Особенности функционирования налоговой системы в Республике Беларусь на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2015 в 14:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – раскрыть особенности налоговой системы в Республике Беларусь и определить направления её совершенствования.
В соответствии с поставленной целью в работе последовательно решались следующие задачи:
рассмотреть понятие налоговой системы, ее задачи, функции и принципы построения;
изучить элементы налоговой системы;
проанализировать состояние налоговой системы Республики Беларусь;
выявить проблемы и перспективы развития налоговой системы Республики Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...
3
1. Теоретические основы функционирования налоговой системы

1.1 Понятие налоговой системы, ее задачи, функции и принципы построения……………………………………………………………...

5
1.2 Элементы налоговой системы…………………………………………….
9
2. Особенности функционирования налоговой системы в Республике
Беларусь на современном этапе…………………………………………………...

14
2.1 Анализ состояния налоговой системы Республики Беларусь………......
14
2.2 Проблемы и перспективы развития налоговой системы Республики Беларусь…………………………………………………………………………….

25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….
30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………

Вложенные файлы: 1 файл

KURSOVAYa_RABOTA_Osobennosti_nalogovoy_sistemy_v.doc

— 452.00 Кб (Скачать файл)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...

3

1. Теоретические основы  функционирования налоговой системы

 

1.1 Понятие налоговой системы, ее задачи, функции и принципы построения……………………………………………………………...

 

5

1.2 Элементы налоговой  системы…………………………………………….

9

2. Особенности функционирования налоговой системы в Республике

Беларусь на современном этапе…………………………………………………...

 

14

2.1 Анализ состояния налоговой системы Республики Беларусь………......

14

2.2 Проблемы и перспективы  развития налоговой системы Республики Беларусь…………………………………………………………………………….

 

25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….

30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………...

32

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….

34


 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В налогообложении сталкиваются интересы государства и плательщика, по-разному оценивающих роль налогов. Поэтому естественно, что роль системы налогообложения не может быть в равной степени позитивной для обеих сторон налоговых отношений. Особенно популярны интересы государства и плательщиков в условиях кризиса экономики и политики. Власти должны внимательно следить за состоянием налогового регулирования и своевременно вносить необходимые коррективы в систему налогообложения.

Результативность системы налогообложения определяется ролью налогов. Эта роль положительна, если потенциал налогообложения реализован на практике в максимально возможной степени и достигнуто относительное равновесие между функциями. Это проявляется в оптимизации уровня налоговых изъятий, а именно в формировании бюджета, не ущемляющего интересы плательщиков. Обеспечение положительного влияния налогообложения на сферы финансово-хозяйственной деятельности — задача сложная, к тому же противоречивая: для государства первостепенной и главной является максимизация, а для налогоплательщика — минимизация налоговых изъятий. Оптимизация налогообложения зависит от многих объективных и субъективных факторов, поскольку находится под воздействием экономики и политики.

Налоги активно участвуют в перераспределительном процессе и оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Экономические функции государства усложняются и получают развитие в рыночных условиях, предполагающих свободу хозяйствующих субъектов, расширение их прав, рост самостоятельности и ответственности за результаты производства.

Налогообложение в реальной экономической жизни отражает уровень экономической и политической зрелости общества. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства, что и обуславливает актуальность исследуемой темы курсовой работы.

Цель исследования – раскрыть особенности налоговой системы в Республике Беларусь и определить направления её совершенствования. 

В соответствии с поставленной целью в работе последовательно решались следующие задачи:

  • рассмотреть понятие налоговой системы, ее задачи, функции и принципы построения;
  • изучить элементы налоговой системы;
  • проанализировать состояние налоговой системы Республики Беларусь;
  • выявить проблемы и перспективы развития налоговой системы Республики Беларусь.

Объектом исследования является система налогообложения Республики Беларусь.

Предмет исследования –  государственное регулирование налоговой системы Республики Беларусь.

Методы исследования: систематизации, классификации, аналитический метод, метод сравнительного анализа, статистический, метод сбора фактов.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили работы отечественных и зарубежных ученых таких как Брыкова, В.Н., Кийко, Д.Н., Литовко, С., Лемешевский, И.М., Махота, Е., Тарасова, В.Ф., Попов, Е.М., Сумар, К.А. и т.д. Кроме того, при проведении исследования использовались источники статистических данных и материалы из Интернета.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.

 

1 Теоретические  основы изучения налоговой системы

 

1.1 Понятие  налоговой системы, ее задачи, функции и принципы построения

 

Понятие «налоговая система» является одним из важнейших при определении практически всех аспектов налогообложения суверенного государства. Однако, несмотря на широкое применение этого термина в специальной литературе и на закрепление его в нормативных актах налогового законодательства некоторых стран, данное понятие до сих пор не приобрело единого значения [4, с. 27].

Многообразие определений налоговой системы, выработанных как правовой, так и экономической наукой за последние годы приводит современных исследователей к трактовке данного социально-правового феномена в широком и узком смыслах.

В узком смысле под налоговой системой понимается система налогов и сборов, взимаемых в установленном порядке на территории государства.

При трактовке налоговой системы в широком смысле под налоговой системой понимается достаточно большое разнообразие ее элементом, основным из которых является совокупность налогов и сборов. В этой связи, Ю.А. Ежов дает следующее определение налоговой системы: «Налоговая система представляет собой сложное комплексное социальное образование, элементами которого являются система налогов, налоговое право, органы, осуществляющие налоговую деятельность, сама налоговая деятельность, включающая учет, контроль, а также принуждение к осуществлению налоговых обязанностей». Т.Ф. Юткина понимает под налоговой системой совокупность налогов, сборов, пошлин, взимаемых на территории государства в соответствии с Налоговым кодексом, а также совокупность норм и правил, определяющих правомочия и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях [22, с. 214].

Эффективное функционирование налоговой системы стран с рыночной экономикой направлено на выполнение нескольких основных задач.

Во-первых, налоговая система должна успешно решать фискально-перераспределительную задачу, т.е. путем перераспределения доходов предпринимателей и населения обеспечивать финансовыми ресурсами доходную часть государственного бюджета (в развитых странах налоги покрывают в среднем до 90% доходов госбюджета).

Во-вторых, налоговая система должна действовать таким образом, чтобы, как минимум, не подрывать стимулы к производственной и всякой экономической деятельности, а в лучшем случае способствовать формированию и усилению подобных стимулов.

В-третьих, система налогообложения достаточно органично связывается и с принципом социальной справедливости.

В-четвертых, на формирование систем налогообложения большое влияние оказывают требования организационной и расчетной легкости в определении тех или иных налогов, эффективности их сбора, возможности сохранения стабильности налогообложения, т.е. отсутствия необходимости частых и тем более резких изменений тех или иных налогов, и т.п.

В-пятых, должно осуществляться умелое распределение налогового бремени между различными бюджетными уровнями: в федеративных государствах — между тремя уровнями — федеральным, региональным (субъектов федерации) и местным; в унитарных государствах — между общегосударственным и местным уровнями.

Экономическая сущность налогов проявляется через их функции, которые реализуются непосредственно в процессе налогообложения: отражают систему отношений и взаимосвязи государства и отдельного налогоплательщика.

Функции налогов выявляют их социально-экономическую сущность, внутреннее содержание.

Разграничение функций налога носит условный характер, т.к. они осуществляются одновременно  и отдельные черты одной функции непременно присутствуют в других функциях.

Основной задачей органов власти  является то,  чтобы при умелом сочетании всех присущих налогу функций, исходя из экономической, социальной и политической обстановки в обществе, усилить влияние одних функций и ослабить действие других.

Налогом признается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты [1].

Функции налогов выявляют их социально-экономическую сущность, внутреннее содержание.

Существует четыре функции налогов:

  1. Фискальная — является основной функцией налога. С помощью этой функции государство изымает часть доходов юридических и физических лиц и формирует бюджет страны. Данная функция присутствует во всех без исключения налогах в любой налоговой системе.
  2. Регулирующая (экономическая) — суть этой функции заключается в том, что государство путем увеличения, уменьшения налогового бремени,  установления льгот, оказывают огромное влияние на производство, стимулируя или сдерживая его рост, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Государство с помощью налогообложения решает ряд экономических и социальных проблем общества.
  3. Распределительная функция — государство по средствам налогов изымает часть доходов предприятий и граждан, полученные средства направляет на решение экономических и социальных программ.
  4. Контрольная функция — заключается в том, что государство, получая от плательщиков отчеты, расчеты, декларации через налоговые органы, имеет возможность контролировать в целом состояние экономики, отдельных отраслей, предприятий, доходы населения, выплаты до отдельно взятого гражданина. Через эту функцию обеспечивается контроль над финансовыми потоками, определяется необходимость реформирования налоговой и бюджетной систем.
  5. Существует еще одна функция, стимулирующая — которая реализуется через систему льгот, исключений, увязываемых с льготообразующими признаками объекта налогообложения. Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки [11, с. 253].         

Актуальными в настоящее время являются следующие принципы налоговой системы, сформулированные основоположником классической политической экономии шотландским философом и экономистом Адамом Смитом (1723-1790) в работе «Исследование о природе и причинах богатства народов»:

    1. Принцип справедливости, утверждающий всеобщность налогообложения и равномерность распределения налогов между гражданами (равная обязанность граждан платить налоги) соразмерно с их доходами («соответственно их доходу, какими они пользуются под покровительством государства»). Этот принцип означает, что налоги должны взиматься с учетом возможностей налогоплательщика, который обязан принимать участие в финансировании соответствующей части расходов государства.
    2. Принцип определенности, согласно которому сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику. Это устойчивость основных видов налогов и налоговых ставок в течение ряда лет. В то же время налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к изменяющимся социально-экономическим условиям. Об определенности налогообложения свидетельствует стабильность законодательства о налогах и сборах. Конечно, налоговые реформы идут непрерывно, но они, как правило, затрагивают отдельные налоги и сборы.
    3. Принцип удобности предполагает, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые наиболее удобны для плательщика. Система и процедура выплаты налогов должны быть понятыми и удобными для налогоплательщиков.
    4. Принцип экономии, т.е. сокращение издержек взимания налога, рационализация системы налогообложения. Суммы сборов по каждому конкретному налогу должны в соответствии с рассматриваемым принципом существенно превышать затраты на его сбор и обслуживание [24, с. 177].

В настоящее время принципы налогообложения можно разделить на две группы. Первая группа включает в себя всеобщие, или функциональные, принципы, которые, так или иначе, используются в налоговых системах мира. О них писали в своих трудах А. Смит, Д. Рикардо и А. Вагнер. Позже эти принципы были развиты Н. Тургеневым, А. Соколовым, М. Алексеенко и др.

Четыре принципа соответствуют принципам,обозначенным Адамом Смитом и описанным выше (принцип равномерности (справедливости), а также принципы определенности, удобства и экономности).

Кроме этих классических принципов со временем сложился комплекс принципов, выделенных как государством, так и плательщиками:

Информация о работе Особенности функционирования налоговой системы в Республике Беларусь на современном этапе