Преимущества и недостатки основных форм международных расчетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 08:57, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью данной курсовой работы является раскрытие преимуществ и недостатков основных форм международных расчетов.
Взяв за основу цель данной работы, выделяются следующие задачи:
рассмотрение сущность и виды международных расчетов;
изучение особенностей инкассовой формы расчетов;
анализирование преимуществ и недостатков аккредитива;
ознакомление с банковским переводом, как формой международных расчетов.

Вложенные файлы: 1 файл

основные формы международных расчетов.docx

— 96.97 Кб (Скачать файл)

Банки, участвующие в расчетах по инкассо, выступают в роли посредников  и не несут никакой ответственности  за неоплату или неакцепт документов (тратт). Их обязанности ограничиваются тем, что они должны предоставить импортеру документы или тратты к оплате (акцепту). В случае неплатежа  или неакцепта банк импортера  извещает об этом доверителя или его  банк[21].

При экспортных операциях  инкассовая форма расчетов начинается в уполномоченном банке экспортера, куда он представляет все необходимые  документы, подтверждающие отгрузку товара в адрес покупателя или оказание услуг, выполнение работ.

В банк представляется инкассовое поручение и комплект коммерческих документов, оформленных в соответствии с условиями контракта.

Обычно банки не отвечают за правильность оформления товарных документов и соответствие их требованиям  контракта и ограничиваются проверкой  соответствия представленных документов по внешним признакам тем, которые  перечислены в инкассовом поручении.

Расчеты за экспортные товары в форме инкассо производятся на основании документов, оговоренных  сторонами в контракте. К ним  относятся:

  • счет-фактура или коммерческий счет, выписанный экспортером для получения с покупателя причитающихся ему средств;
  • отгрузочные документы, удостоверяющие отправку товара (коносаменты, железнодорожные, авто- или авианакладные, почтовые квитанции);
  • страховые полисы;
  • различные сертификаты, спецификации, свидетельства;
  • таймшит (документ, подтверждающий продолжительность погрузки или разгрузки судна в порту);
  • другие документы, предусмотренные в контракте[35].

При самостоятельной работе по международным расчетам (необходимо наличие генеральной или расширенной  лицензии) проверенный комплект представленных документов направляется инкассирующему (представляющему) банку при первом экземпляре инкассового поручения. Если банк-ремитент имеет внутреннюю валютную лицензию, он направляет первый экземпляр в уполномоченный банк, имеющий генеральную лицензию, для  дальнейшей пересылки документов инкассирующему банку (российский банк может потребовать  еще один экземпляр инкассового  поручения для себя).

Банк-ремитент дает в инкассовом поручении инструкцию о способе  получения платежа и о порядке  зачисления экспортной выручки, указывая наименование банка-корреспондента, через  который должен быть осуществлен  платеж.

Второй экземпляр инкассо  служит письмом-запросом инкассирующему банку о причине неоплаты в  случае, если к расчетному сроку  получения платежа извещение  от банка-импортера еще не поступало.

Третий экземпляр инкассового  поручения - письмо, с которым иностранному банку высылается второй оригинал коносамента.

Четвертый экземпляр инкассо - инкассовое поручение предприятия-экспортера - вместе с копиями счетов-фактур находится на контроле у банка-ремитента до получения платежа либо других инструкций экспортера, возникающих в результате пересмотра условий контракта.

Пятый экземпляр инкассо  выдается клиенту в день представления  документов в банк в качестве расписки банка о принятии документов на инкассо[9].

В инкассовом поручении клиента  должны содержаться полные и точные инструкции, а именно:

  • дата и номер инкассового поручения;
  • наименование инкассирующего банка;
  • перечень (по количеству и виду) приложенных документов, подлежащих выдаче плательщику
  • наименование товара (вид оказанных услуг);
  • наименование и полный адрес плательщика;
  • сумма иностранной валюты, подлежащей инкассированию, с обязательным указанием валюты платежа;
  • условия и срок оплаты инкассо в соответствии с условиями контракта и оговоренными контрактом сроками;
  • указания на чей счет должны быть отнесены расходы, связанные с инкассированием;
  • при наличии гарантии иностранного банка, обеспечивающей поступление платежей за отгруженный товар, в инкассовом поручении должна содержаться полная ссылка на такую гарантию банка и требование платежа в счет данной гарантии (в случае, если инкассо не будет оплачено импортером в указанные сроки)[22].

После проверки и оформления инкассового поручения его первый экземпляр, счета-фактуры, отгрузочные  документы направляются банком-ремитентом в иностранный банк страны импортера, который и будет инкассировать  средства в соответствии с инкассовым поручением экспортера.

Необходимо остановиться более подробно на исчислении контрольного срока для получения платежа. При определении срока надо учитывать:

  • двойной пробег документов по почте от банка-ремитента до инкассирующего банка;
  • плюс 4 дня на обработку документов инобанком, плюс 6 льготных дней.

К полученному сроку прибавляется количество дней, предусмотренных контрактом для получения платежа и оговоренных  в инструкциях инкассо.

При исчислении контрольного срока получения платежа, поступающего через третий банк, принимается во внимание тройной срок прохождения  документов между банками, плюс 10 дней на обработку в представляющем банке, плюс 4 дня на обработку документов в третьем банке. Срок оплаты инкассо  указывается в 4-м экземпляре инкассо, который вместе с копиями счетов-фактур хранится после оприходования в  специальном досье и учитывается  на соответствующем внебалансовом  счете[32].

Банк-ремитент обязан проконтролировать  получение отосланных документов иностранным  банком, о чем последний извещает банк экспортера подтверждением с указанием своего номера инкассо. В случае, если к расчетному сроку платеж не поступил, банк-ремитент направляет в течении трех дней соответствующий запрос в банк импортера. Любое сообщение инкассирующего банка, касающееся выполнения инструкций инкассового поручения, должно быть без задержки передано экспортеру. При неполучении ответа на повторный запрос инобанку банк-ремитент извещает о неоплате своего клиента.

Инкассовое поручение  может быть снято с учета только при получении платежа, предусмотренного условиями инкассо, либо при возврате документов инкассирующим банком с  указанием причины, либо при получении  соответствующих инструкций от экспортера (при извещении банка-импортера). При получении платежного поручения  или кредит-авизо в оплату инкассо  банк-ремитент проверяет соответствие платежного поручения инструкциям  инкассо (сумма, валюта платежа, способ авизования), производит запись по балансу, дебетуя счет инобанка и кредитуя счет экспортера, указанный в 4-ом экземпляре инкассового поручения.

Операции по инкассо в  расчетах за импортированные товары и полученные услуги начинаются с  того, что инкассовые документы поступают  в представляющий и инкассирующий  банк, где находится валютный счет российского предприятия-импортера.

В документах находится инструкция инкассирующему банку об исполнении платежа. Поступившие в банк документы  тщательно проверяются и сверяются  с бланком инкассо. Если при обработке  документов инкассирующий банк заметил  расхождения в комплекте документов с его перечнем на инкассо, то он должен в течение трех дней сообщить об этом банку, от которого поступили  документы. Если уполномоченный банк своевременно не заметил расхождений (искажение  наименования плательщика, расхождение  в сумме платежа и т.п.), это  повлечет задержки платежей и, следовательно, уплату процентов за их задержку. После  проверки банк импортера ставит на инкассовом поручении штамп «Взято на учет в банке...», в котором указывается срок оплаты, и отсылает третий экземпляр инкассо или его копию иностранному банку как уведомление о получении документов и предъявлении их к оплате плательщику[12].

Инкассовые документы  находятся в инкассирующем банке  до момента оплаты или исполнения иных инструкций, оговоренных в инкассовом поручении.

Второй экземпляр инкассо (или его копия) при извещении  направляется организации-плательщику. В извещении указывается наименование плательщика, сумма, номер и дата инкассо, срок оплаты инкассовых документов. Срок оплаты исчисляется со дня получения  документов уполномоченным банком.

Инкассовые поручения  платежом без рассрочки могут  иметь фиксированный срок оплаты, например, через 15 дней, в течение 30 дней и т.д. от даты представления (срочное  инкассо). Кроме того, инкассовые поручения  могут содержать указание об оплате «по предъявлении» (at sight). В практике работы банков такой вариант оплаты рассматривается как оплата в течение 14 дней. По мере наступления срока оплаты инкассо уполномоченный банк посылает запросы клиенту с напоминанием: срочно оплатить инкассо или указать мотивы отказа (временного отказа) от платежей. В первом уведомлении клиенту устанавливается пятидневный срок, в течении которого он должен ответить банку, по какой причине произошла задержка в оплате. Если через пять дней клиент не отвечает банку, посылается вторичный запрос[18].

При наличии у клиента  обоснованных причин задержки платежей он обязан сообщить об этом в банк и  изложить причину отказа в оплате. Обоснованными причинами временного воздержания от оплаты инкассо могут  быть:

  • несвоевременное прибытие товара;
  • плохое качество оборудования или товара;
  • несвоевременный пуск оборудования в эксплуатацию и т.д. Иностранный банк извещается о временном отказе от оплаты инкассовых документов. Если у клиента более веские причины для отказа, такие как:
  • контракт не заключался;
  • товар не заказан;
  • двойная оплата одной партии товара и т.д., то оформляется полный отказ от оплаты инкассо письмом с указанием мотива отказа. К письму с отказом обязательно прилагаются документы (телексы, письма, факсы) клиента к экспортеру с извещением об отказе и полный комплект документов[15].

При оплате счета клиент приносит в банк заявление на перечисление денежных средств экспортеру за три  дня до наступления срока платежа. Оплата должна производиться в сумме  инкассового поручения. Если плательщик-импортер имеет законные причины оплатить инкассовое поручение в меньшей  сумме, он должен непосредственно связаться  с фирмой-экспортером; которая сообщит  банку об изменении суммы инкассо. Банк экспортера, в свою очередь, известит об этом банк импортера. Только при  наличии такого извещения банк импортера  может принять заявление на перевод  в меньшей сумме.

Инкассовая форма расчетов более выгодна импортерам, поскольку  она подразумевает оплату действительно  поставленного товара, а расходы  по проведению инкассовой операции относительно невелики. Расчеты в форме инкассо  позволяют банкам осуществлять контроль за своевременностью получения платежа, однако банки, как правило, не имеют  реальных рычагов воздействия на импортера с целью ускорения  оплаты документов[2].

Инкассовая форма расчетов в определенной степени выгодна  и экспортеру тем, что банки защищают его право на товар до момента  оплаты документов (если, конечно, экспортер не дал инструкций о выдаче документов без оплаты). Право на товар импортеру дают товарораспорядительные документы, во владение которыми он вступает после их оплаты, если экспортер не дал банкам инструкций о выдаче документов без оплаты[29].

Таким образом, основным недостатком инкассовой формы расчетов является значительный разрыв во времени между отгрузкой товара, сдачей документов на инкассо и получением денег за товары и услуги. Кроме того, инкассо не гарантирует экспортеру своевременного получения средств, т.к. импортер вправе отказаться от оплаты представленных документов или может не иметь средств для оплаты. В этой связи в расчетах по инкассо могут использоваться предварительно выданные банковские гарантии своевременной оплаты инкассовых поручений. За выдачу таких гарантий банк получает определенный доход.

 

3. ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ АККРЕДИТИВА

 

Аккредитив - это соглашение, в силу которого банк обязуется по просьбе клиента произвести: оплату документов бенефициару, в пользу которого открыт аккредитив, оплату либо акцепт тратты, выставленной бенефициаром. В соответствии с унифицированными правилами документарный аккредитив определяется как соглашение, как бы оно ни было названо или обозначено, в силу которого банк, действуя по просьбе и на основании инструкций своего клиента, должен произвести платеж третьему лицу или по его приказу или должен оплатить, либо акцептовать, или негоциировать (т.е. купить или учесть) тратты против предусмотренных документов, если соблюдены все условия аккредитива. Расчет с помощью аккредитива можно представить в виде схемы, изображенной на рисунке 4.


 

 


1 3


2 4


 

7  


 

 


5



 

 

Рисунок 4 - Схема расчетов при помощи аккредитива

 

Доля аккредитивной формы  в международных расчетах значительно  скромнее по сравнению с банковским переводом и инкассо, однако именно аккредитив наиболее полно обеспечивает своевременное получение экспортной выручки, т.е. максимально отвечает интересам экспортера[4].

Информация о работе Преимущества и недостатки основных форм международных расчетов