Правовое регулирование финансирования и кредитования предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 11:11, курсовая работа

Краткое описание

Переход к рыночной экономике кардинально изменил отношения в области банковского кредитования. В условиях спада производства инфляции и других отрицательных тенденций в экономике России хозяйствующие субъекты в основном пользуются краткосрочным кредитом.

Содержание

Введение.
1. Понятие и виды финансирования и кредитования предпринимательской
деятельности.
2.Правовые основы государственного финансирования и кредитования
предпринимательской деятельности.
2. Самофинансирование предпринимательской деятельности.
3. Правовые основы банковского, товарного н коммерческого кредитования.
Заключение. Литература.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат-распечат..doc

— 207.50 Кб (Скачать файл)

           Основным законодательным актом, регулирующим банковское кредитование является Гражданский кодекс РФ, в котором содержатся нормы о кредитном договоре (ст. 819-821). Правовое регулирование банковской деятельности, в том числе и кредитования, осуществляется Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 2 декабря 1990 г. (в ред. Федерального закона от 26 апреля 1995 г. с последующими изменениями и дополнениями)"; Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 г. (в ред. Федерального закона от 3 февраля 1996 г. с последующими изменениями и дополнениями)2'; другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Банка России.

Подзаконное регулирование банковского кредитования осуществляется актами Президента РФ, Правительства РФ. Банка России. Минфина РФ и Министерства РФ по налогам и сборам. В качестве примера можно назвать Указ Президента РФ от 23 мая 1994 г. № 1005 «О дополнительных мерах по нормализации расчетов и укреплению платежной дисциплины в народном хозяйстве)/4 и Указ Президента РФ от 23 мая 1994 г. № 1006 «Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей»2'.

Среди подзаконных источников особая роль отводится актам Банка России, определяющим порядок предоставления кредитов, порядок начисления процентов  по операциям, их отражения по счетам бухгалтерского учета и др.

Банковское кредитование регулируется также актами Госбанка СССР, если они не отменены Банком России. Так, в настоящее время действуют в части, не противоречащей российскому законодательству, Правила кредитования материальных запасов и производственных затрат, утвержденные Письмом Госбанка СССР от 30 октября 1987 г. №15.

Большое значение имеют локальные нормативные  акты, разрабатываемые н утверждаемые конкретным банком и определяющие его политику по размещению средств, учетную политику; регламентирующие процедуру принятия решений по размещению банком денежных средств, распределение функций и полномочий между должностными лицами и др. В качестве примера можно назвать Регламент предоставления кредитов юридическим лицам Сбербанком России и его филиалами от 8 декабря 1997 г. № 285-р (с изменениями и дополнениями от 1 октября 1998 г., 29 января 1999 г.), утвержденный Комитетом Сбербанка РФ по предоставлению кредитов и инвестиций.

В регулировании  банковского кредитования значительное место принадлежит также деловым обыкновениям и банковским обычаям.

В соответствии со ст. 819 ГК РФ по кредитному договору банк обязуется предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.

Банковское  кредитование осуществляется в соответствии с принципами, которые определяются нормативно-правовыми актами сторонами при заключении кредитного договора Нормативно-правовыми актами предписано осуществлять банковское

       - путем  списания денежных средств в  порядке  очередности, установленной законодательством, со счета заемщика, обслуживающегося в другом банке, на 
основании платежного требования банка-кредитора. Такой вариант возможен, если договором   предусмотрена   возможность   списания   денежных   средств   без 
распоряжения клиента - владельца счета. При этом клиент-заемщик обязан письменно уведомить банк, в котором открыт его счет, о своем согласии на без-акцептное списание средств в соответствии с заклю-ченным договором в порядке, установленном ст. 84 7 ГК РФ;

       - путем списания денежных средств со счета заемщика, обслуживающегося в банке-кредиторе, на основании платежного требования банка-кредитора, если условиями 
договора предусмотрено проведение указанной операции;

        - путем перечисления средств со счетов клиентов – фи-

зических лиц на основании их письменных распоряжений       и иными способами, предусмотренными законодательством.

Задолженность по предоставленным денежным средствам, безнадежная или признанная в установленном Банком России порядке нереальной для взыскания, списывается с баланса банка-кредитора за счет созданного резерва на возможные потерн, а при его недостатке относится на убытки отчетного года Списание непогашенной задолженности, включая проценты, не является ее аннулированием. Она отражается за балансом в течение не менее пяти лет с момента списания в целях наблюдения за возможностью ее взыскания.

Договор товарного кредита представляет собой обязанность одной стороны предоставить другой стороне вещи, определенные родовыми признаками (ст. 822 ГК РФ). К такому договору применяются правила о кредитном договоре, если иное не предусмотрено сторонами и не вытекает из существа обязательств. Условия о количестве, ассортименте, комплектности, качестве, таре и упаковке предоставляемых вещей исполняются в соответствии с правилами о договоре купли-продажи товаров, если иное не предусмотрено договором. На практике договор товарного кредита заключается субъектами предпринимательской деятельности при необходимости временного заимствования сырья, материалов, иных неденежных средств при условии их возврата в установленные сроки.

Коммерческое  кредитование предусматривает предоставление субъектами предпринимательской деятельности кредита в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ, услуг (ст. 823 ГК РФ). Таким образом, действующее законодательство в качестве коммерческого кредита рассматривает кредит, предоставляемый не но самостоятельному заемному обязательству, а во исполнение договоров на реализацию товаров, выполнение работ или оказание услуг. Если иное не предусмотрено договором, из которого возникло соответствующее обязательство, и не противоречит существу такого обязательства, к коммерческому кредиту применяются правила главы 42 ГК РФ о займе и кредите.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Итак, мы убедились в важности и актуальности в настоящее время финансирования и кредитования предпринимательской деятельности. Подведем некоторые итоги. Изучение нормативно-правовых актов показывает, что в условиях рынка государство берет на себя обязанность финансового обеспечения приоритетных государственных программ развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи. Кроме того, финансируются такие отрасти и предприятия, деятельность которых служит удовлетворению социальных потребностей, нужд населения. Однако, в силу ряда причин, либо хозяйствующие субъекты, осуществляющие такого рода деятельность, являются заведомо убыточными (например, организации агропромышленного комплекса), либо государство считает необходимым финансово их поддерживать, обеспечивая тем самым соблюдение публичных интересов общества

Помимо  финансирования целевых программ и  иных государственных нужд государство осуществляет мероприятия по оказанию финансовой помощи и поддержки хозяйствующих субъектов и отраслей, деятельность которых, с одной стороны, является жизненно необходимой для удовлетворения публичных интересов общества, а с другой - не может осуществляться без притока денежных средств извне

Следует отметить, что из-за недостаточности бюджетных средств нормы Постановления Правительства РФ о государственном финансировании казенных предприятий не всегда выполняются. Так, в 1998 и 1999 годах действие пункта 13 Порядка планирования и финансирования деятельности казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств) в части выделения средств из федерального бюджета при недостаточности у завода средств от реализации продукции (работ, услуг) было приостановлено. Данное положение никак нельзя признать оправданным, поскольку, как уже указывалось, федеральные казенные предприятия производят продукцию с ограниченным рынком сбыта Основным потребителем этой продукции является государство. Доходы от деятельности таких предприятий не всегда покрывают затраты, связанные с выполнением плана-заказа Многие из них зачастую являются заведомо убыточными. Поэтому не оказывая финансовой помощи казенным предприятиям, государство тем самым ставит под угрозу выполнение им же спущенного предприятию плана-заказа а порой и обеспечение государственных нужд.

Государство может выделить кредиты под высокоэффективные  контракты. Условия предоставления государственных средств на конкурсной основе под высокоэффективные контракты следующие: возвратность, платность, срочность, целевой характер предоставления средств и обеспеченность кредита.

Прибыль организаций служит источником удовлетворения частных потребностей самого субъекта предпринимательской деятельности, поскольку за счет прибыли, остающейся в его распоряжении, финансируются все производимые затраты по производству и реализации продукции (работ, услуг), не включаемые в себестоимость. Кроме того, остающаяся в распоряжении предприятия прибыль служит источником удовлетворения публичных интересов.

Банковская  система Российской Федерации нуждается в серьезном реформировании. После банковского кризиса, происшедшего в августе 1998 г., не решаются ряд вопросов кредитования. В реальный сектор не попадают сбережения граждан, по объему сравнимые с внешним долгом. Преодоление финансово - банковского кризиса возможно лишь на базе реструктурированной банковской системы, включающей государственные и частные банковские кредитные организации, а также банки с иностранным и смешанным капиталом. Реорганизацию следует начинать с Банка России, а его место в структуре государственных органов, вопросы независимости, организационно - правовой формы и другие диктуются кругом задач и компетенцией, направленной на восстановление российской экономики. Вышесказанное определяет актуальность избранной темы работы.

Переход к рыночной экономике кардинально изменил отношения в области банковского кредитования. В условиях спада производства инфляции и других отрицательных тенденций в экономике России хозяйствующие субъекты в основном пользуются краткосрочным кредитом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

 

1. Конституция   Российской   Федерации   (принята   всенародным голосованием 12.12.1993). М. 1995.

2.  Бюджетный Кодекс Российской Федерации (в ред. Фед. законов от 05.08.2000 № 116-ФЗ. от 08.08.2001 № 126-ФЗ, с изм., внесенными Фед.законами от 31.12.1999 № 227-ФЗ, от 27.12.2000 № 150-ФЗ, от 30.12.2001 № 194-ФЗ). // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3823.7 Правовая база «Консультант Плюс».

3.   Налоговый Кодекс Рос.Федерации // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3824.

4.  Фед.закон от 13 декабря 1994 г. № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» СЗ РФ. 1994. № 34. Ст. 3540, с изм.и доп. от 19 июня 1995 г. и 17 марта 1997г.

5.  Фед.закон от 2 декабря 1994 г. № 53-ФЗ «О закупках и поставках 
сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3303.

6.  Фед.закон от 27 декабря 1995 г. № 213-ФЗ «О государственном обо-ронном заказе» // СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 6, с изм. от 26 февраля 1997 г.

7.  Фед.закон от 29 декабря 1994 г. № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве» // СЗ РФ 1995. № 1. Ст. 3, с изм. от 17 марта 1997 и 12февраля 1998.

8.  Фед.закон от 6 мая 1999 г. № 97-ФЗ «О конкурсах на размещение   заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» /7 СЗ РФ. 1999. N8 19. Ст 2302.

9.  Фед.закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 2 декабря 1990 г. в ред. от 26 апреля 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 18. Ст. 1593; № 31. Ст. 2991; 1996. № 26. Ст. 3032; 1997. №9. Ст. 1028; № 18. Ст. 2099; 1998. № 10. Ст.1147; № 31. Ст. 3829; 1999. № 28. Ст. 3472.

10.  Фед.«О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 г. В ред. от 3 февраля 1996 г. // СЗ РФ. 1996. № 6. Ст. 492; 1998. № 31. Ст. 3829; 1999. № 28. Ст. 3459.

11. Указ Президента РФ от 23 мая 1994 г. № 1005 «О дополнительных мерах по нормализации расчетов и укреплению  платежной дисциплины в  народном хозяйстве». // СЗ РФ. 1994 № 5. Ст. 395, с изм. и доп. от 9 августа 1994 г., 24 января, 21 ноября 1995 г.

12. Указ Президента РФ от 23 мая 1994 г. № 1006 «Об осуществлении комплексных мер  по своевременному и полному внесению в бюджет  налогов  и  иных обязательных платежей». // СЗ РФ. 1994. № 5 Ст. 396, с иэм. и доп. от 21 марта 1995 г., 6 января 1998 г. 3 августа 1999 г., 25 июля 2000 г.

13.  Пост.Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 47 «О правилах ведения организациями, выполняющими государственный заказ за счет средств федерального   бюджета, раздельного учета   результатов   финансово-хозяйственной деятельности» // СЗ РФ. 1998. № 4. Ст. 477.

14.  Пост.Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 584 «О реализации Федерального закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» // СЗ РФ. 1995. № 28. Ст. 2669, с изм. и доп.от 23 апреля,1 июля., 13 сентября 1996 г., 1 и 8 июля 1997 г., 2 и 18 февраля, 21 июля 1998 г.

15.  Пост.Правительства РФ от 6 октября 1994 г. № 1138 «О порядке планирования и финансирования деятельности казенных заводов // СЗ РФ 1994 № 28 Ст. 2989

16. Основные положения порядка заключения и исполнения госу-дарственных контрактов (договоров) подряда на строительство объектов для федеральных государственных нужд в РФ Утверждены Постановлением СМ - Правительства РФ от 14 августа 1993 г №812 // САПП 1998 №34 Ст. 318.

17. Правила предоставления бюджетных ссуд для реализации высокоэффективных контрактов на производство и поставку продукции, в том числе на экспорт, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 15 мая 1999 г № 538

18. Приказ Минфина России и Минэкономики России от 10 августа 1999 г Ме 52н, 400 «Об утверждении формы типового соглашения о предоставлении и возврате бюджетных   ссуд   под   высоко-эффективные   контракты,   заключенные    на производство и поставку продукции, в том числе на экспорт» // Правовая база «Консультант Плюс».

19.  Приказ Минфина России и Минэкономики России от 10 августа 1999 г № 52н, 400 «Об утверждении формы типового соглашения о пре-доставлении и возврате бюджетных ссуд под высокоэффектив-ные контракты, заключенные на производство и поставку продукции, в том числе на экспорт» // Правовая база «Консультант Плюс».

Информация о работе Правовое регулирование финансирования и кредитования предпринимательской деятельности