Региональные налоги и сборы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 21:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в изучении современного состояния проблемы региональных налогов и сборов в контексте налоговой системы РФ. В соответствии с целью исследования были сформулированы следующие задачи:
1) рассмотреть состав и значение региональных налогов и сборов;
2) выделить критерии законного установления региональных налогов и сборов;
3) раскрыть особенности исчисления и взимания региональных налогов и сборов;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Региональные налоги и сборы в налоговой системе Российской Федерации…………………………………………………………………………5
1.1. Состав и значение региональных налогов и сборов……………………….5
1.2. Критерии законного установления региональных налогов и сборов…....8
Глава 2. Исчисление и взимание региональных налогов и сборов…………..12
2.1. Налог на имущество организаций………………………………………….12
2.2. Транспортный налог………………………………………………………...22
2.3. Налог на игорный бизнес……………………………………………….......32
Заключение……………………………………………………………………….37
Список использованных источников…………………………………………...39

Вложенные файлы: 1 файл

Региональные налоги и сборы - Курсовая работа.docx

— 145.81 Кб (Скачать файл)

Налог на имущество может значительно увеличить налоговую нагрузку организации, особенно если существенную часть его имущества составляют дорогостоящие основные средства или нематериальные активы. Однако большинством льгот по налогу на имущество, установленных законодательством, могут воспользоваться лишь фирмы, которые занимаются специфическими видами деятельности. В связи с этим, особую актуальность приобретает проблема оптимизации налогообложения, который основывается на налоговом планировании в целом и подразумевает разработку ситуационных схем оптимизации налоговых платежей и организацию системы налогообложения для своевременного анализа налоговых последствий различных управленческих решений. Задача налогового планирования – так организовать систему налогообложения, чтобы достичь максимального финансового результата при минимальных затратах. Необходимо  оптимально сочетать построение правовых форм отношений и возможных вариантов их интерпретации в рамках действующего налогового законодательства. Необходимо разработать и внедрить различные законные схемы снижения налоговых отчислений, за счет изменения методов стратегического планирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Планирование налоговых платежей в рамках налогового планирования позволит организации более эффективно управлять имеющимися ресурсами. При этом каждая схема должна иметь нормальное экономическое обоснование и быть полностью подкреплена соответствующими юридическими документами. Применение грубых и необдуманных налоговых схем будет иметь только одно последствие – применение налоговых санкций со стороны государства. Выгода, получаемая от налоговой оптимизации должна значительно превосходить затраты, которые необходимо осуществить для реализации данного решения.

 

2.2. Транспортный  налог

Транспортный налог вводится в действие региональным законом  в соответствии с НК РФ и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ. Основные элементы налогообложения  установлены на федеральном уровне непосредственно в гл. 28 НК РФ «Транспортный  налог». Законодательные органы власти субъекта РФ должны установить только те элементы транспортного налога, право на определение которых  им прямо предоставлено НК РФ. В  частности, законами субъектов РФ устанавливаются  ставки транспортного налога, порядок  и сроки уплаты налога, форма отчетности по налогу (для юридических лиц). Региональным законом также могут  предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования22. Объектом налогообложения по транспортному налогу признаются транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ. Транспортными средствами для целей налогообложения признаются: автомобили, мотоциклы, автобусы и другие самоходные машины механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, теплоходы, парусные суда, катера, снегоходы, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые) суда и другие водные и воздушные транспортные средства (ст. 358 НК РФ). Транспортные средства, перечисленные в ст. 358 НК РФ, можно разделить на следующие группы: наземные, воздушные, и водные транспортные средства. Перечни транспортных средств являются открытыми. Поэтому для их точного определения необходимо руководствоваться соответствующим отраслевым законодательством (например, Водным кодексом РФ от 16 ноября 1995 г. № 167ФЗ (с изм. и доп. от 30 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г., 30 июня, 23 декабря 2003 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая 2005 г.)23, Воздушным кодексом РФ от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ (с изм. и доп. от 8 июля 1999 г., 22 августа, 2 ноября, 29 декабря 2004 г., 21 марта 2005 г.)24 и др.).

Наземные  транспортные средства, облагающиеся транспортным налогом: автомобили, мотоциклы, автобусы, другие самоходные машины, механизмы  на пневматическом и гусеничном ходу, снегоходы и мотосани. В перечень наземных транспортных средств для  целей налогообложения не вошли  троллейбусы, железнодорожные и  трамвайные локомотивы, рельсовый подвижной  состав, прицепы и полуприцепы  и другие несамоходные средства транспорта. Значит, они не являются объектом налогообложения и не облагаются транспортным налогом. Кроме того, в Методических рекомендациях по применению главы 28 части второй НК РФ «Транспортный налог» (далее – Рекомендации по применению гл. 28 НК РФ) подчеркивается, что в соответствии с ОКОФ автомобили, прицепы, вагоны железнодорожные специализированные и переоборудованные, основным назначением которых является выполнение производственных или хозяйственно-бытовых функций, а не перевозка грузов и людей (передвижные электростанции, трансформаторные установки, мастерские, вагоны-лаборатории, диагностические установки, вагоны-дома, передвижные кухни, столовые и т.п.), считаются передвижными предприятиями соответствующего назначения, а не транспортными средствами. Эти передвижные объекты рассматриваются как аналоги соответствующих стационарных предприятий, т.е. как здания и оборудование. Следовательно, данные передвижные средства не являются объектами налогообложения по транспортному налогу. Определение категории транспортного средства является важным моментом при исчислении транспортного налога, т.к. ставки налога у различных категорий транспортных средств различны. Рекомендации по применению гл. 28 НК РФ при определении видов автомототранспортных средств и отнесении их к категории легковых или грузовых автомобилей предлагают также руководствоваться ОКОФ. При этом последний относит специальные автомобили к категории самоходных. Учитывая, что в ряде регионов ставка транспортного налога для грузовых автомобилей может быть больше, чем для самоходных, следует обратиться к п. 7 ст. 3 НК РФ, согласно которому все противоречия и неясности актов законодательства следует толковать в пользу налогоплательщиков.

Транспортным  налогом облагаются только зарегистрированные транспортные средства. Порядок государственной  регистрации транспортных средств  регулируется соответствующими законодательными актами. Государственная регистрация  наземных транспортных средств производится в соответствии с нормативным  и правовыми актами25:

1) постановлением Правительства  РФ от 12 августа 1994 г. №°938 «О  государственной регистрации автомототранспортных  средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» (с изм. и доп. от 31 июля 1998 г., 24 февраля 2002 г., 7 мая 2003 г., 12 августа 2004 г.) (далее – постановление «О государственной регистрации автомототранспортных средств);

2) приказом МВД РФ от 27 января 2003 г. № 59 «О порядке регистрации  транспортных средств» с изм.  и доп. от 22 декабря 2003 г., 19 января, 26 марта 2005 г.) (далее – Правила  регистрации автомототранспортных средств);

3) Правилами  государственной регистрации тракторов,  самоходных дорожно-строительных  и иных машин и прицепов  к ним органами государственного  надзора за техническим состоянием  самоходных машин и других  видов техники в РФ (гостехнадзора) (утв. Минсельхозпродом РФ от 16 января 1995 г.) (далее – Правила  государственной регистрации тракторов  и других видов техники);

4) приказом ГТК РФ от 2 марта 1995 г. № 137 «Об утверждении  Временных правил регистрации  и учета таможенными органами  транспортных средств, зарегистрированных  в других странах и временно  находящихся на территории Российской  Федерации сроком до 6 месяцев» (далее  – Временные правила регистрации  транспортных средств).

Согласно п. 1 Правил регистрации  автомототранспортных средств подлежат автомототранспортные средства с рабочим  объемом двигателя более 50 см3 и  максимально конструктивной скоростью  более 50 км/ч и прицепы к ним, предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования. Регистрации подлежат также транспортные средства, зарегистрированные в других государствах и временно ввезенные  на территорию РФ на срок более 6 месяцев.  Регистрация транспортных средств осуществляется на основании следующих документов: паспортов транспортных средств, справок-счетов, выдаваемых торговыми организациями и предпринимателями, либо заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающие возможность допуска их к эксплуатации на территории РФ. Следует также отметить, что в настоящее время регистрация, в т.ч. временная, не осуществляется без страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности. Транспортные средства обычно регистрируются за физическими лицами по месту их постоянного жительства на основании сведений паспорта или иного документа собственника.

Не подлежат регистрации следующие транспортные средства (п. 2 Правил):

1) изготовленные в РФ, в т.ч. из составных частей  конструкций, предметов дополнительного  оборудования, запасных частей и  принадлежностей, или ввозимые  на ее территорию сроком более  чем на 6 месяцев, без предоставления  документов, подтверждающих проведение  их сертификации в порядке,  установленном законодательством  РФ;

2) юридических лиц и  индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговлю транспортными  средствами, предназначенными для  продажи;

3) конструкция которых  или внесенные в конструкцию  изменения не соответствуют требованиям  действующих в РФ правил, нормативов  и стандартов в области обеспечения  безопасности дорожного движения  или сведениям, указанным в  предоставленных документах;

4) ранее зарегистрированные  и не снятые с регистрационного  учета.

При изменении места регистрации  собственника, в случае вывоза транспортных средств за пределы РФ на постоянное пребывание либо при утилизации (списании) транспортных средств собственники или владельцы транспортных средств  обязаны снять их с регистрационного учета в органах ГИБДД (п. 3.2 Правил). Для того чтобы легковой автомобиль не облагался транспортным налогом, необходимо представить в налоговую  инспекцию документы, подтверждающие получение (приобретение) автомобиля через  органы социальной защиты населения. В  соответствии с Правилами регистрации  автомототранспортных средств и  прицепов к ним в ГИБДД МВД  РФ транспортные средства, за исключением  некоторых случаев, регистрируются только за собственниками транспортных средств. Это означает, что и плательщиками транспортного налога являются только собственники. Документами, подтверждающими право собственности на транспортное средство, являются:

1) паспорт транспортного  средства;

2) справка счет или  договор (либо иной документ), удостоверяющий право собственности  на транспортное средство.

Налоговые ставки по транспортному  налогу устанавливаются в зависимости  от26:

 1) мощности двигателя в расчете на 1 лс. (в отношении наземных, водных и воздушных транспортных средств, имеющих двигатели);

2) тяги реактивного двигателя  в расчете на 1 кг силы тяги  реактивного двигателя (для самолетов,  имеющих реактивные двигатели);

3) валовой вместимости  в расчете на 1 регистровую тонну  (в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств,  для которых определяется валовая  вместимость);

4) на единицу транспортных  средств (в отношении других  водных и воздушных транспортных  средств, не имеющих двигателей).

Порядок исчисления транспортного  налога установлен ст. 362 НК РФ. Налоговые органы на основании сведений, поступающих от регистрирующих органов, рассчитывают сумму подлежащего уплате физическими лицами налога и направляют соответствующее налоговое уведомление. Следует отметить, что, поскольку индивидуальные предприниматели отнесены НК РФ к физическим лицам (п. 2 ст. 11), транспортный налог с этих лиц также исчисляется налоговыми органами. Сумма транспортного налога, подлежащая уплате, исчисляется за каждый налоговый период. Налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год (ст. 360 НК РФ)27. Несмотря на то, что сумма налога для физических лиц исчисляется налоговыми органами, налогоплательщику все же следует иметь представление о правилах исчисления налога, поскольку, как показывает практика, со стороны налоговых органов возможны ошибки в расчетах. Сумма налога исчисляется по каждому транспортному средству отдельно как произведение соответствующей налоговой базы (например, мощности двигателя в лошадиных силах) и налоговой ставки. Данное определение можно выразить с помощью следующей формулы:

 Сн = Б × Cm,

 где Сн – сумма налога;

Б – налоговая база;

Cm – налоговая ставка.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет субъекта РФ, определяется по всем транспортным средствам, имеющим  местонахождение на территории данного  субъекта РФ. Если в собственности  налогоплательщика имеется несколько  транспортных средств, зарегистрированных в разных регионах России, то транспортный налог следует исчислять не одной  суммой, а по каждому региону отдельно. И зачисляться он будет, соответственно, в разные бюджеты. Исчисление транспортного  налога производится по итогам каждого  налогового периода на основании  документально подтвержденных данных о транспортных средствах, подлежащих налогообложению. При исчислении суммы  транспортного налога учитывается  фактическое количество месяцев  налогового периода, в течение которых  транспортное средство было зарегистрировано на имя налогоплательщика. Возможны ситуации, когда транспортное средство находилось в собственности меньше года, т.е. транспортное средство было зарегистрировано или снято с  регистрации в течение налогового периода (года). В этом случае исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде.

Л=М/12,

 где Л – коэффициент;

М – число полных месяцев, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на имя налогоплательщика;

12 – число календарных  месяцев в налоговом периоде. 

При этом месяц регистрации  транспортного средства и месяц  снятия транспортного средства с  регистрации принимаются за полный месяц. При этом не имеет значения, когда проходили регистрация  или снятие с нее: в начале месяца или в конце. В случае регистрации  и снятия с регистрации транспортного  средства в течение 1 календарного месяца указанный месяц принимается  как 1 полный месяц. Коэффициент рассчитывается с точностью до трех знаков после запятой.

Транспортные средства, находящиеся  в розыске, не являются объектом налогообложения  транспортным налогом (подп. 7 п. 2 ст. 358 НК РФ). Но факт их угона (кражи) должен быть подтвержден документом, выданным уполномоченным органом, который осуществляет работу по расследованию и раскрытию  преступлений, в т.ч. угонов транспортных средств. Следовательно, при наличии  документа, выданного ОВД РФ, под-тверждающего факт угона транспортного средства, транспортное средство, находящееся  в розыске, не является объектом налогообложения. Транспортный налог был введен на территории РФ с 1 января 2003 года. Он заменил налог с владельцев транспортных средств. Объектом налогообложения является мощность двигателя автомобиля, исчисляемая в лошадиных силах. Согласно Налоговому кодексу, каждый субъект федерации вправе сам определить ставку налога на своей территории. Однако существующие федеральные ставки налога не должны быть увеличены или уменьшены более чем в пять раз. А налогоплательщиками выступают физические или юридические лица, на которых оформлено автотранспортное средство. Однако на первых же стадиях действия налога появились проблемы. В ряде регионов местные власти ввели максимальные ставки по налогу, что сразу же вызвало волну недовольства местных автовладельцев. За одинаковые автомобили с идентичными двигателями и примерно равной стоимостью, к примеру, в Ханты-Мансийском АО приходилось платить налог в пять раз больше, чем в Орловской области. Где-то – наоборот, на машины с такой мощностью вводились льготные ставки. Уже тогда раздались первые предложения о доработке закона. Мы видим резкое несоответствие в налоговых ставках в разных субъектах федерации, поскольку в определении ставки налога региональные органы получили очень большие полномочия.

Информация о работе Региональные налоги и сборы