Правовое регулирование аудиторской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 20:43, контрольная работа

Краткое описание

Родоначальником аудита считается Великобритания. Еще в 1844 г. в Англии закон о компаниях устанавливал необходимость приглашения аудитора для проверки бухгалтерских счетов для акционеров. Институт присяжных бухгалтеров Шотландии был учрежден несколько позже и сегодня по праву стоит первым в списке уполномоченных аудиторских структур, с достоинством храня свою более чем 150-летнюю историю.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Основы аудиторской деятельности
1.1.Развитие нормативного регулирования аудиторской деятельности 6
1.2. Аудиторские правоотношения 8
Глава 2. Регулирование порядка аудиторской деятельности
2.1 Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности 12
2.2 Лицензирование аудиторской деятельности 15
2.3 Аудиторская проверка 18
Заключение 26
Список используемой литературы 28

Вложенные файлы: 1 файл

КР по Предпринимательскому праву.docx

— 48.99 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

 

Федеральное Государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

 

МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ ИМ. К. Г. РАЗУМОВСКОГО


 

Юридический институт

 

Кафедра Предпринимательского и финансового права

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

По  дисциплине: предпринимательское право

 

Правовое  регулирование аудиторской деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила

студентка 3го курса

ЗсФО формы обучения

Специальности 030900

Шифр  зачетной книжки 001205

Щипцова Елена Александровна

 

Научный Руководитель:

Чикурова Екатерина Владимировна

Старший преподаватель

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва  –2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение             3

Глава 1. Основы аудиторской деятельности

1.1.Развитие нормативного регулирования аудиторской деятельности  6

1.2. Аудиторские  правоотношения        8

Глава 2. Регулирование порядка аудиторской деятельности

2.1 Аттестация на право осуществления  аудиторской деятельности      12

2.2 Лицензирование аудиторской  деятельности             15

2.3 Аудиторская проверка                18

Заключение                   26

Список используемой литературы                28

 

ВВЕДЕНИЕ

Родоначальником аудита считается  Великобритания. Еще в 1844 г. в Англии закон о компаниях устанавливал необходимость приглашения аудитора для проверки бухгалтерских счетов для акционеров. Институт присяжных бухгалтеров Шотландии был учрежден несколько позже и сегодня по праву стоит первым в списке уполномоченных аудиторских структур, с достоинством храня свою более чем 150-летнюю историю. Департамент организации аудиторской деятельности Минфина России поддерживает многолетние и, на наш взгляд, конструктивные отношения с шотландским институтом. При этом очень важно, что проект федерального закона «Об аудиторской деятельности» проходил экспертизу именно в Шотландии, где получил высокую оценку наших шотландских коллег. В России, на разных этапах ее истории, уже предпринимались попытки организации аудиторской деятельности, но до последнего времени институт аудиторства не смог закрепиться и получить развитие. Появление на современном этапе аудита в России было вызвано изменениями в экономической системе общества и определялось требованиями со стороны рыночной экономики, при которой аудит является непременным элементом ее инфраструктуры, неотъемлемой частью финансового контроля. Созданные в ходе перестройки управления экономикой и приватизации акционерные общества, частные фирмы и другие негосударственные организации нуждались в новом финансовом контроле, который предохранял бы их от ошибок и нарушений в ведении хозяйственных и финансовых операций, способствовал правильной постановке бухгалтерского учета и отчетности, росту эффективности работы, нормальным взаимоотношениям с деловыми партнерами и государством. Достижения российского аудита стали возможны после обеспечения его нормативного регулирования, установления правовых норм и правил аудиторской деятельности. Начало этому было положено 22 декабря 1993 г. Указом президента РФ № 2263, которым были утверждены Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации. Значительную роль в развитии аудиторской деятельности в России сыграли Комиссия по аудиторской деятельности при президенте РФ, центральные аттестационно-лицензионные аудиторские комиссии Минфина России, Банка России, Росстрахнадзора. В период завершения работы Минфина России заместитель председателя правительства РФ, министр финансов А.Л. Кудрин отметил, что Центральная аттестационно-лицензионная аудиторская комиссия Минфина России на протяжении многих лет обеспечивала проведение аттестации и лицензирования аудиторской деятельности. Деятельность комиссии оказала существенное влияние на развитие аудита в России. После вступления в силу федерального закона «Об аудиторской деятельности» в новом законодательном формате в настоящее время в основном сформирована нормативно-правовая база регулирования аудиторской деятельности. Совет по аудиторской деятельности при Минфине России во многих вопросах стал правопреемником четырех вышеперечисленных комиссий.

В соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» статья 1 «аудиторская деятельность, аудит - это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.» Кроме того, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы могут оказывать сопутствующие аудиту услуги.

Актуальность выбранной  темы обусловлена тем, что аудиторская  деятельность в Российской Федерации  довольно востребована на сегодняшний  день и практикуется большинством организаций  в целом по всему миру. Тема носит  интерес со стороны, как практической значимости, так и теоретической, поскольку хоть нормативно-правовая база в этом развита хорошо, но как и любая система требует доработок и недочетов.

Предметом исследования данной контрольной работы является процесс регулирования аудиторской деятельности.

Основными задачами работы являются:

- охарактеризовать аудиторские правоотношения;

- раскрыть проблемы регулирования аудиторской деятельности в России;

- определить порядок проведения аудиторской деятельности.

Структура контрольной  работы выполнена следующим образом, она состоит из введения, двух основных вопросов с входящими в свой состав несколькими подпунктами, заключение по выполненной работе и списком используемой литературы.

 

1. Основы аудиторской деятельности

1.1. Развитие нормативного регулирования аудиторской деятельности

При административном механизме  регулирования аудита основное значение имеет долговременный канал, а в  нем - система нормативного регулирования  аудиторской деятельности. Эта система  в нашей стране должна иметь (и  по существу уже имеет, хотя зачастую не в лучшем виде) восемь уровней: законодательный, правительственный, уровень федерального органа государственного регулирования  аудиторской деятельности, ведомственный, региональный, муниципальный, уровень  общественных объединений аудиторов внутрифирменный.

На первом уровне находятся  законы Российской Федерации, принимаемые  в установленном порядке Федеральным  Собранием. Сюда же можно отнести  и указы Президента Российской Федерации, причем ее временем роль этого инструмента  нормативного регулирования должно уменьшаться; во всяком случае, в странах с развитой рыночной экономикой аналога такому инструменту нет, а введенные таким указом уже заменены.

Постановления Правительства  Российской Федерации должны охватывать, по нашему мнению, общие вопросы  функционирования федерального органа государственного регулирования аудиторской  деятельности (утверждение и изменение  положения о нем и т.д.); вопросы  организации аудиторской статистики; изменения круга субъектов обязательного аудита и т.п.

На третьем уровне рассматриваемой  системы нормативного регулирования  аудита находится федеральный орган  государственного регулирования аудиторской  деятельности. Основные функции этого федеральной органа подробно прописаны. К ним целесообразно добавить детализацию и постоянную корректировку перечня сопутствующих аудит услуг и утверждение. Что касается аудиторской отчетности, то базовые вопросы и увязка ее с общероссийской статистикой должны быть, на наш взгляд, прерогативой Правительства РФ, а детализация сбора и обработки соответствующих данных - федеральной: органа, как это записано в ст. 18, п. 2 Закона, и органов государственной статистики.

Четвертый уровень этой системы нормативного регулирования  аудита является ведомственным и  представлен курирующими аудит  подразделениями Министерства финансов РФ и Центрального банка РФ. В  их функции входят подготовка и утверждение  комментариев, инструкций, писем разъяснительного характера применительно к нормативным актам первого-третьего уровней.

Функциями пятого уровня могут служить регулирование обязательного аудита государственных унитарных предприятий на уровне субъектов РФ, а шестого - на муниципальном уровне, что предусмотрено (ст. 7, п. 1.4 Закона); можно представить, что на обоих уровнях будут готовиться различного рода технические задания и т.п. документы на аудит государственных унитарных предприятий или муниципальных унитарных предприятий.

Если первые пять уровней  относятся к государственному регулированию  аудита, то шестой, седьмой, восьмой - к  негосударственному.

На седьмом уровне находятся  общественные объединения аудиторов, которые могут выпускать нормативные  акты в пределах своей компетенции  как обязательного, так и рекомендательного  характера для своих членов.

Восьмой уровень рассматриваемой  системы нормативного регулирования  аудита в Российской Федерации связан с разработкой внутрифирменных  правил, методик, стандартов и т.п. аудиторскими организациями.

Предлагаемая восьмиуровневая  система нормативного регулирования  аудита в Российской Федерации может  быть дополнена. Принятие каких-то общих, например, для Содружества Независимых  Государств, документов, затрагивающих  аудит, скорее всего, сюда нельзя будет отнести, поскольку такого рода акции обычно сопровождаются изменениями соответствующих национальных нормативных актов.

Существующая сегодня  схема нормативного регулирования  аудита в нашей стране вполне соответствует  представленной в контрольной работе. Другое дело, что функции каждого уровня, их разделение, взаимодействие и ряд других вопросов должны быть серьезно переработаны.

Основным элементом в  системе нормативного регулирования  аудиторской деятельности на сегодня  является Федеральный закон «Об  аудиторской деятельности». Нужно  констатировать, что общая оценка закона большинством специалистов справедливо  положительная. Это относится как  к содержанию закона, так и - особенно - к самому факту его появления. Но некоторые замечания здесь  представляются уместными.

 

    1. Аудиторские правоотношения

Аудиторские правоотношения представляют собой один из видов правовых отношений.

В сфере аудиторской  деятельности возникают различные по своему характеру общественные отношения, среди которых можно выделить несколько групп:

во-первых, собственно аудиторские  правоотношения, которые возникают  между аудитором и аудируемым лицом по поводу проведения аудита;

во-вторых, иные правоотношения, связанные с аудиторскими, возникающие  между аудиторской организацией (аудитором) и уполномоченными государственными органами в ходе организации аудиторской деятельности, а также организации контроля за её осуществлением;

в-третьих, дополнительные правоотношения, которые возникают по поводу оказания аудиторских услуг (например, по организации обучения специалистов в области аудиторской деятельности; по проведению научно-исследовательских и экспериментальных работ, связанных с аудитом; по правовому консультированию, а также представительству от имени экономических субъектов в уполномоченных государственных органах и т.д.);

в-четвертых, служебно-вспомогательные  правоотношения, возникающие, например, между аудиторами экспертом, привлекаемым в случае необходимости и способствующим проведению аудита.

Самостоятельную группу отношений  составляют организационно-управленческие отношения, складывающиеся в с0амой аудиторской организации, между ее подразделениями, а также между аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами и профессиональными аудиторскими объединениями.

Гражданско-правовая ответственность возникает по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ. Суть ее состоит в возмещении убытков, причиненных некачественным проведением аудиторской проверки, однако вопрос оценки качества последней является дискуссионным.

Уголовная ответственность предусмотрена только в отношении индивидуальных аудиторов, использующих свои полномочия вопреки задачам своей деятельности и в целях извлечения выгоды.

Таким образом, можно представить  следующую характеристику аудиторских  правоотношений. Так, аудиторские правоотношения являются двусторонними, так как в них участвуют две стороны: с одной стороны - аудиторская организация (аудитор), с другой - аудируемое лицо, государственный уполномоченный орган, кредиторы, собственники или учредители, каждая из которых несет права и обязанности. Эти правоотношения относятся к категории относительных, в которых определены обе стороны, и только они могут являться потенциальными нарушителями прав по данному отношению. Аудиторские правоотношения – по сути, регулятивные правоотношения, так как связаны с установлением прав и обязанностей сторон и их реализацией.

Аудиторские правоотношения носят комплексный характер. Наряду с общими признаками правовых отношений они обладают и специфическими, однако последние не позволяют отнести аудиторские правоотношения к одной конкретной отрасли права. Властный характер присущ аудиторским правоотношениям в том случае, когда одной из сторон выступает уполномоченный государственный орган или профессиональное аудиторское объединение. Эти субъекты наделены властными полномочиями в отношении аудиторской организации (аудитора), т.е. аудиторские правоотношения приобретают черты административных правоотношений.

Таким образом, аудиторское  правоотношение представляет собой  отношение между аудиторской  организацией (индивидуальным аудитором), аудируемым лицом, кредиторами, собственниками, учредителями, уполномоченными государственными органами и профессиональными аудиторскими объединениями по поводу проведения независимой проверки бухгалтерского учёта и финансовой (бухгалтерской) отчётности экономического субъекта, а также организации контроля за осуществлением аудиторской деятельности.

Правоотношение, в том  числе и аудиторское, имеет сложную структуру. В нем всегда можно выделить четыре взаимодействующих элемента: субъект правоотношения, объект правоотношения, субъективное право и юридическую обязанность, последние составляют содержание правоотношения.

В соответствии с Федеральным  законом «Об аудиторской деятельности»  осуществлять аудиторскую деятельность могут аудиторские организации и индивидуальные аудиторы. При этом в правоотношении, возникающем из обязательного аудита, в качестве аудитора могут выступать только аудиторские организации (п. 2 ст. 7), под которыми понимаются коммерческие организации, осуществляющие аудиторские проверки и оказывающие сопутствующие аудиту услуги (ст. 4). Такая организация может быть создана в любой организационно-правовой форме, за исключением открытого акционерного общества, что вполне объяснимо.

В настоящее время аудиторские организации создаются в основном в форме общества с ограниченной ответственностью и закрытого акционерного общества. Представляется целесообразным закрепить в Законе об аудиторской деятельности исчерпывающий перечень организационно-правовых форм, в которых может быть создана аудиторская организация, исключив наряду с открытым акционерным обществом и форму унитарного предприятия.

Таким образом, аудиторская  организация как субъект аудиторских  правоотношений является юридическим лицом со специальной правоспособностью и может иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям деятельности, определенными в законе, а также в учредительных документах данной организации, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Информация о работе Правовое регулирование аудиторской деятельности