Особенности функционирования налоговой системы в Республике Беларусь на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2015 в 14:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – раскрыть особенности налоговой системы в Республике Беларусь и определить направления её совершенствования.
В соответствии с поставленной целью в работе последовательно решались следующие задачи:
рассмотреть понятие налоговой системы, ее задачи, функции и принципы построения;
изучить элементы налоговой системы;
проанализировать состояние налоговой системы Республики Беларусь;
выявить проблемы и перспективы развития налоговой системы Республики Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...
3
1. Теоретические основы функционирования налоговой системы

1.1 Понятие налоговой системы, ее задачи, функции и принципы построения……………………………………………………………...

5
1.2 Элементы налоговой системы…………………………………………….
9
2. Особенности функционирования налоговой системы в Республике
Беларусь на современном этапе…………………………………………………...

14
2.1 Анализ состояния налоговой системы Республики Беларусь………......
14
2.2 Проблемы и перспективы развития налоговой системы Республики Беларусь…………………………………………………………………………….

25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….
30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………

Вложенные файлы: 1 файл

KURSOVAYa_RABOTA_Osobennosti_nalogovoy_sistemy_v.doc

— 452.00 Кб (Скачать файл)

Проанализируем основные изменения условий налогообложения в Республике Беларусь за 2006-2010 гг. В рассматриваемый период отменено 26 налоговых платежей, в т.ч. основные:

  1. с выручки:
  • сбор в фонд поддержки сельхозпроизводителей (2%);
  • отчисления в дорожный фонд (1%);
  • сборы в жилищно-инвестиционный фонд и ремонт жилищного фонда (0,9%);
  • налог с продаж (5%,15%), налог на услуги (10%);
  1. с себестоимости:
  • чрезвычайный налог (12%), отчисления в фонд занятости (1%);
  • отчисления на содержание дошкольных учреждений (3%);
  • налог на приобретение транспортных средств (5%);
  1. с прибыли:
  • целевые сборы (транспортный и на инфраструктуру) — (4%);
  • повышена привлекательность особых режимов налогообложения;
  • для сельхозпроизводителей снижен предел выручки сельхоз продукции в обороте с 70% до 50% с целью применения особого режима, ставка единого налога с выручки снижена с 2% до 1%;
  • установлен налог при упрощенной системе налогообложения для предприятий с годовой выручкой не более 3,1 млрд. рублей — 8% (в сельской местности — 5%);
  • установлена единая ставка подоходного налога — 12% вместо прогрессивной шкалы ставок с 9 до 30 %. Для ИП установлена ставка 15% вместо 20% [7, с. 14].

30 декабря 2011 года были  приняты изменения в Налоговом кодексе Республики Беларусь, которые вступили в силу 1 января 2012 года. Среди основных изменений и нововведений можно выделить следующие:

  1. Налог на прибыль. Главным изменением, вносимым в Налоговый кодекс Республики Беларусь в 2012 году, является снижение ставки налога на прибыль с 24 до 18%. При этом предприятия средства, высвободившиеся в результате снижения налоговой нагрузки, смогут аккумулировать и направлять на инновационное и инвестиционное развитие производства, внедрение новых технологий, приобретение основных средств. Предполагается, что ставка налога 18% будет самой низкой в таможенном союзе и одной из наименьших в Восточной Европе.
  2. Перенос убытков на будущие периоды. Одним из новшеств 2012 года является вводимый перенос убытков на будущие прибыли. Это означает, что организация вправе осуществлять перенос убытка на будущие прибыли в течение 10 лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток, в размере не более 50% облагаемой суммы. Аналогичный механизм уже применяется в России, Казахстане, отдельных странах Евросоюза, Канаде, Японии, США и других государствах.
  3. Уплата налога на прибыль текущими платежами. В 2012 году порядок уплаты налога на прибыль текущими платежами останется без изменений. При этом плательщикам будет предоставлена возможность в течение года изменять ранее выбранный метод расчета текущих платежей.
  4. Кроме того, вводится дополнительное стимулирование оказания финансовой помощи организациям социальной сферы в 2012 году. Так, при оказании помощи в виде перечисления денежных средств или оплаты счетов за приобретенные и переданные товары (работы, услуги) бюджетным организациям здравоохранения, образования, социального обеспечения, культуры, физкультуры и спорта сумма льготируемой прибыли возрастает с 5 до 10% валовой прибыли [13, с. 7].

В связи с принятием поправок в Налоговый кодекс Республики Беларусь с 2013 года произошли значительные изменения в порядке исчисления налога на добавленную стоимость. Основным нововведением является переход на порядок определения момента фактической реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав по дате их отгрузки (выполнения, оказания), передачи независимо от даты проведения расчетов по ним. В связи с этим изменен и порядок вычета сумм налога, предъявленных состоящими на учете в налоговых органах Беларуси продавцами к оплате плательщику при приобретении им товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории страны. С 2013 года вычету подлежат суммы «входного» НДС при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав независимо от даты расчетов за данные объекты.

С 2014 года в белорусское налоговое законодательство внесен ряд изменений: расширен круг плательщиков, которые обязаны представлять декларации в электронном виде, появилась такая новая форма налогового контроля, как хронометраж, введен единый налог на вмененный доход, изменилась система налогообложения игорного бизнеса и др. [20, с. 28].

Величина налоговой нагрузки на экономику Республики Беларусь согласно международной практике рассчитывается как отношение налоговых доходов консолидированного бюджета к валовому внутреннему продукту.

В 2013 г. удельный вес налоговых доходов в доходах консолидированного бюджета составил 87,3 % и по сравнению с 2012 г. сократился на 0,3 процентного пункта.

В 2013 г. налоговая нагрузка на экономику Республики Беларусь составила 25,9 % к ВВП и по сравнению с 2012 г. снизилась на 0,1 процентного пункта, что связано с более низким темпом роста налоговых доходов (темп роста в сопоставимых ценах 100,4 %) по отношению к росту ВВП (темп роста — 100,9 %) (таблица 2.1) [14].

 

Таблица 2.1 – Налоговая нагрузка на экономику Республики Беларусь в 2012-2013 гг.

Показатели

Удельный вес

в % к ВВП

Отклонение (+/–), п.п.

Справочно:

структура налоговых

доходов в 2013 г.

2012 г.

2013 г.

Налоговая нагрузка

26,0

25,9

–0,1

100,0 %

в том числе:

       

налоги на товары и услуги

11,9

12,8

0,9

49,5 %

налоги на доходы и прибыль

7,5

7,8

0,3

30,4 %

налоговые доходы

от внешнеэкономической деятельности

4,8

3,7

–1,1

14,1 %

налоги на собственность

1,0

1,2

0,2

4,6 %

другие налоги, сборы (пошлины) и иные обязательные платежи

0,8

0,4

–0,4

1,4 %


Примечание – Источник: [14]

 

В формирование налоговых доходов наибольший вклад внесла группа налогов на товары и услуги (49,5 %), в которую вошли налоги от выручки от реализации товаров (работ, услуг), налоги на отдельные товары (продукцию), налоги и сборы на отдельные виды деятельности, сборы за пользование товарами (разрешения на их использование), осуществление деятельности (рисунок 2.1) [14].

 

 

Рисунок 2.1 – Структура налогов на товары и услуги

Примечание – Источник: [14]

 

В 2013 г. динамика поступления платежей этой группы (108,8 % к уровню 2012 г.) опережала рост ВВП (100,9 %), что привело к увеличению их доли в ВВП на 0,9 процентного пункта (таблица 2.2) [14].

 

Таблица 2.2 –Удельный вес налогов на товары и услуги в ВВП

Наименование платежа

2012 г., %

2013 г., %

Отклонение,

(+/–), п.п.

Всего налогов на товары и услуги

11,9

12,8

0,9

в том числе:

     

налоги от выручки от реализации товаров (работ, услуг)

9,2

9,4

0,2

налоги на отдельные товары (продукцию)

2,1

2,8

0,7

налоги и сборы на отдельные виды деятельности

0,1

0,1

сборы за пользование товарами (разрешения на их использование), осуществление деятельности

0,5

0,5


Примечание – Источник: [14]

 

Наибольший прирост поступлений обеспечен за счет группы налогов на отдельные товары (продукцию), состоящей из акцизов, уплачиваемых организациями и индивидуальными предпринимателями, производящими подакцизную продукцию, ввозящими на территорию Республики Беларусь и (или) реализующими ввезенные на территорию нашей страны подакцизные товары, а также платы за акцизные марки.

В целом совокупные поступления налогов на отдельные товары (продукцию) выросли почти на 32 %, а их удельный вес в ВВП — с 2,1 % до 2,8%.

Основная причина такой динамики — законодательное изменение порядка уплаты акцизов и увеличение их ставок. В последние несколько лет в рамках гармонизации акцизной политики в государствах — членах Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также в целях реализации Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака в Республике Беларусь поэтапно повышаются ставки акцизов на алкогольную продукцию и табачные изделия. Так, в 2013 г. по сравнению с 2012 г. ставки акцизов на алкогольную продукцию выросли в среднем на 33,4 %, табачные изделия — на 68%, пиво — почти на 15%. Кроме того, на 6,5% были увеличены ставки акцизов на автомобильное топливо [14].

Усиление налогового давления на экономику группы налогов на товары и услуги в определенной степени связано с ростом удельного веса в ВВП налогов от выручки от реализации товаров (работ, услуг), на долю которых приходится более 74 % всех налогов на товары и услуги. К ним относятся налоги, взимаемые с оборотов по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, независимо от страны происхождения товаров (таблица 2.3) [14].

 

Таблица 2.3 – Структура налогов от выручки от реализации товаров (работ, услуг) и их удельный вес в ВВП

Наименование платежа

Поступления

Удельный вес в % к ВВП

млрд. руб.

темп роста

к 2012 г.

в % к общей

сумме

2012 г.

2013 г.

отклонение,

(+/–), п.п.

Всего налогов от выручки

от реализации товаров

(работ, услуг)

60 504,8

104,3 %

100,0 %

9,2

9,4

0,2

в том числе:

           

НДС

56 223,3

103,9 %

92,9 %

8,6

8,8

0,2

налог при упрощенной системе налогообложения

2 790,7

108,0 %

4,6 %

0,4

0,4

единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц

891,1

124,0 %

1,5 %

0,1

0,1

единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции

599,7

97,0 %

1,0 %

0,1

0,1


Примечание – Источник: [14]

 

Темп роста поступлений этих платежей составил 104,3%, а удельный вес в ВВП увеличился на 0,2 процентного пункта.

Наибольший вклад в формирование общих поступлений этих платежей — почти 93% — внес НДС. Темп роста поступлений НДС составил 103,9%, а удельный вес в ВВП вырос с 8,6% до 8,8%. В основе положительной динамики лежит снижение по сравнению с 2012 г. на четверть сумм возмещений из бюджета налога в связи с сокращением экспортной составляющей в деятельности субъектов хозяйствования и рост на 21,3% поступлений налога по оборотам по реализации продукции на территории Республики Беларусь за счет увеличения внутреннего спроса [14].

Налог при упрощенной системе налогообложения в 2013 г. составил 4,6% в общей сумме налогов от выручки от реализации продукции. Несмотря на снижение ставок налогообложения с 7% до 5% без уплаты НДС и с 5% до 3% с уплатой НДС поступления выросли на 8%, что связано с увеличением на 18,9% количества плательщиков, применяющих данный режим налогообложения. Удельный вес в ВВП по сравнению с 2012 г. остался неизменным и составил 0,4%.

Поступления единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц приросли по сравнению с 2012 г. на 24% за счет увеличения на 8% общего количества плательщиков этого налога, а также индексации ставок на 22%. Удельный вес в ВВП сохранился на уровне 2012 г. — 0,1% [14].

Темп роста платежей по единому налогу для производителей сельскохозяйственной продукции составил 97%. В связи с тем, что количество уплачивающих этот налог плательщиков практически не изменилось по сравнению с 2012 г. (100,1%), отрицательная динамика поступлений напрямую связана с сокращением на 5,6% выручки от реализации продукции организаций, осуществляющих деятельность в сфере сельского хозяйства. Удельный вес в ВВП составил 0,1% и не изменился в сравнении с предыдущим годом.

Незначительное, на 0,01 процентного пункта, увеличение налоговой нагрузки на экономику отмечено и за счет налогов и сборов на отдельные виды деятельности, к которым относятся платежи, взимаемые с организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих отдельные виды деятельности либо оказывающих отдельные виды услуг, которые в соответствии с законодательством являются объектами налогообложения (таблица 2.4) [14].

 

 

 

 

Таблица 2.4 – Структура налогов и сборов на отдельные виды деятельности и их удельный вес в ВВП

Наименование платежа

Поступления

Удельный вес в % к ВВП

млрд. руб.

темп роста

к 2012 г.

в % к общей

сумме

2012 г.

2013 г.

отклонение,

(+/–), п.п.

Всего налогов и сборов

на отдельные виды деятельности

536,8

111,4 %

100,0 %

0,07

0,08

0,01

в том числе:

           

налог на игорный бизнес

330,3

116,6 %

61,5 %

0,04

0,05

0,01

отчисления от доходов от оказания услуг электросвязи

193,3

103,5 %

36,0 %

0,03

0,03

сбор с заготовителей

12,9

114,6 %

2,4 %

0,0

0,0

единый торговый сбор

0,3

66,7 %

0,1 %

0,0

0,0

Информация о работе Особенности функционирования налоговой системы в Республике Беларусь на современном этапе