Потребительская кооперация – система потребительский обществ и потребительских союзов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 17:39, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы. Становление в России основ рыночной экономики породило не только целый ряд новых хозяйственных процессов и явлений, но и заставило по-новому оценивать те традиционные для экономики советского периода хозяйственные формы, которые трансформировались в рыночные образования. Одной из таких хозяйственных форм явилась кооперация, которая, выступая в многообразных проявлениях, приобретает все более сложный характер и новые рыночные признаки, сохраняя при этом свое самобытное содержание.
Потребительская кооперация представляет собой весьма ёмкое социально-экономическое явление с явно выраженным гражданским содержанием, о чем можно судить по одному из последних определений потребкооперации, приведенном в экономической литературе. «Потребительское общество – это социальное, экономическое, техническое и ориентированное на сохранение окружающей среды единица, которая выполняет задачи по удовлетворению спроса населения, его социально – экономической поддержки на основе самостоятельных решений и ответственности за риск».

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_rabota.docx

— 266.08 Кб (Скачать файл)

     Концепция  предусматривает комплексный подход  системы потребительской кооперации  к развитию местных рынков  регионов. Увеличение товарного  предложения достигается на основе  развития заготовительной, производственной, торговой отраслей, общественного  питания, надомного производства и сферы услуг.

     Организации  потребительской кооперации должны  целенаправленно формировать спрос  и предложение местных рынков регионов.

     Оптовая торговля. В развитии местных региональных  рынков особая роль отводится  оптовой торговле потребительской кооперации.

     Практика  подтверждает, что развитие собственной оптовой  торговли обусловливает высокие  результаты деятельности потребсоюзов.

     Чтобы активизировать  участие потребительской  кооперации  в развитии местных региональных  рынков, оптовым организациям следует:

     - вернуть утраченный  сегмент рынка;

     - восстановить  стабильную клиентуру, прежде  всего за счет розничных предприятий  системы на основе наступательного  маркетинга, оказания услуг, гибких  цен, привлечения новых клиентов;

     - вытеснять  с сельского рынка посредников,  снабжающих организации потребительской  кооперации;

     - расширять географические позиции рынка;

     - использовать  новые методы и технологии  для интенсификации коммерческой деятельности;

     - минимизировать текущие затраты;

     - предоставлять  комплекс услуг  розничным торговым предприятиям;

     - повышать  квалификацию работников коммерческих  служб, активность и инициативность коммерческих работников.

     Для обеспечения  рентабельной работы и сохранения  конкурентных позиций на местных  региональных рынках оптовым  организациям областных (краевых)  и республиканских потреб союзов  следует сохранить ориентацию  на неширокий ассортимент преимущественно  продовольственных товаров, исключать  из него низкорентабельные товарные группы.

     Необходима  обоснованная и гибкая ценовая  политика оптовых предприятий.  Оптовые предприятия потребительской  кооперации должны привлекать  потребительские общества и союзы  товарами, конкурентоспособными по  цене в сравнении с товарами  других поставщиков.

     Гибкая  ценовая  политика позволит увеличить   оптовый товарооборот и ускорить  оборачиваемость товаров.

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 
     В заключение курсовой работы мы пришли к выводу, что развитие торговли нуждается в создании специальных служб по изучению и прогнозированию потребительского спроса, формированию оптимального ассортимента товаров, анализу и определению прогрессивных форм и методов розничной торговли на уровне региона, края, области, района при неукоснительной поддержке государственных и муниципальных органов власти в целях контроля за ходом торговли.

    В настоящее время актуальной становится проблема разработки стратегии деятельности потребительской кооперации, которая смогла бы обеспечить адаптацию системы к условиям рынка и дальнейшее ее стабильное развитие. Разработке стратегии предшествует анализ системы, определяется ее внутренний потенциал, рассматриваются условия функционирования внешней среды. 
    В соответствии с принципами кооперативного движения целью потребительской кооперации является удовлетворение спроса своих пайщиков на товары и услуги. Однако, на основе сформировавшийся роли потребительской кооперации как отрасли, имеющее общественное предназначение требуется выработка общей генеральной стратегии в интересах всего общественного населения и ее конкретизации с учетом принципов кооперативной деятельности (представления дополнительных, особых привилегий пайщикам, активизация работы по привлечению новых и т.п.). 
    В системе потребительской кооперации миссия конкретного кооперативного общества (союза) определяется, с одной стороны, общими задачами кооперативного движения потребителей, с другой - потребностями потребителей конкретного региона, района или поселка. Если потребительское общество не в состоянии успешно функционировать как хозяйственное предприятие и предоставлять в любой его форме весомые дивиденды пайщикам, его существование просто нецелесообразно.

    К 1917 г. потребительская кооперация занимала видное место в экономике и социальной жизни Российской Империи и заметное место в мировой экономике, т. к. обеспечивала существенную долю российского экспорта продуктов питания и сырья. Российская потребительская кооперация, используя предпринимательские приемы работы с капиталом развивалась динамично и имела значительную собственность не только в России, но и за рубежом.

    Все виды деятельности, которыми занимается потребительская кооперация, направлены не на получение выгоды ради выгоды (получение прибыли – это основная и отличительная черта всех коммерческих образований), а на получение прибыли для покрытия собственных издержек, связанных с осуществлением социальной миссии.

    Еще в 1990 году в РСФСР потребкооперация обслуживала 40% населения страны, членами ее были 30 миллионов сельских жителей России. На ее долю приходилось четверть розничного товарооборота, около половины заготовок картофеля, треть закупок овощей, более трети выпечки хлеба.

    В настоящее время создана Ассоциация кооперативных организаций России, куда вошли кооперативы разного профиля. Центросоюз (высший орган управления) проводит ежегодные научно-практические конференции, на которых принимаются рекомендации, определяющие перспективы развития кооперации в России.

    Возможно, в недалеком будущем кооперация сможет стать основой социальной инфраструктуры российского села, и в этом случае наступит новый расцвет этого интересного экономического механизма, существующего в мире 170 лет.

Список используемой литературы.

1.  Белоусов В.И. Основы  прикладной экономики и предпринимательского  дела: Учебное пособие. – Воронеж:  Изд-во ВГУ, 2006. – 456 с.

2.  Бернвальд А.Р., Цихоцкий  А.В. Потребительская кооперация  в условиях перехода к рыночной  экономике: Проблемы членских  отношений. – Новосибирск: ВО  «Наука», 2006. – 356 с.

3.  Бланк Г.Я. Основы  теории и история потребительской  кооперации: Учебное пособие. –  М., 2006. – 425 с.

4.  Вахитов В.И. История  потребительской кооперации России: Учебное пособие – М., 2007. –  410 с.

5.  Вахитов К.И. Кооперация: Теория, история, практика: избранные  изречения, факты, материалы, комментарии.  – М.: Издательский дом Дашков  и К, 2008. – 385 с.

6.  Гутман Г.В., Калмыков  В.В., Чукин Н.И., Гутман М.Ю. Взаимосвязь  экономической и социальной функции  потребительской кооперации. Серия  «Экономика». – М.: ИКЦ «Маркетинг», 2006. – 345 с.

7. 12. Жид Шарль, РистЩарль. История экономических учений. - М.: Экономика, 1995. - 190 с.

8.Зырянов П.Н. Крестьянская  община европейской России в  1907–1914 гг. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 355 с.

9.  Калягин Г.В. Конкурентоспособность  кооперации в переходной экономике:  институциональный подход: Учеб.пособие.  – М.: ИНФРА-М, 2008. – 378 с.

10.  Климов А.П. Потребительская  кооперация в системе развитого  социализма. – М.: Экономика, 2007. –  306 с.

11.  Кооперативы по производству  товаров и оказанию услуг. Справочное  пособие. Под общ.ред. П.В. Савченко  – М.: Экономика, 2006. – 578 с.

12.  Крашенинников А.И.  Международный кооперативный альянс. – М.: Экономика, 2007. – 288 с.

13.  Макаренко А.П. Теория  и история кооперативного движения: Учебное пособие для студентов  высших и средних кооперативных  учебных заведений. – М.: ИВЦ  «Маркетинг», 2006. – 418 с.

14. Теплова Л. Е. Основы  потребительской кооперации: Учебное  пособие для 10-11 кл. общеобразовательных  учреждений. – М.: Вита-Пресс, 2007. - С.65-68,87-91,130-133.

15.Туган-Барановский М.И.  Социальные основы кооперации. - М.: Экономика, 1989. - 495 с.

16. Уколова Л.В. Сельскохозяйственная  кооперация. Учебное пособие. –  Белгород: Кооперативное образование, 2002.

17. Чаянов А В Краткий  курс кооперации — М   Кооперативное  издательство, 1925, 87-93с.

18. Конституция РФ. – М.: Закон, 2006. – 812 с.


Информация о работе Потребительская кооперация – система потребительский обществ и потребительских союзов