Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2015 в 14:40, курсовая работа
Цель исследования – раскрыть особенности налоговой системы в Республике Беларусь и определить направления её совершенствования. 
В соответствии с поставленной целью в работе последовательно решались следующие задачи:
рассмотреть понятие налоговой системы, ее задачи, функции и принципы построения;
изучить элементы налоговой системы;
проанализировать состояние налоговой системы Республики Беларусь;
выявить проблемы и перспективы развития налоговой системы Республики Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...
3
1. Теоретические основы  функционирования налоговой системы
 
1.1 Понятие налоговой системы, ее задачи, функции и принципы построения……………………………………………………………...
 
5
1.2 Элементы налоговой  системы…………………………………………….
9
2. Особенности функционирования налоговой системы в Республике
Беларусь на современном этапе…………………………………………………...
 
14
2.1 Анализ состояния налоговой системы Республики Беларусь………......
14
2.2 Проблемы и перспективы  развития налоговой системы Республики Беларусь…………………………………………………………………………….
 
25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….
30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………
В ходе проведения налоговых реформ должно повыситься фискальное значение налогов, связанных с использованием природных ресурсов и защитой экологической среды, а также имущественных налогов, которые станут основой формирования местных бюджетов. В общем объеме налоговых поступлений при значительной доле НДС и акцизов должно возрасти значение прямых налогов на доходы и прибыль юридических и физических лиц.
Несмотря на непростую ситуацию с формированием доходов бюджета в текущем году, работа по снижению налоговой нагрузки и упрощению налоговой системы Беларуси будет продолжена.
В Беларуси уровень налоговой нагрузки на экономику в 2014 году планируется снизить на 0,6 процентного пункта до 26,6% ВВП. Учитывая, что структурная налоговая реформа в Беларуси уже завершена, пакет налоговых изменений не содержит радикальных изменений налогового законодательства. Вместе с тем он направлен на дальнейшее совершенствование налоговой системы, ее упрощение и сокращение налоговой нагрузки на плательщиков.
В числе основных изменений, которые предусмотрены законом, прежде всего снижение в 2014 году ставки налога на прибыль с 18% до 12%. Но наряду с этим планируется увеличить в 2014 году ставку налога на добавленную стоимость с нынешних 20% до 22%.
Решение об увеличении ставки НДС вызвано необходимостью привлечь в бюджет дополнительные поступления, а также компенсировать выпадающие доходы казны в связи со снижением ставки налога на прибыль.
Пересмотр размера налогов, по оценкам экономических властей, приведет к нескольким следствиям. А именно: за счет уменьшения величины налога на прибыль снизится налоговая нагрузка на экспортеров (которые при экспорте товаров применяют нулевую ставку НДС). В то же время повышение ставки НДС увеличит налоговую нагрузку на импорт, в том числе потребительский, что с позиции белорусских властей — бесспорное благо [6, с. 14].
Второе изменение предусматривает продление срока действия льгот по налогу на прибыль и по подоходному налогу в отношении корпоративных ценных бумаг, а также установление дополнительной налоговой льготы по налогу на прибыль в отношении эмиссионного дохода.
Еще одно очень важное изменение, которое планируется осуществить в 2014 году — совершенствование порядка применения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость в отношении экспортеров. Им позволено будет применять нулевую ставку без поступления валютной выручки на счета в банках Беларуси.
Также в 2014 планируется предоставить иностранным гражданам право возврата налога на добавленную стоимость по товарам, которые будут приобретены ими в рознице в Беларуси. Это так называемая система Tax Free.
Таким образом, Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг. предусмотрено продолжать налоговую реформу, которая обеспечит закрепление сложившихся положительных тенденций в области налогообложения и дальнейшее совершенствование налогового законодательства в целях снижения налоговой нагрузки, улучшения налогового администрирования и повышения рациональности, справедливости и стабильности налоговой системы. Повышение справедливости и нейтральности налоговой системы требует, прежде всего, ликвидации многочисленных налоговых льгот, отмены, имеющих негативное влияние на экономику оборотных налогов и сборов, исчисляемых от выручки от реализации товаров и услуг, урегулирования значительного объема задолженности предприятий по налоговым платежам и совершенствования процедур уплаты налогов, сборов (пошлин).
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Налоговая система — один из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов социального и экономического развития.
Сущность налогов как экономической категории проявляется в их функциях. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов юридических и физических лиц.
Налоги выполняют фискальную, регулирующую, распределительную, контрольную, стимулирующую функции.
Принципы налогообложения являются неотъемлемой базой при формировании налоговой системы. Именно от принципов зависит социально-экономическое благополучие населения. Основные из них сформировались еще в 18 в., а затем были дополнены новыми, возникшими вследствие социально-экономического развития. Теоретические принципы налогообложения применяются в той или иной степени в налоговой системе любой страны, однако, исходя из конкретной экономической ситуации, могут формироваться различные экономические и организационно-правовые принципы, которые находят свое отражение на практике.
В качестве основных элементов налоговой системы выступают: налоговая ставка (процент отчисляемого дохода или прибыли); налоговая база (размер имущества, подлежащий налогообложению) и налоговые льготы.
Налоги бывают прямые и косвенные. Прямыми облагаются доход или прибыль предприятия; косвенные включаются в цену предприятия. Акцизный налог — это средство реализации монопольной власти государства на производство и реализацию определенного вида продукции или изделий.
В Республике Беларусь происходит дальнейшее реформирование налоговой системы, направленное на снижение налоговой нагрузки.
В 2013 г. налоговая нагрузка на экономику Республики Беларусь составила 25,9 % к ВВП и по сравнению с 2012 г. снизилась на 0,1 процентного пункта, что связано с более низким темпом роста налоговых доходов. В формирование налоговых доходов наибольший вклад внесла группа налогов на товары и услуги (49,5 %).
Несмотря на увеличение в 2013 г. таких групп налоговых доходов, как налоги на товары и услуги, налоги на доходы и прибыль, налоги на собственность, сокращение вывозных таможенных пошлин группы налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности и отчислений в инновационные фонды группы других налогов, сборов (пошлин) и иных обязательных платежей в конечном итоге сократили величину налоговой нагрузки на экономику Республики Беларусь на 0,1 процентного пункта.
Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг. предусмотрено продолжать налоговую реформу, которая обеспечит закрепление сложившихся положительных тенденций в области налогообложения и дальнейшее совершенствование налогового законодательства в целях снижения налоговой нагрузки, улучшения налогового администрирования и повышения рациональности, справедливости и стабильности налоговой системы. Повышение справедливости и нейтральности налоговой системы требует, прежде всего, ликвидации многочисленных налоговых льгот, отмены, имеющих негативное влияние на экономику оборотных налогов и сборов, исчисляемых от выручки от реализации товаров и услуг, урегулирования значительного объема задолженности предприятий по налоговым платежам и совершенствования процедур уплаты налогов, сборов (пошлин).
В числе основных изменений, которые предусмотрены законом, прежде всего снижение в 2014 году ставки налога на прибыль с 18% до 12%. Но наряду с этим планируется увеличить в 2014 году ставку налога на добавленную стоимость с нынешних 20% до 22%.
Второе изменение предусматривает продление срока действия льгот по налогу на прибыль и по подоходному налогу в отношении корпоративных ценных бумаг, а также установление дополнительной налоговой льготы по налогу на прибыль в отношении эмиссионного дохода.
Еще одно очень важное изменение, которое планируется осуществить в 2014 году — совершенствование порядка применения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость в отношении экспортеров. Им позволено будет применять нулевую ставку без поступления валютной выручки на счета в банках Беларуси.
 
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
 
ПРИЛОЖЕНИЕ
Таблица 1.1 – Структура сборов за пользование товарами (разрешения на их использование), осуществление деятельности и их удельный вес в ВВП
| Наименование платежа | Поступления | Удельный вес в % к ВВП | ||||
| млрд. руб. | темп роста к 2012 г. | в % к общей сумме | 2012 г. | 2013 г. | отклонение, (+/–), п.п. | |
| Всего сборов за пользование товарами (разрешения на их использование), осуществление деятельности | 3 141,8 | 96,2 % | 100,0 % | 0,52 | 0,50 | –0,02 | 
| в том числе: | ||||||
| налог за добычу (изъятие) природных ресурсов) | 2 050,6 | 89,7 % | 65,3 % | 0,36 | 0,32 | –0,04 | 
| экологический налог | 838,4 | 109,8 % | 26,7 % | 0,12 | 0,13 | 0,01 | 
| сбор за проезд автотранспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь | 175,3 | 112,5 % | 5,6 % | 0,02 | 0,03 | 0,01 | 
| специальные сборы (пошлины) (сбор за осуществление ремесленной деятельности, сбор за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, плата за получение бланков разовых разрешений на добычу охотничьего животного, платы за выдачу промыслового билета, другие аналогичные доходы) | 71,7 | 125,3 % | 2,3 % | 0,01 | 0,01 | – | 
| налог за владение собаками | 5,8 | 104,8 % | 0,2 % | 0,0 | 0,0 | – |