Потребительская кооперация – система потребительский обществ и потребительских союзов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 17:39, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы. Становление в России основ рыночной экономики породило не только целый ряд новых хозяйственных процессов и явлений, но и заставило по-новому оценивать те традиционные для экономики советского периода хозяйственные формы, которые трансформировались в рыночные образования. Одной из таких хозяйственных форм явилась кооперация, которая, выступая в многообразных проявлениях, приобретает все более сложный характер и новые рыночные признаки, сохраняя при этом свое самобытное содержание.
Потребительская кооперация представляет собой весьма ёмкое социально-экономическое явление с явно выраженным гражданским содержанием, о чем можно судить по одному из последних определений потребкооперации, приведенном в экономической литературе. «Потребительское общество – это социальное, экономическое, техническое и ориентированное на сохранение окружающей среды единица, которая выполняет задачи по удовлетворению спроса населения, его социально – экономической поддержки на основе самостоятельных решений и ответственности за риск».

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_rabota.docx

— 266.08 Кб (Скачать файл)

Потребительская кооперация России является частью международного кооперативного движения. Поэтому учебные  заведения, особенно вузы потребительской  кооперации, должны укреплять связи  с зарубежными кооперативными учебными заведениями; направлять на учебу студентов  и аспирантов; проводить совместно  с зарубежными учеными научные  конференции; участвовать в исследовательских  программах Международного кооперативного альянса по проблемам развития кооперативного движения. Контакты учебных заведений  Центросоюза с зарубежными кооператорами  будут способствовать повышению  качества кооперативного образования.

Создание эффективной  системы социальной защиты работников потребительской кооперации

Создание эффективной  системы социальной защиты работников потребительской кооперации как  направление кадровой политики обязывает  организации потребительской кооперации выработать систему мер по социальной защите работников.

Социальная направленность деятельности потребительской кооперации предусматривает социальную защиту пайщиков-работников. В организациях потребительской кооперации накоплен значительный опыт по социальной защите пайщиков-работников.

Во многих организациях пайщикам-работникам увеличена продолжительность оплачиваемых отпусков; к отпуску выделяется материальная помощь; оплачиваются лечение и путевки  в дома отдыха; женщинам, имеющим  детей, предоставляется дополнительный выходной день в неделю; осуществляются различные виды страхования; производится полная или частичная оплата обучения работников и их детей в высших и средних учебных заведениях.

Концепцией развития потребительской  кооперации Российской Федерации на период до 2010 года предусмотрено в  каждой организации потребительской  кооперации создать систему социальной защиты работников, которая включает следующие направления:

— сохранение имеющихся и создание новых рабочих мест;

— защиту прав и предоставление льгот работникам;

— обеспечение социальной защищенности ветеранов, инвалидов, людей пожилого возраста, детей;

— формирование фонда дополнительного пенсионного обеспечения;

— создание экономических условий для повышения трудовой активности, деловой инициативы и предприимчивости;

— социальную поддержку студентов (учащихся) из малообеспеченных семей работников и пайщиков.

Реализация намеченных мероприятий  обеспечит социальную защищенность работников во всех организациях потребительской  кооперации.

Реализация целенаправленной кадровой политики будет способствовать эффективному развитию системы потребительской  кооперации в рыночной экономике.

Сегодня кадровая политика начинает охватывать области, ранее  не учитывавшийся в кадровой работе. Это сфера трудовых конфликтов и  взаимоотношений с администрацией, с новыми общественными организациями  в ходе решения производственных проблем, роль социальных программ, осуществляемых организацией в рыночных условиях, оказывающих влияние на производственную отдачу персонала, и т.п.

Разрабатывают кадровую политику высшее хозяйственное руководство, совет акционеров, администрация, кадровая служба. Основные моменты этой политики широко обсуждаются в коллективе и с профсоюзами, в результате чего должен быть достигнут необходимый  компромисс; к разработке ее могут  и должны привлекаться сторонние  специалисты и даже научные организации.

 

 

 

 

 

4. Концепция повышения  роли потребительской кооперации  в развитие местных рынков.

     В XXI веке  условия развития кооперации  изменяются по сравнению с  концом XIX – началом XX века. Рыночная  экономическая  система достигла  такого уровня развития, при которой  значительно возрос уровень жизни  населения высокоразвитых стран.  Расширение количества предоставляемых   услуг для удовлетворения потребностей  людей всё больше становится  привычным  для обычных рыночных  связей. Повышение  уровня жизни  населения сопровождается индивидуализацией потребностей и  потребления.

     Расширение  ассортимента предлагаемых товаров,  услуг, использование информационных  сетей  для их реализации, применение  агрессивной  маркетинговой стратегии  крупными фирмами значительно  сужает поле деятельности потребительской  торговой кооперации, которая основана  на массовом спросе или спросе  на товары повседневного, массового  потребления. Удовлетворение именно  этого спроса позволяет им  реализовать свои экономические   преимущества перед капиталистическими  торговыми предприятиями. Индивидуализация  потребностей и спроса предъявляет   новые требования к потребительской кооперации.

     Несмотря  на  разобщение потребителей, формирование  у различного уровня потребления   товаров и услуг, роль кооперативного  движения в XXI веке возрастает. Оно приобретает  значение  как фактор мирового экономического  развития и формирования национальных  и мировой экономической системы,  альтернативной системе, утверждаемой  транснациональными корпорациями, преследующими  цель установления  нового мирового порядка, основанного  на несправедливом распределении   жизненных ресурсов. В этих условиях  ведущим направлением кооперативного  движения становится кооперация  в сфере  обращения, занимающая  промежуточное  положение между  производством  и потреблением  товаров и услуг, что позволяет  ей активно воздействовать и  на производство и на потребление путем реализации определенной маркетинговой стратегии.

     Одним из  вариантов противодействия экономической   глобализации, успешного развития  научно-технической  революции  является кооперативная  форма  самоорганизации людей. Именно  кооперация может сыграть важную  роль в решении этой глобальной  проблемы посредством формирования  национальных и мирового сектора  экономики, направленного  на  удовлетворение жизненных потребностей населения планеты.

     Кооперативное  движение способно сыграть основную  роль и в формировании социально-ориентированной   экономики в России. Для этого   необходима разработка стратегии  развития кооперативного движения  страны. В  основе разработки  такой стратегии  должна лежать  основополагающая истина: сохранение  кооперации не самоцель, кооперативная   форма организации – лишь средство  достижения цели, используемое людьми  для улучшения своего социально-экономического  положения. Кооперативные формы   самоорганизации людей возникают   там и тогда, где и когда   появляется жизненная необходимость   в ней, когда люди не могут  решить проблемы своей жизнедеятельности   самостоятельно или при помощи  государства. Выявление этой необходимости  является основополагающим при  разработке стратегии  развития  национального и мирового кооперативного  движения. Кооперативные  формы  организации присущи рыночной  экономической системе и могут   эффективно действовать именно  в  рыночной экономической  среде. При  этом следует  помнить о том, что  хозяйственная  деятельность кооперативов достигает  наибольшей эффективности  в  случае объединения людей с   целью решения жизненно важных  проблем, которые иначе решить  крайне затруднительно. Поэтому  принципиальным вопросом успешного   развития кооперативного движения  является поиск и выявление  именно этих проблем.

 

Анализ  практики кооперативного движения позволяет  сделать вывод  о том, что в  основе стратегии  его развития должна лежать трансформация  кооперации в сфере потребления  в кооперацию в сфере производства и обращения с целью обеспечения  справедливого распределения жизненных  ресурсов и на основе практической реализации преимуществ кооперативной  формы организации жизнедеятельности  способствовать повышению уровня жизни  населения. Одним из направлений  стратегического развития кооперации может быть применение кооперативных  форм для преодоления кризиса  агропромышленного комплекса и  на этой основе решения проблемы обеспечения  продовольственной безопасности государства  и продовольственной проблемы в  целом. Решению продовольственной  проблемы может способствовать деятельность кооперативов, производящих сельскохозяйственную продукцию, развивающих закупки  сельскохозяйственных продуктов и  сырья, расширяющих производство продуктов  питания, а также развертывающих торговлю ими. Именно в агропромышленном секторе сосредоточены главные  противоречия национального экономического развития.

     Реализация  предлагаемой стратегии развития  кооперации должна осуществляться поэтапно.

     Проведенный  в данном исследовании анализ  позволяет  сделать вывод о  том, что в  настоящее время  кооперативное  движение в  уверенно начинает набирать обороты и развиваться.

     Сложилась  парадоксальная ситуация, при которой,  с одной стороны, в России  сформировались экономические и  социальные предпосылки  широкого  развития кооперативного движения, а, с другой стороны, кооперативное   движение переживает период упадка. Такая  ситуация объясняется  влиянием ряда внешних и внутренних факторов.

     Формирующаяся  внешняя среда агрессивна по  отношению  к кооперативным  формам самоорганизации  населения.  Компании инвесторного типа различной  степени концентрации капитала  стремятся закрепить сложившуюся   форму организации хозяйства,  активно  пропагандируя преимущества  капиталистической системы организации общественного хозяйства.

     Проведенный  анализ состояния и развития  потребительской  кооперации  позволяет сделать принципиальный  вывод о том, что в основе  негативных процессов, характерных  для потребительской  кооперации, лежит отсутствие заинтересованных, эффективных собственников. Потребители,  несмотря на предоставление им  каких-либо льгот материального  или нематериального  характера,  в современной экономической   системе не могут рассматриваться   в качестве реальных собственников   потребительских обществ. Этот  вывод  подтверждается практикой  последнего десятилетия. Возникла  качественно  новая ситуация. Пайщики, формально  являющиеся  собственниками потребительских   кооперативов, в основной своей  массе  безразличны к судьбе  своих кооперативов, они не участвуют  в хозяйственной  деятельности  и управлении делами кооперативов. Работники организаций и предприятий   потребительской кооперации, действительно   заинтересованные в успешной  деятельности потребительских обществ,  не имеют  возможности определять  тактику  и стратегию развития  кооперативов, формировать органы  управления. В  этих условиях  деятельность кооперативов подчинена  интересам только руководителей   обществ, что создает предпосылки   для злоупотреблений, ошибок в  управлении хозяйственной деятельностью  и  выборе приоритетов ее развития.

     В развитии  рынков регионов заключается   реальная возможность укрепления  социально-экономического потенциала  системы потребительской  кооперации.

 

     Региональные  рынки имеют различия в поведении   покупателей (доходы, жизненные условия,  культура и др.), в организации  (структура  сбытовых сетей,  информация, средства транспорта  и т.п.), в конкурентной среде  (степень ее концентрации, присутствие   местных конкурентов и т.д.), которые   следует учитывать при их освоении.

     Кооперативные  организации укрепляют свои позиции   на местных рынках, повышая долю  в розничном товарообороте территорий, завоевывая доверие покупателей,  расширяя ассортимент товаров  на предприятиях, а также спектр  предоставляемых  услуг населению .

     Вместе  с  тем организации потребительской   кооперации имеют потенциальные   возможности для увеличения доли  рынка. Осуществляя свою деятельность, главным образом, на сельских  региональных рынках, кооперативные  организации  занимают лишь  незначительную долю в  товарообороте,  реализуют населению  в основном  продовольственные товары. Там, где  в полной мере используются  конкурентные преимущества, организации   потребительской кооперации занимают  существенную долю рынка. Они  создают  соответствующий потенциал  и  имеют возможность оказывать   услуги пайщикам. К таким организациям  можно отнести кооперативы, занимающие  лидирующее положение в регионе  (более 20% в розничном товарообороте   области). Однако большая часть  кооперативов ориентируется на  случайный покупательский спрос,  случайных оптовиков-посредников.  Не используется в полной мере  кооперативный  опт, слабо применяются  прогрессивные  маркетинговые  подходы к расширению зоны  влияния на обслуживаемых территориях.

Кооперативным организациям следует принимать  меры по увеличению предложения за счет продукции собственного производства путем расширения ассортимента, увеличения доли непродовольственных  товаров, товаров индивидуальной трудовой деятельности, народных промыслов; повышения  качества товаров и услуг, стимулирования спроса (предоставление товарного кредита, продажа товаров со скидками, по сниженным ценам и др.), увеличения покупательной способности населения посредством закупки сельскохозяйственной продукции и сырья и предоставления рабочих мест.

     Развитие  местных  рынков регионов, обслуживаемых  потребительской кооперацией, может  осуществляться с двух позиций  - расширение спроса и рост предложения.

Информация о работе Потребительская кооперация – система потребительский обществ и потребительских союзов