Региональные налоги и сборы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 21:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в изучении современного состояния проблемы региональных налогов и сборов в контексте налоговой системы РФ. В соответствии с целью исследования были сформулированы следующие задачи:
1) рассмотреть состав и значение региональных налогов и сборов;
2) выделить критерии законного установления региональных налогов и сборов;
3) раскрыть особенности исчисления и взимания региональных налогов и сборов;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Региональные налоги и сборы в налоговой системе Российской Федерации…………………………………………………………………………5
1.1. Состав и значение региональных налогов и сборов……………………….5
1.2. Критерии законного установления региональных налогов и сборов…....8
Глава 2. Исчисление и взимание региональных налогов и сборов…………..12
2.1. Налог на имущество организаций………………………………………….12
2.2. Транспортный налог………………………………………………………...22
2.3. Налог на игорный бизнес……………………………………………….......32
Заключение……………………………………………………………………….37
Список использованных источников…………………………………………...39

Вложенные файлы: 1 файл

Региональные налоги и сборы - Курсовая работа.docx

— 145.81 Кб (Скачать файл)

Второй проблемой является определение самого объекта налогообложения, то есть мощности автомобиля. В 70% случаев  в техпаспортах автомобилей не указывалась  мощность двигателя в лошадиных  силах. Поэтому определить ставку и  размер транспортного налога для  большинства машин, зарегистрированных более двух лет назад, попросту не представлялось возможным. Именно  поэтому МНС стало работать в  тесном контакте с ГИБДД, которая  при регистрации новых автомобильных  средств стала указывать их мощность в техпаспортах. Однако по сей день нередко получают  от ГИБДД неполные сведения, в которых мощность машины не указывается. К тому же, в крупных  мегаполисах, прежде всего Москве и  Санкт-Петербурге, существует проблема с рассылкой уведомлений физлицам – плательщикам транспортного налога. Это связано с тем, что зачастую МНС не обладает достоверной информацией  о владельцах транспортных средств, которые предоставляются из базы данных Госавтоинспекции. В частности, указанный адрес владельца транспортного  средства не всегда совпадает с адресом его реального проживания (в каждом субъекте федерации определяется свой срок оплаты налога).

Также необходимо отметить, что проблемой является и то, что зачастую не в полном объеме зарегистрированы права на объекты транспортных средств, приобретенные как до возникновения обязанности по их регистрации, так и после ее возникновения. Во-вторых, прием и обработка сведений затруднены из-за несовпадения формата передаваемых сведений, а в ряде случаев - из-за некорректного (неполного) их оформления. Плательщики транспортного налога зачастую попадают в спорную ситуацию из-за того, что выбирают неверную, с точки зрения налоговых органов, ставку налога. Происходит это, как правило, по той причине, что они иначе, чем налоговые органы, определяют вид транспортного средства. В результате налогоплательщики получают требование о доплате сумм налога. При выборе ставки транспортного налога оказывается, что определить вид транспортного средства, а значит и объект налогообложения не так-то просто. Согласно ст. 358 НК РФ к объектам обложения транспортным налогом относятся, в частности, автомобили. Причем в Кодексе они разделены на легковые, грузовые, автобусы и т.д. Но расшифровки этих понятий в целях налогообложения в НК РФ нет. Вместе с тем и региональные власти не наделены полномочиями трактовать не определенные в Кодексе термины. В результате между налогоплательщиками и налоговыми органами возникают споры по поводу того, к какой конкретно категории и к какому виду относится тот или иной автомобиль. Можно, конечно, ссылаться на ПТС (паспорт транспортного средства), где указана категория транспортного средства. Но дело в том, что этот документ содержит и другую информацию, которая как раз и порождает разногласия. Так, в графе «Наименование транспортного средства» ПТС на автомобиль УАЗ-39099, относящийся к категории «B», может быть указано «грузопассажирский». Довольно часто при проверке правильности расчета транспортного налога налоговые органы на этом основании настаивают на применении ставок, установленных для грузовых автомобилей. А расчет, который произвел налогоплательщик по ставке, установленной для легковых автомобилей, не принимают.

 

 

2.3. Налог на  игорный бизнес

Игорный бизнес – это вид предпринимательской деятельности, не являющейся реализацией продукции (товаров, работ, услуг), но приносящей доход от выигрыша организаторам игр в результате проведения азартных игр и заключения пари. В целях легализации и налогообложения этого вида деятельности с 1 января 1994 года Распоряжением Правительства г. Москвы № 2177-РП впервые было введено лицензирование игорного бизнеса в г. Моск-ве, а Постановлением Правительства РФ №1418 от 24.12.1994 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» был установлен единый порядок его лицензирования на всей территории Российской Федерации. Впервые было дано понятие содержания игорных заведений. Это: казино, ипподромы, залы игровых автоматов, игорные дома, заведения, где осуществлялось проведение игр, прием ставок с обыкновенным денежным и имущественным выигрышем, которые, как и все юридические лица, являлись налогоплательщиками. Налогообложение игорного бизнеса имеет свои особенности и сложности в связи со спецификой этого рода занятий. Учитывая специфику игорного бизнеса, порядок налогообложение этой сферы деятельности неоднократно менялся в целях поиска наиболее оптимальной формы налогообложения28. С 1 января 2004 года вступила в силу глава 29 Налогового кодекса РФ «Налог на игорный бизнес».

Статьей 364 главы 29 НК РФ введены понятия, которые  применяются в целях исчисления и уплаты налога на игорный бизнес, такие как «организатор игорного заведения» и «организатор тотализатора». Организатор игорного заведения, в том числе букмекерской конторы – организация или индивидуальный предприниматель, которые осуществляют в сфере игорного бизнеса деятельность по организации азартных игр, за исключением азартных игр на тотализаторе. Организатор тотализатора – организация или индивидуальный предприниматель, которые осуществляют в сфере игорного бизнеса посредническую деятельность по организации азартных игр по приему ставок от участников взаимных пари и (или) выплате выигрыша. Налогоплательщиками налога на игорный бизнес признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса. Объектами налогообложения согласно статьи 366 НК РФ признаются29:

1) игровой  стол;

2) игровой  автомат; 

3) касса  тотализатора;

4) касса  букмекерской конторы. 

Необходимо  отметить, что касса  тотализатора или касса букмекерской конторы – это специально оборудованное место у организатора игорного заведения, где учитывается общая сумма ставок и определяется сумма выигрыша, подлежащая выплате. По каждому из объектов налогообложения налогооблагаемая база определяется отдельно как общее количество соответствующих объектов налогообложения. Налоговым периодом, согласно статье 368 НК РФ, признается календарный месяц. Налоговые ставки, согласно статье 369 НК РФ, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в следующих пределах30:

1) за один игровой стол  – от 25.000 до 125.000 рублей;

2) за один игровой автомат  – от 1.500 до 7.500 рублей;

3) за одну кассу тотализатора  или одну кассу букмекерской  конторы – от 25.000 до 125.000 рублей.

В случае если ставки налогов  не установлены законами субъектов  Российской Федерации, налог взимается  по минимальным ставкам, что определено положениями этой же статьи НК РФ. Главой 29 налогового кодекса регламентируется порядок исчисления и уплаты налога, устанавливаются сроки для уплаты налога и ответственность за их нарушение. Так, каждый объект налогообложения подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки этого объекта налогообложения не позднее, чем за два рабочих дня до даты установки каждого объекта налогообложения. Регистрация производится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика о регистрации объекта налогообложения с обязательной выдачей соответствующего свидетельства. Форма указанного заявления и форма указанного свидетельства утверждаются министерством финансов31.

Сумма налога исчисляется  налогоплательщиком самостоятельно, как  произведение налоговой базы, установленной  по каждому объекту налогообложения, и ставки налога, установленной для  каждого объекта налогообложения. В случае если один стол имеет более  одного игрового поля, ставки налога по указанному игровому столу увеличиваются  кратно количеству игровых полей. В  связи с этим следует дать пояснение, что игровой стол – специально оборудованное у организатора игорного заведения место с одним или  несколько игровыми полями, предназначенное  для проведения азартных игр. Игровое  поле в статье 366 НК РФ не указывается  как отдельный объект налогообложения, но в форме заявления о регистрации  в налоговом органе объектов налогообложения  налогоплательщик обязан указать о  количестве игровых полей на игровых  столах. В противном случае, к  нему будут предъявлены соответствующие  санкции. Налоговая декларация за истекший налоговый период представляется налогоплательщиком в налоговый орган по месту его учета в качестве налогоплательщика ежемесячно не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговая декларация заполняется налогоплательщиком с учетом изменения количества объектов налогообложения за истекший налоговый период. Объект налогообложения считается выбывшим с даты предоставления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации изменений (уменьшений) количества объектов налогообложения. Сумма налога включается в состав расходов, связанных с осуществлением данного вида деятельности32.

Вопрос несовершенства системы  обложения налогом на игорный  бизнес остро стоит уже не первый год, о чем, в частности, говорит  содержание Основных направлений налоговой  политики на 2008-2010 гг. и 2009-2011 гг., в которых  выделяется положение о необходимости  реформирования данной сферы. Несмотря на то, что особые зоны, где работают казино и залы игровых автоматов, представляется  очевидным, что для  повышения эффективности налогообложения  игорного бизнеса необходимы более  глубокие структурные изменения  данного фискального механизма. Как показывает судебная практика, налоговые органы зачастую пытаются приравнять к объектам обложения, указанным  в п.1 ст.366 НК РФ, игровое место (например, в качестве игрового автомата). Доказать факт наличия объекта обложения  в этом случае налоговым органам  не удается. Подавляющее  большинство  противоречий заключается именно в  этой области. С одной стороны, очевидно желание налоговых органов взимать  налог с каждого игрового места. С другой, возникает вопрос ухода  от налогообложения путем объединения  совокупности игровых мест в один игровой автомат. Необходимо  учитывать существование азартных игр с зависимостью исхода от положения на нескольких игровых местах, игровых полях и пр. В таких случаях возникает многократное налогообложение в нарушение основных принципов (в частности, экономической обоснованности налогов, запрещения препятствования не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций), установленных ст.3 НК РФ.

В соответствии с НК РФ все  граждане, которые получили доходы в виде выигрышей, должны самостоятельно исчислять и уплачивать налог  в бюджет. Кроме того, налогоплательщики, занимающиеся игорным бизнесом, должны вести учет доходов, полученных гражданами в виде выигрышей, и представлять эти сведения в налоговые органы. Но, как показывает практика, и организации, и предприниматели не ведут учет выигрышей персонально по каждому игроку, ссылаясь на то, что они не являются налоговыми агентами. Они не представляют и сведения о доходах в виде выплаченных сумм выигрышей. Таким образом, налоговые органы не могут привлечь к ответственности данную категорию налогоплательщиков за то, что они не декларируют выплаченные гражданам доходы. Данный  вид предпринимательской деятельности не является социально значимым, более того, способствует развитию негативных явлений в обществе. Обстоятельства говорят о целесообразности повышения ставок налога, что подтверждается практикой: во многих регионах устанавливаются максимально возможные, увеличенные в пять раз регламентируемые НК РФ, ставки налога на игорный бизнес. Несомненно, эффективность принципа зонирования игорного бизнеса подтверждается мировой практикой, однако не стоит при этом забывать, что данный вид деятельности является важным источником аккумулирования доходов в бюджеты субъектов. Особенно актуальна эта проблема становится в современных условиях выпадения части наиболее значимых доходов бюджета.

 
 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Социально-экономические  условия в России привели к  необходимости ориентации налогово-бюджетной  политики не только на фискальные цели, но и на решение задач, обеспечивающих стабильный экономический рост, базирующейся прежде всего на росте производства, инновационный процесс и социальную ориентацию экономики путем постепенного снижения налогового бремени в реальном секторе экономики, создание стимулов инвестиционной активности, благоприятствование  предпринимательской деятельности, социально-справедливое налогообложение  доходов граждан. Финансовые, в том  числе налоговые, отношения в  регионах должны быть органически увязаны  с производственно-инвестиционным потенциалом территорий, что формирует  созидательный импульс для регионального  социально-экономического развития.

В соответствии с Законом  об основах налоговой системы  права по установлению и взиманию налоговых платежей были четко разграничены между различными уровнями власти –  федеральным, региональным (республики в составе РФ, края, области) и  местным (муниципальные образования  – в основном отдельные города и районы). Таким образом, каждый вид налогового платежа был закреплен  за бюджетом определенного уровня. Это разделение действует и в  настоящее время. Региональные налоги устанавливаются НК РФ и законами субъектов РФ и  вводятся в действие законами субъектов Федерации и являются обязательными к уплате на территории соответствующего субъекта Федерации. Устанавливая региональные налоги, представительные (законодательные) органы власти субъектов РФ определяют налоговые ставки по соответствующим видам налогов, но в пределах, установленных Налоговым кодексом, налоговые льготы, порядок и сроки уплаты налогов. Все остальные элементы региональных налогов установлены соответствующими главами Налогового кодекса. Региональные налоги аккумулируются в регинальных бюджетах и используются субъектом РФ для выполнения своих функций.

Преобладающая часть региональных и местных налогов занимают имущественные  налоги. Они целенаправленно не включаются в систему федеральных налогов, поскольку объем налоговых доходов, мобилизуемых в процессе налогообложения объектов имущества, значительно проигрывает по сравнению с налоговыми поступлениями от обложения выручки, дохода (прибыли) или операции по реализации. На это указывают в своих работах С.Д. Шаталов, А.А. Гинц, Р.А. Саакян, М.А. Пархачева, В.В. Вишневский, Л.И Пронина, Т.М. Ляпина, Н.В. Экушева, И.В. Дольдэ и др. Поэтому возникает диспозиция, вследствие которой основными собственными налоговыми доходами субъекта, являются налоги, взимаемые с имущества.

Информация о работе Региональные налоги и сборы