Потребительская кооперация – система потребительский обществ и потребительских союзов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 17:39, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы. Становление в России основ рыночной экономики породило не только целый ряд новых хозяйственных процессов и явлений, но и заставило по-новому оценивать те традиционные для экономики советского периода хозяйственные формы, которые трансформировались в рыночные образования. Одной из таких хозяйственных форм явилась кооперация, которая, выступая в многообразных проявлениях, приобретает все более сложный характер и новые рыночные признаки, сохраняя при этом свое самобытное содержание.
Потребительская кооперация представляет собой весьма ёмкое социально-экономическое явление с явно выраженным гражданским содержанием, о чем можно судить по одному из последних определений потребкооперации, приведенном в экономической литературе. «Потребительское общество – это социальное, экономическое, техническое и ориентированное на сохранение окружающей среды единица, которая выполняет задачи по удовлетворению спроса населения, его социально – экономической поддержки на основе самостоятельных решений и ответственности за риск».

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_rabota.docx

— 266.08 Кб (Скачать файл)

Интересы пайщиков как  членов потребительского общества заключаются  в следующем:

— покупке в предприятиях потребительского общества качественных товаров и услуг на более выгодных условиях;

— получении дополнительных доходов от экономического участия в деятельности потребительского общества;

— сбыте потребительскому обществу сельскохозяйственной и другой продукции, произведенной в хозяйствах пайщиков-товаропроизводителей ;

— предоставлении потребительским обществам рабочих мест и заработной платы в размере, обеспечивающем пайщикам достойную жизнь;

— социальной защите (в ней заинтересованы как пайщики-работники, так и пайщики, не работающие в потребительском обществе).

Потребительское общество, стремясь выполнить социальную миссию, заинтересовано в том, чтобы пайщики  активно участвовали в экономической  деятельности потребительского общества:

— покупали товары и услуги в предприятиях потребительского общества;

— вносили паевые взносы и вклады для пополнения денежных средств общества;

— поставляли (сдавали) потребительскому обществу сельскохозяйственную и другую продукцию.

Потребительское общество также  заинтересовано в том, чтобы работающие пайщики были квалифицированными работниками  и добросовестно трудились в  хозяйственных предприятиях—торговых, заготовительных, производственных, по оказанию услуг населению и др.

Таким образом, экономическое  участие пайщиков и экономическая  деятельность потребительского общества осуществляются с учетом взаимных интересов.

Взаимоотношения, обеспечивающие баланс экономических интересов  между пайщиками и их потребительскими обществами, регулируются законодательством и органами самоуправления потребительских обществ.

Повышение экономического участия  пайщиков в значительной степени  зависит от условий, созданных государственными органами и организациями потребительской  кооперации для установления взаимовыгодных экономических отношений между  пайщиками и потребительскими обществами.

Потребительское общество заинтересовано в активном экономическом участии  пайщиков, так как это участие  способствует более эффективной  работе потребительского общества и  получение дохода от хозяйственной  деятельности.

Обоснование преимуществ  экономического участия пайщиков в  деятельности потребительского общества

 По экономическому  участию всех пайщиков можно  разделить на пайщиков-вкладчиков, пайщиков-покупателей, пайщиков-поставщиков,  пайщиков-работников'.

 Все пайщики принимают  участие в формировании собственного  имущества потребительского общества  путем внесения имущественных  паевых взносов (паев), поэтому  каждый пайщик вправе ожидать  получения дохода на внесенный  пай (дивиденд).

 Пайщики-вкладчики. Пайщики  вносят денежные вклады в потребительское  общество, т. е. предоставляют  ему кредиты. Такие пайщики  являются пайщиками-вкладчиками.  Они получают доход, установленный  в процентах к сумме вклада. Значит, внесение вклада приносит пайщику дополнительный доход.

 Потребительское общество  имеет от пайщика-вкладчика выгоду  в том, что в виде пая и  вклада получает денежные средства, которые использует в хозяйственном  обороте. В связи с этим потребительское  общество привлекает меньше заемных  средств от банков и коммерческих  структур.

 Пайщики-покупатели. Пайщики  проживают на той же территории, на которой расположены хозяйственные  предприятия потребительского общества (магазины, столовые и др.). Поэтому  пайщики являются покупателями  товаров и услуг у потребительского  общества. Это выгодно пайщикам. Им не нужно выезжать за  покупкой товаров в другие  населенные пункты. Кроме того, торговые  предприятия и предприятия услуг  потребительского общества стараются  обеспечить пайщиков нужными  товарами и услугами по доступной  цене и хорошего качества.

 Значит, покупка товаров  в потребительском обществе обеспечивает  удовлетворение материальных потребностей  пайщиков в товарах и услугах  на более выгодных для них  условиях.

 Для потребительского  общества покупка пайщиками товаров  и услуг означает реализацию  товаров, т. е. пайщики обеспечивают  своему кооперативу гарантированный  сбыт товаров и услуг. Пайщики-покупатели  создают надежный рынок сбыта  товаров и услуг для потребительского  общества.

 Увеличение объемов  продажи товаров и услуг обеспечивает  потребительскому обществу получение  дохода.

 Пайщики-поставщики. Многие  пайщики ведут личное подсобное  или крестьянское (фермерское) хозяйство.  Для таких пайщиков-товаропроизводителей в рыночных условиях важно сбыть выращенную сельскохозяйственную продукцию и получить доход.

 Потребительское общество  закупает сельскохозяйственную  продукцию у пайщиков. В этом  случае пайщики-товаропроизводители  являются поставщиками сельскохозяйственной  продукции, которую потребительское  общество направляет в магазины, увеличивая ассортимент товаров;  в производственные предприятия  для изготовления пищевой продукции  — консервов, колбасных изделий,  соков и др. Закупка сельскохозяйственной  продукции у пайщиков-поставщиков  выгодна потребительскому обществу. Пайщики — это местные поставщики, и при доставке сельскохозяйственной  продукции обеспечивается значительная  экономия транспортных расходов. Кроме того, потребительское общество  может договориться с пайщиком  о более приемлемых условиях  расчета за купленную продукцию,  приобрести более качественную  сельскохозяйственную продукцию  разнообразного ассортимента.

 Развитие народных  промыслов значительно расширяет  ассортимент продукции, закупаемой  у членов потребительских обществ. 

 Пайщики-работники реализуют  в потребительском обществе право  на труд. Добросовестный, эффективный  труд пайщиков приносит доход  потребительскому обществу.

 Потребительское общество  предоставляет пайщикам рабочие  места и использует их труд  для осуществления социально-экономической  деятельности. За труд пайщикам-работникам  потребительское общество выплачивает  заработную плату, которая является  основным материальным доходом  пайщика-работника. 

 Следует отметить, что,  увеличивая рабочие места, организации  потребительской кооперации способствуют  сокращению безработицы, что имеет  особое социальное значение для  сельских территорий.

 Обоснование преимуществ  экономического участия пайщиков  в деятельности потребительского  общества показывает, что экономические  отношения между пайщиками-вкладчиками,  пайщиками-покупателями, пайщиками-поставщиками, пайщиками-работниками, с одной  стороны, и потребительскими обществами, с другой стороны, осуществляются  на основе взаимных интересов.

Взаимоотношения между пайщиками  и потребительскими обществами осуществляются на основе баланса экономических и социальных интересов.

Пайщики как члены потребительского общества заинтересованы: в получении  дополнительных доходов от экономического участия в деятельности потребительского общества; в покупке товаров и  услуг, а также в сбыте продукции  на выгодных условиях; в рабочих местах и в социальной защите.

Потребительские общества заинтересованы в экономическом участии в  деятельности потребительского общества пайщиков-вкладчиков, пайщиков-поставщиков, пайщиков-сдатчиков, пайщиков-работников, так как участие пайщиков способствует увеличению объемов деятельности и  получению дохода потребительским обществом.

Для развития взаимовыгодных отношений между пайщиками и  потребительскими обществами должны быть созданы необходимые правовые и  экономические условия.

 

 

 

 

 

3. Кадровая политика  потребительских обществ.

Сохранение и развитие кадрового потенциала потребительской  кооперации

Основы кадровой политики потребительской кооперации в XXI в. заложены в Программе стабилизации и развития потребительской кооперации на 1998— 2002 гг., они апробированы практикой. В новом документе Центросоюза - Концепции развития потребительской  кооперации Российской Федерации на период до 2010 года — сохранены основные направления кадровой политики кооперативной  системы.

Кадровая политика потребительской  кооперации на период до 2010 г. включает следующие основные направления:

1) сохранение и развитие кадрового потенциала;

2) обеспечение высокого качества подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров потребительской кооперации;

3) создание эффективной  системы социальной защиты работников  потребительской кооперации.

Важнейшим направлением кадровой политики каждой организации потребительской  кооперации (потребительских обществ  и их союзов) являются сохранение и  развитие кадрового потенциала. Проблема сохранения постоянного контингента  работников, уменьшения оттока кадров из потребительской кооперации существует, и ее решает каждая организация как  самостоятельное юридическое лицо. На свои финансовые средства каждое потребительское  общество и потребительский союз осуществляют обучение работников в  учебных заведениях, подготовку и  переподготовку кадров.

Проблема кадров и проблема развития отраслей хозяйственной деятельности каждой организации — это взаимозависимые  проблемы. Если объемы отраслей хозяйственной деятельности сокращаются, возникает необходимость в сокращении кадров. Поэтому организации потребительской кооперации стремятся повысить конкурентоспособность многоотраслевой экономики, сохранить объемы деятельности и не допустить оттока кадров из системы.

С целью сохранения и развития кадрового потенциала в каждой организации  ведется следующая работа:

— планирование потребности в кадрах;

— подготовка кадров; .

— привлечение в кооперацию молодежи и создание условий для служебной карьеры; . ,

— рациональный подбор и расстановка кадров так, чтобы обеспечить сочетание опытных и молодых работников;

— выдвижение женщин и молодежи на руководящие должности;

— формирование кадрового резерва с целью заполнения образовавшихся вакантных должностей подготовленными работниками;

— материальное и моральное стимулирование работников;

— организация воспитательной работы с кадрами, направленной на формирование трудовых коллективов, способных к эффективной совместной деятельности в самоуправляемой кооперативной организации.

Работа с кадрами —  прямая обязанность руководителя организации. Поэтому сохранение и развитие кадрового  потенциала в значительной степени  зависят от председателей советов  и председателей правлений организаций  потребительской кооперации.

Обеспечение высокого качества подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров потребительской  кооперации

Обеспечение высокого качества подготовки, повышения квалифика-ции  и переподготовки кадров — неотъемлемая часть кадровой политики потребительской  кооперации.

Подготовку, повышение квалификации и переподготовку кадров в потребительской  кооперации ведут учебные заведения: вузы, техникумы, колледжи и профессионально-технические  училища.

Качество подготовки специалистов зависит от качественного состава  преподавателей. Поэтому преподаватели  учебных заведений постоянно  повышают свою квалификацию, совершенствуют не только теоретические, но и практические знания.

Для качественной подготовки кадров необходима современная материально-техническая  база. Учебные заведения должны быть оснащены компьютерами и компьютерными  программами, аудиовизуальной и  множительной техникой, необходимой  научной, учебной и методической литературой.

В перспективных направлениях подготовки специалистов для рыночной экономики намечено:

— подготовку специалистов осуществлять с учетом требований рыночной экономики: вводить необходимые дисциплины, усилить компьютерную подготовку; вырабатывать способность к самообразованию;

— развивать у студентов качества, необходимые в управленческой деятельности: организованность, дисциплину, доброжелательность, коммуникабельность, доверие к людям, стремление к самообразованию;

— воспитывать у студентов общую и физическую культуру, черты сотрудничества и солидарности.

В кадровой политике по образованию  особое значение уделяется качественной подготовке специалистов непосредственно  для потребительской кооперации.

Союзы потребительских обществ  и потребительские общества заключают  договоры с учебными заведениями  на подготовку и переподготовку специалистов. Потребительским обществам и  их союзам нужны специалисты, хорошо знающие особенности развития потребительской  кооперации, кооперативные ценности и принципы. Из таких специалистов может формироваться аппарат  управления кооперативных организаций, способный сохранить кооперативную  идентичность и социальную ориентированность  потребительской кооперации.

Повышению качества подготовки специалистов в вузах способствует развитие научных исследований. Поэтому  высшие учебные заведения должны усилить научно-исследовательскую  работу по вопросам реформирования системы  потребительской кооперации. К научно-исследовательской  работе следует привлекать специалистов системы потребительской кооперации, студентов и аспирантов. Необходимо проводить научно-практические конференции  и семинары по актуальным проблемам  развития потребительской кооперации.

Информация о работе Потребительская кооперация – система потребительский обществ и потребительских союзов