепое", механическое копирование его опыта не давало больших результатов. Макаренко разработал теорию и методику воспитания в коллективе, развил теорию семейного воспитания. Главной его идеей было воспитание личности через коллектив. Антон Семенович создал много трудов на тему воспитание в том числе:«Педагогическая поэма», «Флаги на башнях», «Книга для родителей» и большое количество журнальных и газетных статей, радиолекций на тему воспитания.

 


Информация о работе А.С.Макаренко и его вклад в развитие педагогики как науки