Региональные налоги и сборы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 21:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в изучении современного состояния проблемы региональных налогов и сборов в контексте налоговой системы РФ. В соответствии с целью исследования были сформулированы следующие задачи:
1) рассмотреть состав и значение региональных налогов и сборов;
2) выделить критерии законного установления региональных налогов и сборов;
3) раскрыть особенности исчисления и взимания региональных налогов и сборов;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Региональные налоги и сборы в налоговой системе Российской Федерации…………………………………………………………………………5
1.1. Состав и значение региональных налогов и сборов……………………….5
1.2. Критерии законного установления региональных налогов и сборов…....8
Глава 2. Исчисление и взимание региональных налогов и сборов…………..12
2.1. Налог на имущество организаций………………………………………….12
2.2. Транспортный налог………………………………………………………...22
2.3. Налог на игорный бизнес……………………………………………….......32
Заключение……………………………………………………………………….37
Список использованных источников…………………………………………...39

Вложенные файлы: 1 файл

Региональные налоги и сборы - Курсовая работа.docx

— 145.81 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Региональные налоги и сборы в налоговой системе  Российской Федерации…………………………………………………………………………5

1.1. Состав и значение  региональных налогов и сборов……………………….5

1.2.  Критерии законного установления региональных налогов и сборов…....8

Глава 2. Исчисление и взимание региональных налогов и сборов…………..12

2.1. Налог на имущество  организаций………………………………………….12

2.2. Транспортный налог………………………………………………………...22

2.3. Налог на игорный  бизнес……………………………………………….......32

Заключение……………………………………………………………………….37

Список использованных источников…………………………………………...39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Стержневым фактором обновления экономической ситуации в стране и регионах и поддержания существующего  экономического роста в России являются налоги и применяемая система  налогообложения. Региональная  налоговая  система является составной частью общегосударственной налоговой  модели. Они структурно связаны между  собой, при этом  региональная система  налогообложения привязана к  потребностям обслуживаемого региона  и его производственно-финансовому  потенциалу. Налогообложение на региональном уровне выступает инструментом регулирования  экономических отношений и тенденций. Оно влияет на объем производства и его структуру, и соответственно рост валового регионального продукта, на инновационно-инвестиционное развитие, на распределение доходов, на ослабление или усиление социальной дифференциации.

Экономический рост и наращивание темпов производства в регионах является источником удовлетворения многообразных потребностей населения, помимо имеющегося природно-ресурсного потенциала субъекта, а с помощью системы налогообложения возможно осуществить распределение имеющегося и произведенного народного богатства. Поэтому от содержания региональной налоговой политики зависят во многом масштабы производимых материальных благ в регионах, инвестиционная и предпринимательская активность, сокращение или рост занятости, уровень доходов или качество жизни населения, а также возможность развития непроизводственной и социальной сфер территорий.

Актуальность изучения регионального налогообложения как в теоретическом аспекте, так и на практике, в действующей в России системе обуславливается важностью и необходимостью реформирования налоговой системы, выработки принципов и методов работы региональных налоговых органов, которые бы отвечали современным условиям развития отечественной экономики и обеспечили реализацию социально-экономической политики и условия для экономического роста России. В числе работ, посвященных проблеме формирования налоговой системы современной России, следует отметить исследования А.В. Брызгалина, В.И. Волковского, А.З. Дадашева, И.Н. Куксина, Л.П. Окуневой, Л.П. Павловой, М.П. Павловича, В.Г. Панскова, А.Б. Паскачева, С.Г. Синельникова-Мурылева, К.В. Сомика, Д.Г. Черника, Т.Ф. Юткиной и др. Различные стороны правового регулирования региональных налогов и сборов  в рамках финансового права исследовали К.С. Бельский, А.В. Брызгалин, О.Н. Горбунова, М.В. Карасева, А.Н Козырин, Н.А. Куфакова, Н.И. Химичева, С.Д. Шаталов и другие.

Цель исследования заключается в изучении современного состояния проблемы региональных налогов и сборов в контексте налоговой системы РФ. В соответствии с целью исследования были сформулированы следующие задачи:

    1. рассмотреть состав и значение региональных налогов и сборов;
    2. выделить критерии законного установления региональных налогов и сборов;
    3. раскрыть особенности исчисления и взимания региональных налогов и сборов;
    4. определить современные проблемы в сфере исчисления и взимания региональных налогов и сборов;
    5. сделать выводы.

Объектом исследования  является  региональная налоговая система РФ. Предмет исследования составляет научный анализ проблемы региональных налогов и сборов.

Исследование проводилось  с опорой на законодательные и нормативные акты Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации. Источниками информации явились данные Минфина России, ФНС России, а также экономическая и правовая литература.

 

 

Глава 1. Региональные налоги и сборы в налоговой  системе Российской Федерации

1.1. Состав и  значение региональных налогов  и сборов

В настоящее время основным нормативно-правовым актом, регламентирующим налоговую систему России, является Налоговый кодекс РФ (НК РФ). Именно в нем закреплена трехуровневая  система налогообложения Российской Федерации, соответствующая государственному устройству – федерации. Налоговая система федеративного государства предполагает распределение налоговых полномочий между центром, регионами и муниципалитетами1. Каждому уровню государственного управления РФ соответствует вид налогов, взимаемых в бюджет соответствующего уровня. Виды налогов Российской Федерации по уровням государственного управления можно представить в виде схемы:

Рис.1 – Виды налогов в  РФ по уровням государственного управления

Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым  кодексом и законами субъектов РФ, вводимые в действие в соответствии с НК законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации2. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных НК, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному региональному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются Налоговым кодексом. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

В отличие от федеральных,  региональные налоги устанавливаются  в два этапа: одна «часть» определяется Налоговым кодексом РФ, другая (налоговые  ставки, порядок и сроки уплаты) – законом субъекта Федерации. Конституционный  Суд РФ неоднократно в своих решениях отмечал, что установление налога субъектом  Федерации всегда носит производный  характер и является выражением его  права решать, вводить или не вводить  на своей территории соответствующий  налог, а также конкретизировать общие правовые положения федеральных  законов3.  Таким образом, установление и введение решиональных налогов – это не обязанность, а право регионального законодателя, которое должно осуществляться с соблюдением общих положений законодательства о налогах и сборах, касающихся в тогм числе действия нормативных актов во времени. Согласно ст 5. НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соотвествующему налогу.

Согласно содержанию статьи 15 Налогового кодекса Российской Федерации, региональными налогами являются:

  1. налог на имущество организаций;
  2. транспортный налог;
  3. налог на игорный бизнес.

Региональные налоги и  сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территории субъектов  Российской Федерации в соответствии с НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах. Региональные налоги и сборы отменяются НК РФ. Не могут устанавливаться региональные налоги и сборы, не предусмотренные Налоговым кодексом4. В силу Конституции РФ установление общих принципов налогообложения и сборов в России относится к предмету совместного ведения РФ и субъектов РФ5. В силу ст. 57 Конституции РФ и корреспондирующему ей п.1. ст.3 НК РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Общими нормативными предпосылками для установления, введения и взимания региональных налогов и сборов являются:

    • наличие регионального налога, подлежащего установлению и введению, в перечне региональных налогов, предусмотренном ст.14 НК;
    • определение всех существенных элементов налогообложения региональным налогом (налогоплательщиков, объекта налогообложения, налоговой базы, налогового периода, налоговой ставки, порядка исчисления, а также порядка и сроков уплаты налога) в федеральном законе.

Перечень региональных налогов, внесение в него изменений и дополнений, круг налогоплательщиков, а также  существенные элементы каждого регионального  налога должны регулироваться федеральным  законом с тем, чтобы  не допускать  излишнего обременения налогоплательщиков обязанностями по уплате региональных налогов, формирования доходной части  бюджетов одних субъектов РФ за счет других, нарушения конституционных  положений о единстве экономического пространства, равенстве прав человека и гражданина, свободном перемещении  товаров, услуг и финансовых средств6.

1.2.  Критерии  законного установления региональных  налогов и сборов

Под критериями законного  установления региональных налогов  и сборов следует понимать юридические  признаки, совокупность которых характеризует  введенный субъектом РФ налог  как обязательный к уплате. При  установлении региональных налогов  законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов  Российской Федерации определяются в порядке  и пределах, которые  предусмотрены Кодексом, следующие  элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ7. Законодательными (представительными) органами государственной власти  субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения. Если  региональный налог установлен и введен в действие с нарушением критериев его законного установления, ни одна организация или физическое  лицо не несут юридической обязанности уплачивать подобный налог, с них не могут быть взысканы недоимка и пени по этому же налогу, они не могут быть привлечены к налоговой ответственности. Четкое представление о сущности критериев законного установления региональных налогов и сборов является актуальным и значимым не только для законодателей субъектов РФ, но, в первую очередь, для самих налогоплательщиков в целях своевременной и обоснованной защиты их прав и охраняемых законом интересов. Критерии законного установления региональных налогов и сборов подразделяются на следующие8:

  1. общие нормативные предпосылки для установления, введения и взимания региональных налогов;
  2. субъект, устанавливающий и вводящий региональный налог;
  3. полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ по определению элементов налогообложения региональным налогом;
  4. юридическая форма установления регионального налога;
  5. порядок принятия законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ закона об установлении и введении регионального налога;
  6. содержание регионального закона об установлении соответствующего налога;
  7. порядок введения в действиие закона субъекта РФ о региональном налоге;
  8. порядок официального толкования регионального закона об установлении соответствующего налога.

Только совокупность, а  не наличие одного или нескольких критериев законного установления налога, позволяет квалифицировать  региональный налог камк обязательный к уплате и обеспечиваемый мерами государственно-властного принуждения. Принятие федерального закона о региональном налоге порождает право субъекта РФ своим законом установить и ввести в действие данный налог независимо от того, вводят ли его на своей территории другие субъекты РФ. При  этом законодатель субъекта РФ может осуществлять правовое регулирование регионального налога, если оно не увеличивает  налоговое  бремя и не ухудшает положение налогоплательщиков по сравнению с тем, как это определяется федеральным законом9. Иными словами, юридически запрещенной является такая ситуация, когда субъект РФ устанавливает и вводит региональный налог, не предусмотренный в перечне региональных налогов, закрепленном федеральным законом, либо устанавливает и вводит региональный налог хотя и поименованный в перечне региональных налогов, но существенные элементы которого еще не определены Налоговым Кодексом.

Субъектом, уполномоченным установить и ввести региональный налог, выступает только законодательный (представительный) орган государственной  власти региона, образованный в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом  № 184-ФЗ «Об общих принципах организации  законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», конституцией (уставом) и законами субъекта РФ. В силу п. 1 ст. 5 Федерального закона № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных и испольнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям законодательного органа государственной власти субъекта РФ прямо отнесено осуществление законодательного регулирования по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ10. Полномочия законодательного органа государственной власти субъекта РФ по определению элементов обложения региональным налогом всегда ограничены соответствующим федеральным законом об этом же налоге. Учитывая, что правовое регулирование региональных налогов и сборов, существующее с момента введения в действие части второй НК, исходит из предоставления права законодательному органу государственной власти субъекта РФ определять только те элементы налогообложения, которые допускается устанавливать на региональном уровне п.3 ст. 12 НК РФ, целесообразно рассмотривать  эти полномочия с учетом нормы. Таким образом, законодательный орган государственной власти субъекта РФ при установлении регионального налога вправе определить11:

Информация о работе Региональные налоги и сборы